Раскройте процесс формирования у детей начатков учебно-познавательной деятельности. Охарактеризуйте уровни учебной деятельности детей и предложите диагностику уровня обучения детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскройте процесс формирования у детей начатков учебно-познавательной деятельности. Охарактеризуйте уровни учебной деятельности детей и предложите диагностику уровня обучения детей.



На возрастных этапах развитие познавательных процессов характеризуется своими особенностями. Дети получают знания о себе, об окружающем мире, целенаправленно усваивают информацию, способны анализировать, прибегают к обобщению. Формируется познавательная активность, определяющая в дальнейшем уровень развития ребенка. Внимание - Дети учатся управлять своим вниманием, но в силу возраста по требованию взрослого им еще трудно переключиться с интересного объекта на заданный. Позже дошкольники могут распределять внимание и действовать с несколькими предметами. Память - С развитием интеллектуальной сферы развивается словесная память. Ребенок запоминает существенные связи объектов. Двигательная память дошкольника значительно развивается благодаря сформированному зрительному образу. Роль взрослого в качестве образца по мере усвоения движений уменьшается, и дети сравнивают движения уже со своими личными идеальными представлениями. Это значительно расширяет двигательные возможности детей. Восприятие - Сущность восприятия отражается в получении и переработке полученных данных из внешнего мира. Дошкольник узнает, выделяет уникальные свойства объектов, их особенности, назначение. Активно развиваясь, восприятие позволяет детям узнавать интересующие их предметы, выяснять существующие связи. Целесообразно организованные доступные виды деятельности способствуют развитию восприятия. Мышление - Уровень мышления зависит от познавательной активности, формируемой семьей и дошкольным учреждением. Дошкольный возраст характерен переходом к словесно-логическому, когда ребенок решает поставленные задачи, используя речь. Это подразумевает формирование у детей внутреннего плана действий, присущего логическому мышлению

Воображение - Для раннего дошкольного периода характерны фантазии, основанные на небольшом изменении чего-либо существующего. Затем ребенок разрабатывает оригинальные сюжеты и образы. Важной характеристикой воображения считается его реализм, умение отделить возможное от невозможного. Воображение, отличаясь познавательно-интеллектуальной функцией, позволяет ребенку удовлетворить познавательные потребности Речь - Ребенок формулирует свою деятельность вслух, словесно фиксирует ее результаты, сопровождает речью действия. Постепенно происходит переход во внутреннюю речь – умственный план. В дошкольном возрасте усложняются коммуникативные функции и формы языковой деятельности, усваиваются речевые навыки. В интенсивном развитии речи совершенствуются все психические познавательные процессы. А.П. Усова выделила признаки овладения учебной деятельностью у детей. Выделены 3 уровня: I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности. II уровень — более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения. III уровень — начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии. Диагностика познавательных процессов дошкольников проводится с целью выяснения их сформированности. В случае раннего обнаружения низкого уровня развития предпринимаются действия коррекционной работы с проблемными зонами. Психологические методики, описанные в специальной литературе, подбираются с учетом возраста детей. Начинается диагностика познавательных процессов дошкольников с беседы, призванной установить эмоциональный контакт ребенка со взрослым. В процессе беседы выявляется запас представлений и знаний о мире, личностные особенности детей, ориентировка в пространстве. После подготовки малыша к деятельности приступают непосредственно к заданиям. Инструментарий зависит от поставленных задач. Также информацию о развитии познавательной сферы детей можно получить в ходе наблюдения за дошкольниками.

 

ДАЙТЕ ПОНЯТИЯ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ И РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ. ОБОСНУЙТЕ ВЫБОР МЕТОДОВ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

а) словесные методы - рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой;

б) наглядные методы - показ детям иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.;

в) игровые методы - позволяют дошкольников предстоящей деятельностью.

г) практические методы – упражнения, эксперименты и практические работы.

Наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предлагаются, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

Наглядный метод чаще всего используется в младших группах, словестный в средних, практический метод - в старших группа, это и является учетом возрастных особенностей детей.

ДАЙТЕ ПОНЯТИЯ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ И РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ. ОБОСНУЙТЕ ВЫБОР МЕТОДОВ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

а) словесные методы - рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой;

б) наглядные методы - показ детям иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.;

в) игровые методы - позволяют дошкольников предстоящей деятельностью.

г) практические методы – упражнения, эксперименты и практические работы.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Основные виды практических методов: упражнения, лабораторные, практические работы, дидактические игры. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения по своему характеру подразделяются на: устные; письменные; графические; учебно-трудовые. По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют: – упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления – воспроизводящие упражнения; – упражнения по применению знаний в новых условиях – тренировочные упражнения. Упражнения являются эффективными при соблюдении следующих дидактических требований: – сознательный подход учащихся к их выполнению; – соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений. Наглядный метод чаще всего используется в младших группах, словесный в средних, практический метод - в старших группа, это и является учетом возрастных особенностей детей.

ДАЙТЕ ПОНЯТИЯ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ И РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ. ОБОСНУЙТЕ ВЫБОР МЕТОДОВ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

а) словесные методы - рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой;

б) наглядные методы - показ детям иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.;

в) игровые методы - позволяют дошкольников предстоящей деятельностью.

г) практические методы – упражнения, эксперименты и практические работы.

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние бо­лее результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.

Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал.

Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвуч­но личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание.

Наглядный метод чаще всего используется в младших группах, словестный в средних, практический метод - в старших группа, это и является учетом возрастных особенностей детей.

 

10. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ЗАНЯТИЕ КАК ТРАДИЦИОННУЮ ФОРМУ ОБУЧЕНИЯ ДОШ-ОВ. ПОКАЖИТЕ ВАРИАТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ. ДОКАЖИТЕ, ЧТО В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СУЩЕСТВУЕТ РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕ-ТИ. Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие. Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).Традиционная технология представляет собой, прежде всего, авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. Традиционная форма обучения.положительные стороны: систематический характер обучения, упорядоченная, логически правильная подача учебного материала, организационная четкость, постоянное эмоциональное воздействие личности педагога, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении;отрицательные стороны: шаблонное построение, однообразие, отсутствие самостоятельности, пассивность или видимость активности учащихся, слабая речевая деятельность, слабая обратная связь, отсутствие индивидуального обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение, однако требует от ребенка больших нервных затрат. Групповая форма организации обучения. Группа делится на подгруппы. Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре. При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три части: 1. Вводная, 2.Основная. 3.Заключительная.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.013 с.)