Кафедра устойчивого развития и информационно-консультационного обеспечения сельских территорий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра устойчивого развития и информационно-консультационного обеспечения сельских территорий



НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

КАФЕДРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

 

 

Ю.И.РЫБАКОВ

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ»

Учебно-методический комплекс

 

Специальность: 080504- Государственное и

муниципальное управление

 

 

Новосибирск-2010

Ю.И. Рыбаков. Государственное регулирование экономики. Учебно-методический комплекс.- Новосибирск, НГАУ. – 2010. – 62с.

 

 

Рецензент:

 

 

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов и слушателей по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

 

Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры Устойчивого развития и информационно-консультационного обеспечения сельских территорий

 

Протокол № 50 от 23 марта 2010г.

Зав. кафедрой УРИКОСТ

д.э.н., профессор Сучков Алексей Иванович______________________

 

 

Программа рассмотрена и одобрена методическим советом (комиссией)

Института заочного образования НГАУ

 

Протокол № ______от «___»__________

 

Председатель методической комиссии В.П. Демидов_______________

 

 

@ Новосибирский государственный аграрный университет

@ Новосибирский государственный аграрный университет

Организационно-методический раздел

1.1.Цели и задачи учебной дисциплины «Государственное регулирование экономики»

 

Учебная дисциплина «Государственное регулирование экономики» играет важную роль в подготовке государственных и муниципальных служащих. Она является прикладной дисциплиной, представляющей собой синтез теоретических и практических знаний на основе положений экономической теории, теории государства и права, теории организации и теории управления. Учебным планом эта дисциплина отнесена к дисциплинам специализации, изучаемым студентами по выбору, однако данное обстоятельство нисколько не уменьшает значимости предмета изучения дисциплины.

Целью изучения дисциплины «Государственное регулирование экономики» является приобретение студентами практического понимания основ государственного регулирования экономики на базе сочетания науки и практики государственного управления в сфере экономики, закрепления и адаптации основных положений теории управления, экономической теории применительно к отношениям государства и экономики.

Исходя из данной цели задачами изучения дисциплины являются:

-усвоение теоретических основ государственного регулирования экономики,

-приобретение умения пользования инструментарием (формами и методами) государственного регулирования экономики,

-формирование «государственного управленческого» мышления по отношению к экономическим процессам.

 

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

По окончании курса изучения дисциплины студент должен:

1. Владеть понятийным аппаратом дисциплины.

2. Знать содержание форм и методов государственного регулирования экономики, их особенности и значение, целесообразность применения в зависимости от ситуации.

3. Владеть приемами разработки управленческих решений по государственному регулированию экономических процессов в различных сферах экономики и социальной сферы.

4. Иметь целостное понимание государственного управления экономикой.

Формы контроля

Предварительный контроль. В начале изучения дисциплины целесообразно провести входное тестирование на знание студентами основных положений экономической теории и теории государства и права, использование которых предполагается при дальнейшем изучениидисциплины.

Текущий контроль. В течение семестра студентами выполняются практические задания с отработкой методики принятия решений по государственному регулированию экономических процессов. Кроме того, выполняется курсовая работа по одной из предлагаемых тем. Результат выполнения этой работы и ответы на практических занятиях являются показателями знания студентом положений изучаемой дисциплины. За выполненную работу выставляется оценка.

Выполнение курсовой работы и практических заданий является обязательным для всех студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме эти работы, не допускаются к сдаче зачета.

Итоговый контроль

Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен зачет.

2. Содержание дисциплины «Государственное регулирование экономики» и ее учебно-методическое обеспечение

2.1. Тематический план изучения дисциплины

Введение. Место дисциплины ГРЭ в системе предмета ГМУ

1. Вводные понятия и определения дисциплины

1.1. Понятия государства, общества, экономики

1.2. Классификация экономики

1.3.Понятие государственного управления, регулирования, поддержки. Необходимость государственного регулирования экономики. Цели, субъекты и объекты государственного регулирования экономики.

1.4.Деловая игра – дискуссия «Управление или регулирование»

Промышленная политика в РФ

7.1. Концепции промышленной политики

7.2. Проблемы развития промышленности

7.3. Общие и селективные экономические меры поддержки промышленности России

7.4. Условия и формы реализации антимонопольной политики государства

7.5. Практические занятия. Разработка программы государственной поддержки промышленности на территории субъекта. Защита курсовой работы. Контрольные задания и задачи

Проектно-практическая часть

-Обоснование и характеристика предложений, рекомендаций, направленных на достижение целей и задач. Подходы: нормативный, научно-методический, моделирование, эксперимент, иные.

Объем - (5-7 стр.)

5. Заключение (ёмко и сжато главные результаты работы). (1-2 стр.)

Кроме того, каждую часть работы рекомендуется также заканчивать с выделением кратких обобщающих выводов.

6. Список использованной литературы (согласно требованиям).

7. Приложение (при наличии большого объема информационного материала).

3. Краткий курс лекций по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

Схема 1.1. Место дисциплины в системе «ГМУ»

               
 
   
Теория государства и права
 
Экономическая теория
 
 
   


Психология управления
ИСЭПП
Системы государственного управления
Стратегическое управление
Разработка управленческих решений

                           
   
   
 
Анализ и оценка эффект. управления
 
 
 
       
 
 
Управление персоналом
 
 
   
Организационное проектирование систем управления
 
     
 
 
Формирование проф. команды
 
 
 
 
   


Поддержка

Схема 3.4. Инструменты ГРЭ

 

 


Определения управленческие

 

1.Активности, сопротивления – элементы системы по признаку их взаимодействия друг с другом.

2.Альтернатива – вариант, исключающий иной вариант.

3.Анализ – деление объекта на части для его изучения.

4.Дезингрессия – метод повышения устойчивости системы, направленный на разрушение цепных связей между элементами системы.

5.Ингрессия – метод повышения устойчивости системы, направленный на усиление цепных связей между элементами системы.

6.Интеграция – объединение (соединение) элементов.

7.Коммуникация– обмен информацией, информационное взаимодействие.

8.Компетенция – совокупность полномочий и предметов ведения.

9.Контроль – функция управления, включающая учет состояния объекта управления, сравнения его с плановым или заданным и оценку, для принятия дальнейших решений.

10.Координация – согласование действий между отдельными элементами.

11.Менеджмент – управление.

12.Метод – способ.

13.Миссия – поручение, ответственное задание, предназначение (генеральная цель).

15.Объект – то, на что направлено воздействие.

16.Организация – строение, устройство.

17.План – система заранее принятых решений, отвечающая на вопрос кто, что и когда будет делать.

18.Подсистема – часть системы.

19.Политика – совокупность взаимосвязанных целей и механизмов их реализации (общий дух, имидж компании).

20.Полномочия – права и обязанности по выполнению функций.

21.Предмет – исследуемая часть объекта, то, что внутри объекта.

22. Предметы ведения – круг вопросов, закрепленных за данным уровнем управления.

23.Проблема – несоответствие фактического состояния объекта управления с желаемым.

24.Прогноз – предположение о будущем состоянии внешней и внутренней среды организации.

25.Программа – детализированный план, отвечающий на вопрос кто, что, когда и как будет делать.

26.Процедура – ход, процесс, последовательность, порядок.

27.Регулирование – восстановление параметров объекта управления при их отклонении от желаемых или заданных параметров.

28.Решение – выбор из альтернатив.

29.Самоуправление – внутренней воздействие в системе, субъект и объект управления представлены одним лицом.

30.Синергия – результат соединения элементов, при котором общая сумма элементов больше простой суммы этих элементов.

31.Синтез – соединение изученных элементов в целое для получения нового знания.

32.Система – совокупность элементов и взаимосвязей между ними, имеющих общую цель.

33.Стратегия – искусство генерала «вести войско», наиболее важные, долгосрочные действия в отношении всей организации в целом.

34.Структура - совокупность элементов и взаимосвязей между ними.

35.Субсидиарность – передача полномочий с вышестоящего уровня управления на нижестоящий с сохранением ответственности за вышестоящим.

36.Субъект – источник воздействия.

37.Тактика – краткосрочная стратегия, оперативные действия в отношении всей или части организации.

38.Управление – воздействие субъекта управления на объект управления с целью получения желаемого состояния объекта управления, желаемых результатов.

39.Элемент – простейшая неделимая часть системы.

40.Функция – вид деятельности.

41.Цель – желаемый результат.

Определения экономические

 

1. Экономическое благо – все то, что способно удовлетворить потребности людей, являющееся результатом экономической деятельности.

2. Экономические ресурсы – это элементы, используемые для производства экономических благ и услуг. К экономическим ресурсам относятся:

1) природные - земля, вода, воздух, солнце, полезные ископаемые, растительный и животный мир;

2) трудовые - физические, умственные и психологические способности людей, направленные на производство благ;

3) материальные – все средства производства, которые сами являются результатом производства;

4) финансовые – денежные средства, которые расходуются на приобретение первых трех видов ресурсов;

5) информационные – информация, необходимая для создания благ (научно-технические разработки, опыт ведения производства);

6) время- ресурс, не являющийся участником торгово-денежных отношений – не покупается и не продается.

3. Ограниченные ресурсы – все виды экономических ресурсов, которые в результате использования теряют свои качественные и количественные свойства.

4. Неограниченные ресурсы – солнечная энергия, энергия ветра, воды, земли.

5. Потребность – осознание недостатка чего-либо, необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. По жизненной ценности различают потребности:

1) первичные – обусловленные физиологией человека, без удовлетворения которых он не может жить;

2) вторичные – не обусловливают выживание человека, но влияют на качество жизни.

По теории иерархии потребностей А.Маслоу (1908-1970) существуют следующие потребности:

1) физиологические – первичные потребности (пища, жилье, одежда, продолжение рода), лежащие в инстинктивной области человеческого сознания;

2) в безопасности – потребность чувствовать свою защищенность от физической боли, нищеты, страха, экологических катастроф, войн, болезней. Направлена на повышение качества жизни.

3) в социальных контактах – потребность в общении, любви, дружбе;

4) в уважении, признании – потребность и в самоуважении и в уважении со стороны других людей, т.е. признании;

5) в самовыражении – потребность развивать свой творческий потенциал, свои способности, достигать чего-либо нового.

6. Экономический кругооборот – цикл, по которому совершают движение экономические блага в обществе. Выделяют четыре фазы кругооборота:

1) производство – создание экономических благ с использованием всевозможных ресурсов. Т.к. процесс повторяется, то речь идет о воспроизводстве, которое бывает простым (в прежнем объеме), суженным (объемы производства уменьшаются), расширенным (объемы увеличиваются).

В свою очередь, расширенное воспроизводство м. б. экстенсивным (увеличение масштабов производства с привлечением дополнительных ресурсов на прежней технической и технологической базе), интенсивным (на основе совершенствования техники и технологий), смешанным (сочетание первых двух);

2) Распределение – предоставление произведенных благ в распоряжение участников общественного производства;

3) Обмен – обмен деятельностью и экономическими благами, осуществляемый в натуральной или денежной формах;

4) Потребление – удовлетворение потребностей (личных или производственных).

7. Экономический выбор – принятие субъектом одного экономического действия с отказом от другого. Проблема экономического выбора в трех вопросах экономики: что производить, для кого производить, как производить?

8. Экономическая система – система отношений и связей, которая возникает в результате взаимодействия производителей и потребителей материальных и нематериальных благ.

9. Собственность – система экономических отношений, складывающаяся между отдельными индивидами, социальными группами и индивидами, между группами и государством по поводу присвоения, отчуждения, хозяйственного использования и экономической реализации факторов производства и экономических благ.

10. Рынок – совокупность экономических отношений между субъектами по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкурентности. Функции рынка: информационная, посредническая, ценообразующая, регулирующая, стимулирующая.

11. Цена – денежная форма товара, отражающая его стоимость, создаваемую в процессе производства и взаимодействия рыночных факторов (спроса и предложения).

12. Платежеспособный спрос – потребность в товарах, подкрепленная способностью потребителей (наличия денежных доходов) приобрести их в определенном количестве при сложившихся ценах.

13. Предложение – количество товаров, находящееся в продаже при сложившихся ценах.

14. Конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы, коммуникаций субъектов рыночной системы в процессе создания и потребления благ.

15. Рыночная инфраструктура – совокупность организаций, создающих благоприятные условия для движения товаров, услуг, финансов и организующих взаимоотношения субъектов рынка (биржи, кредитная и банковская система, налоговая и аудиторская, рекламная, страховая, таможенная система, средства массовой информации).

16. Спрос – количество товаров и услуг, которые покупатели готовы приобрести, либо количество денег, которые покупатели готовы заплатить за экономические блага.

17. Потребительское предпочтение – выбор потребителем одного экономического блага в пользу другого. Полезность – степень удовлетворения потребителя от использования приобретенного блага.

18. Эластичность спроса (предложения) – чувствительность спроса (предложения) в ответ на изменение ценовых и неценовых факторов.

19. Предельная производительность труда – прирост объема производства от каждой последующей единицы труда.

20. Эффект масштаба – эффект, связанный с изменением стоимости единицы продукции от размеров его производства – масштаба.

21. Предприятие – обособленный технико-экономический комплекс, предназначенный для производства экономических благ.

22. Капитал – величина всех средств производства, финансовых активов и готовой продукции, находящейся в обороте, выраженная в стоимостном отношении. Ресурс, создаваемый с целью производства экономических благ.

23. Издержки – затраты на производство и реализацию товара. Постоянные издержки – не зависят от объема производимой продукции (амортизация, освещение, содержание АУП, реклама, обучение персонала). Переменные – зависят от объема производимой продукции (сырье, материалы, топливо, заработная плата рабочих).

24. Выручка – сумма средств, полученных от реализации произведенных товаров.

25. Прибыль – разница между выручкой и затратами (бухгалтерская и экономическая). Сумма покрытия – разница между выручкой и переменными затратами – маржинальная прибыль. Чистая прибыль – разница между суммой покрытия и постоянными затратами.

26. Факторы производства – ресурсы, необходимые для организации производства товаров и услуг.

27. Трудовые ресурсы – часть населения, которая по возрастному признаку и по состоянию здоровья может участвовать в экономической деятельности. В трудовые ресурсы входит как экономически активное (обеспечивает предложение рабочей силы, включает занятых и безработных), так и экономически неактивное население (не входит в состав рабочей силы – учащиеся, студенты, пенсионеры, домохозяйки и др.).

28. Инвестиции – капиталовложения, направленные на обеспечение организации факторами производства (реальная инвестиция) или на приобретение ценных бумаг (портфельная инвестиция), охватывающая несколько временных периодов.

29. Налог – обязательный платеж, поступающий в бюджет в установленных законом размере и сроки.

30. Инфляция – обесценивание денег и рост цен на товары.

31. Деньги – особый товар, спрос и предложение на который складывается на денежном рынке; способ обозначения цены.

32. Экономический рост – увеличение объемов товаров и услуг, созданных за определенный период.

33. Рентабельность – отношение прибыли к затратам, выручке или к стоимости активов.

34. Активы – совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих предприятию. Материальные (имущество в денежном выражении), нематериальные (интеллектуальный продукт, патенты, права на использование ресурсов).

35. Банкротство – несостоятельность предприятия по уплате долгов и платежей, установленная и признанная формальным порядком.

36. Платежеспособность – способность предприятия полностью выполнить свои обязательства по платежам, наличие у него денежных средств, необходимых и достаточных для выполнения своих обязательств.

37. Товар – продукт труда (имущество), для продажи.

38. Работа – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей.

39. Услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.

 

Контрольные задания и задачи к теме №2.

Вариант №1

1.Теории раннего и позднего меркантилизма, рекомендовавшие государству накапливать деньги (золото, серебро) и добиваться активного торгового баланса, могли способствовать развитию промышленного производства?

да, нет

2.Экономисты неоклассического направления считают важным средством стимулирования предпринимательства выравнивание доходов населения?

да, нет

3. Выберите правильный ответ.

Согласно современной неоклассической теории рыночный механизм обеспечивает эффективное развитие экономики:

а) только при активной поддержке государства,

б) в условиях полностью конкурентной экономики,

в) и в том, и в другом случаях,

г) при преобладании в экономике крупных предприятий.

4.Для обоснования государственной конъюнктурной (антициклической) политики используются теоретические принципы:

а) государственного дирижизма,

б) денежного правила М.Фридмена,

в) мультипликативного эффекта воздействия государственных инвестиций на производство, занятость, национальный доход.

5.Допишите следующий текст.

В период мирового экономического кризиса 70-х годов 20 века спаду производства сопутствовала галопирующая инфляция. Неоклассическая теория выдвинула «чрезвычайную» антиинфляционную программу, которая применялась во многих странах. Основные ее положения….

6.Теории меркантилизма с характерным для них обоснованием протекционисткой политики государства пользовались большой популярностью в европейских государствах в 15-17 веках. Однако с завершением процесса первоначального накопления капитала они уступили место…(Допишите текст, указав название новой политики, ее суть, причины перехода к ней).

7.Впишите правильный ответ.

Современный рынок, с точки зрения экономистов французской социологической школы. …(является идеальным механизмом регулирования экономики; находится под давлением организованных групп и не может эффективно регулировать экономику без вмешательства государства; может стать идеальным механизмом, если государство уйдет из экономики).

8. Впишите правильный ответ.

Современные теории антимонопольного регулирования экономики предлагают правительству применять антимонопольные меры на основании … (размеров предприятия; его доли на рынке; величины прибыли; числа занятых; результатов использования больших масштабов производства).

9.Объясните, почему в 80-х годах 20 века правительства развитых стран отказались от использования кейнсианства как теоретической основы государственной экономической политики.

10. Объясните, почему в конце 20 века правительства развитых стран предпочли применять в государственном регулировании экономики синтез идей различных направлений экономической мысли.

 

Вариант №2 (дать краткие ответы)

1.Представители классической теории

2.Кривая Лаффера

3.Монетарная формула Фридмена

4.Теретическая работа, положившая начало кейнсианской революции

5.Протекционизм

6.Фритредерство

7.Направления неоклассицизма

8.Подходы кейнсианства

9.Основные положения государственного дирижиэма

10.Пробка в кругообороте капитала

11.Потребительская формула ВВП

12.Факторы антициклического, антиинфляционного воздействия

13.Мультипликативный эффект

 

Контрольные задания на тему «Антициклическое, антиинфляционное регулирование»

Деловая игра «Заседание Правительства по выводу страны из финансового кризиса»

1. Выборы председателя Правительства по итогам решения задачи по определению первоочередного направления расходования ограниченных ресурсов государства на решение проблем разных категорий населения страны. 2.Назначение министров. Министерства экономического развития и торговли, финансов, регионального развития, промыщленности и торговли, сельского хозяйства, энергетики, природных ресурсов, здравоохранения и социального развития, образования и науки, культуры. Центральный банк.

3.Ознакомление с положениями закона «О Правительстве РФ», в том числе изучение полномочий Правительства РФ.

4.Разработка антикризисных мер, их защита.

5.Сравнение предложенных мер с мерами программы действующего правительства.

 

Контрольные задания на тему «Структурная политика»

1.Чем определяется структурная сложность национальной экономики как системы?

2.Являются ли синонимами понятия экономики и хозяйственной системы?

3.Гарантируют ли сильные экономики регионов сильную национальную экономику?

4.Справедливо ли высказывание, что пропорция и структурная связь – это разные понятия?

5.Какой вариант наиболее полно отражает содержание структурной политики:

а) Структурная политика – обоснование и выбор приоритетных направлений развития общественного производства или отдельных звеньев (отраслей, сфер) и соотношения между ними.

б) структурная политика – это комплекс мероприятий правительства в отношении элементов народного хозяйства с учетом их взаимовлияния и взаимодействия.

6.Должна ли структурная политика закрепляться законодательными актами или достаточно совокупности практических действий для обеспечения структурных преобразований?

7.Можно ли результативность структурной политики измерить с помощью социальных индикаторов?

8.Правомерно ли следующее утверждение:

1)механизм реализации структурной политики и механизм структурной трансформации один и тот же.

2)методы государственной структурной политики дополняют рыночные рычаги структурных изменений.

Контрольное задание на тему «Инвестиционная политика»

Проведение деловой игры по планированию стратегического развития МО.

 

Вводная информация. «Муниципальный район- пригородная зона крупного областного центра – г.Новосибирска. Районный центр находится в 60 км от города. Территория района- 259 тыс.га, в т.ч. 149 тыс. га – сельхозугодья. Население района- 42000 чел, из них пенсионеры – 11000, трудоспособное население составляет 22000, моложе трудоспособного возраста – 8000, из них дети школьного возраста –5000. В районе 2 ПГТ и 47 сельских населенных пункта, объединенных в 11 муниципальных образования. По сумме критериев район отнесен к числу районов области с низким уровнем социально-экономического развития. На территории района находится свыше 90 тысяч гектаров пахотных земель, однако в последние годы обрабатывается под посев зерновых не более 15 тысяч. Из 12000 голов маточного поголовья КРС, имевшихся ранее в сельхозорганизациях района, в настоящее время осталось менее 700 коров. Урожайность зерновых культур 10-12 ц/га, продуктивность скота низкая (удой 2300кг/год, привес 300г/сутки). В районе имеются промышленные предприятия нефтяной отрасли (нефтеналивная станция, нефтетрубопроводное управление), лесного хозяйства (лесхоз, ИП), металлообработки (ЗКИ, РМЗ). Всего в районе насчитывается 8,5 тысяч рабочих мест во всех сферах занятости.

Район богат природными ресурсами. 60% территории района покрыто лесами, в том числе и хвойных пород (30%). Имеются богатые месторождения красных глин для производства кирпича, уникальное месторождение белой глины. Разведаны промышленные запасы медно-никелевых руд. На территории района расположен исторический объект – Умревинский острог, одно из первых административных поселений русских в Сибири на территории НСО, находится в живописном месте на берегу р. Обь. Прилегающий лес богат ягодами, грибами, дичью.

Район обеспечен транспортной сетью. По территории района проходят: автодорога М53 Байкал, железнодорожная магистраль, протекает р.Обь.

В виду отсутствия рабочих мест сотни людей ежедневно ездят в город Новосибирск на работу. Вера в лучшее развитие района у большинства населения потеряна. Организационные структуры власти укомплектованы полностью. Однако части кадров требуется повышение квалификации. Тенденций улучшения показателей социально-экономического состояния района не прослеживается. Нужны срочные решения по перспективам развития района».

Группа, прослушав информацию, должна наметить 3-4 возможных стратегических направления развития района и, соответственно разбившись на подгруппы, подготовить свои проекты решения. Доложить их по мере готовности. При подготовке решения студентам предлагается опираться на следующий план.

1.Идентификация проблемы. Формулирование цели.

2.Выбор критериев оценки достижения цели (реальность, достижимость, измеримость, точечность, ресурсные ограничения).

3.Проведение анализа поля действующих сил. Движущие силы «+», тормозящие силы – минус.

4.Разработка стратегии (против тормозящих сил).

5.Оценка последствий стратегий. С 5 точек зрения, в 2 временных интервалах – краткосрочном, долгосрочном. Направления: экономическое, техническое, социальное, политическое, экологическое. Возможны дополнительные критерии оценки последствий. Затратность. Мультипликативность. Влияние на природную среду. Качество жизни населения.

6.Выбор стратегии.

7.Разработка рабочих планов.

8.Схема управления. Организация управления. 9.Реализация проекта. Мониторинг.

Вопросы для самопроверки по курсу «Государственное регулирование экономики»

 

1.Понятия государства, общества, экономики, регулирования.

2.Экономические ресурсы, экономический цикл, план, рынок.

3.Типы и виды экономики, этапы развития.

4.Субъекты, объекты, необходимость и цели государственного регулирования экономики.

5.Методы государственного регулирования экономики.

6.Макроэкономические характеристики экономики.

7.Экономический рост, ВВП, методы расчета ВВП.

8.Меры налогового и бюджетного регулирования экономики.

9.\Инструменты кредитно-денежного регулирования экономики.

10.Направления структурной политики.

11.Представители классической теории государственного регулирования экономики.

12.Кривая Лаффера.

13.Монетарная формула Фридмена.

14.Теоретическая работа, положившая начало кейнсианской революции.

15.Протекционизм, фритредерство, институциализм.

16.Теория предложения, неолиберализм, монетаризм.

17.Направления неоклассицизма.

18.Подходы кейнсианства.

19.Основные положения государственного дирижизма.

20.Пробка в кругообороте капитала.

21.Потребительская формула ВВП.

22.Факторы антициклического воздействия на экономику. Мультипликативный эффект.

23. Антиинфляционные воздействия на экономику.

24.Антимонопольная политика.

25.Меры государственного регулирования сельского хозяйства.

26.Занятость, безработица, обеспечение занятости населения. Формула Оукена.

27.Регулирование внешнеэкономической деятельности. Межгосударственное регулирование экономики.

28.Пути выхода экономики из кризиса.

29.Особенности государственного регулирования экономики в США, Японии, Китае, Швеции.

30.Показатели, характеризующие степень участия государства в экономике.

31. Политика доходов и заработной платы в РФ. Коэффициент Джинни.

32.Эффективность государственного регулирования экономики.

33. Показатели достижения целей государственного регулирования экономики.

34.Экономические интересы России.

35.Антикризисные меры Правительства РФ.

36.Методика разработки управленческого решения о развитии экономики отдельной территории.

37.Промышленная политика РФ.

38.Экономические функции государства.

39.Региональная политика.

40.Государственный сектор экономики. Приватизация. Национализация.

41.Государственное планирование развития экономики.

42.Социальная политика.

43.Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.

44.Товар, работа, услуга, инфляция, инвестиции, капитал, экономическое благо, собственность, имущество, цена, конкуренция, спрос, издержки, выручка, прибыль, факторы производства, трудовые ресурсы, налог. деньги, финансы, рентабельность, банкротство.

45.Три главных вопроса экономики.

46.Валютные рычаги регулирования экономики.

47.Социально-психологические методы регулирования экономики.

 

Рыбаков Юрий Иванович

 

Государственное регулирование экономики.

Учебно-методическое пособие.

 

 

Формат 84 х108 1/32

 

Объем 3,2 усл. печ. л.

 

Заказ №342

 

Тираж 50 экз.

 

Отпечатано в ИЗОП НГАУ

630039, Новосибирск, ул.Никитина, 155

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

КАФЕДРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

 

 

Ю.И.РЫБАКОВ

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.205 с.)