ТОП 10:

Информационная передозировка



Модель обработки информации подразумевает, что мышление может быть разложено на составляющие части, которые, работая вместе, образуют информационную систему. Основываясь на этой модели, можно получить ключ к пониманию процессов познания, обратившись к изучению этих частей и того, как они работают вместе. Это похоже на способ, которым пользуется механик |фИ работе с машиной.

t Если механик действительно хочет разобраться в машинах, то ему лучше всего пойти в компанию «Форд Моторс» и провести несколько дней, наблюдая э&тем, как части собираются в единое целое. Человеческий ум будет представлять себе сборку машины, как мультик про Микки Мауса.

!!• Наше сознание состоит как будто из многих конвейеров сборки, работающих одновременно. Все они работают совместно, обрабатывая сырой материал (основные ощущения и восприятия), на более сложных уровнях, обозначая, классифицируя, находя причины и решая проблемы.

I Но, в отличие от конвейера, наше сознание более гибкое. Рабочие, работающие у одного конвейера, могут обратить внимание на определенный раздел информации с другого сборочного конвейера и распределить ее, ку-да это необходимо. На самом деле наше сознание часто проводит ассоциации между мыслями и часто при этом вырабатывает Творческие «продукты», которые не были «заказаны».

Исследование мыслей

Человеческое сознание достаточно сложно. Когнитивные процессы активны. Когда вы думаете, вы не просто вбираете в себя информацию. Вы сортируете ее, извлекаете из нее смысл и преобразуете, получая что-то новое для себя. И iceэто происходит одновременно. Это преобразование поступающей информации в новую форму, которую можно использовать, включает в себя несколько процессов: оценка, решение проблемы, планирование, нахождение причин, Воображение и иногда творчество.

г Наше мышление, будучи исключительно сложным процессом, в то же вре-Н очень практично. Если вы подумаете об этом, то поймете, что само по себе

Словарь психолога

Когнитивная модель— это гипотетическая репрезентация того, как работают познавательные процессы. Так же как модель самолета является маленькой копией большого, так и когнитивные психологи строят когнитивные модели, чтобы объяснить себе, как работает человеческий разум, как он использует информацию.


Часть 3 > Да прибудет с тобой сила

размышление над чем-то уже является некоторой формой решения проблемы. Почти все наши мысли направлены на улучшение или изменения чего-либо, в нас как будто встроена корректирующая и обновляющая программа.

Вы, наверное, недоумеваете, откуда мы столько знаем о мыслях, если не можем наблюдать их непосредственно. У когнитивных психологов было немало проблем, когда они занялись исследованием человеческих способов познания. Со временем они изобрели несколько исследовательских «инструментов» для измерения и оценки умственных процессов. Давайте взглянем на некоторые их них:

>- Интроспекция

>- Наблюдение за поведением

> Анализ ошибок

>• Снятие показаний с мозга

Интроспекция

В поздних 1800-х психолог Вильгельм Вундт учил людей изучать собственную умственную деятельность,используя метод, называемый интроспекцией. Он просил их записывать все свои ощущения, образы и чувства по мере их появления. Таким образом Вундт надеялся привести их к выделению мельчайших элементов сознания.

Он основал свой проект на такой теории: если люди могут раскладывать свои умственные процессы на основные составляющие, то можно попробовать воссоздать структуру человеческой мысли. Если людей достаточно много, мы можем выделить определенные закономерности возникновения ощущений, образов и чувств. Со временем мы станем способны взять нескольких людей и, используя определенные стимулы, вызвать у всех одинаковые мысли, чувства и образы. Его конечная цель была поразительной: он чувствовал, что если мы сможем понять человеческое мышление, то сможем его предсказывать, а если в его работе возникнут сбои или ошибки, то станет возможным их исправление.

Позвонить в колокольчик? Павлов думал, что мы можем предсказать, какое поведение вызовут определенные стимулы. Подобно ему Вундт полагал, что человеческие мысли можно контролировать, систематически изменяя воздействия окружающей среды. С этой точки зрения Вундт считал, что развитие мышления происходило по тому же принципу, что и классически обусловленное поведение.

Как же он ошибался! Люди гораздо более сложны, чем думали ранние психологи, что делает их еще более интересными, непредсказуемыми, гораздо более трудно изучаемыми. Поэтому интроспекция как метод исследования сегодня практически не используется.


Глава 11>- Подумай, прежде чем сказать

Наблюдение за поведением.

ЙЦеловеческие мысли и действия не всегда согласуются. Тем не менее мы можем сделать догадки, о чем думает человек, наблюдая, что он делает и в связи с чем он Ьгоделает. Отмечая действия человека и особенности ситуации, в которой это (происходит, мы понимаем, о чем примерно он думает, что чувствует и какие мотивы им руководят. Если я вижу человека, рыдающего над гробом, то могу предположить, что он грустит и оплакивает кого-то любимого. С другой стороны, если новообъявленная Мисс Америка плачет на сцене, то я скорее сделаю вывод, что это слезы радости, веселья и, возможно, гордости за свое достижение.

Хотя Вундту пришлось разочароваться в своей цели, все же он смог достичь определенных успехов. Один из полезных выводов, которые он сделал: время реакции может быть показателем сложности предлагаемой задачи для испытуемо-Цо. Чем больше времени требуется на выполнение задания, тем сложнее для испытуемого прийти к правильному решению. Сегодня психологи используют этот способ для измерения гибкости и быстроты ума. Давайте познакомимся с двумя психологическими тестами, служащими примером того, как они это делают.

Психотреп

Размышления вслух — это один из новых вариантов метода интроспекции. Суть его в том, [что испытуемых просят вслух описывать ход своих мыслей при решении проблемы, что можно противопоставить описанию самой проблемы. Исследования показали, что способы решения проблем у людей сильно отличаются.

Анализ ошибок

Вы когда-нибудь делали одну и ту же ошибку несколько раз? Все мы делаем, и ■огнитивные психологи ужасно этому рады. Это помогает им узнать нас лучше, ■а самом деле когнитивные психологи обращаются к изучению ошибок в мышлении не реже, чем ко всему остальному.

1 Они выяснили, что люди не просто приходят к ошибочному выводу — они рриходят к нему снова и снова. Вот почему, как мы увидим в этой главе, существуют ошибки в мышлении, которые все мы совершаем и которые делают из ЛЮдсй плохих присяжных.


Часть 5> Да прибудет с тобой сила

Снятие показаний с мозга

Когда Бенджамин Франклин открыл электричество, он не знал, насколько его открытие важно для изучения человеческого мозга. Его открытие не только позволило нам увидеть свет в конце тоннеля, но и узнать, сколько «лампочек» работает в голове у каждого. Это позволило ученым увидеть различия колебаний в работе мозга во время сна (см. главу 5), а также измерить активность мозга во время бодрствования и фиксировать изменения, связанные с определенными событиями. Эти измеряемые изменения получили название потенциала, связанного с событием (ПСС).

На самом деле, с помощью измерений ученые могут сказать, какая именно «лампочка» вышла из строя и в какой части мозга. Например, когда вы читаете эти страницы, повышается активность в отделах мозга, отвечающих за понимание слов, в отделах, отвечающих за соотношение этих слов со словами, уже прочтенными, а также в отделах, отвечающих за превращение разнообразных значений в связные мысли. Даже сами по себе предложения могут вызывать разный ПСС. Область мозга, которая активируется при обработке незнакомых слов, отлична от области, расшифровывающей запутанную структуру предложения. Проще говоря, умственные детективы используют ряд инструментов в своих исследованиях таинственного человеческого разума. Но что они ищут? Что эти инструменты могут помочь им найти? Давайте посмотрим, как мысли структурируются. В мыслях гораздо легче запутаться, чем может показаться.

Опасность сознания

Если бы ваш мозг был телеигрой, то это была бы Jeopardy. Ему нравятся категории. Создавать категории, распределять информацию по категориям и добавлять новое в старые категории. Наш мозг — это категоризирующая машина.

Кроме того, мозг немного ленив. Он скорее поместит информацию в у»е существующую категорию, чем создаст новую. Так что мозг стремится найти похожее между разными событиями — он предпочитает представлять нову!° информацию в уже знакомых старых категориях. «Был там-то, делал то-то» -~ структура, хорошо знакомая нашему мозгу. Может быть, поэтому скука так неотъемлемо присуща человеческой природе.

Словарь психолога

Потенциал, связанный с событием,— это измеряемая перемена в мозговых волнах, возникающая в ответ на определенный стимул.


Глава 11 > Подумай, прежде чем сказать

«Веру кирпичи по 200 за. штуку»

Категории — это кирпичики, из которых складывается мышление. Но, говоря «мышлении, мы назовем кирпичи понятиями. «Животное», к примеру, представляет собой понятие, в которое мы вкладываем представление о многих существах, которые мы сгруппировали вместе в одну категорию. Собака — еще фряо понятие, соответствующая ей категория сравнительно небольшая. Поня-ДО1 также могут касаться активности, деятельности (мы с вами можем вкладывать в понятие «зарядка» совершенно разные вещи), отношений (банан и яблоко — оба являются фруктами) и абстрактных идей (истина, правосудие).

| В отношениях наше понимание различных вещей — наши понятия — могут вызвать проблемы. Вот пример. Если бы на нашем первом свидании я спросила вас, считаете ли вы, что важно быть честным, вы, скорее всего, отвели бы «да». Возможно, что вы так и думаете, хотя необходимо учитывать давление общественных представлений (кто станет встречаться с тем, кто так не считает?). Однако ваше представление о честности может в корне отличаться от моего, а такие понятия, как важность и отношения, мы можем понимать совершенно по-разному. В вашем представлении честность вполне может допускать безграничное вранье, но при этом вы делаете некоторые исключения. Или вы можете согласиться, что честность — это важно, но еще важнее не попасть в неприятную ситуацию.

|, Спросите двух людей, что такое любовь, и вы сможете познакомиться с дву-мя разными теориями, которые все же можно объединить в одной категории. Если я буду любить вас, основываясь только jjjia своих представлениях о том, что это такое, £(при этом не буду стараться понять, что означает любовь для вас, вы можете почувствовать себя нелюбимым. Лучший способ по-Йять, как другой представляет себе такие по-Яятия, как честность или любовь, — это посмотреть, как он проявляет себя в любви или Какие свои поступки он оценивает как честные. Если есть ощутимая разница между словами и действиями, то верьте тому, что он Или она делает, а не тому, что говорит.

Делаем кирпичи

Иоскольку отношения включают в себя порски человека, с которым у нас много обще-щЬ то основная задача мышления — это определять идеи и качества, которые вы считайте общими, и соответственно их объеди-

Аовушка для ума

Думаете, что вы знаете, о чем думает ваша зазноба? Не будьте слишком уверены. Не все мы подразумеваем одно и то же под словами, которые произносим. Одно из самых скользких понятий, о которых мы постоянно говорим, — это любовь. Все мы произносим одно и то же слово, но у каждого из нас существует свое уникальное личное понимание его значения.


Часть 3 > Да прибудет с тобой сила

нить. «В чем они одинаковы?» — фундаментальный вопрос, который мы постоянно задаем сами себе. Психологи до сих пор не понимают до конца, какие осо. бенности рассматривает наш разум, когда отвечает на этот вопрос.

Иными словами, совершенно непонятно, что означает для вашего разума понятие «одинаковый» ? Означает ли это, что люди должны выглядеть одинаково, делать одинаковые действия или что? Если понятия — кирпичики, то из какого материала они состоят? Давайте рассмотрим две школы, пытающиеся ответить на этот вопрос, — теория критических черт и теория прототипической гипотезы.

Не критикуйте мой прототип

С точки зрения приверженцев первой теории, наш мозг содержит списки важных характеристик, которые и определяют концепции. Для понятия «птица» критическими чертами будет наличие перьев и клюва. Эти критические черты — качественные характеристики, которые необходимы понятию, чтобы его можно было включить в категорию. Понятие может попасть в данную категорию, если (и только если) у него присутствуют все критические черты по списку.

В рамках второй школы, изучавшей мышление, была разработана теория прототипической гипотезы. Она основывается на предположении, что существует некая мысленная модель концептуальной категории — идеа\, или репрезентативный пример, на который все остальные члены категории должны быть похожи. Этот идеал и называется прототипом.

Списки или сходство?

В чем отличаются представления этих двух школ? Давайте попробуем сформу лировать определение понятию «потенциальный жених». Опираясь на первую теорию, необходимо создать список критических черт: привлекательный, веселый, умный, амбициозный, конкретный и внимательный. Далее вы можете проводить время в поисках того, кто удовлетворяет всем этим критериям.

Вторая теория говорит, что необходимо создать мысленную идеальную м°' дель, а затем искать человека, максимально похожего на эту модель. Если вь1

Зри в корень

Чтобы понять разницу между необходимым и достаточным набором признаков, представьте себе птиц и пчел. И у тех, и у других есть крылья — это необходимый признак для того, чтобы отнести некий объект к одной из этих двух категорий. Но одних только крыльев недостаточно, чтобы различать эти понятия между собой, ^_________-____.---------Л


Глава 11> Подумай, прежде чем сказать

Ьочитаете и уважаете родителя противоположного пола, он (или она) может Кггать идеальной моделью совершенного супруга или супруги. И тогда вы стане-Буе назначать свидания, только если потенциальный партнер похож на данного |яеловека.

Первый путь очень сужает сферу выбора. Человек, не соответствующий Ьсртя бы одному признаку, уже не считается членом искомой категории. Во ртором случае мы имеем дело с более гибкой стратегией: человек может пол-Ьцостью не соответствовать идеальной модели, однако он по-прежнему будет ■принадлежать к общей категории. Нет никого точно повторяющего особенности мамы или папы, но все мы очень внимательно присматриваемся к тем, кто на них похож.

\OduH из «А», другой из «Б»

[Последние исследования показали, что и та, и другая теории правильные, хотя иши описывают разные типы понятий. Когда речь идет, например, о млекопитающих, теория критических черт подходит как нельзя лучше. Все млекопита-вощие теплокровные, позвоночные и вынашивают своих детенышей. Другие понятия труднее задать также четко.

Давайте опять вернемся к птицам. Крылья, клюв и перья на первый взгляд кажутся вполне приемлемыми критическими чертами. Но что вы можете ска-.зать насчет пингвинов или страусов? Все мы знаем, что эти животные тоже иггицы. Но, судя по выделенным нами критическим чертам, они не совсем под-юсодят к этому понятию. Птицы — достаточно расплывчатое понятие. Нет четких границ между летающими и нелетающими птицами. Чтобы разрешить это ^разногласие, следует определять понятие не только в соответствии с критическими чертами, но и на основании представлений о типичном члене данной ка-регории — прототипе.

Психотреп

вели вы смотрели детективные сериалы, то должны знать, как выглядит прототип: полицейские используют его каждый раз, когда хотят помочь свидетелям определить подозреваемо-То. Они готовят прототип лица из пластика, наложенного сверху на болванку. Постепенно полицейский вместе со свидетелем изменяют прототип до тех пор, пока он не становится похожим на лицо подозреваемого.


Часть 3 > Да прибудет с тобой сила

Понятия, как правило, отличаются по уровню обобщения: есть более общие, а есть более частные. Достаточно обширная категория растений включает в себя несколько подкатегорий: цветы, деревья и водоросли. В этих подкатегориях, в свою очередь, можно выделить еще более конкретные понятия: азалия) дуб и морская капуста. Но давайте вернемся к более интересной для нас категории — к человеку. Это достаточно широкая категория, к которой мы с вами принадлежим. Более частное понятие «влюбленные» может привести нас к жениху и невесте. В идеале, эти категории заканчиваются только одной ветвью — супругами.

Великие ожидания

Назовите 10 объектов, которые у вас ассоциируются с пикником. Вот 10, которые приходят мне в голову: солнце, покрывало, корзина с едой, жареная курица, сваренные вкрутую яйца, картофельный салат, соль, возможность расслабиться, песок и муравьи. Это моя схема пикника. Понимать понятие «пикник» — хорошо, но это еще не все. Схемы могут дать нам нечто большее — представление о том, что нас все-таки ожидает, если мы отважимся принять участие в

пикнике.

Схемы — пакетики информации, помогающие нам предполагать, что нам следует ждать от определенного понятия, категории, личности или ситуации. Эти ожидания основаны на наших знаниях и опыте, касающихся человека, места или предмета. Например, во время моего пикника пошел дождь, хотя я не ожидала его — значит, дождь не входит в мою схему понятия пикника. С другой стороны, я никогда не могу знать точно, сколько муравьев будут разделять со мной трапезу. (Правда, теперь, когда я посмотрела программу «Жизнь насекомых», мне, по крайней мере, не так неприятно!)

Новая информация усваивается легче, когда ее можно соотнести с уже имеющимися знаниями. Если вы предложите мне поехать на пикник, то я могу быстро просмотреть свою схему и соотнести минусы (песок, муравьи) с плюсами (жареная курица). Но схемы не только помогают нам прийти к быстрому решению. Они также помогают за-

Зри в корень

Мы используем стереотипы в качестве короткого мыслительного пути. Мы заранее приписываем определенные характеристики отдельному члену группы и затем выносим суждения насчет его индивидуальных особенностей. Например, если вы мыслите в категориях «женщины» или «черные», которые подразумевают набор определенных характеристик, вы с большей вероятностью решите, что каждая отдельная женщина или черный (прим. ред. — зд. речь идет о представителе негритянской расы) обладают этими чертами тоже.


Глава 11>■ Подумай, прежде чем сказать

Ьолнять промежутки, когда чего-то недостает. Если я услышу только обрывки Ьазговора, такие как «открыл корзину» и «забыл соль», я, скорее всего, решу, шо разговор идет о корзине с продуктами, а не о какой-нибудь еще.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.240.230 (0.011 с.)