Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В VASTU существует концепция Васту-пуруши, персонифицированного пространства.
В Ригведе встречается слово «вастошпати» – господин Васту, которого древние считали духом, оберегающим дом и его отождествляли с Индрой. Научное объяснение Васту-пуруши таково. VASTU – общий термин для грубой и тонкой субстанции, поэтому все проявления энергии и материи называются VASTU. Важнее всего то, что в пространстве, воздухе, воде, огне и земле присутствует первичная энергия, без которой все остальные формы не могли бы существовать. Вибрации этой энергии, пронизывающие все остальные стихии, и составляют Васту-пурушу. Все мы суть VASTU, и энергия, сущая в нас, есть Васту-пуруша или воплощенная энергия. И наоборот, само VASTU есть живой организм, а Васту-пуруша-мандала способствует поддержанию здоровья здания как динамически развивающейся структуры. Вездесущий дух святой, который называют мировой, космической душой (на санскрите Пурушоттама) светит во тьму, чтобы побудить каждую частицу двигаться к божественности. Этот святой дух является не чем иным, как самим Богом, а Пуруша – его сын. Тело Пуруши состоит из пяти аур, наделенных тремя качествами – гунами: саттвой (положительным началом), тамасом (отрицательным началом) и раджасом (нейтральным началом). Древние мудрецы Риши использовали миф о Пуруше, являющимся утверждением действия невидимых сил на земле. Это дух или сущность, представляющий собой всепроникающую жизненную силу, энергию, которая является результатом взаимодействия разных видов энергий – солнечной энергии, энергии планет и магнитного поля земли. Согласно Васту, эти энергии влияют на все живое, в том числе и на дома. Размещение, проектирование и строительство домов в соответствии с действием этих космических сил повлечет за собой благоприятное влияние как далекого, так и близкого окружения дома и на сам дом и на его жильцов. В домах, где эти энергии взаимодействуют гармонично, чувство мира и счастливого бытия становится почти осязаемым. Васту-пуруша-мандала представляет собой вписанную в квадрат фигуру лежащего человека, лицо и живот которого касаются земли. Его голова расположена в северо-восточном углу, а ноги – в юго-западном. Соответственно, на диагонали квадрата расположены все семь чакр, которые связаны с определенными внутренними органами и соотносятся с конкретными цветами и элементами, в зависимости от чакры.
Существует ряд точек на теле Пуруши, которые считаются слабыми, уязвимыми, например область, соответствующая сердцу, ив этих местах запрещено ставить тяжелую мебель или размещать колонны. В древних текстах отмечается, что если на плане дома или участка у Васту-пуруши нет правой руки (сектора между восточным и юго-восточным направлениями), то жители будут лишены богатства, а хозяин будет несчастен из-за женщин. Если у него нет левой руки (сектора между северным и северо-западным направлениями), жители дома будут плохо обеспечены материально. Если у него нет ног (сектора между юго-западным и западным направлениями), то это неблагоприятно для хозяина и грозит опасностью его сыновьям. Если же у Васту-пуруши нет головы, то это очень плохо во всех отношениях. Течение энергии в доме и на участке В VASTU северо-восточное направление определяется как источник всех энергий, а юго-западное как "сточная труба" энергий. Согласно VASTU, природная энергия движется по поверхности земли по определенным траекториям в определенных направлениях. Существует три основных направления движения энергии: с северо-востока на юго-запад, с севера на юг и с востока на запад. В VASTU принято, что на участках и в жилищах, имеющих форму квадрата или прямоугольника, энергия движется так же как и по поверхности земли, поэтому дома, имеющие в плане форму квадрата или прямоугольника наиболее благоприятны. В таких формах энергия или прана входит в дом с северо-востока и движется на юго-запад, но не по прямой, а через юго-восточный и северо-западный углы, имея тенденцию скапливаться, т.е. уплотняться в этих углах. Вселенная состоит из двух субстанций: акаши – пространства, или эфира, и праны – космической энергии. Принципы распространения этих cубстанций в теле и доме практически одинаковы. Все сущее развивается в пространстве, но само пространство неуловимо, мы видим только конкретные формы. Все существует благодаря энергии (праны), которая пронизывает пространство и служит основой для любых изменений. Прана присутствует во всем живом, наполняет воздух, воду и пищу, будучи источником движения и силы мысли.
Концепция течения энергии в доме, согласно VASTU, аналогична концепции течения праны в теле человека, принятой в йоге. В человеческом теле существует 72.000 энергетических каналов, называемых нади. Сама прана существует в теле в пяти видах: прана, апана, вьяна, удана и самана. Эти пять видов энергии соотносятся с пятью первоэлементами VASTU. Основной поток праны движется по трем главным каналам: ИДА, ПИНГАЛА и СУШУМНА. Они расположены вдоль позвоночника: ида (лунная энергия) – слева, пингала ( солнечная энергия) – справа, сушумна (нейтральная энергия) – в центре. По VASTU, ида контролирует восточное и северное направление и несет с собой покой и умиротворение, пингала контролирует западное и южное направления и приносит жителям беспокойство и суету, а сушумна представляет только святые дела: религиозные чтения, молитвы и медитации. Набхи – область пупка – является важным энергетическим центром тела, источником всех созидательных действий. В Аюрведе выравнивание набхи является одной из основных концепций лечения. Центр набхи является индикатором хорошего здоровья, и если энергетический центр тела стабилен, то лечение будет успешным. В Васту-шастре центр дома тоже считается энергетическим центром, и его следует держать открытым, чтобы энергия могла проходить свободно. Дом служит «третьей кожей», защищающей жителей от нежелательных внешних воздействий, и в пространстве дома энергия движется по определенным законам. VASTU помогает правильно использовать направления по сторонам света и сочетание пяти элементов, чтобы энергии внутри дома были сбалансированы с энергиями окружающего пространства. VASTU рекомендует оставлять в домах максимум открытого пространства в северной и восточной частях, чтобы позволить войти и циркулировать в доме как можно большему объему позитивной, благоприятной энергии. Главная же нагрузка, все тяжелые предметы в доме должны занимать южную и западную части, с задней стороны дома на юге и западе следует проявлять минимум активности. Так же и на участке. Северная и восточная части участка не должны быть загружены, чтобы благоприятная энергия могла войти на участок. VASTU рекомендует делать толстые стены дома без окон с южной стороны, чтобы обеспечить защиту дома от проникновения деструктивных, нежелательных космических энергий, приходящих, по VASTU, с южного и западного направлений. Еще один подход к рассмотрению жилого пространства основан на теории пада, или «участков», согласно которой любое пространство рассматривается в связи с основными энергиями. Развитие человека в этом пространстве зависит от энергий 8-ми направлений, а также от влияния неба сверху и земли снизу. Первым этапом в выборе или обустройстве участка является его ориентация по основным направлениям. Затем участок разбивают на зоны, и эта процедура называется пада-виньяса. Брахмастан – центр участка, буквально центральная точка или очень небольшая зона вокруг него. В ведической архитектуре очень важно определить центр здания, ибо само здание разрастается именно от центра. Драхмапада – центральная зона исследуемой формы, включающая также и точку центра – Брахмастан. Согласно VASTU, она должна концентрировать в себе энергию всей формы, поэтому на участке здесь традиционно располагалась открытая площадка с фонтаном, а в доме – общий центральный холл.
Девикапада – первая концентрическая зона вокруг Драхмапада. В этой зоне энергетика достаточно сильна, поэтому в ней рекомендуется располагать комнаты, которые используются совместно всеми членами семьи, например столовую и гостиную. Манушапада – вторая концентрическая зона и ее энергетика должна быть очень комфортна для человеческой деятельности, поэтому в ней рекомендуют располагать комнаты, в которых проявляется какая-либо активность, например кухню, спальни, кабинет. Пайсчапада – последняя, внешняя концентрическая зона, где располагают сарай, внешнюю веранду, дорожки для гуляния. Часто зону 4 и зону 5 объединяют в одну зону, поэтому в ней располагают и комнаты, в которых проявляется активность, например спальни и комнаты для любого вида деятельности. Таким образом, в центре дома располагаются комнаты для отдыха, а на периферии комнаты для какой-либо специфической деятельности – спальня, кухня, ванная. Это не значит, что общая комната не может быть на периферии, но спальня не может быть в центре дома. Идея VASTU о создании единого энергетического пространства вокруг центра гораздо важнее, чем может показаться поначалу, ведь в доме проживает много людей, а в Индии и несколько семей. Энергетика каждой семьи разная, и люди занимаются разнообразной деятельностью, поэтому все пространство разбивают на несколько жилых пространств, каждое из которых обладает своим центром и своей особой энергетикой. В центре дома располагаются комнаты для отдыха, а на периферии – для какой-либо специфической деятельности. Искусство архитектора, дизайнера состоит в том, чтобы объединить и соединить отдельные энергетические центры разных зон с общим центром, чтобы создать единое гармоничное, комфортное для всех энергетическое пространство. В настоящее время общее пространство разбивают обычно на следующие зоны: кухня и столовая; зона для хранения одежды и пищи; спальня, ванная и комната для отдыха; кабинет; комната для исполнения религиозных обрядов.
Три гуны – три основные качества природы Согласно VASTU, влияние космоса пракрити обладает тремя качествами или тремя свойствами. В Индии их называют гунами, т.е. частью целого. Эти три качества называются саттва (благость), раджас (страсть) и тамас (невежество) и представлены тремя богами – Вишну, Брахма и Шива. Эти три бога, а следовательно и три гуны ассоциируются с тремя видами бытия или тремя видами деятельности – созиданием, сохранением и разрушением соответственно.
Саттва является созидательной силой и доминирует в периоды созидательных действий, в периоды активности и проявления чистых эмоций, в периоды обдумывания каких-либо созидательных, конструктивных планов. Саттва – это энергия, которая приводит в баланс и управляет всеми функциями тела человека, это энергия, которая приводит к правильному пониманию и осознанию. Саттва имеет положительное качество. Раджас является нейтральной силой, это энергия, которая движется между двумя полюсами – саттвой и тамасом и выражает движение, изменение и сохранение. Раджас – это энергия в теле, которая побуждает нас к движению и действию. Иногда она может стать причиной дисбаланса в организме, приводит к болезням. Эта энергия не накапливается и проявляется во внешнем движении. Она имеет нейтральное качество. Тамас является деструктивной силой, это негативная энергия, преобладающая в периоды пассивности (лени, тупости, глупости), это энергия инерции и агрессии. Энергия тамас является причиной инерции тела, она имеет гравитационную составляющую, которая является причиной бездействия и упадка, она блокирует ощущения и возможность влияния извне. Тамас имеет отрицательное качество. Раджас является активным в позитивной, созидательной деятельности, но когда для достижения цели требуется проявить агрессию, то необходима энергия тамас. Когда нужно что-либо понять в спокойном состоянии, то проявляется энергия саттва. Таким образом, в той или иной степени эти три гуны или три качества энергии в равной степени необходимы для материального мира или природы, но не для человека. Для развитой, мирной, просвященной человеческой цивилизации и отдельного человека, энергии раджаса и тамаса нужны, но по возможности в самой минимальной степени. Ибо, находясь под влиянием саттва гуны человек обретает полное знание и счастье (то счастье, которое ближе к духовному), находясь под влиянием раджа гуны, человек обретает лишь некоторую долю счастья и знания от того, что он имеет, находясь под влиянием саттва гуны (счастье становится более приземленным и материалистичным, смешивается со страданиями), в гуне невежества человек не обладает знанием, и не обретает счастья, ни материального ни, духовного, в основном он испытывает одни страдания, пытаясь избавиться от них, человек погружается в сон, или постоянно употребляет интоксикации. Можно сказать, что саттва гуна содержит в себе максимум духовной энергии, раджас среднее значение, тамас минимальное (или вообще не содержит, тогда это в чистом виде мертвая материальная энергия, стремящаяся в своем естественном состоянии к непроявленности). Когда человеческое общество культивирует в себе энергию саттва (благость), тогда и окружающая его природа наполняется благостью, уменьшаются/прекращаются природные катаклизмы и проблемы, улучшается климат, плодородие и процветание земли, отношения между людьми и т.д.
Согласно Аюрведе, человек здоров не просто, когда у него отсутствуют какие-либо заболевания, а когда он постоянно находится в состоянии счастья физически, ментально и духовно, т.е. когда все в нем находится в полном балансе. Это возможно, когда человек находится преимущественно под влиянием саттва гуны. Каждая из гун в Васту-шастре характеризуется своей формой. Саттва характеризуется формой квадрата или прямоугольника. Энергетика такой формы наиболее стабильна. Здания и комнаты такой формы рекомендуются для жилья и учебных заведений. Раджас характеризуется формой многоугольника. Энергетика таких форм более активна и они более подходят для офисов. Тамас характеризуется формой круга. Энергетика округлых форм сильна и считается агрессивной. Эта энергия стимулирует людей, находящихся в таких формах либо к очень высокой активности, либо наоборот, вызывает пассивность и бездеятельность. Такие формы подходят для административных зданий, банковских учреждений, стадионов, развлекательных центров, залов совещаний, религиозных центров и храмов. Согласно VASTU, эти три качества, три гуны присущи и каждому помещению. Древние мастера определили, как эти три гуны связаны с помещением, как они действуют в помещении и как зависят от направлений. Эти связи они отобразили в схеме Сакала – магическом квадрате. Согласно VASTU, в каждом пространстве, имеющем границу, будь то участок, дом или комната, северо-восточная часть является областью влияния саттвы – рождающей, созидательной энергии. Именно поэтому VASTU рекомендует устраивать как можно больше дверей и окон именно на северо-востоке, чтобы как можно больше энергии саттва могло проникнуть в помещение. Эта часть жилища не должна быть заставленной мебелью, а должна быть свободной для протекания и накопления энергии и должна содержаться в чистоте. Юго-западная часть является областью влияния тамаса – разрушающей энергии, поэтому именно в этой области не рекомендуется долгое время находиться людям, а рекомендуется в этой зоне размещать большие и тяжелые предметы мебели, устраивать складские помещения и темные комнаты. Чтобы не впустить энергию тамас в помещение, не следует делать в этом направлении окон и дверей. Между этими двумя зонами расположена область влияния раджаса – это северо-западное и юго-восточное направления. Эти зоны помещения вполне благоприятны и подходят для активных действий, для жилых комнат, кухни и ванной. Кухню рекомендуется устраивать на юго-востоке, а столовую или ванную на северо-западе. В качестве дополнения к теме Качества, присущие гуне благости: бесстрашие, очищение существования, самообладание, принесение жертв, неприменение насилия, правдивость, свобода от гнева, спокойствие, выдержка, безмятежность, беспристрастие, нежелание искать несовершенства в других, сострадание к живым существам, чистая любовь, милосердие, свобода от алчности, скромность, честность, стойкая решимость, энергичность, настойчивость, всепрощение, сила духа, свобода от зависти и стремления к ложной славе, непривязанность, хорошая память, учтивость, сияние, терпеливость, доброта, хорошие манеры, эрудиция, ученость, знание, ответственное отношение к своему долгу, серьезность, преданность, слава, отсутствие ложного самомнения, гармония, красота, чистота, простота, быстрота, здоровье, счастье, удовлетворенность... Гуна благости просветляет, освобождает от последствий грехов, дает счастье и знание. Человек в гуне добродетели находит удовлетворение в своих интеллектуальных занятиях или в профессионально, творчески, осознанно, из чувства профессионального долга выполняемой работе. Гуна благости проявляется как следствие развития человеком знания о том, как правильно надо действовать в этом мире в соответствии с законами природы, Космоса, на основе священных писаний. Действовать по принципу просто как мне хочется – это деятельность в гуне невежества, максимум в гуне страсти. В человеческом теле имеется 9 врат: глаза, уши, ноздри, рот, гениталии и анус. Когда все врата тела освещены, это значит, что человек находится в гуне благости. Находясь в этой гуне он способен видеть вещи в истинном свете, слышать подобающим образом и ощущать истинный вкус. Человек в благости чист изнутри и снаружи: физически, тонко энергетически, ментально. Он идеально соблюдает гигиену, не насилует тело беспутным, нерегулируемым образом жизни, разными глупостями типа приема интоксикаций (наркотики, алкоголь, табак, клей…), развивает знание о поддержании идеального здоровья и чистоты. В каждом из врат его тела развиваются признаки здоровья, чистоты, сбалансированности, стабильности и покоя. Сознание становится ясным и чувства не привязанными к материи. Человек испытывает бесстрашие в материальном теле и отрешенность от материального ума. КПД деятельности человека в гуне благости резко возрастает, поскольку он сразу видит суть вещей и обладает необходимым знанием для осуществления намеченной деятельности (и поэтому, прежде всего он делает все на уровне разума и реального видения ситуации). В зависимости от того, с чем мы сталкиваемся в нашей жизни, мы будем иметь разный результат. Если с благостью то будем иметь счастье, богатство, славу, успех, красоту и знание. Все эти вещи в благости. Человек не находящийся в благости не может иметь длительное время успех, длительное время красоту, длительное время богатство, знание и другое, так как он получает и сразу растрачивает потенциал благости. Он может иметь это все перечисленное только короткое время. Хотя может появляться богатство, оно уходит потом достаточно быстро, слава тоже появляется и уходит. Все эти качества благости могут и появляться, но и сразу уходить от человека находящегося в страсти и даже невежестве. В гуне страсти постоянно ощущается напряженность, присутствует суетливость, перенапряжение, привязанность к результату, нервность, счастья не так много, но страданий и проблем намного больше чем хотелось бы. Причина этих страданий связана с сильной привязанностью к плодам, отсутствием спокойствия, любви, понимания того, как надо поступать. В гуне страсти утверждается культ тела, внешности, культ обладания, жадности и зависти, сексуальных утех и утрачивается интерес к внутренним качествам людей, которым основное внимание уделяется в обществе людей, пребывающих в благости. Поэтому в страсти люди сбиты с толку и не видят этих качеств, которые могут дать им счастье в семейных и успех, отсутствие ненужных проблем и напряженности в их деловых, профессиональных отношениях. Материальные желания, большие усилия, дерзость, неудовлетворенность достигнутым, ложная гордость, молитвы к Богу о материальном прогрессе, отношение к себе как к чему-то особенному и лучшему, чем другие, страсть к чувственным наслаждениям, поспешное стремление сразу дать отпор, любовь к похвале, склонность надсмехаться над другими, бахвальство и применение силы в качестве оправдания своих поступков, искаженный разум, вследствие чрезмерной деятельности, неспособность воспринимающих чувств оторваться от мирских объектов, нездоровое состояние действующих физических органов и замешательство ума – это качества стихии страсти. Гуна невежества – это вообще отсутствие успеха, красоты, благосостояния, знания. Это сонливость, излишний сон, хроническая усталость, мрачность, заторможенность, страх, ложные ожидания, иллюзия, сожаления, скорбь, недовольство, депрессия, тупость, лживость, упрямство, безграмотность, бесцельность, лицемерие, извращенный вкус, ненависть, сопровождаемая насилием, жадность, разврат, ссоры, жестокость, злость, нетерпимый гнев, слова, неподтвержденные авторитетом священных писаний, язвительность, хамство, изощренность в оскорблении других, терроризм. Высшие функции сознания в невежестве начинают уходить и, в конце концов, исчезают совсем, в результате чего человек не в состоянии сосредоточить внимание, его ум разрушается. С влиянием гуны невежества в обществе лучшие его умы всегда стремились бороться. Сегодня в России слишком большое влияние на общество оказывает гуны страсти и невежества. Понятно, в соответствии со сказанным, что в обществе должна культивироваться, пропагандироваться культура в гуне благости, культура знания о жизни, о том, как быть счастливым и добиваться успеха, достигать свободы и удовлетворенности. Это знание и культура могут освободить многих людей от неудач и страданий. (Одной из важных частей этого знания, является VASTU.) Даже на того, кто занимается в обществе страстной по роду своей профессии деятельностью, должна оказывать преобладающее влияние эта культура в гуне благости. Тогда люди будут удовлетворены и счастливы, как это было в далекие ведические времена.
3.ОСНОВНЫЕ /ВВОДНЫЕ/ РЕКОМЕНДАЦИИ ВАСТУ-ШАСТРЫ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.022 с.) |