Про девочку да и мальчика нет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Про девочку да и мальчика нет



Я знаю домик у пруда.

И это не секрет,

Что там живёт сестрёнка Да

С упрямым братцем Нет.

 

Малыш упрямится всегда,

На всё один ответ —

И надо бы ответить «да»,

Но он ответит «нет».

Кем краска пролита? Когда?

 

На стенке пальцев след.

Краснея, сознаётся Да,

Ладошки прячет Нет.

На кухне булькает вода,

 

Большой котёл нагрет.

Купаясь, брызгается Да,

Грязнулей ходит Нет.

 

– Жить невозможно без труда, —

Твердит ребятам дед.

Цветы польёт из лейки Да,

Но их потопчет Нет.

 

Зайдут ребята иногда,

Чтоб взять велосипед.

Катается с друзьями Да,

Один скучает Нет.

 

На стол поставлена еда,

Давно готов обед.

Берёт большую ложку Да,

Не хочет супу Нет.

 

Когда вечерняя звезда

Зажжёт в окошке свет,

Послушно спать ложится Да,

Капризничает Нет.

 

Но иногда с мальчишкой Нет

Случается беда.

– Конфетку хочешь? – спросит дед.

И внук ответит: – Да!

 

А хорошо бы, чтоб всегда

И не из-за конфет

Нам отвечал послушно «да»

Упрямый мальчик Нет.

 

 

• Хорошо ли быть упрямым?

• Называет ли тебя кто-нибудь упрямым? Когда?


 

Михаил Яснов

КТО ЧТО НЕСЁТ

Семён портфель несёт в руке,

Павлуша – двойку в дневнике.

 

Серёжа сел на пароход —

Морскую вахту он несёт.

 

Андрюша ходит в силачах —

Рюкзак несёт он на плечах.

 

Задиру Мишу Пётр побил —

Несёт потери Михаил.

 

Степан не закрывает рот:

Он чепуху весь день несёт!

 

 

• Что означает фраза «нести чепуху»?


 

Марина Цветаева

ТАК

«Почему ты плачешь?» – «Так». —

«Плакать «так» смешно и глупо.

Зареветь, не кончив супа!

Отними от глаз кулак!

Если плачешь, есть причина.

Я отец, и я не враг.

Почему ты плачешь?» – «Так». —

«Ну какой же ты мужчина?

Отними от глаз кулак!

Что за нрав такой? Откуда?

Рассержусь, и будет худо!

Почему ты плачешь?» – «Так».

 

 

• Кто с кем ведёт разговор?

• Почему плачет мальчик?

• Бывает ли у тебя такое слезливое настроение?


 

Зинаида Александрова

ЧТО ВЗЯЛА, КЛАДИ НА МЕСТО!

Это Оленьке известно:

Что взяла, клади на место!

Только девочка мала:

Забывает, где взяла.

 

На кроватку ставит кружку,

На паркет кладёт подушку.

Прячет ботики в буфет.

Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,

Надо делать всё сначала:

На буфет нести подушку,

На паркет поставить кружку,

Сунуть ботики в кровать.

Кажется, не так опять?

 

Оля смотрит виновато:

Нет, стояло всё не там…

Помогите ей, ребята,

Всё расставить по местам.

 

 

• Где должна стоять кружка?

• Где должна лежать подушка?

• Где должны быть ботики?

• Зачем нужно класть вещи на место?

• Как называют людей, которые всюду разбрасывают вещи?


 

Валентина Осеева

КТО ХОЗЯИН?

Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

 

 

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

– Собака моя, – говорил Коля, – я первый увидел Жука и подобрал его!

– Нет, моя, – сердился Ваня, – я перевязывал ей лапу и таскал для неё вкусные кусочки!

Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.

– Моя! Моя! – кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

– Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

– Чья собака? – сердито закричал он.

– Моя, – сказал Коля.

Ваня молчал.

 

• Как ты думаешь, почему хозяином собаки можно считать Колю?


 

Дружная семья


 

Лев Толстой

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ

Басня

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

«Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

«Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит».

 

• Чему отец учил своих детей: быть вместе или порознь?

• Что значит «жить в согласии»?

• На каком примере он показал, что вместе быть лучше?


 

Николай Некрасов

КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ

Отрывок

Однажды, в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии

чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке

овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

– Здорово, парнище! – «Ступай себе

мимо!»

– Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? – «Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

– А что, у отца-то большая семья?

«Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…»

– Так вон оно что! А как звать тебя? —

«Власом».

– А кой тебе годик? – «Шестой

миновал…

Ну, мёртвая!» – крикнул малюточка

басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

 

 

• Почему такой маленький мальчик работает?

• А как ты помогаешь маме и папе?


 

Евгений Пермяк

ПЕРВАЯ РЫБКА

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

– Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

 

• Почему радовался Юра?

• Какова основная мысль рассказа?

* * *

Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар:

Родной матушке платок —

Посерёдочке цветок,

Братьям-соколам —

По козловым сапогам,

Сестрицам-лебедицам —

Да по белым рукавицам.

 

 

• Из кого состоит обычно семья?

* * *

Как у нас семья большая

Да весёлая:

Два у лавки стоят;

Два учиться хотят;

Два Степана у сметаны

Объедаются;

Две Дашки у кашки

Питаются;

Две Ульки в люльке

Качаются;

Одна Маша не наша,

Да и та хороша.

 


 

Яков Аким

КТО КОМУ КТО?

– Бабушка, бабушка, я чья дочка?

– Ты Федина дочь, моего сыночка.

– Мой папа большой, а совсем

не сыночек!

– Сыночек. Брат четырёх моих дочек,

Помнишь, мы были у старшей,

Авдотьи?

– Да разве у дочки мы были? У тёти!

– Тётю твою я в люльке качала…

– Бабушка, стой, объясни сначала,

Кто мне Наташа и два её братца?

– Ладно, попробуем разобраться:

Их мама, племянницы мужа сестра,

Маленькой ох и была шустра!

А ты им доводишься… Хитрое дело…

– Бабушка, что-то у нас пригорело!

– Тьфу ты, пока я соображала,

Всё молоко из кастрюли сбежало!

 

 

• Попроси маму найти семейную фотографию и попробуй разобраться, кто кому кем приходится.


 

Алексей Плещеев

МАТЬ И ДЕТИ

Кто вас, детки, крепко любит,

Кто вас нежно так голубит,

Не смыкая ночью глаз,

Всё заботится о вас?

– Мама дорогая!

 

Колыбель кто вам качает,

Кто вас песней забавляет

Или сказку говорит,

Кто игрушки вам дарит?

– Мама золотая!

 

Если, детки, вы ленивы,

Непослушны, шаловливы,

Как бывает иногда,

Кто же слёзы льёт тогда?

– Всё она – родная!

 

 

• Кто больше всего на свете любит своих детей?

• Ты любишь маму?

Нет такого дружка, как родная матушка.

* * *

При солнышке тепло, при матушке добро.

* * *

Птица рада весне, а младенец матери.

* * *

Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.

 

• Какая пословица больше подходит содержанию предыдущего стихотворения?


 

Зинаида Александрова

БУКЕТ

Побежала Таня за цветами,

Свой букет она подарит маме.

 

Вот ромашка с золотым сердечком,

У неё высокий стебелёк.

Рядом с нею синий, будто речка,

Солнышком нагретый василёк.

Колокольчик в шапочке лиловой

Весело кивает головой,

Одуванчик, улететь готовый,

Шепчется с гвоздичкой полевой…

 

Всех цветов не сосчитать в букете!

Жарко в поле, солнце ярко светит.

 

Девочки зовут купаться Таню, —

Ей на речку хочется самой.

Но ромашка с васильками вянет,

Надо их скорей нести домой.

 

Надо ей бежать без остановки —

Солнышко пригрело горячо,

И ромашки светлые головки

Положили Тане на плечо…

 

Добежала до дому Танюшка,

Бабочка за ней влетела вслед.

И теперь стоит в зелёной кружке

Первый Таней собранный букет.

 

 

• Какие цветы были в букете?

• Опиши букет, который собрала девочка.

• А ты что дарил своей маме? Радовалась ли мама подарку?

• Почему Таня не пошла купаться с девочками?


 

Валентина Осеева

СЫНОВЬЯ

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

– Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.

– А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.

 

 

А третья молчит.

– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.

– Что ж сказать, – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

– Ну, что? Каковы наши сыновья?

– А где ж они? – отвечает старичок. – Я только одного сына вижу!

 

• Почему старичок дал такой ответ женщинам?

• Подходит ли рассказу пословица: «Всякой матери своё дитя мило».


 

Эмма Мошковская

Я МАМУ МОЮ ОБИДЕЛ

Я маму мою обидел.

Теперь никогда-никогда

из дому мы вместе не выйдем.

Не сходим с ней никуда.

 

Она в окно не помашет,

я тоже не помашу.

Она ничего не расскажет,

я тоже не расскажу…

 

Возьму я мешок за плечи,

я хлеба кусок найду,

найду я палку покрепче,

уйду я, уйду в тайгу[2]!

 

Я буду ходить по следу

в страшный-страшный мороз!

И через бурную реку

буду я строить мост!

 

И буду я главный начальник,

и буду я с бородой,

и буду такой печальный

И молчаливый такой…

 

И вот будет вечер зимний,

и вот пройдёт много лет,

и вот в самолёт реактивный

Мама возьмёт билет…

 

И в день моего рожденья

тот самолёт прилетит,

и выйдет оттуда мама,

и мама меня простит!

 

 

• Обижается ли на тебя иногда мама? В каких случаях?

• Что нужно сделать, чтобы мама тебя простила?

• Верна ли пословица: «Матушкин гнев, что весенний снег, много его выпадает, да скоро растает»?


 

Саша Чёрный

МАМИНА ПЕСНЯ

Синий-синий василёк,

Ты любимый мой цветок!

У шумящей жёлтой ржи

Ты смеёшься у межи,

И букашки над тобой

Пляшут радостной гурьбой.

 

Кто синее василька?

Задремавшая река?

Глубь небесной бирюзы?

Или спинка стрекозы?

Нет, о нет же… Всех синей

Глазки девочки моей.

 

Смотрит в небо по часам.

Убегает к василькам.

Пропадает у реки,

Где стрекозы так легки —

И глаза её, ей-ей,

С каждым годом всё синей.

 

 

• С чем поэт сравнивает глаза девочки?

• Какого цвета глаза у твоей мамы? С чем ты можешь сравнить их?


 

ГУСИ

Русская народная сказка

Жил старичок со старушкой. Были у них дочка да сынок маленький. Собрались старики в город и приказывают дочке:

– Мы пойдём, дочка, в город, принесём тебе булочку, купим платочек; а ты будь умна, братца береги, со двора не ходи.

Ушли старики; девочка посадила братца на травку под окном, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси, подхватили мальчика и унесли на крылышках.

Прибежала девочка, глядь – нет братца! Кинулась туда-сюда – нету! Кликала девочка, кликала братца – не откликается. Выбежала в чистое поле – вдали метнулось гусиное стадо и пропало за тёмным лесом. «Верно, гуси унесли братца!» – подумала девочка и пустилась гусей догонять.

Бежала девочка, бежала, видит – стоит печка.

– Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?

– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.

А девочка говорит:

– У моего батюшки и пшеничные не едятся!

И побежала дальше.

Бежит девочка дальше и видит – стоит яблоня.

– Яблоня, яблоня! Куда гуси полетели?

– Съешь моего лесного яблочка – тогда скажу.

– У моего батюшки и садовые не едятся! – сказала девочка и побежала дальше.

Бежит девочка и видит: льётся молочная речка – кисельные берега.

– Молочная речка – кисельные берега! Скажи, куда гуси полетели?

– Съешь моего простого киселика с молочком – тогда скажу.

– У моего батюшки и сливочки не едятся!

И побежала девочка дальше.

Долго бы пришлось бегать девочке, да попался ей навстречу ёж. Хотела девочка ежа толкнуть, да побоялась наколоться и спрашивает:

– Ёжик, ёжик, куда гуси полетели?

Ёжик и показал дорогу девочке. Побежала девочка по дороге и видит – стоит избушка на курьих ножках, стоит поворачивается. В избушке сидит баба-яга, костяная нога, морда глиняная, сидит и братец на лавочке у окошка, золотыми яблочками играет. Подкралась девочка к окну, схватила братца и побежала домой. А баба-яга кликнула гусей и послала их за девочкой в погоню.

Бежит девочка, а гуси совсем её нагоняют. Куда деваться? Прибежала девочка к молочной речке с кисельными берегами:

– Реченька, голубушка, укрой меня!

– Съешь моего простого киселика с молочком.

Похлебала девочка киселика с молочком. Тогда речка спрятала девочку под крутой бережок, а гуси мимо и пролетели.

Выбежала девочка из-под бережка и побежала дальше, а гуси её увидали и опять пустились в погоню. Что делать девочке? Прибежала она к яблоньке:

– Яблонька, голубушка, спрячь меня!

– Съешь моего лесного яблочка, тогда спрячу.

Нечего девочке делать – съела она лесного яблочка. Яблонька закрыла девочку ветками; гуси и пролетели мимо.

 

 

Вышла девочка из-под яблони и пустилась бежать домой. Бежит, а гуси опять её увидали – и ну за ней! Совсем налетают, крыльями над головой машут. Чуть-чуть добежала девочка до печки:

– Печечка, матушка, спрячь меня!

– Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу.

Поскорей съела девочка ржаного пирожка и залезла в печь. Гуси пролетели мимо.

Вылезла девочка из печки и пустилась домой во весь дух.

Гуси опять девочку увидали и опять погнались за нею. Вот-вот налетают, крыльями по лицу бьют, того и гляди, братца из рук вырвут, да изба-то была уже недалеко. Вбежала девочка в избу, проворно двери захлопнула и окошки закрыла. Покружились гуси над избой, покричали, да так ни с чем и полетели к бабе-яге.

Пришли домой старичок и старушка, видят – мальчик дома, жив и здоров. Подарили девочке булочку и платочек.

 

• Почему гуси унесли братца?

• Что сделала девочка, чтобы вернуть братца домой?

• Как ты оцениваешь поступок девочки: хороший, плохой, сама виновата, надо было следить за братом и т. д.?


 

Яков Аким

МОЙ БРАТ МИША

Ох, до чего ж он рыжий,

Мой новый братик Миша!

 

И волосы – рыжие,

И ресницы – рыжие,

Проснусь – и сразу весело,

Когда его увижу я.

 

Над непослушным Мишей

Хлопочет вся семья,

Но мой братишка рыжий

Всё делает, как я!

 

Я прыгаю – он прыгает,

Ем кашу – кашу ест,

Я съел тарелку мигом —

И он в один присест.

 

Я Мишу не обижу,

Ничем не обделю:

Он маленький, мой рыжий,

И я его люблю.

 

 

• С кого младшие дети обычно берут пример?

• Ты любишь своих братика (сестричку)?


 

Валентина Осеева

ПРОСТО СТАРУШКА

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

– Это твоя бабушка?

– Нет, – отвечал мальчик.

– Мама? – удивилась подружка.

– Нет!

– Ну, тётя? Или знакомая?

– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.

 

• Какова основная мысль этого рассказа?

• Ты помогал когда-нибудь кому-нибудь из прохожих?

• Какие свои качества проявил мальчик?


 

Алексей Плещеев

ВНУЧКА

Бабушка, ты тоже

Маленькой была?

И любила бегать,

И цветы рвала?

 

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

 

Значит, буду также

Бабушкой и я?

Разве оставаться

Маленькой нельзя?

 

 

• Расскажи о своей бабушке. Опиши её, расскажи, что вы обычно делаете вместе, что ты любишь в бабушке больше всего.


 

Евгений Пермяк

ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всём разговаривали.

Спросил как-то дедушка внука:

– А для чего, Петенька, людям руки нужны?

– Чтобы в мячик играть, – ответил Петя.

– А ещё для чего? – спросил дед.

– Чтобы ложку держать.

– А ещё?

– Чтобы кошку гладить.

– А ещё?

– Чтобы камешки в речку бросать…

Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по маминым, не по папиным, не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.

 

• Почему автор пишет, что Петя с дедушкой были большими друзьями?

• Можешь ли ты так сказать о себе и своём дедушке?


 

Евгений Пермяк

ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

– Как же это так? – спрашивает Митю отец.

– Ножик плохой, – отвечает Митя, – косо строгает.

– Да нет, – говорит отец, – ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

– А как? – спрашивает Митя.

– А вот так, – сказал отец.

Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

 

• Понравился ли тебе рассказ?

• Какова основная мысль рассказа?

• Расскажи о своём отце.

• Чему он научил тебя?

• Что вы делаете вместе?

• Расскажи о своей первой поделке.


 

Алексей Плещеев

СТАРИК

У лесной опушки домик небольшой

Посещал я часто прошлою весной.

 

В том домишке бедном жил седой

лесник.

Памятен мне долго будешь ты, старик.

 

Как приходу гостя радовался ты!

Вижу как теперь я добрые черты…

 

Вижу я улыбку на лице твоём —

И морщинкам мелким нет числа на нём!

 

Вижу армячишко[3] рваный на плечах,

Шапку на затылке, трубочку в зубах;

 

Помню смех твой тихий, взгляд потухших

глаз,

О житье минувшем сбивчивый рассказ.

 

По лесу бродили часто мы вдвоём;

Старику там каждый кустик был знаком.

 

Знал он, где какая птичка гнёзда вьёт,

Просеки, тропинки знал наперечёт.

 

А какой охотник был до соловьёв!

Всю-то ночь, казалось, слушать он готов,

 

Как в зелёной чаще песни их звучат;

И ещё любил он маленьких ребят.

 

На своём крылечке сидя, каждый день

Ждёт, бывало, деток он из деревень.

 

Много их сбегалось к деду вечерком;

Щебетали, словно птички перед сном:

 

«Дедушка, голубчик, сделай мне свисток».

«Дедушка, найди мне беленький грибок».

 

«Ты хотел мне нынче сказку рассказать».

«Посулил[4] ты белку, дедушка, поймать».

 

– Ладно, ладно, детки, дайте только срок,

Будет вам и белка, будет и свисток!

 

И, смеясь, рукою дряхлой гладил он

Детские головки, белые, как лён.

 

Ждал поры весенней с нетерпеньем я:

Думал, вот приеду снова в те края

 

И отправлюсь к другу старому скорей.

Он навстречу выйдет с трубочкой своей

 

И начнёт о сельских новостях болтать.

По лесу бродить с ним будем мы опять,

 

Слушая, как в чаще свищут соловьи…

Но, увы! желанья не сбылись мои.

 

Как с деревьев падать начал лист сухой,

Смерть подкралась к деду тихою стопой.

 

Одинок угас он в домике своём,

И горюют детки больше всех по нём.

 

«Кто поймает белку, сделает свисток?»

Долго будет мил им добрый старичок.

 

И где спит теперь он непробудным сном,

Часто голоса их слышны вечерком…

 

 

• Как дети называют дедушку?

• О чём внуки просят деда?


 

Родной край


 

Феодосий Савинов

РОДИНА

Вижу чудное приволье[5],

Вижу нивы и поля —

Это русское раздолье,

Это русская земля!

 

Вижу горы-исполины[6],

Вижу реки и моря —

Это русские картины,

Это Родина моя!

 

Слышу песни жаворо́нка,

Слышу трели соловья —

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

 

 

• Какие слова повторяются в строках стихотворения?

• Какие чувства вызывает у тебя стихотворение?


 

Михаил Пришвин

МОЯ РОДИНА

Из воспоминаний детства

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки[7] на перепёлок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

И часто-часто я думаю: что если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь ружьё в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел и, может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался.

Перепёлку-самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех. А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами, а потом отманить муравьёв на ветки от своих драгоценных яичек.

Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

 

• Что значит охранять родину?


 

Константин Ушинский

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов, а когда мы уснём навеки, она прикроет и кости наши.

Велика наша Родина-мать – свято-русская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст[8]; а от севера к югу на четыре с половиною. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и Азии…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

 

• Как мы называем Россию? Почему?

• Какая пословица подходит к этому рассказу?

 

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

* * *

Жить – родине служить.

* * *

Нет земли краше, чем Родина наша.


 

Иван Суриков

ДЕТСТВО

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;

 

Вот свернулись санки,

И я на бок – хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

 

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

 

Всё лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!..

 

 

• С каким чувством автор описывает свою малую родину – деревню?

• Что случилось с героем стихотворения?

• Обижается ли он на товарищей?


 

Зинаида Александрова

РОДИНА

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

 

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор…

 

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

 

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

 

 

• Что для тебя означает слово «Родина»? Что ты представляешь себе?

• Где ты родился?


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.418 с.)