Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции общетеоретической юридической науки
Функции теории правовой системы общества – это относительно обособленные направления однородного (гомогенного), предметного ее воздействия на сознание людей, другие науки, юридическую и общественную практику. В литературе рассматриваются самые разнообразные функции общетеоретической ЮН. Одни авторы выделяют идеологическую, методологическую и воспитательную функции (В.П. Казимирчук), другие – диагностическую, эвристическую и методологическую (Р.А. Сафаров), третьи – онтологическую, эвристическую, методологическую, политическую, организаторскую, идеологическую, прогностическую (П.Е. Недбайло), четвертые (В.М. Сырых) – теоретическую, методологическую, идеологическую, воспитательную, практически-организационную; пятые (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик) – познавательно-констатирующую, интерпретационную (объяснительную), эвристическую, методологическую, организационно-управленческую, концептуально-мировоззренческую (идеологическую), прогностическую; шестые (С.С. Алексеев, В.С. Основин) – теоретико-познавательную (констатационную или описательную, интерпретационную, эвристическую, прогностическую, методологическую), практически-прикладную (политическую, технико-юридическую и др.), идеологическую (см., например, [28. С. 475-481; 29. С. 16; 30. С. 5-6]). Анализ указанных и иных точек зрения по этому аспекту проблемы позволил нам сделать вывод о том, что основными функциями общетеоретической ЮН являются диагностическая, гносеологическая, эвристическая, онтологическая, интерпретационная, прогностическая, методологическая, мировоззренческая, практически-прикладная, рекомендательная, аксиологическая, интеграционная, коммуникативная и др. Каждая из указанных выше функций ЮН, синтезируя множество однопорядковых направлений, состоит из ряда подфункций. Если функция – это наиболее общее, ведущее направление воздействия, в котором выражается природа и роль теории ПСО, то подфункция обозначает в рамках данного направления некоторые особые, специфические стороны ее воздействия. Например, в рамках мировоззренческой функции можно выделить пропагандистскую и воспитательную, подфункцию вытеснения чуждой данному обществу идеологии; в практически-прикладной – контрольную, правотворческую и др.; в интегративной – подфункции обобщения эмпирических данных, а также систематизации теоретических знаний, полученных юридическими или иными науками.
Суть диагностической функции заключается в констатации реального положения юридических явлений, процессов и состояний и связанных с ними экономических, политических, социальных, национальных, нравственных, религиозных и иных факторов. Гносеологическая (познавательная) функция сводится к получению нового максимально истинного знания о юридической картине мира, месте и роли в ней правовой системы российского общества. В эвристической функции выражается сущность ЮН, ее направленность на открытие (эврика!) законов, закономерностей и тенденций возникновения, развития и функционирования юридических явлений, процессов и состояний. «Истинное открытие, – писал Д.Л. Верещагин, – всегда неожиданно, непредсказуемо, оно опрокидывает сложившиеся представления, заново формирует наши научные взгляды…» [22. С. 203]. Онтологическая функция теории ПСО выражается в обстоятельном и грамотном описании и изложении полученного знания. Интерпретационная функция заключается в объяснении природы ПСО, ее структуры, содержания и формы, функций, места и роли в гражданском обществе, построении демократического, социального и правового государства. Прогностическая функция выражается в том, что полученные теорией ПСО объективные знания позволяют предвидеть развитие тех или иных юридических явлений и процессов, их качественное и количественное изменение (например, рост или снижение правонарушений в обществе, отдельном регионе). Методологическая функция фундаментальной ЮН заключается в том, что весь ее арсенал (понятия, категории, теоретические конструкции, учения, теории, концепции и пр.) служит средством познания различных сторон правовой действительности, приращения новых юридических знаний. В качестве методологической науки она выступает как для других юридических, так и для общественных наук, а также по отношению к социальной и юридической практике. Мировоззренческая функция ЮН заключается в том, что основные ее идеи, теории и знания органично входят в систему взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. Совместно с другими общественными и юридическими науками теория ПСО формирует основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, установки, ценностные ориентиры, принципы познания и преобразования действительности. Пропаганда, популяризация, разъяснение основ юридической политики, правовое воспитание, повышение уровня правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц всегда составляли и составляют важную задачу ученых-юристов.
Суть практически-прикладной функции заключается, во-первых, в том, что определенные выводы, предложения и рекомендации, сформулированные фундаментальной ЮН, служат основой для принятия государственных и иных решений, направленных на совершенствование конкретных сторон ПСО. Во-вторых, изучая материалы юридической практики, ЮН указывает на ошибки, просчеты и другие погрешности, существующие в практической деятельности. В-третьих, представители фундаментальной ЮН участвуют в подготовке конкретных проектов правовых актов, предложений по их совершенствованию, систематизации, толкованию или реализации. В-четвертых, любую практическую деятельность юристов мы рассматриваем в виде определенного материально-духовного производства (как и ЮН) со своими производителями и потребителями, продуктами и технологиями (см. раздел IV). ЮН, обеспечивая это производство, разрабатывает наиболее качественные и эффективные средства (технику), приемы, способы и методы (тактику), стратегию и технологию в целом той или иной разновидности юридической практики, научно обоснованные нормы рабочего времени, людские и финансовые ресурсы, социальные и иные условия труда. Однако преувеличивать роль практически-прикладной функции ЮН не следует. Как писал Пуанкаре, «наука, созданная исключительно в прикладных целях, невозможна, истина плодотворна только тогда, когда между ними есть внутренняя связь. Если ищешь только тех истин, от которых можно ждать непосредственных практических выводов, то связующие звенья исчезают и цепь разрушается» [22. С. 102]. Рекомендательная функция теории ПСО выражается в виде предложений, выводов и т.п., которые адресуются представителям юридических и иных наук, субъектам и участникам юридической практики (правотворческой, правореализующей, правосистематизирующей, судебной и т.д.). Ее можно рассматривать в виде подфункции вышеизложенной функции ЮН либо в качестве относительно самостоятельной функции, поскольку ее содержание гораздо шире по объему и включает определенные рекомендации не только практикующим юристам, но и ученым (юристам, экономистам, философам, социологам, психологам и др.). Суть аксиологической функции теории ПСО состоит в том, что в процессе познания, описания, интерпретации, прогнозирования, во-первых, происходит оценка тех или иных правовых явлений, процессов и состояний, средств и способов их исследования, понятий и теоретических конструкций, соответствующих гипотез и учений. Во-вторых, выявление, систематизация, хранение и трансляция правовых знаний, которые составляют культурный пласт юридического опыта (социально-правовой памяти), также требуют соответствующей аксиологической характеристики.
Интегративная функция теории ПСО связана, во-первых, с обобщением материалов юридической и иной социальной практики, конкретных эмпирических данных; во-вторых, с систематизацией разнообразных теоретических знаний, выводов, положений, которые вырабатываются как юридическими, так и другими гуманитарными, естественными и техническими науками. Коммуникативная (от лат. communiсo – «делаю общим, связываю, общаюсь») функция ЮН заключается в том, что получаемые знания служат важной духовной основой для социального взаимодействия, установления и подтверждения контактов (например, между учеными, учеными и практиками), передачи необходимой юридической информации и научно обоснованного управления людьми в различных сферах их жизнедеятельности. А.В. Поляков справедливо замечает, что «специфика правового знания как раз и состоит в том, что в силу своей социальной природы оно комплементарно (взаимодополнительно) правовому пониманию и, в конечном итоге, является знанием коммуникативным» [31. С. 58]. Существуют и другие функции и подфункции теории ПСО. Их система раскрывает разнообразные направления ее воздействия на сознание и поведение людей, ее место и роль среди других ЮН, основные пути воздействия на юридическую и социальную практику. 1.5. Логическая структура науки Структура науки является весьма сложным и слабо разработанным аспектом проблемы. В философии по этому вопросу существуют разнообразные взгляды. Так, П.В. Копнин, рассматривая науку в виде логической системы, полагал, что она состоит из оснований науки, законов, главных понятий, теорий, идей (см. [25. C. 309 и след.]). П.А. Рачков считал, что в качестве элементов любой науки необходимо выделять взаимосвязанные между собой факты (основания, теории, законы, принципы и постулаты, гипотезы, частные методы и специфические категории) (см. [35. С. 44]). В новейшей философской литературе указанные элементы дополняются продуктивностью (результативностью) науки, системностью ее организации, обоснованностью и доказательностью знаний, специальным языком, особыми средствами и комплексами научного поиска, а также наличием специфических субъектов научной деятельности, которым требуется специальное обучение и которые должны усвоить систему научных ценностей, помогающих им умело и грамотно использовать свойственные для той или иной науки принципы, приемы, правила, средства и методы при решении стоящих перед ними задач и проблем (см., например [34. С. 457-459]).
В отечественной юридической литературе также существуют разнообразные взгляды на структуру общетеоретической науки. Так, одни авторы считают, что она «слагается» из трех звеньев, покоящихся на единой методологической основе. К числу указанных подразделений относятся материальные, теоретические и практические звенья состава и методологическая основа. Научный материал (определенная совокупность установленных соответствующим образом и зафиксированных фактов реальной действительности) и результаты его первичной обработки образуют первое, отправное звено в составе ЮН, которое, являясь фактической основой для дальнейшего заключения, может быть условно названо «материальным звеном состава науки» (см. [36. С. 84-86]). «Совокупность понятий, категорий, теорий, гипотез и других форм научного отражения предмета познавательной деятельности… образуют теоретическое звено… Третье звено состава складывается из различных предложений и выводов, направленных на развитие действующего законодательства, практики его применения» [36. С. 87]. А.М. Васильев полагает, что при анализе фундаментальной ЮН важно установить, как в организации теоретических построений отразились особенности ее предмета. Логическим же выражением знания о предмете, по его мнению, служат те понятия и категории, которыми оперирует наука. Поэтому в основу логической структуры фундаментальной ЮН он ставит систему понятий и понятийных рядов, образующих ту или иную теорию, раскрывающих сущность познания. Поэтому, делает вывод автор, «в составе теории государства и права определились три основных структурных подразделения: теория государства, теория права, теория правосознания» [18. С. 38-39]. Не совсем понятно, почему за рамками состава оказались теория правотворчества, теория юридического толкования, теория правоприменения, теория юридической ответственности и другие фундаментальные теории. Кроме того, без какой-либо аргументации автор из логической структуры науки исключает научные факты. В.М. Сырых пишет, что «в конечном итоге в идеале теория должна максимально полно отражать все закономерные связи и зависимости своего предмета, быть максимально точным мыслительным аналогом отражаемой объективной реальности. Поэтому соответствие отражаемого отраженному должно быть не только на уровне понятий и категорий, отражающих сущность соответствующих явлений, процессов, но и на уровне закономерных связей, присущих исследуемым сущностям. В теории эта закономерная связь, – продолжает он, – представляется двояким способом: 1) как локальная закономерная связь между отдельными сущностями, выраженная в форме научного закона или научного принципа; 2) как системная, тотальная связь, выраженная в форме многоразличной связи и зависимости всех ее компонентов, понятий, категорий и законов. Связь всех компонентов теории, которая объединяет, организует их в некое единство, системное целое, и понимается как логическая структура теории» [5. С. 140].
Вслед за А.М. Васильевым и другими авторами В.М. Сырых пытается найти ту «клеточку», которая послужила бы формированию логической структуры данной науки. Если в экономической теории К. Маркса этой «клеточкой» является «товар», то в теории права, по мнению В.М. Сырых, – «норма права как наиболее простая категория» (см. [5. С. 149]). Поиски «простейших категорий» в фундаментальной ЮН – это, на наш взгляд, «пустое препровождение времени» (по отношению к норме права, например, в качестве наиболее простой можно выделить категорию «нормативно-правовое предписание»). Трудно также признать научно обоснованными постоянные попытки некоторых отечественных и зарубежных авторов искусственно расчленить фундаментальную ЮН на философию права, логику права, социологию права, догму права, аналитическую юриспруденцию и т.д. (подробнее см. [5; 16; 20; 27]). Анализ взглядов указанных и иных авторов привел нас к следующим выводам. Фундаментальная ЮН, как разновидность и форма духовно-материального производства юридических знаний, представляет собой в этом плане весьма специфический тип теоретической деятельности. Эта деятельность включает: а) научные и эмпирические факты, констатирующие количественные и качественные характеристики предмета познания; б) субъектов научной деятельности (отдельных ученых, их коллективы и организации); в) конкретные познавательные действия и операции (наблюдения, суждения, умозаключения, объяснения, описания и т.п.); г) средства (технику), с помощью которых идет сбор фактического и теоретического материала, его обработка и интерпретация; д) приемы, способы, методы, принципы и правила, использование соответствующих средств (тактику); е) формы долгосрочного планирования и прогнозирования научного поиска (стратегию); ж) результаты данной деятельности. Причем последний компонент можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле слова. Результат в узком смысле – это юридические знания, полученные в процессе конкретного исследования какой-то проблемы (правоприменительных и интерпретационных актов, субъективных прав и т.д.). В широком смысле под результатом научной деятельности мы понимаем всю органически целостную систему полученных на данный момент обобщенных, обоснованных и доказанных юридических знаний о закономерностях возникновения, развития и функционирования ПСО. Здесь уже проявляется кумулятивный характер фундаментальной ЮН, который выражается в том, что на каждом историческом этапе развития общества ЮН суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый полученный научный результат входит неотъемлемой частью в ее общий фонд; он не перечеркивается последующими успехами познания, а лишь переосмысливается, конкретизируется и уточняется. Преемственность затрагивает всю структуру ЮН, обеспечивает ее функционирование как особого вида «социально-правовой памяти», кристаллизующей прошлый и современный опыт познания правовой действительности (см. [33. С. 404]). В любых результатах научной деятельности особо следует выделять выводы, предложения, рекомендации и т.п., имеющие теоретическое, практическое и дидактическое значение. Центральное место в фундаментальной ЮН занимают соответствующие теории, каждая из которых имеет определенные научно-теоретические, эмпирические и методологические основы и представляет собой систему гипотез, понятий, понятийных рядов, категорий, юридических конструкций, принципов, законов и т.п., позволяющих объективно описать и объяснить определенные явления, процессы и состояния. Ядро фундаментальной ЮН составляют, например, теория права, теория юридической практики, теория правосознания, теория правовой культуры, теория социально-правовых отклонений, теория юридической ответственности, теория правовой защиты (личности и т.п.), теория юридического прогресса и др. 1.6. Структура учебной дисциплины Структуру учебной дисциплины нельзя отождествлять со структурой ЮН. В учебном курсе рассматривается только небольшая часть наиболее существенных проблем ПСО. Учебная дисциплина позволяет уяснить лишь основы правовых знаний, без которых невозможно изучение отраслевых, прикладных и других юридических наук и дисциплин, анализ практического материала. Многие актуальные вопросы фундаментальной ЮН исследуются студентами (курсантами) на уровне курсовых и дипломных работ, научных студенческих докладов и сообщений, а аспирантами (адъюнктами) и учеными-юристами (их коллективами и организациями) – в рамках кандидатских и докторских диссертаций, монографий и научных статей и т.д. Структура учебной дисциплины в сокращенном варианте отражена в соответствующих разделах и темах рабочей программы, которая была отмечена грантом экспертного совета Института «Открытое общество» и в полном объеме опубликована в Москве издательским домом Nota Bene в 1999 г. в книге «Право. Сборник учебных программ – проспектов».
Рабочая программа
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.017 с.) |