Схема 3.5. Экономические функции государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 3.5. Экономические функции государства



       
 
 
   
Экономические функции государства (РФ)

 

 

 


Алгоритм государственного регулирования экономики

Потребности – Интересы – Мотивы – Цели – Задачи – Функции – Структура – Ресурсы – Идеи - Решения – Действия – Результаты - Потребности

 

ТЕМА 4. Характеристика экономики как объекта государственного регулирования

4.1.Три главных вопроса экономики и их решение в зависимости от типа экономики (традиционная, командная, рыночная, смешанная).

1.Что производить? 2.Для кого производить? 3.Как производить?

В зависимости от типа экономической системы эти вопросы решаются по-разному.

В традиционной экономике ответы на вопросы «что производить», «как производить» определяются сложившимися традициями, устоями. В традиционной экономике достаточно сложно решаются вопросы внедрения новых продуктов, новых технологий, научно-технический прогресс имеет замедленный характер.

В командной экономике все вопросы решаются в плановом, централизованном порядке. С одной стороны это хорошо, однако результаты НТП с трудом находят применение, т.к. отсутствуют мотивирующие факторы их применения.

В рыночной экономике решение вопросов определяется рынком, спросом, прибыльностью. Вопрос «как производить» решает производитель, «для кого производить» решается в зависимости от доходов групп населения.

В смешанной экономике вопросы решаются не только при помощи механизмов рынка, но и государства.

В мире существуют различные модели экономики (шведская, японская, китайская, американская). Шведская модель – пример смешанной экономики с активным участием государства в экономике, задачей которого является обеспечение всеобщей полной занятости. Высокая доля налогов (более 50% от стоимости товаров) позволяет перераспределять национальный доход среди населения страны, обеспечивая высокий уровень социальной защиты, равномерного (самый минимальный разрыв в доходах) потребления материальных благ (так называемый шведский социализм).

Японская модель характеризуется высоким уровнем планирования развития экономики и координации хозяйственной деятельности экономических субъектов. Несмотря на то, что в Японии государственная собственность составляет незначительную долю, но государству удается обеспечивать высокую управляемость всей экономики. При этом экономика Японии показывает наивысшие результаты по качеству продукции, по использованию достижений НТП, чему способствовала комплексная система кружков качества, поощрений работников, ответственности за результаты, система пожизненного найма работников.

Китайская модель характеризуется высокими темпами экономического развития, рыночного хозяйства, но при определяющей роли государства, политического руководства страны. Успешно реализуются пятилетние планы социально-экономического развития, темпы экономического роста – 8-10%, до 20% в год – самые высокие в мире. Проблемы – качество продукции, избыточность трудовых ресурсов, не достаточно высокий уровень жизни населения.

Экономика США представляет либеральный тип экономики, в котором государство обеспечивает общие правовые условия функционирования экономики. Характерны свобода передвижения работников, их высокая мобильность по территории страны, поощряется экспорт, плановые начала регулирования экономики с конца 20-х гг 20 века. Основным фактором высокой доходности, функционирования американской экономики является долларизация мировой экономики. Это позволяет иметь самый высокий уровень ВВП. Проблема для американской экономики заключается в ее финансовой неустойчивости, отрыве финансов от реальной экономики.

 

4.2.Показатели, характеризующие состояние экономики:

1. Основным макроэкономическим показателем является ВВП (стоимость товаров и услуг, произведенных внутри страны за определенный период), ВНП – валовой национальный продукт – стоимость товаров и услуг, произведенных национальными резидентами как внутри, так и за пределами страны. ВРП – валовой региональный продукт.

Согласно СНС ВВП может определяться 3-мя методами:

1) -производственный – ВВП = ВДС = ВВ – ПП, где

ВДС – валовая добавленная стоимость, ВВ – валовой выпуск,

ПП - промежуточное потребление.

2) –распределительный – ВВП = ОТ + Н + ВП, где

ОТ – оплата труда, Н – налоги, ВП – валовая прибыль.

3) – по конечному потреблению – ВВП = С + G + J +(x – i), где

С – расходы населения, G – расходы государства, J – инвестиции, x –экспорт, I – импорт.

При определении ВВП интерес представляют показатели доходов и расходов госбюджета, конечное потребление домохозяйств, уровень сбережений населения, накопление основного капитала.

В 2008 году ВВП РФ составил 40,24 трлн. руб., госрасходы (расходы бюджета) – 7 трлн. руб., доходы бюджета – 9 трлн. руб. Расходы бюджета 2009 года составляют 9 трлн. руб., а доходы – 6 трлн.руб. Т.о. доля расходов государства в ВВП составляет менее 20%, а в развитых странах этот показатель доходит до 50 и более %.

ВРП в НСО в 2008 г. составил 434 млрд.руб. Учитывая, что в РФ 83 субъекта, показатель ВРП в НСО ниже среднего уровня.

Кроме абсолютных показателей используются относительные показатели ВВП: ВВП на душу населения, доля отраслей в ВВП, доля ВРП в ВВП, доля инвестиций в ВВП.

 

2. Важным показателем развития экономики является показатель экономического роста, т.е. увеличение производства товаров и услуг по сравнению с аналогичным периодом прошедшего времени.

ВВП – стоимостное выражение товаров и услуг, экономический рост – физическое увеличение товаров и услуг, измеряется в сопоставимых ценах ростом ВВП.

Различают два типа экономического роста:

1) Экстенсивный – обеспечивается за счет привлечения в производство дополнительных материальных ресурсов.

2) Интенсивный – обеспечивается за счет более эффективного использования имеющихся ресурсов путем внедрения достижений НТП, новых технологий, техники, организации труда.

Как правило, в развитии экономики присутствуют оба типа. По доли интенсивности экономического роста, судят о способностях экономики использовать достижения НТП.

Проблемы экономического роста:

1) проблема темпов экономического роста (нахождение оптимального, стабильного устойчивого уровня экономического роста, избежание циклических колебаний). Считается оптимальным – 3-4% эк. роста.

2) проблема производства – производить товары для сегодняшнего потребления или товары для будущего?

3. Показатели, характеризующие объем и состояние основных производственных фондов:

количество и формы предприятий, стоимость основных фондов, степень их износа, объем инвестиций, среднесписочная численность занятых в экономике.

4. Показатели, характеризующие достижение генеральной цели ГРЭ:

1) Уровень материальной обеспеченности населения:

-повышение реальных доходов населения,

-сокращение уровня бедности,

-снижение социального неравенства,

-повышение обеспеченности населения благоустроенным жильем и качественными коммунальными услугами,

-повышение доступности населения к качественным и безопасным потребительским товарам и услугам,

-повышение обеспеченности населения услугами социальной и инженерной инфраструктуры,

-повышение надежности банковских, страховых, пенсионных и других сбережений граждан,

-повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг. 2) Повышение качества жизни:

-уровень здоровья и безопасности жизни населения, предупреждения заболеваемости,

-качество и доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения,

-уровень личной безопасности граждан и защищенности личной собственности граждан,

-экологическая безопасность и состояние окружающей среды, -

технологическая безопасность.

3) Повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения и их развитие:

-расширение возможности для занятия туризмом и спортом,

-развитие и удовлетворение потребностей в информационных ресурсах,

-повышение культурного уровня населения,

-повышение доступности объектов рекреации и досуга.

4) Обеспечение продуктивной занятости населения и достойных условий труда: -обеспечение занятости экономически активного населения,

-создание условий для обеспечения продуктивной занятости инвалидов,

-создание условий для обеспечения занятости молодежи,

-улучшение условий труда.

5) Повышение уровня удовлетворения потребностей в образовании:

-повышение уровня доступности качественного начального и среднего образования,

-повышение уровня доступности качественного высшего образования,

-обеспечение доступности всех видов образования для детей-сирот и детей с ограниченными физическими возможностями,

-обеспечение охвата населения системой непрерывного образования.

6) Обеспечение прав и свобод граждан:

-обеспечение политических свобод граждан,

-развитие институтов гражданского общества.

4.3.Эффективность ГРЭ

Различают потребностную, результативную, затратную эффективность.

Потребностная эффективность – означает насколько государственное регулирование экономики и его результаты соответствуют потребностям населения, общества и государства.

Результативная эффективность – означает насколько достигнуты планируемые результаты.

Затратная эффективность – показывает соотношение затрат и полученных выгод.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.1.23 (0.039 с.)