Через кризис к обновлению и развитию» Н.А.Назарбаев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Через кризис к обновлению и развитию» Н.А.Назарбаев



Послание Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года стало программным документом перехода Казахстана к новым этапам своего развития. В нем содержится последовательная концепция выхода из нынешнего серьезнейшего кризиса и развитие антикризисной программы Правительства.

Кризис – это время не только «защиты» экономики, но и новых возможностей, поиска наиболее эффективных путей развития страны, разработки и внедрения инновационных подходов, реализации новых идей во всех сферах.

В Послании уделяется особое внимание вопросам посткризисного развития страны, формированию условий для последующего развития республики на новых принципах и подходах. В этих целях ставится задача создания условий для активизации отечественного предпринимательства, развития стратегической инфраструктуры, реализации индустриальных проектов и подготовки трудовых ресурсов для будущей экономики страны.

Прежде всего, надо четко понимать, что нынешний экономический кризис пришел в нашу страну извне. Его истоки не внутри Казахстана, а сокрыты в дисбалансах мировой экономики. Поэтому Казахстан, как и другие государства мира, испытывает серьезное влияние глобального экономического кризиса, эпицентром которого стали США и мировая финансовая система.

Своевременно и решительно принятые Руководством страны действия страны позволили сохранить макроэкономическую и социальную стабильность в стране, положительный рост экономики и смягчить негативные последствия в большинстве секторов экономики.

Безусловно важным, как отметил Глава государства явилось своевременное создание Национального фонда, благодаря чему мы обеспечили запас прочности нашей экономики перед возникшими трудностями мирового кризиса. Именно поэтому сегодня мы имеем солидный задел и в состоянии проводить продуманную и эффективную антикризисную политику.

Казахстан стал одним из первых государств в мире, оперативно отреагировавших на нарастающую турбулентность мировой экономики и приступивших к реализации опережающих мер. В целом в экономику страны в антикризисных целях дополнительно направлено свыше 2-х триллионов 700 миллиардов тенге. Это, безусловно является мощным стимулом для преодоления последствий мирового кризиса.

Чтобы сохранить стабильность финансовой системы государство предоставило банкам дополнительную ликвидность. Это было сделано для обеспечения экономической активности малого и среднего бизнеса, крупных предприятий, а также для поддержки самой банковской системы, которая является передовой на постсоветстком пространстве.

Государством оказана значительная финансовая помощь четырем системообразующим банкам, которые вместе финансируют около 80% несырьевого сектора экономики страны. Очень важно, что часть средств будет направлена на финансирование проектов реального сектора. Такая политика государственного контроля над системообразующими банками позволит оживить реальный, производственный сектор, обеспечить прозрачность в системе распределения средств.

Кроме того, государство приняло на себя гарантии по сохранности и возвратности банковских сбережений населения.

Также приняты меры по обеспечению доступности жилья. Для этого оптимизирована Государственная программа по жилищному строительству на 2008-2010 годы. Предпринятые шаги обеспечат доступность жилья для граждан по этой программе.

Для сохранения деловой активности в стране государство оказало беспрецедентную финансовую поддержку субъектам малого и среднего бизнеса в объеме 275 миллиардов тенге. Выделенные значительные средства на кредитование малого и среднего бизнеса должны дать свой положительный социальный эффект. В то же время увеличение доступности финансовых ресурсов расширит для населения возможности по открытию и ведению своего бизнеса, создаст условия для роста предложения на рынке, в итоге будет способствовать снижению цен.

Таким образом, отечественным предприятиям дается шанс в период кризиса, когда наблюдается спад спроса и, соответственно, производства, не только не останавливать производство, но и модернизировать свои активы для будущего роста. Тем самым государство проявляет заинтересованность в продолжении работы отечественных производств не только с точки зрения экономических выгод, но и социальных. Закон о государственных закупках дает преимущество отечественным производителям, что также направлено на поддержку малого и среднего бизнеса.

Введен в действие новый Налоговый кодекс, значительно снизивший ставки по основным налогам. Кроме того, реформирована и система налогообложения недропользователей.

В целях обеспечения продовольственной безопасности государством приняты необходимые меры по сохранению стабильности внутреннего продовольственного рынка.

В качестве оперативных мер были сформированы стабилизационные фонды по таким социально-значимым видам продовольственных товаров как зерно, растительное масло, рис, мясо, сухое молоко, сливочное масло.

Главным новшеством этого Послания, которое может существенно отразиться на характере общественно-политических взаимоотношений в Казахстане, стало предложение Главы государства «осуществить новый план дальнейшей модернизации экономики и реализации стратегии занятости для обеспечения посткризисного развития страны». Поэтому продолжится реализация действующих инвестиционных проектов.

Одним из главных приоритетов Послания Главы государства явилось развитие системы переподготовки кадров. С одной стороны вкладываются деньги, в создание рабочих мест, а с другой стороны гражданам страны предоставляется возможность получения новых профессий, которые остаются востребованными даже в кризисных условиях. Достаточность рабочих мест теперь будет основным показателем деятельности членов Правительства и акимов.

Для обеспечения региональной занятости и переподготовки кадров. Кроме того, Главой государства поставлена задача по расширению социальных рабочих мест и организации молодежной практики.

Одним из основных ключевых приоритетов государственной политики в сфере межэтнических отношений является укрепление межэтнического и межконфессионального согласия в казахстанском обществе.

Казахстан представляет собой уникальное государство, в котором проживает более 130 этносов. Поэтому задача по поддержанию межэтнического мира и согласия в стране является определяющей стабильность в обществе. Казахстан первым из стран СНГ создал Ассамблею народа как общественно-консультативный орган, призванный укреплять и развивать межэтнические отношения в стране.

 

Необходимо с помощью всеобщей экономической и аграрной политики – прежде всего торговой, налоговой, кредитной политикой и политики в области цен – поставить сельское хозяйство в такое положение, которое позволило бы ему компенсировать обусловленный самой природой экономический ущерб» Хайнц Ламперт

В современной экономике аграрный сектор активно поддерживается государством. Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин.

Затраты в связи с проведением аграрной политики несет государственный бюджет. регулирование развития АПК в рыночной экономике многоаспектно: функционирует система государственных закупок сельскохозяйственных продуктов, регулируются экспорт и импорт продовольствия, устанавливаются квоты на производство основных сельскохозяйственных продуктов, применяются гарантированные цены, обеспечивающие стабилизацию рынка продовольствия, субсидируются мероприятия по реконструкции системы переработки и реализации продукции, оказывается помощь в создании инфраструктуры, обустройстве сельской местности и.т.д.

В Казахстане регулирующие функции государства осуществляются по следующим направлениям:

1.Создание законодательной базы, правовое обеспечение регулирования.

2. Формирование конкурентной среды на всех аграрных рынках.

3. Поддержка устойчивости развития АПК, создание условий для адаптации товаропроизводителей к рыночным условиям. Важной функцией государственного регулирования в этой связи является поддержание устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье.

Государство способствует образованию платежеспособного спроса населения, воздействуя на формирование доходов основных групп населения, через регулирование системы цен на продукцию АПК, государственный заказ, закупки продовольствия в региональные фонды.

4.Проведение политики разумного протекционизма, обеспечение продовольственной безопасности с помощью системы таможенных тарифов, налогов на импортируемые продовольственные товары.

5.Создание благоприятного климата для иностранных инвестеров, образование совместных предприятий АПК, предоставление государственных гарантий для иностранных кредиторов при импорте передовых технологий и техники.

6. Финансирование ключевых направлений науки по проблемам АПК, участие в финансировании инвестиционных проектов по созданию новых технологий, отвечающих мировым стандартам.

Антимонопольное регулирование АПК

Курс на разукрупнение предприятий наносит ущерб сложившимся технологическим комплексам во всех отраслях, включая и сельское хозяйство. Механическое увеличение числа предприятий не ведет к автоматическому переходу на конкурентные отношения. Увеличение числа малых фирм, занимающихся посредническими операциями, является одной из основных причин инфляции, обусловленной монопольным, т.е. спекулятивным завышением цен посредниками.

Бюджетно-налоговое регулирование

В странах ЕС расходы на реализацию целевых программ и иную поддержку АПК достигают 30% государственного бюджета. В Казахстане бюджетная поддержка сельского хозяйства составляет 1,:% расходов бюджета, а в абсолютном выражении по сравнению с расходами США на программы села она меньше в 1000 раз.

Налогообложение предприятий АПК регулируется в рамках общего налогового законодательства РК.

Кредитное регулирование

В связи с сезонностью производства сельское хозяйство нуждается в льготном кредитовании оборотных средств под незавершенное производство.

В мировой практике есть несколько подходов к организации системы льготного кредитования сельского хозяйства. Функции кредитования выполняют:

-кооперативные сельскохозяйственные банки;

-государственные банки;

-специализированные банки под контролем и при поддержке государства;

-бюджетное кредитование.

Финансово-кредитная система Республики Казахстан включает:

-ценовые дотации и компенсации;

-банковский кредит;

-субсидии из государственного бюджета на поддержку отдельных отраслей сельского хозяйства.

Основными методами, применяемыми в РК для обоснования прогнозных показателей развития АПК, являются:

-программно-целевой (в рамках программно-целевого планирования развития АПК ежегодно выделяются на поддержку аграрной сферы десятки миллиардов долларов, не считая сумм, предоставленных на субсидирование закупочных цен и кредитование оборотных средств);

-балансовый (обеспечивает балансовую увязку объемов производства сельскохозяйственной продукции с материально-техническим оснащением сельского хозяйства, объемов переработки сельхозпродукции с мощностями перерабатывающей промышленности, капитальными вложениями на развитие АПК);

-нормативный (используются рекомендуемые нормы потребления пищевых продуктов и непродовольственных товаров на душу населения)

Для обоснования общих объемов производства продукции АПК используются следующие данные прогноза:

-численность населения, его демографическая структура;

-натурально-вещественная структура фонда потребления, научно обоснованная норма потребления продуктов питания;

-изменение структуры потребления в зависимости от изменения доходов населения и цен на потребительские товары;

-экспорт и импорт сельскохозяйственной и промышленной продукции с учетом прогноза мировых цен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.019 с.)