Праздники (Пасха, Пятидесятница и проч.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Праздники (Пасха, Пятидесятница и проч.)



Поучение 15. Что означается тем, что мы не преклоняем колен в продолжении Св. Пятидесятницы?

Поучение 15. Почему Господь воссел на жребя при входе в Иерусалим, и мы встречаем Его в день сего праздника с пальмовыми ветвями?

Поучение 20. Как должны мы, по словам св. Григория, совершать праздничные песнопения и в особенности праздник Пасхи?

Поучение 20. Что значит Пасха Христова?

Поучение 21. Как должно праздновать память св. мучеников?

Пристрастие

Поучение 1. Почему не должно иметь пристрастия к вещам?

Поучение 18. Чтобы не впасть в раздражительность и злопамятность, не должно иметь пристрастия к вещам.

 

Произвол (произволение)

Поучение 16. Каждый получает пользу или вред от своего душевного состояния; примеры, подтверждающие сие.

Поучение 16. Если захотим, можем во всяком деле получать пользу и вред.

Поучение 20. От нашего произволения зависит наше спасение.

 

Промысл

Поучение 7. Ничего не бывает с нами без промысла Божия.

Поучение 13. Ничего не бывает с нами без промысла Божия.

Поучение 7. При всём, случающемся с нами, мы должны взирать гор`е и предаваться Божию промыслу.

Поучение 7. Замечательный пример преданности воле Божией.

Поучение 12. Хорошо уповать при каждом деле на Бога, ибо ничего не бывает с нами без воли Божией.

Поучение 13. Бог знает, что нам полезно, и сообразно с сим устрояет всё, касающееся до нас, даже и самое маловажное.

Поучение 17. Бог знает, что нам полезно, и сообразно с сим устрояет всё, касающееся до нас, даже и самое маловажное.

Поучение 14. Всё, случающееся с нами, бывает или по благоволению Божию, или попустительно.

Послания аввы Дорофея. Все, касающееся до нас, должно предоставить Богу и полагаться на Его промысл.

 

Путь

Послание о книге. Почему тесный путь в то же время может быть назван и пространным?

Поучение 5. Человек тогда только видит непорочный путь Божий, когда оставит свою волю.

Послания аввы Дорофея. Надежда на Бога есть путь безопасный и самый твердый.

 

Р

 

Разум

Поучение 5. Чему подвергается человек, который следует своей воле и своему разуму (оправданию)?

Поучение 19. Кто полагается на свой разум и своё суждение, тот не может повиноваться.

 

С

 

Самолюбие

Послание о книге. Самолюбие - корень всех страстей - врачуется отсечением своей воли.

Святой

Поучение 1. Святые смиренною жизнью соединяли себя с Богом.

Поучение 2. Каждый из святых шествовал путем смиренномудрия.

Поучение 2. Святые чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными, и пример, поясняющий сие.

Поучение 2. Святые убегают человеческой славы.

Поучение 6. Как Святые обращаются с согрешающими.

Поучение 20. Как святые умерщвляли себя и приносили себя в жертву.

Поучение 21. Как святые умерщвляли себя и приносили себя в жертву.

Поучение 21. Почему св. мученики называются жертвами одушевлёнными и всесожжениями словесными?

Поучение 21. Соблюдением заповедей святые приближаются к Богу.

 

Сердце

Поучение 1. Без сокрушения сердца невозможно освободиться от зла и приобрести добродетели.

Поучение 16. Отчего рождается в нас добросердечие?

Поучение 19. Человек страстный не должен веровать своему сердцу.

Поучение 13. Сисой. Изречение аввы Сисоя о страстях.

Скорби (оскорбления)

Поучение 1. Отчего человек по падении подвергся всем скорбям?

Поучение 7. Почему мы переносим иногда оскорбление без смущения?

Поучение 7. Жалкий пример того, как один брат из презрения к ближним переносил наносимые ему от них оскорбления.

Поучение 7. Мы не переносим оскорблений, потому что мы не укоряем самих себя.

Поучение 7. Оскорбляющие нас только показывают нам сокровенные в нас страсти.

Поучение 7. Если скорбим о том, что не получаем нужной нам вещи, то как поступать нам в таком случае.

Поучение 7. Всё, что ни случается с нами скорбного, мы терпим за грехи наши.

Поучение 7. Кому уподобляется человек, обвиняющий людей в своих скорбях.

Поучение 10. Как должно поступать, когда кто-либо нас оскорбляет?

Поучение 12. Некоторые по малодушию при случающихся скорбях тяготятся жизнию; но это неразумно.

Поучение 12. Мы должны благодарить Бога, если сподобляемся немного поскорбеть здесь, дабы обрести малый покой.

Поучение 13. Бог не презирает ни малейшей скорби нашей.

Поучение 13. Почему мы отягощаемся скорбями?

Поучение 13. Как должно переносить искушения и скорби.

Поучение 13. Душа чрез скорби входит в св. покой.

Поучение 13. Скорби привлекают к душе милость Божию.

Поучение 19. Великий подвиг - не судить оскорбляющих нас и не мстить им.

Послания аввы Дорофея. Кто нам досадит, за того мы должны молиться Богу, как за благодетеля и врача сластолюбия нашего.

Послания аввы Дорофея. Как должно переносить находящие на нас скорби, если имеем грехи, и как, - если не имеем их?

Послания аввы Дорофея. Кто ненавидит оскорбляющих его, тот ненавидит покой о Христе.

 

Смирение

Послание о книге. Чрез отсечение своей воли св. Дорофей научился лучшему способу возвыситься - смирению.

Поучение 1. Чрез смиренномудрие можно быть помилованным.

Поучение 1. От смиренномудрия рождается послушание.

Поучение 1. В чём состоит истинное смиренномудрие?

Поучение 1. В смиренномудрии заключается всякая радость, слава и покой, а в гордости всё противное.

Поучение 1. Смиренномудрие оживляет нас, а высокомудрие умерщвляет.

Поучение 1. Чада смиренномудрия суть: самоукорение, недоверие своему разуму и ненависть к своей воле.

Поучение 1. Без смирения нельзя повиноваться заповедям и достигнуть чего-либо благого.

Поучение 1. Святые смиренною жизнию соединили себя с Богом.

Поучение 2. Одно только смирение бывает выше всех сетей диавольских и избегает их.

Поучение 2. Прежде всего нужно смиренномудрие и почему?

Поучение 2. Смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и сопротивника.

Поучение 2. Никакая добродетель не может быть совершена без смиренномудрия.

Поучение 2. Каждый из святых шествовал путем смиренномудрия.

Поучение 2. Смирение одно может нас ввести в Царство Божие, но только медленно.

Поучение 2. Свойства смирения.

Поучение 2. Смирение ни на кого не гневается и никого не прогневляет.

Поучение 2. Смирение одно только сопротивляется тщеславию.

Поучение 2. Оно привлекает в душу благодать Божию.

Поучение 2. Оно покрывает душу от всякой страсти и от всякого искушения.

Поучение 2. Смиренный, в случае скорби, прибегает к самоукорению, и чрез то получает спокойствие.

Поучение 2. Два вида смирения и в чём они состоят.

Поучение 2. Совершенное смирение рождается в душе от исполнения заповедей.

Поучение 2. Чем более человек приближается к Богу, тем более видит себя грешным, и пример, поясняющий сие.

Поучение 14. Чем более человек приближается к Богу, тем более видит себя грешным, и пример, поясняющий сие.

Поучение 2. Беседа аввы Зосимы с софистом о приобретении смирения.

Поучение 2. Смирению нельзя научиться из одних слов, но оно приобретается опытом и делами.

Поучение 2. Слова аввы Агафона как образец смирения.

Поучение 5. Слова аввы Агафона как образец смирения.

Поучение 2. В чём состоит путь к смирению?

Поучение 14. В чём состоит путь к смирению?

Поучение 2. Какая польза от того, чтобы считать себя ниже всех.

Поучение 2. По мере того как человек смиряется, он получает помощь от Бога и преуспевает.

Поучение 2. Смирение избавляет человека от многих зол и покрывает его от всяких искушений.

Поучение 4. Примеры смиренномудрия и терпения аввы Дорофея.

Поучение 8. Изречение Аввы Зосимы о смирении.

Поучение 9. Осуждать себя есть дело смирения.

Поучение 10. Что должен знать молящийся Богу: "Господи, дай мне смирение", и как Бог даёт нам оное.

Поучение 12. Если мы сделаем что-либо доброе, то должны покрыть оное смиренномудрием.

Поучение 14. Всякая добродетель без смирения не есть добродетель.

Поучение 14. Нельзя спастись без смиренномудрия.

Поучение 14. Для совершенства добродетели нужно смирение.

Поучение 14. Кто разумно смиряется.

Поучение 17. Кто ненавидит поношение, тот ненавидит смирение.

Поучение 19. Не презирать даяния ближнего есть дело смиренномудрия.

 

Смущение

Поучение 13. Смущение есть дело неразумия и гордости, и отчего оно происходит?

Поучение 13. Не должно смущаться и тогда, когда тревожит нас страсть.

 

Совесть

Поучение 3. Совесть есть нечто Божественное, всеянное в нас от Бога.

Поучение 3. Последуя совести, патриархи и святые, бывшие прежде Закона, угодили Богу.

Поучение 3. Что сделалось нужным тогда, когда люди попрали совесть.

Поучение 3. В нашей воле состоит повиноваться совести или попирать её и пренебрегать ею.

Поучение 3. Совесть в Евангелии (Мф. 5, 25-26) называется соперником, и почему?

Поучение 3. Не должно попирать совести и в самом малом, и почему?

Поучение 3. Как должно хранить совесть свою в отношении к Богу?

Поучение 3. Что значит хранить совесть свою в отношении к ближнему?

Поучение 3. В чём состоит хранение совести в отношении к вещам?

Поучение 3. Монах никогда не должен допускать, чтобы совесть обличала его в чём-нибудь.

Поучение 4. Хранение совести в отношении к ближнему рождает смиренномудрие.

Поучение 17. Должно хранить совесть свою во всём.

Поучение 18. Что мы должны думать, когда исполним какое-либо дело по силе своей и совести?

 

Спор

Поучение 4. Не должно спорить и соблазнять брата.

 

Страсти

Поучение 1. Исполнением заповедей человек очищается не только от грехов, но и от страстей.

Поучение 1. Различие между грехами и страстями.

Поучение 2. Смирение покрывает душу от всякой страсти.

Поучение 8. Должно отсекать страсти, пока они ещё не возросли.

Поучение 11. Должно отсекать страсти, пока они ещё не возросли.

Поучение 10. Человек может находиться в трёх состояниях относительно страсти: он или действует по страсти, или сопротивляется страсти, или искореняет её.

Поучение 10. Иногда человек удерживается от одной страсти по внушению другой.

Поучение 10. Кто разумно искореняет страсть?

Поучение 10. Кому подобны действующий по страсти и искореняющий оную?

Поучение 11. Каждая страсть имеет врачевством противоположную ей заповедь.

Поучение 11. Беседа одного Старца с учениками своими об искоренении страстей, подтвержденная сравнением.

Поучение 11. Если страсти укрепятся в нас, тогда даже и с трудом мы не можем одни исторгнуть их.

Поучение 11. Толкование текста: дщи Вавилоня окаянная и проч. (Пс. 136, 8-9) по отношению к страстям.

Поучение 11. Жалкий пример того, как страсть может обратиться человеку в навык.

Поучение 11. Авва Нистерой сказал: "Кто увлекается страстию, тот будет рабом страсти".

Поучение 11. Сколь пагубно хотя одну страсть обратить себе в навык.

Поучение 12. Что сказал Евагрий о том, кто предаётся страстям и желает скорее умереть?

Поучение 12. Должно подвизаться не только против страстей, но и против причин их.

Поучение 12. Должно очищать душу от страстей и насаждать в ней добродетели.

Поучение 12. Каждая страсть имеет противоположную ей добродетель.

Поучение 12. Страсти не принадлежат нам по естеству, но душа, по сластолюбию уклонившись от добродетели, водворяет в себе страсти.

Поучение 13. Не должно смущаться и тогда, когда тревожит нас страсть.

Поучение 13. Невозможно, чтобы тот, кто исполняет страсти, не имел от них скорби.

Поучение 13. Изречение аввы Сисоя о страстях.

Поучение 13. Человеку удобнее бороться со страстию, пока он ещё не исполнил её на деле, нежели после того, как он предастся ей.

Поучение 13. Толкование слов: внегда прозябоша грешницы яко трава и проч. (Пс. 91, 8), по отношению к страстям.

Поучение 13. Сравнение исхода Израильтян из Египта с освобождением души из плена страстей и греха.

Поучение 13. Когда диавол видит, что Бог умилосердился над душою и готов её помиловать, тогда он (диавол) сильнее борет её и отягощает страстями.

Поучение 14. Служащий больным освобождается от страстей и от браней.

Поучение 18. Как должно бороться со страстными помыслами?

Поучение 18. Страстные помыслы должно исповедовать, и какая от сего польза?

Поучение 19. Человек страстный не должен верить своему сердцу.

Поучение 19. С каким намерением должно желать избавления от страстей?

Поучение 19. Какой признак того, что мы добровольно исполняем страсть?

 

Страх Божий

Поучение 4. Два вида страха: первоначальный и совершенный, и в чём оные состоят.

Поучение 4. Совершенного страха нельзя достигнуть иначе, как только первоначальным страхом.

Поучение 4. Как человек приобретает страх Божий?

Поучение 4. Дерзость отгоняет от души страх Божий.

Поучение 14. Страх Божий побуждает душу к хранению заповедей.

Поучение 18. Почему авва Пимен сказал, что бояться Бога есть одна из трёх главных добродетелей.

 

Суд Божий

Поучение 6. Бог не всех людей судит одинаково, и почему?

Поучение 6. Пример, показывающий различие суда Божия о людях.

Поучение 12. Слова св. Иоанна Златоустого о последнем суде.

 

Т

 

Таинство

Поучение 20. Какова сила таинства смерти Христовой.

 

Терпение

Поучение 4. Примеры терпения и смиренномудрия аввы Дорофея.

Поучение 7. Почему мы переносим иногда оскорбления без смущения?

Поучение 7. Пример того, как один брат из презрения к ближним переносил наносимые ему от них оскорбления.

Поучение 7. Замечательный пример терпения и кротости одного больного старца.

Поучение 7. Пример терпения и кротости в истории пророка Давида.

Поучение 14. Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели.

Поучение 18. Как должно поступать тому, кто подвергся клевете?

Послания аввы Дорофея. Кто нам досадит, за того должны мы молиться как за благодетеля и за врача сластолюбия нашего.

 

Труд

Поучение 2. Телесные труды ведут к смирению, если совершаются разумно.

Поучение 14. Телесные труды ведут к смирению, если совершаются разумно.

 

Тщеславие

Поучение 2. Одно только смирение противится тщеславию.

Поучение 10. Действия страсти тщеславия.

Поучение 12. Делая доброе, надобно удаляться тщеславия.

Поучение 18. Не должно выказывать себя ни в слове, ни в деле.

 

У

 

Укорение (самоукорение)

Поучение 2. Смиренный, в случае скорби, прибегает к самоукорению и чрез то получает спокойствие.

Поучение 7. Мы неравнодушно переносим оскорбления, потому что не укоряем себя.

Поучение 7. Как необходимо каждому из нас самоукорение.

Поучение 7. Авва Пимен говорил, что укоряющий себя никогда не смущается.

Поучение 7. Как поступать тому, кто не находит причины к самоукорению.

Поучение 7. Пример вреда от недостатка самоукорения.

Поучение 7. Какой вред происходит от того, что мы укоряем ближних наших?

Поучение 7. Изречения св. Антония и аввы Пимена о самоукорении.

Поучение 7. Без самоукорения человеку трудно устоять в добродетели.

 

Уничижение

Поучение 6. В чём состоит уничижение нами ближнего?

 

Усердие

Поучение 11. Замечательное видение одного прозорливого старца о усердных и ленивых к Божественной службе.

 

Х

 

Хула

Поучение 2. происходит от гордости.

 

Ч

 

Человек

Поучение 1. В каком состоянии находился человек в раю?

Поучение 1. Почему Бог изгнал человека из рая?

Поучение 11. Каким образом человек должен постепенно очищать себя?

Поучение 12. Невозможно человеку не пожать того, что он посеял.

Поучение 12. Что значит: сотворим человека по образу Нашему и по подобию? (Быт. 1, 26).

Поучение 12. Бог оставляет человека, когда он сделает что-либо против своего устроения.

Поучение 12. Человек никогда не должен быть без заботы о своём спасении.

Поучение 12. И один помысл может удалить человека от Бога.

Поучение 16. Отчего рождается в человеке добросердечие.

 

Чревоугодие

Поучение 15. Два вида чревоугодия, и в чём они состоят?

 

Алфавитный указатель на вопросы преподобного аввы Дорофея и ответы свв. старцев Варсануфия и Иоанна

 

A

 

Арсений. Св. Арсений всегда говорил себе: "Арсений, зачем ты вышел из мира?" (Вопрос 5)

 

Б

 

Безмолвие. В чём состоит безмолвие? (Вопрос 63)

Безмолвие дает человеку повод к высокоумию прежде, нежели он приобретёт самого себя, т.е. будет непорочен. (Вопрос 63)

Истинное безмолвие тогда только имеет место, когда человек понес уже крест. (Вопрос 63)

В безмолвии должно иметь смирение. (Вопрос 64)

Если прежде времени оставим все попечения, то вместо покоя впадём в сильное смущение от врага. (Вопрос 65)

Бесчестие. Для приобретения смирения недостаточно одного самоуничижения, но нужно перенести и внешние поношения, и досады от людей. (Вопрос 27)

Не переносить бесчестия есть дело неверия и обольщения демонского. (Вопрос 56)

Кто желает смирения и не понесет бесчестия, тот не может достигнуть смирения. (Вопрос 56)

Беседы. Не должно расслаблять себя беседами, ибо они не допускают нас преуспевать о Боге. (Вопрос 5)

Хорошо говорить Бога ради и хорошо молчать Бога ради. (Вопрос 36)

Кто говорит Бога ради и кто молчит Бога ради? (Вопрос 36)

Кто хочет говорить по Богу, тому даст Бог сказать слово на пользу. (Вопрос 36)

Боязнь тщеславия не должна удерживать нас сказать брату что-либо полезное. (Вопрос 39)

Как поступать после того, когда скажешь брату что-либо полезное? (Вопрос 39)

Должно говорить не по тщеславию, но со смирением и страхом Божиим. (Вопрос 38, 39)

Если кто из старцев спросит о чем-либо, то как ему отвечать? (Вопрос 41)

Чтобы не увлекаться излишне разговором и не впадать чрез то в славолюбие, должно избегать многословия. (Вопрос 56)

Неполезные беседы должно прекращать. (Вопрос 56)

Что рождается от пустых бесед. (Вопрос 60)

Желающий быть иноком хранит себя от пустых бесед. (Вопрос 60)

Благодарение. Если кто-либо окажет другому благодеяние и тот будет благодарить его, должно ли ему отвечать, и как? (Вопрос 32)

Всякий должен с благодарением терпеть всё, что по необходимости постигает его. (Вопрос 64)

Благодать. Если не знаешь полезного, то последуй знающему: это есть смирение, и получишь благодать Божию. (Вопрос 77)

Ближний брат. Какое расположение должно иметь к брату, объяснившему наш поступок Авве? (Вопрос 50)

Как поступать при встрече с ближним? (Вопрос 56)

Если будешь сострадать ближним, то сам получишь помощь. (Вопрос 63)

Как избавиться от бесполезных посещений? (Вопрос 65)

Как поступать, если кто-либо из ближних просит нас о чём-либо, не противном воле Божией? (Вопрос 71)

Каким образом должно исправлять ближних? (Вопрос 81)

Сколько должно давать ближнему, когда смущает скупость или тщеславие? (Вопрос 84)

Бог жаждет видеть спасение наше. (Вопрос 10)

Брань. Брани делают человека искусным. (Вопрос 7)

Брат. Как поступать, когда видим, что брат делает что-либо несогласно с нашею волею? (Вопрос 42)

Должно объяснять Авве о поступках других братий, но когда и как это делать? (Вопросы 42-46)

Как поступать, если дело, в котором нет греха, соблазняет брата? (Вопрос 48)

Как поступать, если случится обидеть брата словом, и он не поймёт сего? (Вопрос 49)

Если братия, находящиеся в одном послушании с нами, в чем-либо согрешат, то как их исправлять без смущения? (Вопрос 80)

Когда и как должно делать брату поклон, прося прощения? (Вопрос 82)

В

 

Василий. Как св. Василий Великий говорит о благотворении ближнему? (Вопрос 67)

Св. Василий говорит, что человеку, пристрастному к чему-либо настоящему, невозможно быть учеником Господним. (Вопрос 68)

Воля. Как достигнуть отсечения своей воли? (Вопрос 3)

Отсечение своей воли есть кровопролитие. (Вопрос 3)

Отсечение своей воли вменяется человеку в жертву. (Вопрос 5)

Что значит отвергнуться себя и взять крест свой? (Вопрос 6)

Кто хочет быть иноком, тот ни в чём отнюдь не должен иметь своей воли. (Вопрос 37)

Кто поистине желает быть учеником Христовым, тот ни в чём не имеет власти над самим собою. (Вопрос 57)

Живущий в общежитии ни в чём не имеет власти посту пать по своей воле. (Вопрос 67)

Отсечение своей воли состоит и в том, чтобы не спорить из желания поставить на своём. (Вопрос 77)

Врачевание. Врачебные книги можно читать тому, кто служит больным. (Вопрос 76)

Врачебное искусство не препятствует человеку быть благочестивым. (Вопрос 76)

Мы должны надеяться не на врачевания, но на Бога, Который умерщвляет и оживотворяет. (Вопрос 76)

Г

 

Гордость. Должно беречься высокоумия, чтобы не потерять всего. (Вопрос 22)

Безмолвие подает человеку повод к высокоумию, прежде нежели он приобретет себя, т.е. будет непорочен. (Вопрос 63)

Гордость и самооправдание препятствуют покаянию. (Вопрос 82)

Грех. Должно испытывать свои согрешения. (Вопрос 16)

Д

 

Демоны (диавол). Бог не попускает демонам выше меры нападать на человека и не даёт им полной воли над ним. (Вопрос 7)

Произносить запрещения на демонов есть дело мужей великих. (Вопрос 53)

Диавол прельщает нас под видом добра. (Вопрос 79)

Дерзновение (свободное обращение). Свобода в обращении есть причина всех зол в человеке. (Вопрос 8)

Свободное обращение есть мать страстей. (Вопрос 10)

Свободного обращения нельзя обуздать без болезни сердечной, без трезвения и плача. (Вопрос 33)

Добро. Всё, что делаем доброго, должно скрывать. (Вопрос 6)

Если не будем думать, что мы сделали что-либо доброе, то награда наша сохранится в целости. (Вопросы 6, 8)

Добродетель. В чём состоит средний путь (добродетели), безопасный от падения? (Вопрос 64)

Дела. Должно призывать Бога при всяком деле, и как это исполнять? (Вопрос 13)

Когда призовём имя Божие при каком-либо деле и всё ещё сомневаемся, то как поступать? (Вопрос 13)

Когда видишь, что нехорошо делается что-нибудь, должно ли сказать о сём делающему? (Вопрос 38)

 

Ж

 

Жертва. Отсечение своей воли вменяется человеку в жертву. (Вопрос 5)

З

 

Забвение. Забвение рождается от нерадения. (Вопрос 16)

Забвение изгоняет теплоту и молитву. (Вопрос 16)

Когда человек увлечётся и рассеется, то должен воззывать себя к началу пути. (Вопрос 18)

Как избавиться от забвения и пленения помыслов. (Вопрос 26)

Заповеди. Как поступать, когда забудем данные от Отца заповедь или совет? (Вопрос 13)

Когда нарушим заповедь, должно спешить к покаянию и не предаваться нерадению. (Вопрос 22)

Зло. Что помогает нам исторгнуть из себя внутреннее зло и чисто покаяться. (Вопрос 10)

Знание. Когда предстоит случай выказать свое знание, должно молчать. (Вопрос 14)

 

И

 

Исаия. Какую доверенность имели многие в авве Исаии. (Вопрос 1)

Имение. Кто предал душу свою Отцам (духовным), тот не должен сомневаться предать им маловажное (т.е. имение), чтобы самому быть без попечения. (Вопросы 1, 2)

К

 

Келлия. Если, пребывая в келлии, рассеиваемся мысленно, то должно укорять себя и повергать немощь свою пред Богом. (Вопрос 9)

Книги. Врачебные книги можно читать тому, кто служит больным. (Вопрос 76)

 

М

 

Милость. Милостыня. К творению милости надобно приучать сердце. (Вопрос 63)

Как Василий Великий говорит о благотворении ближнему? (Вопрос 67)

Молитва. Как должно молиться во время плотской брани? (Вопрос 4)

Чрез сердечное болезнование можно приобрести всегдашнюю теплоту и молитву. (Вопрос 16)

Забвение изгоняет теплоту и молитву. (Вопрос 16)

К молитве отцов должно присоединять и собственное старание. (Вопрос 17)

Должно непрестанно говорить: "Иисусе, помоги мне", и Он поможет нам. (Вопрос 17)

Немощные должны противиться страстным помыслам призыванием имени Иисусова. (Вопрос 53)

Страсти суть демоны и изгоняются призыванием имени Иисусова. (Вопрос 53)

Иметь заповедь (от Отца) и стараться сохранять её - в сём заключается и повиновение, и память Божия. (Вопросы 77, 78)

Каждый, по мере своей, может сохранять память Божию. (Вопрос 78)

Молчание. Многоглаголание оскверняет человека. (Вопрос 14)

Языка нельзя обуздать без болезни сердечной, без трезвения и плача. (Вопрос 33)

Хорошо говорить Бога ради и хорошо молчать Бога ради. (Вопрос 36)

Кто говорит Бога ради и кто молчит Бога ради? (Вопрос 36)

Монах. В чём состоит делание монаха? (Вопрос 7)

Тот монах, кто исполняет дело монашеское. (Вопрос 9)

Кто хочет быть иноком, тот отнюдь ни в чём не должен иметь своей воли. (Вопрос 37)

Желающий быть иноком хранит себя от пустых бесед. (Вопрос 60)

Как поступать монаху, когда ему что-либо подарят? (Вопрос 86)

Н

 

Настоятель. Если послушание, которое нам назначают, превосходит наши силы, то должно объяснить о сём настоятелю. (Вопрос 37)

Должно объяснять Авве (настоятелю) о поступках других братий, но когда и как это должно делать? (Вопросы 42, 46)

Неверие. Не переносить бесчестия есть дело неверия. (Вопрос 56)

Недоумение. Как поступать в случае недоумения при внезапном вопросе? (Вопрос 13)

Немощь. Как должно подвизаться тому, кто немощен телом? (Вопрос 6)

Нерадение. Когда нарушена заповедь, должно спешить к покаянию и не предаваться нерадению. (Вопрос 22)

Нистерой. Что говорил о себе авва Нистерой? (Вопрос 40)

Нищета. Каких нищих ублажает Господь? (Вопрос 6)

 

О

 

Общежитие. Живущие в общежитии суть как бы одно тело. (Вопрос 38)

Живущий в общежитии ни в чём не имеет власти поступать по своей воле. (Вопрос 67)

Всё, что принадлежит общежитию, есть Божие. (Вопрос 75)

Отречение. В чём состоит совершенное отречение? (Вопрос 1)

Слова: се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом (Мф. 19, 27) относятся не только к имениям, но и к помыслам и желаниям. (Вопрос 3)

Отцы. Кто предал душу свою Отцам (духовным), тот не должен сомневаться предать им маловажное (т.е. имение). (Вопрос 2)

Молитвы Отцов общежития помогают живущим в нем. (Вопрос 10)

Как поступать, когда забудем данные от Отцов заповедь или совет? (Вопрос 13)

К молитве Отцов должно присоединять и собственное старание. (Вопрос 17)

Отчаяние есть великая радость диаволу. (Вопрос 4)

П

 

Печаль. Отчего рождается в сердце печаль по Богу? (Вопрос 34)

Пища. Её не должно вкушать с услаждением. (Вопрос 87)

Принимая пищу, должно благодарить Бога и осуждать себя как недостойного. (Вопрос 87)

Плач. Плач удаляет от нас свободу в обращении. (Вопрос 5)

Плач омывает человека от грехов, и как оного можно достигнуть? (Вопрос 6)

Есть ли сердечный плач без слёз? (Вопрос 34)

Как сохранить плач, когда находимся среди людей и служим другим? (Вопрос 34)

Плотская брань. Отчего происходит плотская брань и как поступать во время оной? (Вопросы 4, 5)

Как распознать, своею ли похотию искушается человек или врагом? (Вопрос 5)

Какой признак согласия с сею страстию? (Вопрос 5)

Во время плотской брани должно уклоняться от лица, к которому имеем влечение. (Вопрос 7)

Для избавления от постыдных страстей не должно ни с кем обращаться свободно, особенно же с теми, к кому сердце склоняется по страсти. (Вопрос 10)

Подозрения. Не приписывай никому того, чего не знаешь наверно, ибо это погибель душевная. (Вопрос 5)

Покаяние. Как должно полагать начало покаяния? (Вопрос 6)

Кто хотя падает, но восстаёт, тем не овладеет нерадение, но Бог приведёт его в устроение усердных делателей. (Вопрос 17)

Когда нарушим заповедь, должно спешить к покаянию и не предаваться нерадению. (Вопрос 22)

Гордость и самооправдание препятствуют покаянию. (Вопрос 82)

Поклон. Как поступать тому, кто, делая поклон при других, краснеет по тщеславию? (Вопрос 51)

Нужно ли делать поклон, когда просим прощения у младших? (Вопрос 52)

Когда и как должно делать брату поклон, прося прощения? (Вопрос 82)

Помыслы. Не должно покоряться помыслам, всеваемым от демонов. (Вопрос 8)

Без болезни сердечной никто не получает дарования различать помыслы. (Вопрос 14)

Как избавиться от пленения помыслов и от забвения? (Вопрос 26)

Кто чистосердечно объясняет свои помыслы (Авве), тот не должен обращать внимания на слова других. (Вопрос 35)

Что значит внимать своим помыслам, и когда должно сие делать? (Вопрос 40)

Как должно противиться страстным помыслам? (Вопрос 53)

Произносить запрещение на страстные помыслы есть дело мужей великих. (Вопрос 53)

Немощные должны противиться страстным помыслам чрез призывание имени Иисусова. (Вопрос 53)

Не должно молчать о своих помыслах, но объяснять о них Отцам духовным. (Вопрос 69)

Скрывающий свои помыслы пребывает неисцелён. (Вопрос 69)

Послушание состоит в том, чтобы не иметь своей воли. (Вопрос 2)

Попечение ради Бога (послушание) есть духовное делание. (Вопрос 18)

Когда повелят что-либо, не должно противоречить, но исполнять с послушанием, ибо это приводит к смирению. (Вопрос 27)

Если послушание, которое нам назначают, превосходит наши силы, то должно объяснить о сём настоятелю. (Вопрос 37)

Иметь заповедь (от Отца) и стараться сохранить ее - в сём заключается и повиновение. (Вопросы 77, 78)

При послушании не должно унывать, падая и восставая, поползаясь и укоряя себя. (Вопрос 79)

Если братия, находящиеся с нами в одном послушании, в чем-либо согрешат, то как их исправлять без смущения? (Вопрос 80)

Похвала. Если кого-либо хвалят, то должен ли он отвечать? (Вопросы 28, 30)

Что должно сказать соблазнившемуся молчанием в ответ на похвалу? (Вопрос 29)

Почему некоторые из святых смиренно отвечали на похвалу? (Вопрос 31)

Приветливость. В чём состоит приветливость? (Вопрос 66)

Пристрастие. Как поступать, когда, имея надобность в какой-либо вещи, чувствуешь к ней пристрастие? (Вопросы 85, 87)

 

Р

 

Рассуждение. Без болезни сердечной никто не получает дарования различать помыслы. (Вопрос 14)

В чём должен состоять сердечный труд человека для того, чтобы достигнуть дара рассуждения? (Вопрос 15)

 

С

 

Свободное обращение (см. Дерзновение).

Сердце. Чрез сердечное болезнование можно приобрести всегдашнюю теплоту и молитву. (Вопрос 16)

Всякое дарование получается чрез болезнование сердца. (Вопрос 16)

В чём состоит сокрушение сердца? (Вопрос 27)

Отчего рождается в сердце печаль по Богу? (Вопрос 34)

Славолюбие. Чтобы не увлекаться излишне разговором и не впадать чрез то в славолюбие, должно избегать многословия. (Вопрос 56)

Смирение. Смирение расторгает все сети вражеские. (Вопрос 4)

Смирение не падает, но воздвигает от падения тех, которые имеют его. (Вопрос 5)

Оно есть орудие, искореняющее все плевелы с поля Владыки. (Вопрос 5)

Почитай себя за ничто, и мысль твоя не будет смущаться. (Вопрос 8)

Смирение охраняет глаза от развлечения и всего человека от всякого зла. (Вопрос 13)

Что значит вменять себя ни во что? (Вопрос 21)

Если кто считает себя ниже всей твари, а действия его не соответствуют сему, то как о сем думать? (Вопрос 24)

Каким путем можно скорее достигнуть спасения: трудами или смирением? (Вопрос 26)

Труд без смирения суетен и не вменяется ни во что. (Вопрос 26)

Кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает цели. (Вопрос 26)

Имеющий смирение с уничижением также достигает оной. (Вопрос 26)

Кто имеет одно только смирение, тот, хотя и успевает, но не так скоро. (Вопрос 26)

В чём состоит истинное смирение? (Вопросы 26, 27)

Как поступать желающим приобрести истинное смирение? (Вопрос 26)

Для приобретения смирения недостаточно одного самоуничижения, но нужно перенести и внешние поношения и досады от людей. (Вопрос 27)

Для приобретения смирения не должно самому собою вызываться на исполнение низких дел, но исполнять повелеваемое. (Вопрос 27)

Что приводит к смирению? (Вопрос 27)

Все страсти препобеждает смирение, которое всякий приобретает трудом. (Вопрос 33)

Кто желает смирения и не понесет бесчестия, тот не может достигнуть смирения. (Вопрос 56)

В безмолвии должно иметь смирение. (Вопрос 64)

Чем более человек нисходит в смирение, тем более преуспевает. (Вопрос 65)

Если не знаешь полезного, то последуй знающим, это есть смирение, - и получишь благодать Божию. (Вопрос 77)

Смущение. Ничего не должно говорить со смущением, ибо зло не рождает добра. (Вопрос 82)

Соблазн. Если соблазним кого-либо, то понесем за сие осуждение. (Вопрос 8)

Сон. Кто достиг меры духовного возраста, тот не упояется чувственным сном, но только пользуется естественным. (Вопрос 70)

Сострадание. Если будем сострадать ближним, то и сами получим помощь. (Вопрос 63)

В чём состоит сострадание к ближнему. (Вопрос 64)

Странничество (странник). В чём состоит странничество. (Вопрос 8)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.354 с.)