ТОП 10:

Самообслуживание не только при заправке машины



Правда ли, что люди с высокой самооценкой видят себя довольно точно и в любом случае любят и принимают себя? (Если вы ответили «верно», вы ошиблись. Если ответили «неверно», то поняли, что я задала вам хитрый вопрос!)

Вы знали, что люди с высокой самооценкой могут обманывать себя гораздо больше, чем другие, и что этот самообман может служить им на пользу? Это правда! Традиционная мудрость, которая гласит «соприкоснись с реальностью», не всегда может стать лучшим советом. По крайней мере, когда дело доходит до объяснения собственного поведения. Фактически, люди с высокой самооценкой, возможно, обладают внутренней «станцией самообслуживания», которая поставляет им такие объяснения, которые представляют их в самом лучшем свете.

Самообслуживающие предубеждения — тенденция человека хвалить себя, когда с ним происходит что-то хорошее, и винить ситуацию (в том числе других людей) в случае неуспеха. Вы с большей вероятностью будете говорить, что это вы заслужили повышение по службе, но, если вас не заметили, вы скорее скажете: «Мой начальник меня недолюбливает».

В попытке защитить свою самооценку имеет смысл представлять свое поведение в самом лучшем свете. Некоторые исследования показывают, что люди,


Глава 25> Вы не можете жить без них

страдающие от депрессии, могут на самом лр>е иметь более точное восприятие своих способностей и умений, чем люди без депрессии. Очевидно, самообслуживающие предубеждения могут помочь вам — если только они не выходят за рамки. В конце концов, вам не принесет никакой пользы убеждение, что ваш начальник недолюбливает вас за то, что вы халтурите на работе.

Сам себе спин-доктор*

Словарь психолога

Самообслуживающее предубеждение— это тенденция хвалить себя, когда все оборачивается хорошо, и винить ситуацию или других людей, когда дела идут плохо.

Каждый из нас — легенда в собственном

представлении. Предубеждения, которые мы "ч._______________________

используем при объяснении себя и событий

своей жизни, — это истории, придающие значимость нашей личности и закладывающие основу наших будущих выборов и планов. Мы не только хотим, чтобы наши жизненные истории имели хороший конец, нам также необходимо чувствовать, что мы можем разыграть их по написанному нами сценарию. Но будем честны. У вас одинаковое поведение в начале отношений и через шесть месяцев? Вы съедите второй кусок пирога при гостях или подождете, пока они разойдутся по домам? Большинство из нас по-разному ведут себя в одиночестве и когда нас видят другие, и с некоторыми людьми разница в поведении больше, чем с другими.

Кампания по принятию

Когда Шекспир написал: «Весь мир — театр, и люди в нем актеры», он попал прямо «в яблочко». Сознательно или бессознательно, мы часто изменяем свое поведение, чтобы повлиять на впечатление, которое производим на других. Социальные психологи называют это искусством импрессионного управления; ваши родители, возможно, называли это умением «показать себя в лучшем свете». Дело не в том, что мы постоянно пытаемся обмануть окружающих, просто у всех нас есть законное желание выглядеть в самом лучшем свете.

Словарь психолога

Импрессионное*(*прим. пер. — Impression — впечатление) управление — способы, которыми люди пытаются контролировать то, как их воспринимают другие. V........ ......,„___,_____________«А

' Spin doctor — амер. — поли гтехнолог, эксперт по связям с общественностью {Прим. ред.).


Часть 6 > Мы просто не можем быть рядом?

Хотя я боюсь спорить с Шекспиром, я могу предположить, что политик будет лучшей аналогией, чем актер. Будучи политиками, мы склонны следовать советам наших внутренних «спин-докторов». Чтобы гарантировать получение тайного голоса в свою пользу от окружающих, мы, вполне естественно, продвигаем себя и свои цели, хотя часто сознательно не прибегаем к хитростям и манипуляциям другими людьми. Неудивительно, что вы, скорее всего, будете вести подобную «кампанию» с теми людьми, которые еще должны отдать свой голос за (или против) вас — с новыми знакомыми или товарищами по бизнесу. С другой стороны, ваши друзья и семья, скорее всего, будут иметь дело с вашей персоной «что видите, то и есть на самом деле».

Создание имиджа

В личных отношениях

Встречающиеся партнеры намного сильнее обеспокоены своим образом в начале развития отношений. Фактически, само определение удовлетворяющих отношений имеет тенденцию меняться с течением времени: в начале партнеры с большей вероятностью дают высокие оценки отношениям, если у них хорошее впечатление друг от друга. После того как они чувствуют большую близость и безопасность, они хотят иметь возможность снять свою защиту, не беспокоясь, что будут отвергнуты. Конечно, тяжелее всего в середине, когда вы понимаете, что вам больше не дарят цветы и не водят в рестораны для гурманов на каждом свидании, но истинная близость еще не наступила!

Наблюдая себя на экране

В главе 15 мы много говорили об экстраверсии и интроверсии, которые вместе образуют один элемент «большой пятерки» личностных черт. Это измерение вашей личности может оказывать сильное влияние на ваши усилия в импрессионном управлении. Экстраверты, как правило, пытаются завоевать друзей и оказывать влияние на людей. С другой стороны, очень застенчивые люди часто озабочены не тем, чтобы произвести хорошее впечатление, а

Зри в корень

Хотите увидеть, как вы управляете производимым впечатлением? В течение недели записывайте всех людей, с которыми вступаете в контакт. Распределите всех этих людей на шкале от одного (самый важный) до пяти (произведенное впечатление вас не волнует). Какое влияние это желание произвести впечатление (или его отсутствие) оказывает на ваше взаимодействие с этим человеком?


Глава 25>• Вы не можете жить без них

Ловушка для ума

Произвести хорошее впечатление — нелегкая задача. Исследователи полагают, что наилучшее впечатление возникает тогда, когда удается выглядеть хорошо, быть сдержанным и искренним.

тем, чтобы не произвести плохого. Они могут избегать социальных ситуаций, а когда им это не удается, они могут постараться тихонько отойти на задний план.

Другая личностная черта, связанная с тем, как вы пытаетесь влиять на впечатление, производимое вами на других, — самомониторинг. Сильные самомониторы четко осознают, какими их видят другие люди. Это хамелеоны, способные быстро переключать «передачи» и модифицировать свое поведение, чтобы удовлетворить окружающих. Слабые самомониторы, с другой стороны, с большей вероятностью будут следовать своим ценностям и убеждениям и с меньшей вероятностью будут следовать за дуновением ветра.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.240.230 (0.005 с.)