Глава I. Особенности питания детей первого года жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Особенности питания детей первого года жизни



ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Введение

В раннем возрасте рациональное вскармливание является одним из важнейших условий, обеспечивающих адекватное созревание различных органов и тканей, оптимальные параметры физического, психомоторного, интеллектуального развития, устойчивость младенца к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Характер вскармливания на первом году жизни в большой мере определяет состояние здоровья ребенка не только в младенчестве, но и в последующие годы его жизни. Нарушения обмена веществ, возникающие при нерациональном кормлении ребенка, являются главнейшими факторами риска развития ожирения, сахарного диабета и других заболеваний [3,15].

Очень важно, чтобы пища была достаточной по количеству и содержала в необходимых соотношениях белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, микроэлементы и воду, а также соответствовала возрастным физиологическим потребностям детского организма. В связи с этим особого внимания требует организация питания детей 1 – го года жизни – обеспечение ребенка грудным молоком. Между тем, число детей, находящихся на искусственном вскармливании, увеличивается из года в год, особенно среди проживающих в городской местности. Распространению искусственного вскармливания ранее невольно содействовали службы здравоохранения, вводя правила и процедуры, которые препятствовали началу и продолжению грудного вскармливания. Примерами этого являются: отделение матерей от детей в момент рождения, кормление новорожденного водой с глюкозой (или сцеженным грудным молоком) из бутылочки до начала лактации, а также практика поощрения использования заменителей грудного молока и недостаточно активная поддержка матерей и поощрение их к грудному вскармливанию.

 

В начале 90 – х годов группа экспертов ВОЗ и ЮНИСЕФ разработала программы в поддержку грудного вскармливания, известные под названием «Baby friendly hospital»[14]. Важнейшим документом этих программ и международного движения за возрождение грудного вскармливания являются «Десять заповедей успешного кормления грудью»:

  1. Строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить эти правила до сведения медицинского персонала, обслуживающего рожениц.
  2. Обучать медицинский персонал необходимым навыкам для осуществления практики грудного вскармливания.
  3. Информировать всех беременных о преимуществах и технике грудного вскармливания. Неправильная техника может привести к снижению лактации, к отказу ребенка от кормления грудью, появлению трещин сосков.
  4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов.
  5. Показывать матерям, как кормить грудью и сохранить лактацию, даже если они временно отделены от своих детей.
  6. Не давать новорожденным никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока матери, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.
  7. Практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожденного рядом в одной палате.
  8. Поощрять грудное вскармливание по требованию младенца, а не по расписанию, в том числе в ночное время.
  9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски и др.).
  10. Поощрять организацию групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома или больницы.

 

Нет сомнения, что естественное вскармливание нельзя рассматривать как исключительно пищевое и энергетическое обеспечение организма ребенка. Как эквивалент и продолжение пуповинной связи внутриутробного развития грудное молоко несет в себе самый широкий комплекс регулирующих и информационных носителей – гормонов, биологически активных веществ и стимуляторов дифференцировок отдельных органов и систем, факторы иммунологического регулирования и толерантности. Важнейшим компонентом естественного вскармливания является уникальная система психологического и социального импритинга в процессе кормления грудью, а также специфический механизм сосательного усилия и напряжения. Являясь только компонентом комплексного эффекта грудного вскармливания, сам по себе феномен питания через материнское молоко является «золотым стандартом» детской диетологии.

 

Грудное молоко

Материнское молоко - идеальная пища для детей 1 – го года жизни. В биохимическом отношении – формула сбалансированного питания. Организм матери удивительно приспособлен к потребностям младенца, и химический состав молока в период становления лактации значительно меняется. Так, в первые дни после родов выделяется молозиво, с четвертого дня – переходное молоко и лишь со второй - третьей недели молоко становиться зрелым [3,7,9].

К числу важнейших достоинств женского молока относятся следующие:

1. Оптимальный и сбалансированный уровень пищевых веществ, их большая биологическая ценность.

2. Высокая усвояемость пищевых веществ женского молока организмом ребенка при минимальной нагрузке на незрелые органы пищеварения.

3. Наличие в молоке широкого спектра биологически активных веществ и защитных факторов.

4. Благоприятное влияние на микрофлору кишечника.

5. Низкая осмолярность.

6. Стерильность и оптимальная температура.

7. Грудное молоко всегда свежее.

 

Материнское молоко содержит в оптимальных количествах и соотношениях биологически полноценные нутриенты: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, гормоны, иммунные тела, ферменты, антимикробные и бифидогенные факторы.

 

Выделяют 4 основных аспекта значения грудного вскармливания для ребенка:

· пищевая ценность

· иммунологическая защита

· регуляторная функция

· эмоциональный и поведенческий фактор

 

Молозиво – это густая клейкая жидкость желтого цвета, которая заполняет протоки молочной железы в течение последнего триместра беременности и вырабатывается еще в течение нескольких дней после рождения ребенка. Количество вырабатываемого молозива меняется в широких пределах – от 10 до 100 мл в день. Молозиво представляет собой продукт питания с небольшим объемом и высокой плотностью. Оно содержит меньше жира, лактозы и водорастворимых витаминов, чем зрелое молоко и, напротив, больше белков, жирорастворимых витаминов и больше минеральных веществ. Количество его не велико, но по содержанию белков, витаминов, минеральных веществ молозиво в несколько раз превосходит зрелое молоко. В нем так высок уровень иммуноглобулинов и множества других защитных факторов, что его можно считать не только продуктом питания, но и лекарством. Молозиво имеет высокую калорийность, и даже то малое количество его, которое получает младенец в первые дни жизни, полностью удовлетворяет потребности новорожденного в основных пищевых веществах (табл.5).

Молозиво – продукт, идеально приспособленный к специфическим особенностям организма новорожденного. Особенно важны следующие аспекты:

1. Неразвившиеся почки новорожденных детей не могут перерабатывать большие объемы жидкости, не испытывая метаболического стресса.

2. Низкая активность лактазы и других кишечных ферментов.

3. В молозиве содержаться ингибиторы и хиноны, необходимые для защиты ребенка от окислительных повреждений и геморрагических заболеваний.

4. Иммуноглобулины молозива покрывают незрелую поверхность кишечника, защищая организм ребенка от бактерий, вирусов и других патогенных факторов.

 

Таблица 5

Питание кормящей матери

Питание женщины, кормящей грудью, должно быть полноценным и разнообразным в отношении качества и количества как основных, так и минеральных веществ и витаминов. С учетом среднесуточной секреции молока в объеме 850–1000 мл энергетическая ценность пищи в течение суток должна быть повышена на 750–1000 ккал.

 

Обязательными компонентами суточного рациона кормящей матери должны быть молоко, кисло–молочные продукты (не меньше 0,5 л), творог (100–150 г), рыба или мясо (200 г), овощи (600–800 г), яйцо, масло (50 г), а также растительное масло (20-30 г), фрукты (не менее 300–500 г), хлеб (400–500 г). К пищевым продуктам, способствующим лактации, относят мед, дрожжевые продукты, грибные супы, рыбные блюда из судака и трески. Однако злоупотреблять ими нельзя, так как многие из них могут вызвать у ребенка аллергию. В период кормления грудью женщина должна употреблять не менее 2 – 2,5 л жидкости в сутки, включая все жидкие блюда. Отмечено, что молокоотдача увеличивается, если женщина до кормления ребенка (за 10–15 мин) выпьет чай, компот, молоко. Кормящей матери следует избегать «высокоаллергенных» продуктов, таких как цитрусовые, клубника, натуральный кофе, шоколад, крепкие мясные бульоны, соленые блюда, не допускать избыточного потребления колбас, консервированных продуктов промышленного производства.

 

Сон кормящей грудью женщины должен составлять не менее 8 часов. Ей необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, умеренная физическая нагрузка. Следует помнить, что если волнуется кормящая мать, то и ребенок ведет себя беспокойно. Возбуждение ребенка вызывает гормон адреналин, выброс которого в молоко усиливается в момент нервно – эмоционального напряжения. Поэтому все члены семьи не должны огорчать и волновать кормящую мать. Спокойное, радостное состояние матери передается и малышу.

 

В период кормления грудью следует с осторожностью относиться к назначению лекарственных средств матери, так как многие из них вызывают ряд осложнений у ребенка. Противопоказаны следующие медикаментозные средства: тетрациклин, левомицетин, метронидазол, налидиксоновая кислота, антитиреоидные препараты, йод 131, резерпин и др. Если же лечение матери невозможно без применения препаратов, то ребенка необходимо перевести на вскармливание адаптированными смесями [11].

Лактация

После родов устраняется сдерживающее влияние плаценты на выработку молока (за счет снижения уровня прогестерона). На первый план в регуляции лактации выступает рефлекторное влияние акта сосания. Опорожнение ацинусов является стимулирующим фактором секреции молока, которая продолжается без участия пролактина. Таким образом, молочная железа приобретает настоящий автоматизм функционирования, так как эффект ингибирования пролактина гонадотропными гормонами исчезает и возобновляется лишь после наступления менструаций и установления овуляторных циклов. На автоматизм функции молочных желез большое влияние оказывают психика матери, стрессовые ситуации, социальные факторы и другие причины. Однако основным моментом, поддерживающим высокую секрецию молока, является устранение его застоя, при котором повышение давления уменьшает апокринную секрецию в ацинусах. При правильно организованном кормлении ребенка лактация сохраняется длительное время и спонтанно уменьшается вследствие истощения эпителия ацинусов, что наблюдается у кормящих матерей лишь к концу года лактации.

 

Образование молока является активным секреторным процессом, что подтверждается различием химического состава крови и образующегося молока. Для поддержания активной секреции молочная железа нуждается в значительном количестве энергии, что обеспечивается обильным кровоснабжением.

 

Выделены 5 фаз образования молока:

В I фазе происходит поглощение эпителиальными клетками ацинусов предшественников молока из крови и лимфы.

Во II фазе происходит внутриклеточный синтез сложных молекул.

В III фазе формируются гранулы или капли секрета.

В IV фазе происходит транспорт образующихся веществ в апикальную клетку.

В V фазе - вывод секрета в просвет альвеол.

 

Далее цикл повторяется снова. Экспериментально установлено, что каждая клетка молочной железы образует в 1 с 4х106 молекул лактозы, около 4,1х106 молекул жира. Белки молока, кроме транссудации из крови матери образуются рибосомами клеток молочной железы из аминокислот благодаря транспортной РНК.

 

Пролактин является ключевым лактогенным гормоном, стимулирующим синтез молочных белков, синтез лактозы и других составных частей молока. Его высокая концентрация в крови матери в первые дни лактации снижает экскрецию почками солей и воды и, возможно, служит причиной послеродовой аменореи. Его уровень резко возрастает через 30 – 50 мин после сосания.

 

Окситоцин, вызывая сокращение миоэпителия, выводит образующийся в альвеолах секрет в выводные протоки через 30 – 50 с после раздражения соска. При этом стимулируется сокращение матки у родильниц, что содействует ее инволюции.

 

Рефлекс отдачи молока стимулируется физической близостью матери и новорожденного ребенка, комплексной тактильной, визуальной, слуховой и даже обонятельной стимуляцией. Выброс окситоцина и молокоотдача могут считаться интегральной мерой как зрелости материнского организма, его готовности к материнству, так и мерой уже формирующегося при кормлении материнства, мерой накопления материнской любви и ее реализации в кормлении [10,11,14].

 

Гипогалактия

Снижение секреторной деятельности молочных желез в период лактации – это наиболее часто возникающая при грудном вскармливании проблема.

 

По причине возникновения выделяют первичную и вторичную гипогалактию, а по времени возникновения раннюю (первые 2 недели после родов) и позднюю. Чаще встречается вторичная гипогалактия, развивающаяся на фоне какого – либо заболевания матери или носящая психогенный характер.

 

Выделяют 4 степени гипогалактии (в зависимости от дефицита молока):

  • I – дефицит не больше 25 %;
  • II - 50 %;
  • III – 75 %;
  • IV – больше 75 %.

 

Необоснованно назначать ребенку докорм заменителями женского молока лишь при подозрении на гипогалактию, без прямого подтверждения данного диагноза. Доказано, что даже однократная дача смеси новорожденному может отрицательно повлиять на становление лактации, увеличить риск развития аллергических заболеваний, нарушить формирование нормальной микрофлоры кишечника.

 

Иногда гипогалактия может носить транзиторный характер, проявляясь в виде лактационных кризов. Данное состояние связанно с периодичностью гормональной регуляции лактации в сочетании с увеличением двигательной активности женщины и повышением объема разового кормления в процессе роста ребенка. Лактационные кризы чаще возникают на 3 – 6 неделе, 3, 4, 7, и 8 месяце лактации, длятся в среднем 3-4 дня и не представляют опасности для здоровья ребенка. В этот период необходимо увеличить частоту прикладывания ребенка к груди, чтобы восстановить объем лактации.

 

Основные признаки гипогалактии:

  • малая прибавка в весе за месяц;
  • снижение суточного объема грудного молока;
  • беспокойство ребенка;
  • симптом «сухих пеленок», свидетельствует об уменьшении суточного объема мочи;
  • голодный стул (скудный, зеленоватый, плотной консистенции).

 

Контрольное взвешивание необходимо проводить после каждого кормления в течение суток [14].

 

Профилактика гипогалактии

Необходимо выяснить причину и по возможности ее устранить. Первичная гипогалактия обычно плохо поддается лечению. В таких случаях следует своевременно назначить докорм. При вторичной гипогалактии необходимо увеличить кратность прикладывания ребенка к груди, продолжительность кормления, в том числе и ночью. Матери прежде всего надо соблюдать диету и режим.

 

Рациональное питание кормящей женщины должно обеспечивать:

1. Удовлетворение всех физиологических потребностей в энергии и основных пищевых веществах;

2. Дополнительное снабжение энергией и пищевыми веществами, необходимое для образования достаточного количества молока с высокой пищевой ценностью;

3. Предотвращение поступления с молоком матери в организм младенца аллергенов и соединений, способных вызвать раздражение слизистой пищеварительного тракта.

 

Эффективным является применение специализированных белково-витаминных продуктов для кормящих женщин – «Витаминизированное молоко», «Диета - 15» (Беларусь), «Фемилак», «Олимпик», «Мамина каша» (Россия), «Энфамама» (США) и др. Важно увеличить потребность в жидкости на 1 литр в сутки, ввести в рацион грецкие орехи (3 – 5 штук), рыбу, за 20 – 30 минут до кормления принять теплое сладкое питье.

 

В качестве лактогенных напитков рекомендуются настои семян тмина, укропа, чай с душицей или мелиссой, морковный сок, настой аниса, фенхеля, паста из сухих пивных дрожжей и др. Способствует лактации согревание груди теплым компрессом или душем, массаж шеи и спины, легкий массаж молочных желез и сосков. К числу физиопроцедур, стимулирующих лактацию, относят УФО грудных желез, лазерную терапию, ультразвук. Применяют также иглоукалывание [11,14].

 

Коррекция гипогалактии - довольно сложная проблема, т.к. любые медикаментозные воздействия дают ограниченный и непродолжительный эффект. Из всех существующих схем более всего распространена следующая:

1. никотиновая кислота (0,05) за 20 мин до кормления и через 1 – 1,5 часа после еды х 3 – 4 раза в день;

2. глутаминовая кислота (1,0) х 3 раза в день через 20 мин после еды;

3. апилак (0,01) х 3 раза в день под язык до полного рассасывания;

4. поливитамины х 1 раз в день;

5. витамины А, Е

 

Продолжительность лечения 2 – 3 недели. Обычно лактация увеличивается к концу 1-й недели. Лечение гипогалактии следует проводить под контролем динамики массы тела и диуреза ребенка.

 

Большое количество разнообразных методов терапии гипогалактии свидетельствует об их малой эффективности. В связи с этим следует еще раз подчеркнуть значение правильного кормления ребенка, соблюдения режима, убежденности матери в необходимости для ребенка грудного молока, психотерапии (табл.8).

 

 

Таблица 8

 

Терминология

«Естественное», или «грудное», вскармливание – кормление ребенка посредством прикладывания к груди его биологической матери.

«Исключительно грудное вскармливание» - грудь матери и возможные корректоры питания в форме порошковых лекарственных форм солей или витаминов, которые дают с ложечки в смеси со сцеженным материнским молоком.

«Преимущественно грудное вскармливание» -грудь матери и дополнительно к ней либо соки, либо продукты густого прикорма в количестве до 30 г (или мл) в сутки с ложечки, либо нерегулярное использование молочных смесей (докорма) общим объемом до 100 мл/сут обязательно с ложечки или из чашки.

«Дополненное» или «частичное» грудное вскармливание - грудь матери и регулярные докормы смесями (объем смеси более 100мл/сут) или введение прикорма объемом более 30 г/сут

Варианты дополненного или частичного грудного вскармливания:

  1. смешанное вскармливание – при сохранении хотя бы одного грудного кормления в день (более 100 – 150 мл материнского молока в день) при остальных кормлениях заменителями грудного молока;
  2. грудное вскармливание с прикормами – критерии те же, но в рационе есть и прикормы;
  3. по степени дополненности:

а) «Умеренно дополненное» - смесь или прикорм в суммарном объеме до 300 мл/сут;

б) «Значимо дополненное» - до 600 мл/сут

в) «Максимально дополненное» - более 600 мл/сут

«Знаковое, или символическое грудное вскармливание» - прикладывание к груди как форма психологической защиты и поддержки ребенка вне задач его пищевого обеспечения.

«Искусственное вскармливание» - питание из бутылочки смесями – заменителями женского молока, даже при наличии однократного прикладывания к груди или суммарного объема материнского молока до 50 – 100 мл и независимо от наличия или отсутствия прикормов [10].

 

Естественное вскармливание

Первое прикладывание к груди здорового доношенного ребенка должно быть проведено сразу после родов одновременно с процедурой кожного контакта. Нормальны доношенный ребенок к моменту рождения имеет все для того, чтобы успешно сосать грудь. Подобно другим новорожденным млекопитающим, предоставленные сами себе человеческие младенцы будут действовать по врожденной программе поиска питания в первые часы после рождения, что может выразиться в карабкании по животу матери к ее груди, координировании деятельности ручек и рта в активном поиске соска с широко открытым ртом и, наконец, в цепком присасывании к груди и энергичном насыщении до наступления засыпания – все это в течение 120–150 мин после рождения, что обусловлено спецификой «режима» новорожденного в первые сутки жизни [14].

 

Коррекция питания

По достижении ребенком определенного возраста грудное молоко уже не в состоянии удовлетворять все его потребности в основных ингредиентах пищи. В этот период жизни возникает необходимость введения в рацион продуктов, содержащих большие количества жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и др.[4].

 

Первое расширение рациона – соки. Их вводят в питание ребенка начиная с 3 месяцев жизни при естественном вскармливании. Более раннее введение соков возможно по индивидуальным показаниям детям на искусственном вскармливании. Используются как специальные соки для детского питания промышленного производства, так и соки домашнего приготовления.

 

Первым рекомендуется вводить яблочный сок, т.к. он имеет относительно низкую кислотность и потенциальную аллергенность, можно также начинать с сока из груш или тыквы. Затем ассортимент соков расширяют. Соки из смешанных фруктов и из цитрусовых не следует давать до 7 мес. из – за их высокой аллергенности. При этом кислые и терпкие соки следует разводить кипяченной водой [7,17,19].

 

Общее правило – начинают с нескольких капель сока на язык пипеткой между кормлениями постепенно увеличивая объем, использование одного нового вида сока в течение 3-5 дней для отслеживания реакций на него в виде диспепсических расстройств или кожных аллергических реакций.

 

Виноградный сок до года не дается, т.к. в нем содержится много углеводов, сбраживание которых приводит к усиленному газообразованию в кишечнике и вызывает кишечную колику.

 

При наклонности ребенка к запорам целесообразно давать морковный, томатный, апельсиновый соки, а при предрасположенности к поносам не рекомендуются соки с оранжевой окраской, в этих случаях назначаются лимонный, черносмородиновый и яблочный [7,15].

Становление функции почек

Концентрационная функция почек характеризуется суммой растворимых минералов, которые могут экскретироваться почками. В основном это неметаболизируемые пищевые вещества, к числу которых относятся натрий, хлор, калий и фосфор и конечные продукты метаболизма белка. Если их количество превышает потребности детского организма, то эти вещества экскретируются с мочой.

 

Об экскреторной функции почек судят по сумме четырех электролитов (Na, Cl, K, P), а также по количеству конечных продуктов белкового обмена, причем доля последних обычно превышает 50% от суммарного количества.

 

У новорожденного ребенка концентрационная функция почек ограничена, вследствие чего существует предрасположенность к задержке жидкости в организме. Осмолярность грудного молока как нельзя более соответствует потребностям ребенка, поэтому опасения о напряжении концентрационной способности почек уместны главным образом в отношении детей, находящихся на искусственном вскармливании и прежде всего получающих цельное коровье молоко или неадаптированные смеси.

 

Особенно высокая нагрузка на почки возникает во время заболеваний, сопровождающихся подъемом температуры.

 

Примерно к 4-месячному возрасту происходит созревание функции почек, и организм ребенка может справляться с более высокой концентрацией солей. Таким образом, при разработке рекомендаций о сроках введения прикорма следует принимать во внимание и сроки созревания концентрационной функции почек [4].

Барьерная роль кишечника

Кишечный барьер является важнейшим для организма защитным механизмом. Однако барьерная функция слизистой оболочки у новорожденного отличается незрелостью и легко подвержена воздействию энтеропатогенных микроорганизмов. Слизистая оболочка в этот период также проницаема для пищевых аллергенов.

 

Грудное молоко содержит целый ряд факторов, отсутствующих в современных молочных смесях, которые стимулируют развитие активных механизмов защиты и способствуют подготовке пищеварительного тракта к изменениям характера питания. Помимо этого, в защите слизистой оболочки кишечника от микробов, токсинов и антигенов участвуют

и неиммунологические факторы, такие как соляная кислота, слизь, кишечные секреты и перистальтика кишечника.

 

Недостаточное развитие системы защиты пищеварительного тракта ребенка, наряду со сниженной кислотностью желудка, повышает риск повреждения слизистой оболочки кишечника инородными белками и бактериальными токсинами. Некоторые белки обладают весьма высоким антигенным потенциалом. Примерами служат глютен и соевый белок, белки коровьего молока и куриного яйца, которые способствуют развитию энтеропатии. Поэтому предпочтительно избегать раннего контакта с этими белками, особенно если речь идет о семейной предрасположенности к пищевой аллергии.

 

I прикорм

Сроки ведения – 4,5 - 5 мес. при естественном вскармливании (4 – 4,5 мес. при искусственном вскармливании). В качестве первого прикорма используется овощное пюре. Его начинают давать с одного вида овощей (кабачки, тыква), потом постепенно переходят к смеси овощей. Прикормом замещается 14 ч. кормление.

 

II прикорм

Сроки введения – 5,5 – 6,5 месяцев (5 – 5,5 мес) (через 4 недели после введения первого прикорма). Это молочные безглютеновые каши. Прикорм замещает еще одно кормление грудью. Целесообразно оба вида прикорма чередовать с кормлением грудью.

 

III прикорм

Срок введения - 7,5 - 8 месяцев (7 – 7,5 мес.). Это цельное коровье молоко, кефир или кисломолочная смесь. Так же в этом возрасте в питание вводят мясные бульоны, мясное пюре, а с 8 -9 мес. – фрикадельки и паровые котлеты. В 9 мес. добавляют в питание рыбу 1 -2 раза в неделю вместо мяса. Хлеб вводится в питание вместе с 3 прикормом.

 

Примерные сроки введения прикормов в зависимости от вида вскармливания представлены в таблицах 3 и 4 приложения [7].

 

Основные правила введения прикорма:

  1. Прикорм дается перед кормлением грудью;
  2. Прикорм вводится постепенно, начиная с 1 – 2 чайных ложек, заменяя им полностью одно кормление в течение 7 – 10 дней;
  3. Переход к новому прикорму возможен только после того, как ребенок привыкнет к предыдущему (обычно через 10 – 14 дней);
  4. Блюда прикорма должны быть полужидкими, хорошо протертыми, гомогенными, чтобы не вызывать затруднений при глотании. По мере роста ребенка следует переходить к более густой пище, приучая ребенка к жеванию;
  5. Любой прикорм требует коррекции белка (0,5 г/кг массы тела на каждый новый прикорм), для чего используют творог, желток, мясной фарш и др.;

 

Критерии усвоения ребенком прикорма:

  1. Нормальная прибавка массы тела
  2. Хороший аппетит
  3. Хороший эмоциональный тонус
  4. Нормальный стул
  5. Нормальная копрограмма

 

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Введение

В раннем возрасте рациональное вскармливание является одним из важнейших условий, обеспечивающих адекватное созревание различных органов и тканей, оптимальные параметры физического, психомоторного, интеллектуального развития, устойчивость младенца к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Характер вскармливания на первом году жизни в большой мере определяет состояние здоровья ребенка не только в младенчестве, но и в последующие годы его жизни. Нарушения обмена веществ, возникающие при нерациональном кормлении ребенка, являются главнейшими факторами риска развития ожирения, сахарного диабета и других заболеваний [3,15].

Очень важно, чтобы пища была достаточной по количеству и содержала в необходимых соотношениях белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, микроэлементы и воду, а также соответствовала возрастным физиологическим потребностям детского организма. В связи с этим особого внимания требует организация питания детей 1 – го года жизни – обеспечение ребенка грудным молоком. Между тем, число детей, находящихся на искусственном вскармливании, увеличивается из года в год, особенно среди проживающих в городской местности. Распространению искусственного вскармливания ранее невольно содействовали службы здравоохранения, вводя правила и процедуры, которые препятствовали началу и продолжению грудного вскармливания. Примерами этого являются: отделение матерей от детей в момент рождения, кормление новорожденного водой с глюкозой (или сцеженным грудным молоком) из бутылочки до начала лактации, а также практика поощрения использования заменителей грудного молока и недостаточно активная поддержка матерей и поощрение их к грудному вскармливанию.

 

В начале 90 – х годов группа экспертов ВОЗ и ЮНИСЕФ разработала программы в поддержку грудного вскармливания, известные под названием «Baby friendly hospital»[14]. Важнейшим документом этих программ и международного движения за возрождение грудного вскармливания являются «Десять заповедей успешного кормления грудью»:

  1. Строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить эти правила до сведения медицинского персонала, обслуживающего рожениц.
  2. Обучать медицинский персонал необходимым навыкам для осуществления практики грудного вскармливания.
  3. Информировать всех беременных о преимуществах и технике грудного вскармливания. Неправильная техника может привести к снижению лактации, к отказу ребенка от кормления грудью, появлению трещин сосков.
  4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов.
  5. Показывать матерям, как кормить грудью и сохранить лактацию, даже если они временно отделены от своих детей.
  6. Не давать новорожденным никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока матери, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.
  7. Практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожденного рядом в одной палате.
  8. Поощрять грудное вскармливание по требованию младенца, а не по расписанию, в том числе в ночное время.
  9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски и др.).
  10. Поощрять организацию групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома или больницы.

 

Нет сомнения, что естественное вскармливание нельзя рассматривать как исключительно пищевое и энергетическое обеспечение организма ребенка. Как эквивалент и продолжение пуповинной связи внутриутробного развития грудное молоко несет в себе самый широкий комплекс регулирующих и информационных носителей – гормонов, биологически активных веществ и стимуляторов дифференцировок отдельных органов и систем, факторы иммунологического регулирования и толерантности. Важнейшим компонентом естественного вскармливания является уникальная система психологического и социального импритинга в процессе кормления грудью, а также специфический механизм сосательного усилия и напряжения. Являясь только компонентом комплексного эффекта грудного вскармливания, сам по себе феномен питания через материнское молоко является «золотым стандартом» детской диетологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.097 с.)