Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы организации психолого-педагогической помощи семье.Стр 1 из 4Следующая ⇒
В условиях специализированного ДОУ для детей с ЗПР (как и иного коррекционного ДОУ) перед педагогическим коллективом встают новые задач по взаимодействию с семьями детей, т.к. в специальной поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Это связано с тем, что многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Их пугает диагноз «Задержка психического развития». Они не видят разницы между ЗПР, умственной отсталостью и психическим заболеванием. К тому же, по статистическим данным, среди родителей детей с ЗПР довольно много родителей с пониженной социальной ответственностью. Поэтому одной из важнейших задач социально-педагогического блока является задача привлечения родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку. В основу сотрудничества положено взаимодействие «психолог – педагог – родитель». При этом активная позиция в этой системе принадлежит психологу, который изучает и анализирует психологические и личностные особенности развития детей. Психолог не только создает условия для развития эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка, но и создает условия для сохранения психологического здоровья детей, организует работу по предупреждению эмоциональных расстройств, снятию психологического напряжения всех участников коррекционно-образовательного процесса. При реализации задач социально-педагогического блока требуется тщательное планирование действий педагогов и крайняя корректность при общении с семьей. Представим в виде схем основные направления взаимодействия с семьей и формы организации психолого-педагогической помощи.
Если дети поступают в специальную группу в более старшем возрасте, пропедевтический период необходим, но на него отводится меньше времени, поэтому работа ведется более интенсивно дефектологом, психологом, логопедом. На II-ой ступени реализуются задачи специального дошкольного образования и формируются предпосылки к школьному обучению. Учебный план [14] отражает основные компоненты коррекционно-педагогической работы с детьми и реализует задачи - укрепления здоровья, создания условий для полноценного физического развития и совершенствования двигательной сферы; - формирования определенного запаса представлений об окружающем, фонда знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом дошкольного образования; - формирования психологического базиса для развития ВПФ и предпосылок к школьному обучению; - формирования нравственно-этической сферы, эмоционально-личностное становление, социальную адаптацию. Названия занятий, указанные в учебном плане носят условный характер и могут быть видоизменены. Следует помнить о том, что на каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в развитии. Рассмотрим содержание и особенности проведения занятий, включенных в учебный план. 1. Комплексное коррекционно-развивающее занятие (ККРЗ) проводится только с детьми младшей группы на 1-м году обучения [15]. В ходе ККРЗ решаются задачи - формирования психологической базы для развития мышления и речи, - развитие общей и мелкой моторики, сенсорное развитие,
- формирование представлений об окружающем мире. Любое новое содержание отрабатывается сначала на ККРЗ учитель-дефектолог, подготавливая базу для занятий воспитателя. ККРЗ проводятся в игровой форме, объединяются единой темой и сюжетной линией. В структуру занятия включаются дидактические игры, подвижные игры и упражнения, практическая работа с различными материалами и строительным конструктором, графические упражнения. Продолжительности каждого занятия от 10 до 20 минут в зависимости от сроков пребывания детей в специальном детском саду и периода обучения. В первой половине учебного года такие занятия проводятся малыми подгруппами (2 – 3 ребенка), а во второй половине учебного года формируются подгруппы из 5 – 6 детей. Для удобства планирования следует ориентироваться на два ведущих компонента в содержании коррекционно-педагогической работы. 1. Развитие мыслительной деятельности и подготовка к усвоению элементарных математических представлений (сенсорное развитие, совершенствование моторных функций, формирование пространственных ориентировок, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность). Дети знакомятся с явлениями языковой действительности – звуками, словами, предложениями. Их знакомят с печатными буквами, способами моделирования звуко-слогового состава слова и предложения. Формируют навыки послогового чтения. Особое внимание уделяется подготовке ребенка к письму. Среди задач, реализующих подготовки ребенка к письму можно выделить такие как: формирование правильной посадки и захвата карандаша, развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации, развитие умения ориентироваться на листе и в клетке, овладение образами букв, графическая передача печатных букв и овладение элементами прописных букв. Важнейшее место в структуре занятия по подготовке к обучению грамоте занимают упражнения направленные на профилактику дисграфии и дислексии. 6. Развитие элементарных математических представлений (РЭМП). В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач. У детей с ЗПР задача развития математических представлений реализуется непросто. Это связано с тем, что у детей этой категории, особенно с ЗПР церебрально-органического происхождения, страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: память на линейный ряд, восприятие пространства и времени, чувство ритма; отстают в развитии мыслительные операции и речь. Поэтому, перед реализацией задач по формированию ЭМП необходимо (на основе диагностических данных) запланировать пропедевтический период обучения, который станет основой для возможности усвоения ребенком математических представлений, определяемых программой. Тематику игр следует подбирать с учетом уровня развития детей и стремиться, чтобы она была логично связана с тематикой по «Ознакомлению с окружающим миром». Детей обучают сюжетно-ролевой игре, игре-драматизации, подвижной игре, дидактической игре. 8. Изобразительная деятельность (ИЗО деятельность). Изобразительная деятельность является одной из ведущих продуктивных видов дошкольного детства и имеет моделирующий характер. ИЗО деятельность отражает интеллектуальное и эмоциональное развитие детей с ЗПР. Значительный вклад в развитие ИЗО деятельности вносит развитие восприятия, памяти, внимания, пространственных представлений и тонкой моторики и зрительно-моторной координации.
Развитие ИЗО деятельности способствует не только реализации традиционных задач по формированию изобразительных умений и навыков, но коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Особенно коррекционная направленность на занятиях по ИЗО показана детям с ЗПР церебрально-органического происхождения, у которых страдает планирующая функция деятельности. В этих случаях проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью карточек заместителей наглядно составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученных результат с запланированным. Таким образом, ИЗО деятельность можно рассматривать не только с точки зрения одной из ведущих и любимых детьми дошкольной деятельности, но и как инструмент коррекции и развития. Литература. 1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999. 2. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития, – М., 2003. 3. Власова Т.А. Каждому ребенку – надлежащие условия воспитания и обучения. – В кн.: Дети с временными задержками развития. – М., 1971. 4. Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1973.Диагностика и коррекция задержки психического развития. Под ред., С.Г. Шевченко. – М., 2001. 5. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 1. 6. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. 1999 № 6. 7. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 2. 8. «Истоки». Концепция базисной программы развития ребенка-дошкольника. Новоселова С.Л., Обухова Л.Ф., Парамонова Л.А., Тарасова Т.В. – М., 1995.
9. «Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М. 1997. 10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – С-Пб,. 2003. 11. «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования». Решение Коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 9 февраля 1999 г. № 3/1 12. Ульенкова У. В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2002. 13. Учебно-методический комплект «Готовимся к школе»: Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. – М., 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ Режим дня. Двигательный режим. 4. Учебный план
[1] С.Г.Шевченко., 1998. [2] Предельная наполняемость специализированной группы для детей с ЗПР определяется письмом Министерства образования Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 марта 2000 г. №212 г. Москва, пункт 3. На основании этого пункта предельная наполняемость групп для детей с ЗПР составляет 12 детей. [3] Более подробно с технологией обследования можно познакомиться в работе «Диагностика и мониторинг развития детей в условиях специального детского сада для детей с ЗПР. Методическое обеспечение диагностического блока коррекционно-образовательной работы в специальном детском саду для детей с ЗПР (познавательная сфера)», которая готовится к публикации в издательстве «Гном-пресс». [4] В начале каждого учебного года руководитель специального детского сада издает приказ о функционировании психолого-педагогического консилиума, в который входят наиболее опытные специалисты детского сада: учителя-дефектологи, психолог, логопеды и другие специалисты, привлеченные на договорной основе для работы в детском саду. Желательно привлечь к работе консилиума врача-психиатра.
[5] Если в детском саду работает практический психолог, который не специализировался по специальной психологии. [6] ДОУ не имеет право проводить лечение в детском саду без соответствующей лицензии на медицинскую деятельность. Поэтому все медикаментозное лечение проводится в семье, детском психоневрологическом санатории или больнице. ДОУ сохраняет место за ребенком на период его лечения. [7] Подходы к физическому развитию и физическому воспитанию описаны выше. [8] На наш взгляд, детей следует знакомить с различными видами конструкторов, которые отличаются и материалом и типом соединения, так как это способствует развитию мышления и творчества. Для возможности конструирования в свободное время в группе должно быть отведено специальное место, где кроме различных конструкторов должны быть мелкие игрушки для объигрования построек.
[9] С определением направления исследования познавательной деятельности, психических процессов, отдельных параметров исследования можно познакомиться в работе «Диагностика и мониторинг развития детей в условиях специального детского сада для детей с ЗПР. Методическое обеспечение диагностического блока коррекционно-образовательной работы в специальном детском саду для детей с ЗПР (познавательная сфера)», которая готовится к публикации в издательстве «Гном-пресс». [10] С программой формирования компонентов деятельности можно ознакомиться в монографии Н.Ю. Боряковой «Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития», М., «Альфа», 2003. [11] В приложении можно познакомиться со схемой «Распределение нагрузки и передвижения детей в течение дня». [12] Опыт организации группы кратковременного пребывания, специализирующейся на оказании психолого-педагогической помощи детям с ЗПР и, работающей в специализированном детском саду, будет посвящена отдельная публикация. [13] Особенно это свойственно детям с ЗПР церебрально-органического происхождения. Отмечались случаи. Когда дети засыпали во время обеда, а некоторые, наоборот, двигательно перевозбуждались и не могли уснуть. [14] Учебный план, разработанный в процессе эксперимента, может быть скорректирован в зависимости от особенностей контингента воспитанников. Пример «Учебного плана» представлен в приложении. [15] Если в учреждении функционирует группа ранней диагностики и коррекции для детей раннего возраста, то занятия с учителем-дефектологом проводятся только индивидуальные или малоподгрупповые (2 - 3 ребенка) по индивидуальным планам. В условиях специализированного ДОУ для детей с ЗПР (как и иного коррекционного ДОУ) перед педагогическим коллективом встают новые задач по взаимодействию с семьями детей, т.к. в специальной поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Это связано с тем, что многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Их пугает диагноз «Задержка психического развития». Они не видят разницы между ЗПР, умственной отсталостью и психическим заболеванием. К тому же, по статистическим данным, среди родителей детей с ЗПР довольно много родителей с пониженной социальной ответственностью. Поэтому одной из важнейших задач социально-педагогического блока является задача привлечения родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку. В основу сотрудничества положено взаимодействие «психолог – педагог – родитель». При этом активная позиция в этой системе принадлежит психологу, который изучает и анализирует психологические и личностные особенности развития детей. Психолог не только создает условия для развития эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка, но и создает условия для сохранения психологического здоровья детей, организует работу по предупреждению эмоциональных расстройств, снятию психологического напряжения всех участников коррекционно-образовательного процесса. При реализации задач социально-педагогического блока требуется тщательное планирование действий педагогов и крайняя корректность при общении с семьей. Представим в виде схем основные направления взаимодействия с семьей и формы организации психолого-педагогической помощи.
Формы организации психолого-педагогической помощи семье. 1. Коллективные формы взаимодействия. 1.1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года. Задачи: - Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы; - Решение организационных вопросов; - Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами. 1.2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости. Задачи: - Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы; - Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье; - Решение текущих организационных вопросов; 1.3. “День открытых дверей”. Проводится администрацией ДОУ в апреле для родителей детей, поступающих в ДОУ. Задача: - Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы. 1.4. Тематические занятия “Семейного клуба”. Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия клуба проводятся специалистами ДОУ один раз в два месяца. Формы проведения: - Тематические доклады; - Плановые консультации; - Семинары; - Тренинги; - “Круглые столы” и др. формы. Задачи: - Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии; - Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе. 1.5. Проведение детских праздников и “Досугов”. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей. Задача: - Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.043 с.) |