Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 12. Учение о доминанте и вегетарианство
Теперь, когда читатель приобрел основные знания о вегетарианстве, необходимо еще раз подчеркнуть, что переход на эту систему питания дается человеку нелегко. По этому поводу Г.С. Шаталова пишет: «Наибольшие трудности представляет собой тренировка… системы питания. …Речь пойдет о самом настоящем тренинге, конечная цель которого – помочь человеку перейти на естественное, то есть видовое питание». Используется динамическая аутогенная тренировка. Организм ставится в условия, в которых он вынужденно вырабатывает вегетарианскую доминанту. Что это такое? Известно, что центральная нервная система под влиянием непрерывно поступающих в нее внешних и внутренних сигналов изменяет свою активность, возбуждаясь в одних случаях или затормаживаясь в других. При этом центральная нервная система проявляет определенную избирательность, которая обеспечивает приспособление организма, необходимое в данный момент. Этот вопрос был исследован А.А. Ухтомским в его учении о доминанте в 1911-1923 гг. Исходными пунктами учения о доминанте были наблюдения А.А. Ухтомского в опытах с применением раздражения нервных образований. Было обнаружено, что раздражение у животного нерва или нервного центра, обычно приводившее к определенному результату (например, к сокращению мышц-сгибателей), при других обстоятельствах (при переполнении кишечника) давало совершенно другой результат (акт дефекации вместо сокращения мышц). Это указывало, что в новых условиях другой центр, не раздражавшийся непосредственно в опыте, начинает реагировать на посторонние для него сигналы и при этом подавляет, тормозит те центры, которые непосредственно раздражились. Специально поставленные опыты позволили А.А. Ухтомскому выдвинуть важный принцип деятельности центральной нервной системы. Этот принцип заключается в том, что на каждом данном этапе существования организма возникает временно господствующий (определяющий, доминантный) очаг возбуждения в центральной нервной системе, подчиняющий себе деятельность всей нервной системы и определяющий характер приспособительного поведения организма в целом. Этот очаг возбуждения определяет готовность организма к определенной деятельности при одновременном торможении других нервных актов.
К доминантному очагу в центральной нервной системе сходятся возбуждения из различных ее областей, а способность других центров реагировать возбуждением на сигналы, приходящие к ним, тормозится. Таким образом, создаются условия для формирования соответствующий реакции организма на тот раздражитель, который имеет наибольшее биологическое значение (наиболее жизненно важный) в данный момент. В естественных условиях существования животных и человека доминирующее возбуждение может формировать пищевую, оборонительную, половую и другие виды деятельности. Доминанта (доминантный центр возбуждения) обладает рядом специфических свойств: 1) данный центр имеет высокую возбудимость, из-за чего к нему сходятся возбуждения из других центров; 2) доминанта в данном состоянии способна суммировать приходящие возбуждения; 3) возбуждение характеризуется стойкостью и инертностью, то есть оно способно сохраняться даже тогда, когда стимул, вызвавший образование доминанты, прекратил действие. В то же время доминантная деятельность центральной нервной системы в нормальных условиях существования организма очень динамична, изменчива. Центральная нервная система способна перестраивать доминанту в соответствии с изменяющимися потребностями организма. Учение А.А. Ухтомского о доминанте широко применяется в физиологии и других разделах медицины, в педагогике, спорте, всюду, где изучается функционирование нервной системы человека при различных видах его деятельности Итак, доминанта подавляет, затормаживает все конкурирующие с ней центры, не дает этим центрам принимать адресованные им сигналы и реагировать на них. Направленные другим центрам импульсы доминанта отвлекает на себя, подпутывается ими. Надо сказать, что в жизни учение Ухтомского о доминанте очень часто используется недобросовестными людьми во вред науке и практике. С этой целью применяют несколько, ставших типовыми, искажений учения о доминанте. Так, в случаях, когда хотят необоснованно опорочить какое-то полезное новое научное положение, стараются автора этого нового положения обвинить в образовавшейся у него доминанте по принципу: «Носится со своим единственным предложением всю жизнь». Этот прием не срабатывает, когда у автора есть несколько новых предложений, от такого автора одной доминантой не отмахнешься.
В других случаях, когда хотят полезное, давно и четко работающее научное положение заменить какой-то бредовой выдумкой, стараются обвинить сторонников этого полезного научного положения в том, что они не могут освободиться от ошибочной точки зрения, от своей доминанты. Большинство ученых проходят в своей жизни испытание искажениями учения о доминанте. Приемы часто применяемых искажений учения Ухтомского о доминанте известны Г. Шаталовой, и она не замедлила ими воспользоваться, надеясь на доверчивость неподготовленных читателей. У Г. Шаталовой одна цель – любыми способами очернить калорийную теорию сбалансированного питания. Сначала Г. Шаталова старается с помощью Ухтомского оградить себя от возможных выступлений против ее откровенно ошибочных убеждений, рекомендуя оппонентам терпеливо ждать, когда опыт переубедит саму Шаталову. Вот как выглядит подобная невинная уловка в ее исполнении: «А.А. Ухтомский рекомендовал «не входить в споры и прения, потому что если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями – она будет ими только питаться и подкрепляться, - а следует ждать, что она сама себя преодолеет опытом… Это оттого, что доминанта всегда самооправдывается и логика – слуга ее». После такого предисловия последовало прямое применение широко известного приема из арсенала искажений учения о доминанте: «Сказанное полностью относится к ученым схоластического склада, которые, по словам А.А. Ухтомского, никак не могут вырваться из однажды навязанных им теорий, кстати и некстати суют свою излюбленную точку зрения и искажают ею живые факты в их конкретном значении. Новые факты и люди уже не говорят им ничего нового. Ну как тут не вспомнить господ ученых, кстати и некстати пропагандирующих теорию сбалансированного питания, искажающих ею живые факты науки». Вот вы, уважаемый читатель, могли бы так запросто показывать на черное и серьезно утверждать, что это белое? Думаю, что не смогли бы. А вот вегетарианец Шаталова, как видите, может. Отданные вегетарианству 50 лет жизни сделали свое дело, длительное ограничение питания мозга не прошло бесследно. Остается добавить, что А.А. Ухтомский считал: человек должен быть хозяином своих доминант. Он подчеркивал: «Чтобы не быть жертвою доминанты, надо быть ее командиром. По возможности полная подотчетность своих доминант и стратегическое умение управлять ими – вот практически что нужно». Мы напоминаем вегетарианцам, что доминанта вегетарианства не имеет оснований для существования и развития, человечество никогда не станет на путь возвращения к умственным возможностям первобытных людей. А что потом? Начинать все сначала?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.105 (0.006 с.) |