Должностная инструкция младшей медицинской сестры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Должностная инструкция младшей медицинской сестры.



Приложение №1

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ БОЛЬНИЦЫ

Санитарно-эпидемиологический режим терапевтического отделения

Строгое выполнение всех требований по поддержанию санитарно-эпидемиологического

режима в терапевтическом отделении выступает обязательным условием профилактики внутрибольничной инфекции, предупреждения размножения патогенных микроорганизмов и распространения насекомых (тараканов, постельных клопов, мух) и грызунов.

Внутрибольничная инфекция

Внутрибольничная (нозокомиальная (греч. nosokomeion – больница), госпитальная) инфек-

ция – заболевание инфекционной природы, развившееся у пациента во время его пребывания в

стационаре (лечебно-профилактическом учреждении) через 48 ч после поступления или вскоре

после выписки (также в течение 48 ч), а также у медицинского работника, занимающегося в больнице лечением и уходом за больным.

Контингент лиц, у которых возможно развитие нозокомиальной инфекции:

1) стационарные больные (инфицирование в больнице);

2) больные, обратившиеся в лечебно-профилактические учреждения: дневной стационар,

диспансер, консультативный центр, поликлинику, а также вызывавшие скорую помощь и пр.;

3) медицинский персонал: инфицирование при оказании помощи больным в стационаре и

других лечебно-профилактических учреждениях.

В условиях стационара могут развиваться следующие инфекционные заболевания.

• Гнойно-септические инфекции: пиодермиты.

• Детские инфекции: корь, скарлатина, краснуха, дифтерия, эпидемический паротит и др.

• Вирусные инфекции: грипп, вирусные гепатиты В, С, В, ВИЧ и ДР.

• Кишечные инфекции: сальмонеллёз, амебиаз, шигеллёзы и др.

• Особо опасные инфекции: сибирская язва, чума, брюшной тиф и др.

Основными возбудителями внутрибольничной инфекции выступают следующие патогены.

• Облигатная (лат. obligatus – обязательный) патогенная микрофлора: микроорганизмы,

вызывающие детские инфекции – корь, дифтерию, скарлатину, краснуху, эпидемический паротит

и др., кишечные инфекции – сальмонеллёз Tc 0.251 0и др., гепатиты В, С и пр.;

• Условно-патогенная микрофлора: золотистый стафилококк, стрептококки, синегнойная

палочка, кишечная палочка и пр.

• Цитомегаловирусы, простейшие.

Источниками внутрибольничной инфекции являются медицинский персонал и сами паци-

енты, причём источником микроорганизмов могут быть руки, кишечник, мочеполовая система,носоглотка, волосы и кожные покровы, полость рта и пр. Дополнительно микроорганизмы могут поступать из окружающей среды: с инструментарием – особенно опасны в этом отношении изделия из резины, например катетеры, дренажные трубки; через оборудование, например ингаляторы,ионизаторы, а также лекарственные средства, продукты питания, пыль, воду и пр.

Инфекция передаётся при реализации воздушно-капельного (аэрозольного), контактно-

бытового и артифициального механизмов передачи. Основные группы риска развития внутрибольничной инфекции: 1) больные, которым показано большое количество лечебно-

диагностических процедур; 2) пациенты с хроническими заболеваниями; 3) больные пожилого возраста; 4) больные с ослабленным иммунитетом.

Основные правила профилактики внутрибольничной инфекции

• Своевременное и правильное использование (в том числе хранение) защитной одежды.

• Адекватная обработка рук медицинского персонала.

• Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в приёмном отделении: правиль-

ная санитарно-гигиеническая обработка, осмотр на наличие педикулёза, термометрия и пр.

• Санитарно-гигиеническая обработка и контроль за личной гигиеной пациентов (в том

числе сменой белья) в отделениях.

• Дезинфекция предметов медицинского назначения.

• Соблюдение санитарного режима питания: своевременная санитарно-гигиеническая

обработка и оснащение буфетных и раздаточных помещений, в том числе соблюдение правил удаления пищевых отходов и сроков реализации предметов питания. Активное выявление пациентов с подозрением на инфекционное заболевание и соблюдение сроков наблюдения за контактными больными. Защитная одежда медицинского персонала. Маска: может быть изготовлена из четырёх слоев марлевой ткани либо из специального нетканого материала – тем не менее, эффективность защиты от воздушно-капельной инфекции с помощью обычной маски составляет около 10%. В современных многослойных масках одним из слоев является полипропиленовый фильтр, обеспечивающий фильтрацию на 99%. Защитные очки и щитки: защита от попадания на лицо медработника биологического материала больных – крови, слюны и пр. Перчатки: защита от контакта с биологическим материалом – кровью, слюной, мочой, калом и пр.

- В нашей стране широко используются опудренные латексные перчатки. Однако необхо-

димо указать, что при их использовании существует опасность аллергии как на протеины, содержащиеся в натуральном латексе, так и на различные химические добавки – вулканизаторы, катализаторы, антиоксиданты. Пудра, традиционно применяемая для облегчения надевания перчаток, из-за своей абразивности может вызвать контактный (неаллергический) дерматит, а также усилить реакции на протеины латекса (она может перемещать по воздуху латексные аллергены). В настоящее время всё шире начинают использовать неопудренные перчатки, поверхность которых обрабатывается силиконом, что облегчает их надевание и создаёт дополнительную защиту от крови пациентов.

- Альтернативой перчаток из латекса являются синтетические перчатки, создаваемые из

полимерных материалов: неопрена, полиуретана, винила и нитрила. Эти перчатки, не уступая натуральному латексу по физическим параметрам (упругость, эластичность, прочность), не содержат протеинов и химических катализаторов, т.е. являются гипоаллергенными. Они легко надеваются благодаря внутреннему уретановому иономерному покрытию, обеспечивают комфорт и удобство, так как снижают усталость и потливость рук, имеют лучшую по сравнению с латексными перчатками устойчивость к натяжению, проколам и влиянию спирта. Халат, фартук (в том числе и из материала СМС): профилактика передачи инфекции при уходе за больным.

Дезинфекция

Дезинфекция (лат. de – приставка, означающая прекращение, устранение, inficio – зара-

жать; син. – обеззараживание) – комплекс мер по уничтожению вегетирующих форм патогенных и условно-патогенных микроорганизмов. Существует два основных направления дезинфекции:

• профилактическая дезинфекция – предупреждение внутрибольничных инфекций;

• очаговая дезинфекция – обеззараживание в выявленном очаге инфекции.

Дезинфекцию можно осуществлять четырьмя методами: механическим, физическим, хи-

мическим и комбинированным (табл. 3-7).

Таблица 3-7. Методы дезинфекции

Метод Характеристика

Механический Влажная уборка помещений

Освобождение помещений от пыли (пылесос, окраска и побелка)

Освобождение предметов одежды и постельных принадлежностей от пыли (выбивание)

Мытьё рук

Физический Проглаживание горячим утюгом, прокаливание

Использование солнечных лучей

Ультрафиолетовое облучение

Обработка кипятком, кипячение; кипячение в дистиллированной воде в течение 30 мин

и с добавлением натрия гидрокарбоната в течение 15 мин

Пастеризация

Обработка в сухожаровом шкафу (воздушный метод)

Обработка паром (паровой метод под избыточным давлением)

Сжигание мусора

Химический Обработка ветоши и медицинских инструментов с помощью дезинфицирующих

средств: орошение, протирание, полное погружение, распыление

Комбинированный (с

использованием специальных дезинфекцион-

ных Паровоздушный (прогревание горячим паром до температуры 110 °С при избыточном

давлении), пароформалиновый (прогревание горячим паром до температуры 90 °С при

избыточном давлении с добавлением в камеру формальдегида)

Применение в лечебных учреждениях дезинфицирующих средств регламентируется Госу-

дарственной системой санитарно-эпидемического нормирования (табл. 3-8).

Таблица 3-8. Основные группы дезинфицирующих средств, применяемых в лечебных учреждениях России

Группы Средства

Альдегидсодержащие Формальдегид, «Септодор», «Гигасепт ФФ» и др.

(применяют при дезинфекции изделий из стекла, пла-

стмассы, резины, металла)

Гуанидины Хлоргексидин, «Демос», полигексаметиленгуанидин

(например, «Полисепт») и др.

Кислородсодержащие и средства на

основе перекиси водорода

Водорода перекись, «Дезоксон-1», «Дезоксон-4»,

«Виркон» и др.

Поверхностно-активные вещества «Аламинол», «Септабик» и др.

Спирты Этиловый (70%), «Октенисепт» и пр. (применяют при

дезинфекции изделий из металла)

Фенолсодержащие «Амоцид»

Хлорсодержащие Хлорная известь, кальция, натрия гипохлорит, хлорамин Б и др.

Методы дезинфекции медицинских инструментов

К основным методам дезинфекции медицинских инструментов относят их кипячение и по-

гружение в дезинфицирующие растворы.

Метод кипячения. Кипячение рекомендуют для медицинских изделий из стекла, металла,

термостойких материалов, резины. Кипятят в 2% растворе натрия гидрокарбоната в течение 15 мин.

Метод погружения в дезинфицирующий раствор. Для дезинфекции методом погруже-

ния используют следующие растворы.

• 3% раствор хлорамина Б с погружением медицинских инструментов на 60 мин (для обработки

инструментов в туберкулёзных стационарах – в 5% раствор хлорамина на 240 мин).

• 6% раствор водорода перекиси с погружением на 60 мин или 4% раствор – на 90 мин.

• 2% раствор глутарала с погружением на 15 мин.

• 70% раствор спирта с погружением на 30 мин.

Стерилизация (лат. sterilis – бесплодный) – полное освобождение какого-либо вещества

или предмета от микроорганизмов путём воздействия на него физическими или химическими факторами. Предстерилизационной очистке должны подвергаться все медицинские изделия многократного использования перед их стерилизацией и/или дезинфекцией с целью удаления белковых, жировых, механических загрязнений, а также лекарственных препаратов.

Разъёмные изделия подлежат Предстерилизационной очистке разобранном виде в сле-

дующем порядке.

• Ополаскивание проточной водой в течение 30 с.

• Замачивание в моющем комплексе («Биолот», «Лотос») при пол ном погружении изде-

лия в течение 15 мин при температуре 50 °С

• Мойка каждого изделия с помощью ерша, ватно-марлевого тампона или щётки в мою-

щем комплексе в течение 30 с.

• Ополаскивание проточной водой при применении «Биолота» в течение 3 мин, «Лотоса-

медицинского» в течение 10 мин.

• Выдерживание в дистиллированной воде в течение 30 мин.

• Сушка горячим воздухом при температуре 80–85 °С до полною исчезновения влаги.

Контроль качества Предстерилизационной обработки медицинского инстру-

Ментария Предстерилизационную обработку считают эффективной, если на изделиях после обработки не обнаружены остаточные количества крови с помощью амидопириновой или азопирамовой пробы.

Раствор для проведения амидопириновой пробы: непосредственно перед проведением

пробы смешивают равные количества (по 2–3 мл) 5% спиртового раствора аминофеназона («Амидопирина»), 30% раствора уксусной кислоты и 3% раствора водорода перекиси.

Раствор для азопирамовой пробы: для приготовления 1-1,5% раствора азопирама разво-

дят солянокислый анилин в 95% растворе 5 этилового спирта. Готовый раствор может храниться в плотно закрытом флаконе в темноте в холодильнике в течение 2 мес., при комнатной температуре (18–23 °С) – не более 1 мес. Непосредственно перед пробой готовят рабочий раствор, смешивая равные количества азопирама и 3% водорода перекиси. Рабочий раствор может быть использован в течение 1-2 ч. При более длительном хранении возможно спонтанное окрашивание реактива в розовый цвет. Нельзя подвергать проверке горячие инструменты, а также держать раствор на ярком свете или вблизи нагревательных приборов. Для проверки пригодности рабочего раствора азопирама 2-3 капли его наносят на кровяное пятно. Если не позже чем через 1 мин появляется фиолетовое окрашивание пятна, переходящее затем в синее, реактив годен к употреблению.

Технология постановки пробы (применяют для многоразовых медицинских инструмен-

тов). На нестерильную вату наносят реактив. Через несколько секунд при отсутствии цветовой реакции на вате ей протирают поршень шприца, цилиндр с наружной стороны, иглы, канюлю. Затем заливают реактив в цилиндр шприца, пропускают его через шприц на другую вату (проверяется цилиндр шприца). После этого на шприце закрепляют иглу, вновь наливают в цилиндр реактив и пропускают его через шприц и иглу (проверяется игла).

Интерпретация результата: при наличии кровяных загрязнений на вате появляется сине-

зелёное (положительная амидопириновая проба) или фиолетово-синее (положительная азопирамовая проба) окрашивание. Если проба положительная, повторный контроль инструментов следует проводить ежедневно до получения 3-кратного отрицательного результата.

Самоконтроль в лечебно-профилактическом учреждении проводят не реже 1 раза в неде-

лю. Контролю подвергают 1% одновременно обрабатываемых изделий одного наименования, но не менее 3-5 единиц. Сотрудники санитарно-эпидемиологической станции контроль качества Предстерилизационной очистки проводят 1 раз в квартал.

Дезинфекция помещений, предметов обстановки процедурного кабинета

Её осуществляют путём двукратного протирания ветошью, смоченной в 1 % растворе хло-

рамина Б с моющим средством или в 3% растворе водорода перекиси с моющим средством.

Обработка ветоши:

1) погружение в один из растворов (1% раствор хлорамина Б, 0,5% раствор кальция гипо-

хлорита) на 60 мин перед использованием;

2) кипячение в 2% содовом растворе в течение 15 мин.

Если предметы обстановки или ветошь загрязнены кровью, следует немедленно перейти на

режим обработки с использованием 3% раствора хлорамина Б.

Текущая уборка процедурного кабинета. Её проводят 2 раза в день с применением 1%

раствора хлорамина Б. Ультрафиолетовое облучение и проветривание кабинета осуществляют 4 раза __________в день по 15–20 мин (после уборки и в процессе работы помещение следует облучать стационарными или передвижными ультрафиолетовыми лампами).

Генеральная уборка процедурного кабинета. Её выполняют 1 раз в неделю с примене-

нием 500 г 5% раствора хлорамина Б на 10 л воды.

Приготовление рабочих дезинфицирующих хлорсодержащих растворов

Хлорсодержащие дезинфицирующие растворы применяют для обеззараживания различ-

ных помещений, туалетов, предметов ухода, посуды, выделений пациентов и пр. Приготовление дезрастворов должно проводиться централизованно в специально оборудованных помещениях, имеющих приточно-вытяжную вентиляцию.

Необходимое оснащение.

• Защитная одежда (длинный халат, шапочка, клеёнчатый фартук, респиратор, защитные

очки, резиновые перчатки, сменная обувь).

• Сухая хлорная известь, хлорамин Б (сухой порошок).

• Ёмкости (эмалированные, пластмассовые или из тёмного стекла) для дезинфицирующих

растворов с обязательной маркировкой.

• Мерная посуда (1л, 10 л) с маркировкой.

• Деревянная лопатка для размешивания раствора.

• Вода.

• Средства личной гигиены (полотенце, мыло). Порядок приготовления 10% раствора

хлорной извести.

1. Подготовиться к приготовлению дезинфицирующего раствора: надеть спецодежду, про-

верить оснащение, отметить время начала процедуры.

2. Налить в ёмкость 2–3 стакана воды.

3. Осторожно всыпать туда 1 кг сухой хлорной извести и тщательно размешать, разминая

комочки.

4. Долить ёмкость водой до 10 л, перемешать до однородной массы.

5. Плотно закрыть ёмкость крышкой и оставить на сутки в тёмном помещении; раствор

необходимо перемешать несколько раз в течение суток.

6. Через сутки слить отстоявшийся раствор в другую ёмкость (процедуру также проводить

в защитной одежде), сделать на ней надпись о дате приготовления и хранить в тёмном месте.

7. По окончании процедуры снять спецодежду, вымыть руки.

Порядок приготовления 1% раствора хлорной извести.

1. Подготовиться к приготовлению дезинфицирующего раствора: надеть спецодежду,

проверить оснащение, отметить время начала процедуры.

2. Налить в ёмкость 1 л 10% раствора хлорной извести (для получения 0,5% раствора

хлорной извести – 0,5 л).

3. Долить ёмкость водой до 10 л, перемешать.

4. Плотно закрыть ёмкость крышкой и сделать на ней надпись о дате приготовления.

5. По окончании процедуры снять спецодежду, вымыть руки. Такой раствор используют

для работы сразу после его приготовления.

Процедура приготовления раствора хлорамина Б также должна выполняться с соблюдени-

ем всех правил техники безопасности, в защитной одежде и с обязательной маркировкой ёмкостей

с жидкостью. Для получения 1% раствора хлорамина Б нужно 10 г сухого хлорамина Б сначала

тщательно размешать в специальной ёмкости и затем долить водой до метки 1 л.

Обеспечение здорового микроклимата

1. Для поддержания здорового микроклимата (в прямом смысле, т.е. в плане физиче-

ских параметров в помещении) в лечебном учреждении необходимо соблюдать определённые требования, предъявляемые к основным параметрам, обеспечивающим здоровый фон окружающей пациента среды. Особое внимание рекомендуется уделять следующим факторам (табл. 3-9):

• освещению: естественному (солнечный свет), искусственному;

• вентиляции: проветриванию, кондиционированию),

• отоплению (может быть водяным, паровым, воздушным).

Таблица 3-9. Основные факторы поддержания здоровой окружающей среды в лечебном учреждении

Факторы, обеспечивающие адекватный микроклимат

Освещение палат естественным способом

Освещение палат искусственным способом

Вентиляция

Отопление

Цель

Бактерицидное действие солнечных лучей

Создание комфорта для больных (в большей степени –люминесцентные лампы)

Профилактика внутрибольничной инфекции (замена загрязнённого воздуха чистым)

Создание комфорта для больных (оптимальная температура в зимнее время 20 °С. в летнее – 23-24 °О

Санитарно-гигиеническая уборка помещений

Флоренс Найтингейл ещё в 1860 г. в своей книге «Записки об уходе» («Notes on Nursing»)

впервые подняла проблему влияния санитарно-гигиенических факторов на состояние здоровья, а уход за больным определила как «...действие по использованию окружающей пациента среды в целях его выздоровления». Особо Ф. Найтингейл подчёркивала важность таких факторов окружающей пациента среды, как чистота, свежий воздух, тишина, правильное питание.

Обеспечение санитарно-гигиенического режима в лечебном учреждении предусматривает

тщательную регулярную уборку помещений. Тщательная влажная уборка больничных помещений и содержание в чистоте оборудования, медицинского инвентаря, предметов по уходу, мебели –обязательное условие соблюдения правил санитарно-гигиенического режима в лечебном учреждении (табл. 3-10).

Таблица 3-10. Общие правила санитарно-гигиенической уборки больничных помещений

Мероприятия по санитарно-гигиенической уборке

Основные требования к санитарно-гигиенической уборке Кратность проведения уборки

1 2 3

Влажная уборка Мытьё полов, протирание дверей и дверных ручек, подоконников, мебели, оборудования; обязательно применение моющих и дезинфицирующих растворов 2 раза в сутки и чаще Протирание внут-

ренних оконных стёкол. Использование жидких моющих средств Не реже 1 раза в месяц Протирание окон-

ных стёкол снаружи Использование жидких моющих средств Не реже 1 раза в 4 мес. Генеральная уборка

палат и кабинетов Мытьё стен, полов, дверей и дверных ручек, подоконников, мебели, оборудования, светильников, защитных жалюзи, обработка потолков и пр.; обязательно применение моющих и дезинфицирующих растворов Не реже 1 раза в месяц Генеральная уборка процедурных и перевязочных

Влажная уборка с освобождением помещений от оборудования и мебели 1 раз в неделю Проветривание

палат, кабинетов Проветривание с открыванием форточек и оконных створок Не менее 4 раз в сутки

Уборка пищеблока Мытьё стен, осветителей; дезинфекция помещений с применением 1% раствора хлорной извести (1% раствора хлорамина Б") Ежедневно Уборка буфетной Мытьё посуды горячей водой с дезинфицирующим раствором и стерилизация её (в воздушном стерилизаторе) в течение 1 ч

при температуре 180 °С; уборка помещения с применением растворов дезинфицирующих средств После каждой раздачи пищи Мероприятия по санитарно-гигиенической уборке Основные требования к санитарно-игиенической уборке Кратность проведения уборки1 2 3 Смена белья в палатах

Грязное бельё собирают в специальные клеёнчатые мешки или бельевые тележки

Не реже 1 раза в 7 дней и по мере загрязнения

Уборка санузлов Мытьё ванн после каждого больного тёплой водой с моющим (мыльным) раствором, затем обработка 0,5% раствором хлорной извести или 1-2% раствором хлорамина Б; мытьё унитазов 0,5% раствором хлорной извести несколько раз в день и по мере загрязнения

Обработка подкладных суден и мочеприемников

Замачивание суден (мочеприёмников) в дезинфицирующем растворе (время выдержки зависит от применяемого раствора, например в 0,5% растворе хлорной извести следует выдерживать 60 мин) и промывание под струёй горячей воды с помощью ёршиков Постоянно (по мере использования)

Уборку проводят щёткой, шваброй, тряпками, смоченными дезинфицирующим раствором.

Уборка палат. В палате уборку следует начинать с прикроватных тумбочек: стирают

пыль, убирают всё лишнее, оставляют мыло, зубную пасту, печенье, варенье, конфеты, книги. Фрукты и скоропортящиеся продукты должны находиться в холодильнике. Затем вытирают пыль с поверхности кроватей, радиаторов, труб, с подоконников, плафонов, мебели. Во время уборки должно быть тихо. Движения младшей медсестры не должны беспокоить больных. Убирать следует чисто, не пропуская углы и труднодоступные места. Подметать палату нужно по направлению к двери, мусор подбирать совком и выносить в мусоропровод или сжигать.

Уборка коридоров. В коридорах протирают влажной тряпкой двери, панели, мебель, руч-

ки, завершают уборку мытьём пола раствором хлорной извести.

Оснащение и уборка туалетных комнат. Туалетные комнаты должны быть хорошо изо-

лированы от прочих помещений, иметь промежуточный шлюз, надёжно действующую вытяжную вентиляцию, достаточное освещение. Здесь следует разместить закрытые шкафы для суден, мочеприёмников, посуды для сбора кала и мочи. Уборочный инвентарь должен быть отдельным для палат и туалетных комнат, применяться строго по назначению. Он должен иметь соответствующую маркировку, содержаться в чистоте. Щётки, ветошь, тазы регулярно промывают горячей водой, а ветошь просушивают. Ерши для мытья суден и мочеприёмников («уток») также промывают водой и дезинфицируют. Ванны, подкладные судна, мочеприёмники моют и дезинфицируют после каждого употребления 0,5% раствором хлорной извести. Судна, «утки» тщательно промывают горячей водой и дезинфицируют 2% раствором хлорамина Б.

Если у больного обнаружено инфекционное кишечное заболевание, кал заливают 20% рас-

твором хлорной извести на 2 ч, а потом опорожняют судно. Чистые судна, «утки» хранят в туалетных комнатах в специальных гнёздах. В некоторых больницах имеются машины для мойки суден.

Туалетные комнаты убирают по мере надобности и хорошо проветривают, чтобы не было

запаха. Раковины, унитазы, писсуары, баки для хранения воды, плевательницы моют ежедневно горячей водой с мылом, 2% содовым раствором и дезинфицирующим раствором; бурые пятна протирают уксусной кислотой. Уборку туалетных комнат младшая медсестра должна проводить в резиновых перчатках. После уборки она должна мыть руки с мылом и с помощью 2% раствора хлорамина Б, который должен быть в каждой туалетной комнате.

Работе с кровью.

Все манипуляции, при которых может произойти загрязнение рук цельной кровью, плаз-

мой или сывороткой крови, следует проводить в резиновых перчатках. Во время работы все повреждения на руках должны быть закрыты напальчником, лейкопластырем. При угрозе разбрызгивания крови следует работать в маске и защитных очках. Медперсоналу запрещены приём пищи, а также курение в лабораториях и помещениях, где проводят процедуры пациентам.

Разборку, мойку, ополаскивание медицинского инструментария, использованных пипеток

и лабораторной посуды, соприкасающихся с кровью людей, нужно проводить до предварительной дезинфекции, в резиновых перчатках. После любой процедуры, в том числе парентерального вмешательства, проводят тщательное двукратное мытьё рук в тёплой проточной воде с мылом. Руки необходимо вытирать индивидуальным полотенцем, сменяемым ежедневно, или салфеткой одноразового пользования. При обработке рук следует избегать частого применения дезинфектантов, которые способны вызвать раздражение кожи и дерматиты, в том числе облегчающие проникновение возбудителей инфекции.

Для профилактики инфицирования вирусной и бактериальной инфекцией, передающейся

через кровь или другие биологические жидкости пациента, в настоящее время в процедурном кабинете должна находиться так называемая «Аптечка при авариях», в состав которой обязательно входят перевязочный материал, ёмкости для разведения растворов, ундинка (стаканчик для промывания глаз), 70% раствор этилового спирта, 5% спиртовой раствор йода, 0,05% раствор перманганата калия, 1% раствор протаргола, 6% раствор водорода перекиси.

В случае загрязнения рук кровью (или другой биологической жидкостью пациента) следу-

ет немедленно щипающим движением пальцев руки удалить с кожи остатки крови (биологической жидкости) с помощью тампона, обильно смоченного 70% раствором этилового спирта, вымыть их тёплой проточной водой с мылом и повторно обработать новым тампоном, смоченным 70% раствором этилового спирта. В случае попадания брызг крови:

• на слизистую оболочку глаз – промыть глаза 0,05% раствором калия перманганата;

• на слизистую оболочку носовой полости – обработать её 1% раствором __________протаргола

(закапать в нос);

• на слизистую оболочку полости рта – прополоскать рот 70% раствором спирта.

В случае загрязнения кровью поверхности рабочего стола во время манипуляции следует

немедленно обработать стол ветошью, смоченной 6% раствором водорода перекиси с 0,5% моющим средством. После окончания работы необходимо протереть поверхность стола ветошью, смоченной в 3% растворе хлорамина Б.

Больные терапевтического профиля подлежат госпитализации в терапевтическое отделе-

ние стационара. Лечебные отделения могут быть двух видов – общетерапевтическими и, как правило в многопрофильных крупных стационарах, специализированными: пульмонологическими, кардиологическими, гастроэнтерологическими, нефрологическими, гематологическими и др.

Работа терапевтического отделения обеспечивается следующим медицинским составом.

• Заведующий отделением.

• Палатные врачи.

• Старшая медицинская сестра.

• Медицинские сестры отделения (палатные медицинские сестры).

• Сестра-хозяйка.

• Процедурная медицинская сестра.

• Младшие медицинские сестры.

• Санитарки-буфетчицы.

• Санитарки-уборщицы.

ПИТАНИЕ БОЛЬНЫХ

Питание – один из важнейших факторов, оказывающих значительное влияние на здоровье,

работоспособность и устойчивость организма к воздействию окружающей среды. Ещё Гиппократ говорил, что «...пища должна быть лекарством, а лекарство – пищей».

Диета (греч. diaita – образ жизни, режим питания) – режим питания здорового и больного

человека. Диетология (диета + греч. logos – учение) – раздел медицины, изучающий питание человека в норме и при различных заболеваниях, а также занимающийся организацией лечебного питания.

Лечебное питание (диетотерапия) – применение с лечебной или профилактической целью

специально составленных пищевых рационов и режимов питания.

Режим питания определяет время и количество приёмов пищи, интервалы между ними и

пищевой рацион. Пищевой рацион регламентирует требования, предъявляемые к пище, по энергетической ценности, химическому составу, продуктовому набору, массе, по приёмам пищи. Питание должно быть рациональным – физиологически полноценным, с учётом ряда факторов, в том числе пола, возраста и характера физической активности человека, а также сбалансированным – в пище должно соблюдаться определённое соотношение питательных веществ.

Лечебное питание

Лечебное питание – обязательный компонент комплексной терапии. Основоположник оте-

чественной диетологии Мануил Исаакович Певзнер (1872–1952) писал: «...Питание больного является тем основным фоном, на котором следует применять другие терапевтические факторы – там, где нет лечебного питания, нет и рационального лечения». Диетическое питание и медикаментозное лечение взаимодополняют друг друга, что повышает эффективность лечения.

Тем не менее, во взаимоотношении «диета – приём лекарственных препаратов» потенци-

ально может присутствовать и ряд негативных моментов. Если их не учитывать, могут быть допущены просчёты в лечении больных. Лекарство, принятое одновременно с пищей, попадает позже к месту своего основного всасывания – в кишечник (поэтому при отсутствии противопоказаний препарат лучше принимать за 1 ч до еды или спустя 2 ч после еды). Наиболее показательны следующие примеры.

• Если в рационе питания преобладают белки, то снижается фармакологический эффект

некоторых лекарств, например дигоксина, хинидина, циметидина, кофеина, теофиллина, тетрациклина, антикоагулянтов.

• Углеводы замедляют эвакуацию содержимого желудка, в результате чего задерживает-

ся всасывание ко-тримоксазола (например, «Бисептола»), сульфадиметоксина.

• Под влиянием пищи, богатой жирами, значительно снижается терапевтическая эффек-

тивность антигельминтных (глистогонных) препаратов, а также нитрофурантоина, фенилсалицилата, сульфаниламидов. В то же время пища, богатая жирами, может принести пользу в тех случаях, когда нужно повысить всасывание жирорастворимых лекарств – антикоагулянтов, метронидазола, диазепама, витаминов А, D, Е, К.

В кислой среде частично инактивируются такие антибиотики, как бензилпенициллин,

амоксициллин, эритромицин, линкомицин, олеандомицин, циклосерин. Кислые фруктовые и

овощные соки могут нейтрализовать фармакологический эффект эритромицина, ампициллина, циклосерина и, наоборот, усилить действие салицилатов, барбитуратов, нитрофуранов; также они могут замедлить всасывание ибупрофена, фуросемида. Приём снотворных средств одновременно с соком грейпфрута может вызвать отравление (в Канаде зарегистрирован смертельный исход).

Во время приёма амидопирина, аминазина, антипирина, препаратов, ограничивающих ап-

петит, тетрациклинов, противодиабетических бигуанидов не следует употреблять в пищу копчёные колбасы из-за возможности образования канцерогенных нитрозаминов. Если больной употребляет в пищу продукты, содержащие большое количество аминокислот тирамина и фенилэтиламина (сыр, сливки, кофе, дрожжи, пиво, гусиная печень, вина «Рислинг» и «Херес»), а также серотонина (ананасы, арахис, бананы, крапива), диоксифенилэтиламина (фасоль, бобы, бананы), то ему категорически запрещается принимать ингибиторы моноаминооксидазы (например, ниаламид), так как у пациентов могут возникнуть тяжёлые гипертонические кризы.

Сердечные гликозиды, мочегонные средства, глюкокортикоиды следует назначать на фоне

диеты, богатой солями калия (картофель, абрикосы, изюм, инжир, орехи, персики, курага). При приёме анаболических гормонов необходима диета, содержащая большое количество белка и солей кальция (творог, молоко, яйца, мясо). Следует знать, что гипотензивный эффект антигипертензивных средств усиливают калина, рябина, свёкла, земляника. Назначая антикоагулянты, следует рекомендовать избегать приём продуктов, содержащих витамин К (салат, шпинат, зелёные томаты, белокочанная капуста, свежая печень), так как витамин К является антидотом антикоагулянтов и способствует повышению свёртываемости крови (гиперкоагуляция).

Приём лекарств может нарушать всасывание из кишечника питательных веществ. Так,

группа слабительных препаратов уменьшает всасывание всех питательных веществ и одновременно нарушает водно-солевой баланс в организме. Левомицетин ухудшает усвоение белков; большие дозы этого антибиотика, принимаемые на фоне полуголодной диеты, могут спровоцировать развитие апластической анемии. Антибиотик неомицин уменьшает всасывание каротина, аминокислот, жиров, железа, жирорастворимых витаминов, глюкозы. В основу современной диетотерапии и диетопрофилактики положены достижения теории сбалансированного питания. Одним из вариантов персонального подхода к лечебному питанию выступает индивидуальная физиологическая диета, предложенная ещё в 1962 г. казанскими учёными-терапевтами профессором А. Г. Терегуловым и доцентом А.И. Голиковым. Алгоритм индивидуальной физиологической диеты учитывает возраст, пол и массу тела больного, особенности его диагноза, состояние основного обмена, его профессию, переносимость пищевых продуктов.

Индивидуально для больного расписывают хронодинамику приёма пищи (обычно 4-6-разовое дробное питание), рекомендуют водный режим (в среднем 1000–1200 мл жидкости в сутки), обозначают солевой баланс (средняя норма поваренной соли составляет 3,5–4,5 г/сут). Также калькулируют калорийность питания и конкретно указывают в граммах включаемые в рацион белковые (мясо, рыба, птица, творог, сыр и др.), жиросодержащие (масло животное, масло растительное, маргарин, молоко, сметана и пр.) продукты, углеводы и овощефруктовые продукты. Обязательно калькулируют суточное употребление растительных пищевых волокон (средняя норма составляет 25–30 г/сут). Важное значение имеет ритмика белкового питания: по понедельникам, четвергам, иногда субботам разрешена мясная пища, по вторникам, средам и пятницам – рыбная, в

воскресенье же рекомендован «разгрузочный», преимущественно вегетарианский, день. Больным с избыточной массой тела расчёт калорийности пищи проводят по «должному» показателю массы тела, однако количество белка определяют по истинной массе.

Кроме применения у больных с сердечной недостаточностью, её назначают также при гипертонической болезни, ожирении, заболеваниях печени и желчевыводящих путей, пиелитах и пиелоциститах. При этой диете дают молоко, кефир, простоквашу через 2–2,5 ч по 200–250 мл 6 раз в день (всего 1,2–1,5 л) или же назначают диеты Карелля.

Творожная диета: её назначают при выраженной сердечной недостаточности, хроническом нефрите с отёками, но без азотемии, при ожирении. В неё включены 500 г творога и 150 г сахара, 1–2 стакана __________отвара шиповника. Больному дают пишу в 5 приёмов равными частями через 2–2,5 ч.

Яблочная диета назначается при ожирении, гипертонической болезни, хроническом нефрите, хроническом панкреатите. Больному дают 5 раз в день по 250–300 г спелых сырых яблок (всего 1,25-1,5 кг). При хроническом энтероколите больному дают 5 раз в день по 250–300 г сырых тёртых яблок без кожуры и семян. Калорийность диеты составляет 500–600 ккал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.158 с.)