В VASTU существует концепция Васту-пуруши, персонифицированного пространства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В VASTU существует концепция Васту-пуруши, персонифицированного пространства.



В Ригведе встречается слово «вастошпати» – господин Васту, которого древние считали духом, оберегающим дом и его отождествляли с Индрой.

Научное объяснение Васту-пуруши таково. VASTU – общий термин для грубой и тонкой субстанции, поэтому все проявления энергии и материи называются VASTU. Важнее всего то, что в пространстве, воздухе, воде, огне и земле присутствует первичная энергия, без которой все остальные формы не могли бы существовать. Вибрации этой энергии, пронизывающие все остальные стихии, и составляют Васту-пурушу. Все мы суть VASTU, и энергия, сущая в нас, есть Васту-пуруша или воплощенная энергия. И наоборот, само VASTU есть живой организм, а Васту-пуруша-мандала способствует поддержанию здоровья здания как динамически развивающейся структуры.

Вездесущий дух святой, который называют мировой, космической душой (на санскрите Пурушоттама) светит во тьму, чтобы побудить каждую частицу двигаться к божественности. Этот святой дух является не чем иным, как самим Богом, а Пуруша – его сын. Тело Пуруши состоит из пяти аур, наделенных тремя качествами – гунами: саттвой (положительным началом), тамасом (отрицательным началом) и раджасом (нейтральным началом). Древние мудрецы Риши использовали миф о Пуруше, являющимся утверждением действия невидимых сил на земле. Это дух или сущность, представляющий собой всепроникающую жизненную силу, энергию, которая является результатом взаимодействия разных видов энергий – солнечной энергии, энергии планет и магнитного поля земли. Согласно Васту, эти энергии влияют на все живое, в том числе и на дома. Размещение, проектирование и строительство домов в соответствии с действием этих космических сил повлечет за собой благоприятное влияние как далекого, так и близкого окружения дома и на сам дом и на его жильцов. В домах, где эти энергии взаимодействуют гармонично, чувство мира и счастливого бытия становится почти осязаемым.

Васту-пуруша-мандала представляет собой вписанную в квадрат фигуру лежащего человека, лицо и живот которого касаются земли. Его голова расположена в северо-восточном углу, а ноги – в юго-западном. Соответственно, на диагонали квадрата расположены все семь чакр, которые связаны с определенными внутренними органами и соотносятся с конкретными цветами и элементами, в зависимости от чакры.

Существует ряд точек на теле Пуруши, которые считаются слабыми, уязвимыми, например область, соответствующая сердцу, ив этих местах запрещено ставить тяжелую мебель или размещать колонны. В древних текстах отмечается, что если на плане дома или участка у Васту-пуруши нет правой руки (сектора между восточным и юго-восточным направлениями), то жители будут лишены богатства, а хозяин будет несчастен из-за женщин. Если у него нет левой руки (сектора между северным и северо-западным направлениями), жители дома будут плохо обеспечены материально. Если у него нет ног (сектора между юго-западным и западным направлениями), то это неблагоприятно для хозяина и грозит опасностью его сыновьям. Если же у Васту-пуруши нет головы, то это очень плохо во всех отношениях.

Течение энергии в доме и на участке

В VASTU северо-восточное направление определяется как источник всех энергий, а юго-западное как "сточная труба" энергий.

Согласно VASTU, природная энергия движется по поверхности земли по определенным траекториям в определенных направлениях. Существует три основных направления движения энергии: с северо-востока на юго-запад, с севера на юг и с востока на запад.

В VASTU принято, что на участках и в жилищах, имеющих форму квадрата или прямоугольника, энергия движется так же как и по поверхности земли, поэтому дома, имеющие в плане форму квадрата или прямоугольника наиболее благоприятны. В таких формах энергия или прана входит в дом с северо-востока и движется на юго-запад, но не по прямой, а через юго-восточный и северо-западный углы, имея тенденцию скапливаться, т.е. уплотняться в этих углах.

Вселенная состоит из двух субстанций: акаши – пространства, или эфира, и праны – космической энергии. Принципы распространения этих cубстанций в теле и доме практически одинаковы. Все сущее развивается в пространстве, но само пространство неуловимо, мы видим только конкретные формы. Все существует благодаря энергии (праны), которая пронизывает пространство и служит основой для любых изменений. Прана присутствует во всем живом, наполняет воздух, воду и пищу, будучи источником движения и силы мысли.

Концепция течения энергии в доме, согласно VASTU, аналогична концепции течения праны в теле человека, принятой в йоге. В человеческом теле существует 72.000 энергетических каналов, называемых нади. Сама прана существует в теле в пяти видах: прана, апана, вьяна, удана и самана. Эти пять видов энергии соотносятся с пятью первоэлементами VASTU. Основной поток праны движется по трем главным каналам: ИДА, ПИНГАЛА и СУШУМНА. Они расположены вдоль позвоночника: ида (лунная энергия) – слева, пингала ( солнечная энергия) – справа, сушумна (нейтральная энергия) – в центре. По VASTU, ида контролирует восточное и северное направление и несет с собой покой и умиротворение, пингала контролирует западное и южное направления и приносит жителям беспокойство и суету, а сушумна представляет только святые дела: религиозные чтения, молитвы и медитации.

Набхи – область пупка – является важным энергетическим центром тела, источником всех созидательных действий. В Аюрведе выравнивание набхи является одной из основных концепций лечения. Центр набхи является индикатором хорошего здоровья, и если энергетический центр тела стабилен, то лечение будет успешным. В Васту-шастре центр дома тоже считается энергетическим центром, и его следует держать открытым, чтобы энергия могла проходить свободно.

Дом служит «третьей кожей», защищающей жителей от нежелательных внешних воздействий, и в пространстве дома энергия движется по определенным законам. VASTU помогает правильно использовать направления по сторонам света и сочетание пяти элементов, чтобы энергии внутри дома были сбалансированы с энергиями окружающего пространства. VASTU рекомендует оставлять в домах максимум открытого пространства в северной и восточной частях, чтобы позволить войти и циркулировать в доме как можно большему объему позитивной, благоприятной энергии. Главная же нагрузка, все тяжелые предметы в доме должны занимать южную и западную части, с задней стороны дома на юге и западе следует проявлять минимум активности. Так же и на участке. Северная и восточная части участка не должны быть загружены, чтобы благоприятная энергия могла войти на участок. VASTU рекомендует делать толстые стены дома без окон с южной стороны, чтобы обеспечить защиту дома от проникновения деструктивных, нежелательных космических энергий, приходящих, по VASTU, с южного и западного направлений.

Еще один подход к рассмотрению жилого пространства основан на теории пада, или «участков», согласно которой любое пространство рассматривается в связи с основными энергиями. Развитие человека в этом пространстве зависит от энергий 8-ми направлений, а также от влияния неба сверху и земли снизу. Первым этапом в выборе или обустройстве участка является его ориентация по основным направлениям. Затем участок разбивают на зоны, и эта процедура называется пада-виньяса.

Брахмастан – центр участка, буквально центральная точка или очень небольшая зона вокруг него. В ведической архитектуре очень важно определить центр здания, ибо само здание разрастается именно от центра.

Драхмапада – центральная зона исследуемой формы, включающая также и точку центра – Брахмастан. Согласно VASTU, она должна концентрировать в себе энергию всей формы, поэтому на участке здесь традиционно располагалась открытая площадка с фонтаном, а в доме – общий центральный холл.

Девикапада – первая концентрическая зона вокруг Драхмапада. В этой зоне энергетика достаточно сильна, поэтому в ней рекомендуется располагать комнаты, которые используются совместно всеми членами семьи, например столовую и гостиную.

Манушапада – вторая концентрическая зона и ее энергетика должна быть очень комфортна для человеческой деятельности, поэтому в ней рекомендуют располагать комнаты, в которых проявляется какая-либо активность, например кухню, спальни, кабинет.

Пайсчапада – последняя, внешняя концентрическая зона, где располагают сарай, внешнюю веранду, дорожки для гуляния.

Часто зону 4 и зону 5 объединяют в одну зону, поэтому в ней располагают и комнаты, в которых проявляется активность, например спальни и комнаты для любого вида деятельности. Таким образом, в центре дома располагаются комнаты для отдыха, а на периферии комнаты для какой-либо специфической деятельности – спальня, кухня, ванная. Это не значит, что общая комната не может быть на периферии, но спальня не может быть в центре дома.

Идея VASTU о создании единого энергетического пространства вокруг центра гораздо важнее, чем может показаться поначалу, ведь в доме проживает много людей, а в Индии и несколько семей. Энергетика каждой семьи разная, и люди занимаются разнообразной деятельностью, поэтому все пространство разбивают на несколько жилых пространств, каждое из которых обладает своим центром и своей особой энергетикой. В центре дома располагаются комнаты для отдыха, а на периферии – для какой-либо специфической деятельности.

Искусство архитектора, дизайнера состоит в том, чтобы объединить и соединить отдельные энергетические центры разных зон с общим центром, чтобы создать единое гармоничное, комфортное для всех энергетическое пространство. В настоящее время общее пространство разбивают обычно на следующие зоны: кухня и столовая; зона для хранения одежды и пищи; спальня, ванная и комната для отдыха; кабинет; комната для исполнения религиозных обрядов.

 

Три гуны – три основные качества природы

Согласно VASTU, влияние космоса пракрити обладает тремя качествами или тремя свойствами. В Индии их называют гунами, т.е. частью целого. Эти три качества называются саттва (благость), раджас (страсть) и тамас (невежество) и представлены тремя богами – Вишну, Брахма и Шива. Эти три бога, а следовательно и три гуны ассоциируются с тремя видами бытия или тремя видами деятельности – созиданием, сохранением и разрушением соответственно.

Саттва является созидательной силой и доминирует в периоды созидательных действий, в периоды активности и проявления чистых эмоций, в периоды обдумывания каких-либо созидательных, конструктивных планов. Саттва – это энергия, которая приводит в баланс и управляет всеми функциями тела человека, это энергия, которая приводит к правильному пониманию и осознанию. Саттва имеет положительное качество.

Раджас является нейтральной силой, это энергия, которая движется между двумя полюсами – саттвой и тамасом и выражает движение, изменение и сохранение. Раджас – это энергия в теле, которая побуждает нас к движению и действию. Иногда она может стать причиной дисбаланса в организме, приводит к болезням. Эта энергия не накапливается и проявляется во внешнем движении. Она имеет нейтральное качество.

Тамас является деструктивной силой, это негативная энергия, преобладающая в периоды пассивности (лени, тупости, глупости), это энергия инерции и агрессии. Энергия тамас является причиной инерции тела, она имеет гравитационную составляющую, которая является причиной бездействия и упадка, она блокирует ощущения и возможность влияния извне. Тамас имеет отрицательное качество. Раджас является активным в позитивной, созидательной деятельности, но когда для достижения цели требуется проявить агрессию, то необходима энергия тамас. Когда нужно что-либо понять в спокойном состоянии, то проявляется энергия саттва. Таким образом, в той или иной степени эти три гуны или три качества энергии в равной степени необходимы для материального мира или природы, но не для человека. Для развитой, мирной, просвященной человеческой цивилизации и отдельного человека, энергии раджаса и тамаса нужны, но по возможности в самой минимальной степени. Ибо, находясь под влиянием саттва гуны человек обретает полное знание и счастье (то счастье, которое ближе к духовному), находясь под влиянием раджа гуны, человек обретает лишь некоторую долю счастья и знания от того, что он имеет, находясь под влиянием саттва гуны (счастье становится более приземленным и материалистичным, смешивается со страданиями), в гуне невежества человек не обладает знанием, и не обретает счастья, ни материального ни, духовного, в основном он испытывает одни страдания, пытаясь избавиться от них, человек погружается в сон, или постоянно употребляет интоксикации.

Можно сказать, что саттва гуна содержит в себе максимум духовной энергии, раджас среднее значение, тамас минимальное (или вообще не содержит, тогда это в чистом виде мертвая материальная энергия, стремящаяся в своем естественном состоянии к непроявленности).

Когда человеческое общество культивирует в себе энергию саттва (благость), тогда и окружающая его природа наполняется благостью, уменьшаются/прекращаются природные катаклизмы и проблемы, улучшается климат, плодородие и процветание земли, отношения между людьми и т.д.

Согласно Аюрведе, человек здоров не просто, когда у него отсутствуют какие-либо заболевания, а когда он постоянно находится в состоянии счастья физически, ментально и духовно, т.е. когда все в нем находится в полном балансе. Это возможно, когда человек находится преимущественно под влиянием саттва гуны.

Каждая из гун в Васту-шастре характеризуется своей формой. Саттва характеризуется формой квадрата или прямоугольника. Энергетика такой формы наиболее стабильна. Здания и комнаты такой формы рекомендуются для жилья и учебных заведений. Раджас характеризуется формой многоугольника. Энергетика таких форм более активна и они более подходят для офисов. Тамас характеризуется формой круга. Энергетика округлых форм сильна и считается агрессивной. Эта энергия стимулирует людей, находящихся в таких формах либо к очень высокой активности, либо наоборот, вызывает пассивность и бездеятельность. Такие формы подходят для административных зданий, банковских учреждений, стадионов, развлекательных центров, залов совещаний, религиозных центров и храмов.

Согласно VASTU, эти три качества, три гуны присущи и каждому помещению. Древние мастера определили, как эти три гуны связаны с помещением, как они действуют в помещении и как зависят от направлений. Эти связи они отобразили в схеме Сакала – магическом квадрате.

Согласно VASTU, в каждом пространстве, имеющем границу, будь то участок, дом или комната, северо-восточная часть является областью влияния саттвы – рождающей, созидательной энергии. Именно поэтому VASTU рекомендует устраивать как можно больше дверей и окон именно на северо-востоке, чтобы как можно больше энергии саттва могло проникнуть в помещение. Эта часть жилища не должна быть заставленной мебелью, а должна быть свободной для протекания и накопления энергии и должна содержаться в чистоте. Юго-западная часть является областью влияния тамаса – разрушающей энергии, поэтому именно в этой области не рекомендуется долгое время находиться людям, а рекомендуется в этой зоне размещать большие и тяжелые предметы мебели, устраивать складские помещения и темные комнаты. Чтобы не впустить энергию тамас в помещение, не следует делать в этом направлении окон и дверей. Между этими двумя зонами расположена область влияния раджаса – это северо-западное и юго-восточное направления. Эти зоны помещения вполне благоприятны и подходят для активных действий, для жилых комнат, кухни и ванной. Кухню рекомендуется устраивать на юго-востоке, а столовую или ванную на северо-западе.

В качестве дополнения к теме

Качества, присущие гуне благости: бесстрашие, очищение существования, самообладание, принесение жертв, неприменение насилия, правдивость, свобода от гнева, спокойствие, выдержка, без­мятежность, беспристрастие, нежелание искать несовершенства в других, сострадание к живым существам, чистая любовь, милосердие, свобода от алчности, скромность, честность, стойкая решимость, энергичность, нас­тойчивость, всепрощение, сила духа, свобода от зависти и стремления к ложной славе, непривязанность, хорошая память, учтивость, сияние, терпеливость, доброта, хорошие манеры, эрудиция, ученость, знание, ответственное отношение к своему долгу, серьезность, преданность, слава, отсутствие ложного самомнения, гармония, красота, чистота, простота, быстрота, здоровье, счастье, удовлетворенность...

Гуна благости просветляет, освобождает от последствий грехов, дает счастье и знание. Человек в гуне добродетели находит удовлетворение в своих интеллектуальных занятиях или в профессионально, творчески, осознан­но, из чувства профессионального долга выполняемой работе. Гуна благости проявляется как следствие развития человеком знания о том, как правильно надо действовать в этом мире в соответствии с законами природы, Космоса, на основе священных писаний. Действовать по принципу просто как мне хочется – это деятельность в гуне невежества, максимум в гуне страсти.

В человеческом теле имеется 9 врат: глаза, уши, ноздри, рот, гениталии и анус. Когда все врата тела освещены, это значит, что человек находится в гуне благости. Находясь в этой гуне он способен видеть вещи в истинном свете, слышать подобающим образом и ощущать истинный вкус. Человек в бла­гости чист изнутри и снаружи: физически, тонко энергетически, ментально. Он идеально соблюдает гигиену, не насилует тело беспутным, нерегулируемым образом жизни, разными глупостями типа приема интоксикаций (наркотики, алкоголь, табак, клей…), развивает знание о поддержании идеального здоровья и чистоты. В каждом из врат его тела развиваются признаки здоровья, чистоты, сбалансированности, стабиль­ности и покоя. Сознание становится ясным и чувства не привязанными к ма­терии. Человек испытывает бесстрашие в материальном теле и отрешенность от материального ума.

КПД деятельности человека в гуне благости резко возрастает, посколь­ку он сразу видит суть вещей и обладает необходимым знанием для осущест­вления намеченной деятельности (и поэтому, прежде всего он делает все на уровне разума и реального видения ситуации).

В зависимости от того, с чем мы сталкиваемся в нашей жизни, мы будем иметь разный результат. Если с благостью то будем иметь счастье, богатс­тво, славу, успех, красоту и знание. Все эти вещи в благости. Человек не находящийся в благости не может иметь длительное время успех, длительное время красоту, длительное время богатство, знание и другое, так как он получает и сразу растрачивает потенциал благости. Он может иметь это все перечисленное только короткое время. Хотя может появляться богатство, оно уходит потом достаточно быстро, слава тоже появляется и уходит. Все эти качества благости могут и появляться, но и сразу уходить от человека находящегося в страсти и даже невежестве.

В гуне страсти постоянно ощущается напряженность, присутствует суетливость, пере­напряжение, привязанность к результату, нервность, счастья не так много, но страданий и проблем намного больше чем хотелось бы. Причина этих стра­даний связана с сильной привязанностью к плодам, отсутствием спокойствия, любви, понимания того, как надо поступать. В гуне страсти утверждается культ тела, внешности, культ обладания, жадности и зависти, сексуальных утех и утрачивается интерес к внутренним качествам людей, которым основ­ное внимание уделяется в обществе людей, пребывающих в благости. Поэтому в страсти люди сбиты с толку и не видят этих качеств, которые могут дать им счастье в семейных и успех, отсутствие ненужных проблем и напряженнос­ти в их деловых, профессиональных отношениях.

Материальные желания, большие усилия, дерзость, неудовлетворенность достигнутым, ложная гордость, молитвы к Богу о материальном прогрессе, отношение к себе как к чему-то особенному и лучшему, чем другие, страсть к чувственным наслаждениям, поспешное стремление сразу дать отпор, любовь к похвале, склонность надсмехаться над другими, бахвальство и применение силы в качестве оправдания своих поступков, искаженный разум, вследствие чрезмерной деятельности, неспособность воспринимающих чувств оторваться от мирских объектов, нездоровое состояние действующих физических органов и замешательство ума – это качества стихии страсти.

Гуна невежества – это вообще отсутствие успеха, красоты, благососто­яния, знания. Это сонливость, излишний сон, хроническая усталость, мрачность, заторможенность, страх, ложные ожидания, иллюзия, сожаления, скорбь, не­довольство, депрессия, тупость, лживость, упрямство, безграмотность, бес­цельность, лицемерие, извращенный вкус, ненависть, сопровождаемая насили­ем, жадность, разврат, ссоры, жестокость, злость, нетерпимый гнев, слова, неподтвержденные авторитетом священных писаний, язвительность, хамство, изощренность в оскорблении других, терроризм. Высшие функции сознания в невежестве начинают уходить и, в конце концов, исчезают совсем, в резуль­тате чего человек не в состоянии сосредоточить внимание, его ум разруша­ется. С влиянием гуны невежества в обществе лучшие его умы всегда стремились бороться.

Сегодня в России слишком большое влияние на общество оказывает гуны страсти и невежества. Понятно, в соответствии со сказанным, что в обществе должна культивироваться, пропагандироваться культура в гуне благости, культура знания о жизни, о том, как быть счастливым и добиваться успеха, достигать свободы и удовлетворенности. Это знание и культура могут освободить многих людей от неудач и страданий. (Одной из важных частей этого знания, является VASTU.) Даже на того, кто занимается в обществе страстной по роду своей профессии деятельностью, должна оказывать преобладающее влияние эта культура в гуне благости. Тогда люди будут удовлетворены и счастливы, как это было в далекие ведические времена.

 

3.ОСНОВНЫЕ /ВВОДНЫЕ/

РЕКОМЕНДАЦИИ ВАСТУ-ШАСТРЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.022 с.)