Глава 1. Теории государственных финансов зарубежных экономистов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теории государственных финансов зарубежных экономистов



Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теории государственных финансов зарубежных экономистов. 5

1.1. Зарождение и развитие теорий государственных финансов. 5

1.2. Теория Дж. Кейнса. 11

1.3. Теории неокейнсианцев, неоклассическая теория. 12

1.4. Теории посткейнсианцев. 14

Глава 2. Управление финансами в ведущих зарубежных странах. 17

Глава 3. Государственный бюджет. 21

3.1. Государственный бюджет в ведущих зарубежных странах. 21

3.2. Роль налогов в государственном бюджете ведущих зарубежных стран 24

3.3. Структура доходов государственного бюджета США.. 31

Заключение. 35

Список литературы.. 37


Введение

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения "финансы". Финансы — историческая категория. По своей природе они тесно связаны с государством, которому для выполнения своих функций необходимы денежные средства.

По своей сущности финансы — это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

В эпоху домонополистического капитализма государственная финансовая система имела два звена — государственный бюджет и местные финансы. Они давали возможность формировать фонды денежных средств, с помощью которых государство выполняло свои функции. Под влиянием развития производительных сил, глубоких изменений в экономике структура финансовой системы меняется. Происходит выделение и развитие новых финансовых звеньев, рост их самостоятельности.

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая наука, изучающая экономические отношения по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов на различных этапах развития общества, формировалась под влиянием исследований, проводимых учеными-экономистами. Создаваемые ими финансовые теории проверялись реальными потребностями общества и признавались наукой, если отражали реальную сущность явлений и носили определенные практические рекомендации для государства и населения. В связи с этим необходимо изучение различных теорий финансовых категорий (государственных расходов, налогов, кредита, бюджета), которые формируют научные знания в области финансов.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального, правительства), бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель (ландов) — в ФРГ, провинций — в Канаде) и местные бюджеты.

В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах — не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть состояние финансовой науки в зарубежных странах на рубеже XX-XXI столетий.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

1. Дать характеристику теориям государственных финансов зарубежных экономистов;

2. Рассмотреть процесс управления финансами в ведущих зарубежных странах;

3. Проанализировать государственный бюджет, его формирование и развитие в зарубежных странах;

4. Сделать соответствующие выводы.


Теория Дж. Кейнса

 

Экономическая теория английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946), возникшая как потребность капиталистического производства в государственном регулировании, оказала огромное влияние на формирование финансовой концепции и разработку финансовой политики. Кейнсианские рекомендации с различными модификациями использовались на практике многими государствами в течение длительного периода. В основе финансовой концепции Дж. Кейнса лежит идея эффективного спроса.

Кейнс выступил со своей теорией, когда экономика пережила тяжелейший циклический кризис 1929—1933 гг., изложив ее в работе “Общая теория занятости, процента и денег” (1936). В ней обосновывается необходимость вмешательства государства в экономику в условиях нестабильного развития. Основными инструментами такого вмешательства должны стать финансовые категории, и в первую очередь государственные расходы. Их формирование, структура и рост являются важным фактором достижения “эффективного спроса”. Рост государственных расходов за счет налогов и займов смогут оживить предпринимательскую деятельность и обеспечить увеличение национального дохода, а также ликвидацию безработицы. Для достижения этой цели, как считает автор, государство обязано не только поднять уровень своих расходов, но и воздействовать на личное и инвестиционное потребление.

Особое значение Дж. Кейнс уделял налогам и их воздействию на основной “психологический закон”, согласно которому люди склонны увеличивать свое потребление, но не в такой степени, в какой увеличился доход. Это ведет к падению спроса на товары и сокращению производства. Государство должно воспрепятствовать проявлению этого закона и восполнить недостающий спрос либо увеличением своих расходов за счет налоговых поступлений, займов, либо стимулированием частных инвестиций разными методами. Его формула такова:

Сбережения + Налоги = Инвестиции + Государственные расходы

Таким образом, Дж. Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов, направленную на регулирование экономики в условиях монополизации производства [13, с. 74].

До 1970-х гг. в основе финансовой политики большинства промышленно развитых стран лежали исходные положения кейнсианской теории регулирования.

Теории посткейнсианцев

 

Кейнсианское учение несмотря на определенное развитие неоклассической школы продолжает развиваться применительно к новым условиям. В 1970-е гг. оформилось посткейнсианское направление, крупнейшими представителями которого являются в Великобритании — Н. Калдор, Г. Шэкл, в США — X. Минский, Р. Клауэр и др. Оно подвергло критике основные положения как неокейнсианцев, так и представителей неоклассической школы. В основе теории посткейнсианцев по-прежнему — идея расширения государственного вмешательства с помощью финансового механизма. Финансовая политика должна стать главной и направляться на ограничение деятельности монополий и сокращение военных расходов. В “политике доходов” они выступают за решение социальных вопросов, проведение социальных реформ. Наилучшим методом обложения считаются налоги на расходы. Английский исследователь Н. Калдор развивает идею замены подоходного налога налогом на потребление, рассматривая последний как обложение части дохода, идущего на личные расходы. Эта мера сможет стимулировать сбережение и ослабить инфляцию.

Мысль Н. Калдора нашла широкую поддержку среди ученых Запада, которые выступают за упрощение налоговой системы вплоть до единого налога на расходы, при котором обложению будут подвергаться только потребительские расходы граждан.

В конце XX столетия экономическая наука все больше отдает предпочтение рыночной системе в целом, законам бизнеса, практической деятельности в любой сфере экономики. В то же время материальные потребности безграничны, а ресурсы (капитал, земля, труд, предпринимательская способность и т.д.) ограничены, как пишут известные американские ученые К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю в работе “Экономикс. Принципы, проблемы, политика”; поэтому регулирование экономических процессов требуется постоянно, хотя в разные периоды развития экономики степень его различна. Они выступают за фискальную политику, ориентированную на предложение. Фискальная политика оказывает влияние на совокупный спрос, а также через изменение налогов — на предложение. Трансфертные платежи из бюджета и налоговая система, считают эти ученые, создадут требуемое равновесие в различных экономических ситуациях [19, с. 92].

В современной финансовой науке зарубежных стран, несмотря на разногласия и постоянные дискуссии между различными школами, наблюдается процесс конвергенции. Так, взгляды кейнсианской теории проникают в неоклассическую, а неоклассической теории — в кейнсианскую. Это прежде всего касается финансово-кредитно-денежного механизма, который присутствует во всех без исключения теориях. Все теории согласны, что необходимо исследовать эти инструменты для воздействия на хозяйственную жизнь страны. Хотя мера такого воздействия, инструменты и время использования могут не совпадать.

Анализ финансовых концепций зарубежных авторов дает возможность сделать ряд выводов.

1) Система взглядов в области финансов выступает как определенная часть общеэкономической теории, она обогащает и развивает финансовую науку.

2) Возникновение финансовых концепций является ответной реакцией на требования макро- и микроэкономики страны или выполнением заказа определенной правящей социальной группы.

3) Финансовые рекомендации, имеющие практическую ценность, становятся общей экономической стратегией государства по укреплению и стабилизации экономики и социальных отношений в стране и используются при разработке финансовой.политики.

4) Прогрессивные финансовые идеи зарубежных ученых, обеспечивая достаточно высокий уровень экономического роста, помогают обществу удовлетворять разнообразные потребности человека.

 


Заключение

 

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой — из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.

Финансовая система развитых зарубежных стран и финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы предприятий различных форм собственности.

Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: - государственный (федеральный) бюджет или бюджет центрального правительства; - бюджеты членов федерации; - местные бюджеты.

Управление государственными финансами в экономически развитых государствах и в России регулируется законодательными органами через принятие финансового законодательства, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и др.

Таким образом, можно сказать что:

1. Доходы государственного бюджета формируются как за счет налоговых поступлений (с физических и юридических лиц), так и неналоговых доходов (от имущества, находящего в государственной и муниципальной собственности, реализации государственных запасов, административных платежей и сборов, штрафных санкций и т.д.). Однако налоговые поступления с физических лиц во всех развитых странах являются основным источником пополнения государственного бюджета. В этом отношении Россия наряду с Францией составляют исключение, так как в этих странах доля налогов с населения в доходах бюджета меньше 20%. В других странах она составляет от 60 до 80%.

2. Системы налогообложения практически во всех странах основаны на шкалах, носящих прогрессивный характер, т.е. ставка налога увеличивается с ростом дохода. Это позволяет перераспределить средства между бедными и богатыми, снизить степень социальной напряженности и обеспечить гарантированное поступление средств из наиболее вероятных источников.

3. Система налогообложения в зарубежных странах носит ярко выраженный социальный характер, формирующийся на системе льгот для слоев населения с низкими доходами.

4. Так как в России разрыв между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями значительно больше, чем в ведущих индустриальных странах, то в российских условиях безусловно должна быть сохранена прогрессивная шкала взимания налогов с населения.

 

Список литературы

 

1. Архипов А.И. «Финансы, денежное обращение и кредит», 2005.

2. Бриль Д.В, Саакян Т.В. "Управление государственными ведомственными проектами в Казначействе Франции",Краткий информационный обзор по материалам презентаций,2005.

3. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

4. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.

5. Грязнова А.Г., Маркина Е.В. «Финансы», 2005.

6. Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В.Международные финансы: Учеб. пособие— Мн.: БГЭУ, 2001.

7. Карасева М.В., Финансовое право, 2003.

8. Климович В.П. «Финансы, денежное обращение и кредит», 2005.

9. Кожевников Н.П. «Основы экономики и управления», 2004.

10. Колпакова Г.М. «Финансы. Денежное обращение. Кредит». М.: 2003.

11. Лаврушин О.И. «Деньги. Кредит. Банки». М.: 2003.

12. Нестеров В.П. «Финансы и экономика», 2004.

13. Романовский М.В. «Финансы, денежное обращение и кредит». М.: 2004.

14. Рудская Е.Н. «Финансы и кредит». Ростов-на-Дону: 2002.

15. Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2003.

16. Сенчагов В.К. «Финансы, денежное обращение и кредит». М.: 2003.

17. Соколова О.В. «Финансы. Деньги. Кредит». М.: 2004.

18. Финансы и кредит: Учебник / Под. ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2003.

19. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2001.

20. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Серия «Учебники «Феникса» / Под ред. А.П. Ковалева. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

21. Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива; Юрайт, 2003.

22. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.

23. Финансы:Учебник/Под ред. В.В. Ковалева – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.

 

 

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теории государственных финансов зарубежных экономистов. 5

1.1. Зарождение и развитие теорий государственных финансов. 5

1.2. Теория Дж. Кейнса. 11

1.3. Теории неокейнсианцев, неоклассическая теория. 12

1.4. Теории посткейнсианцев. 14

Глава 2. Управление финансами в ведущих зарубежных странах. 17

Глава 3. Государственный бюджет. 21

3.1. Государственный бюджет в ведущих зарубежных странах. 21

3.2. Роль налогов в государственном бюджете ведущих зарубежных стран 24

3.3. Структура доходов государственного бюджета США.. 31

Заключение. 35

Список литературы.. 37


Введение

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения "финансы". Финансы — историческая категория. По своей природе они тесно связаны с государством, которому для выполнения своих функций необходимы денежные средства.

По своей сущности финансы — это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

В эпоху домонополистического капитализма государственная финансовая система имела два звена — государственный бюджет и местные финансы. Они давали возможность формировать фонды денежных средств, с помощью которых государство выполняло свои функции. Под влиянием развития производительных сил, глубоких изменений в экономике структура финансовой системы меняется. Происходит выделение и развитие новых финансовых звеньев, рост их самостоятельности.

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая наука, изучающая экономические отношения по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов на различных этапах развития общества, формировалась под влиянием исследований, проводимых учеными-экономистами. Создаваемые ими финансовые теории проверялись реальными потребностями общества и признавались наукой, если отражали реальную сущность явлений и носили определенные практические рекомендации для государства и населения. В связи с этим необходимо изучение различных теорий финансовых категорий (государственных расходов, налогов, кредита, бюджета), которые формируют научные знания в области финансов.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального, правительства), бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель (ландов) — в ФРГ, провинций — в Канаде) и местные бюджеты.

В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах — не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть состояние финансовой науки в зарубежных странах на рубеже XX-XXI столетий.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

1. Дать характеристику теориям государственных финансов зарубежных экономистов;

2. Рассмотреть процесс управления финансами в ведущих зарубежных странах;

3. Проанализировать государственный бюджет, его формирование и развитие в зарубежных странах;

4. Сделать соответствующие выводы.


Глава 1. Теории государственных финансов зарубежных экономистов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.041 с.)