Правовой статус правительства Италии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой статус правительства Италии



Правительство является высшим исполнительным ор­ганом государственной власти Италии. Официальное его название — Совет министров. В состав правительства вхо­дят председатель Совета министров (глава правительства) и министры.

Президент Италии назначает председателя Совета ми­нистров и, по его предложению, министров. Глава госу­дарства учитывает при этом расстановку политических сил и итоги парламентских выборов. Италия — парламентская республика и поэтому правительство должно получить до­верие обеих палат парламента — палаты депутатов и сена­та. Абсолютное большинство послевоенных правительств было образовано на коалиционной основе.

Не позднее 10 дней после сформирования Совета ми­нистров его правительственная программа представляется палатам для получения вотума доверия. Существенной осо­бенностью Италии является то, что верхняя палата непо­средственно участвует в формировании правительства.

Совет министров широко использует право законода­тельной инициативы в парламенте. Существует институт делегированного законодательства, при котором прави­тельство непосредственно осуществляет законодательные полномочия по поручению или с согласия парламента.

Согласно Конституции Италии (ст. 76) актами деле­гированного законодательства являются законодательные декреты. Конституцией установлены определенные рамки для передачи полномочий парламента. Во-первых, адре­сатом делегирования может быть только правительство; во-вторых, передача законодательных полномочий парла­мента ограничена во времени и кругом вопросов; в-треть­их, парламент определяет руководящие критерии и прин­ципы, которым должно следовать правительство в своей деятельности.

Совет министров не может издавать декреты-законы по конституционным и избирательным вопросам, вопро­сам ратификации международных договоров, установле­ния бюджета и сметы расходов. На практике декреты-за­коны довольно часто использовались для осуществления серьезных реформ организационного характера — созда­ния Министерства природного и культурного достояния, регламентации государственной службы, упразднения и введения штатных должностей преподавателей универ­ситетов.

Правительство издает многочисленные подзаконные акты в сфере компетенции органа публичной администра­ции, подлежащие регистрации в установленном порядке. Для данных актов характерна определенная субординация: правительственные документы обладают верховенством по отношению к аналогичным актам, изданным другими субъектами.

Министры коллегиально ответственны за действия Со­вета министров, индивидуально — за деятельность своих ведомств. Голосование в парламенте одной или обеих па­лат против какого-либо правительственного предложения необязательно влечет его отставку.

Правительство в своей работе учитывает расстановку сил в парламенте, общественное мнение. Непопулярная по­литика или ошибки в деятельности исполнительной власти приводят к правительственным кризисам, утрате доверия со стороны парламента. Так, в 1947—1995 гг. в Италии было 53 правительственных кризиса, в результате которых сме­нилось 48 правительств.

Полномочия председателя Совета министров весьма об­ширны. Он руководит работой правительства, координиру­ет деятельность министерств.

По законодательству существует ограниченный имму­нитет членов правительства.

В 1988 г. был принят закон о Совете министров, опре­деляющий в соответствии с конституционными нормами статус, структуру правительства и полномочия министров.

Конституционный суд Италии

В послевоенный период после длительных дискуссий в Италии был создан Конституционный суд, который рас­сматривается не как орган правосудия, а как специальный контрольный орган и гарантия реализации Основного За­кона.

Он выносит решения:

- по спорам о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей;

— спорам о компетенции между различными властями государства, между государством и областями, между об­ластями;

— обвинениям, выдвинутым в соответствии с конститу­ционными нормами против президента Республики.

Последним наиболее известным делом, рассматривае­мым в Конституционном суде в конце 2003 г., были раз­бирательства по поводу соответствия Конституции закона Республики об иммунитете, обеспечивающего неприкос­новенность от судебного преследования в период действия мандатов пятерым высокопоставленным руководителям го­сударства, включая премьер-министра.

Кроме того, Конституционный суд принимает решения о допустимости требований проведения референдумов, об отмене действующих законодательных актов. В случае неясности, пробельное™ оспариваемых законодательных актов, Конституционный суд вправе включать в них «до­полнительные» или «заменяющие» положения.

Конституционный суд состоит из 15 судей, причем 1/3 судейского корпуса назначает президент, 1/3 — парламент на совместном заседании палат, 1 /3 — магистратуры. Срок судейских полномочий — девять лет без права повторного переизбрания. Члены Конституционного суда отбираются среди судей, профессоров права университетов и адвокатов с 20-летним стажем работы.

Должность судьи Конституционного суда несовместима с обязанностью парламентария или члена областного со­вета, министра, а также с занятием предпринимательской деятельностью.

В стране действуют суды общей юрисдикции, включая Кассационный суд Республики, специализированные суды, единоличных мировых судей. Административная юстиция представлена Государственным советом, который является не только судебным, но и консультативным органом. Счет­ный суд осуществляет предварительный контроль закон­ности актов правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства, участвует в контроле за финансовой деятельностью корпораций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.043 с.)