ТОП 10:

МОДУЛЬ III Основы организации и деятельности



Органов государственной власти Российской Федерации.

Основы местного самоуправления. Основы

Государственного строя зарубежных стран

Занятие 16

Тема: Система органов государственной власти в Российской Федерации и реализация принципа разделения властей

Форма занятия – семинарское занятие - 1 час, практическое занятие – 1 час.

Цель занятия: выработка целостное представление о системе органов государственной власти

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и признаки государственного органа.

2. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Принципы организации и деятельности органов государственной власти.

3. Виды органов государственной власти. Федеральные органы государственной власти с особым статусом.

План проведения:

1. Обсуждение вопросов занятия на основе материала лекции и самостоятельно подготовленных материалов студентов.

2. Самостоятельная работа по базовым терминам темы.

3. Выполнение теста по теме.

Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических занятий: При подготовке к семинару необходимо проработать основные признаки государственного органа, понятие «механизм государства», систему органов государственной власти; рассмотреть различные научные точки зрения относительно принципов деятельности органов государственной власти.

Образовательные технологии:

Тестпредназначен для оценки уровня понимания и применения базовых терминов и положений темы.

Занятие 17

Тема: Конституционно-правовое регулирование института президентства в Российской Федерации

Форма занятия: семинарское занятие - 1 час, практическое занятие – 1 час.

Цель занятия: закрепить знания о содержании института президентства в российском конституционном праве.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие института президентства. Место Президента РФ в системе органов государственной власти.

2. Порядок занятия должности Президента.

3. Компетенция Президента РФ. Правовые акты Президента РФ.

4. Институт импичмента в конституционном праве Российской Федерации.

5. Порядок прекращения полномочий Президента РФ.

6. Обеспечение деятельности Президента РФ.

План проведения:

1. Обсуждение вопросов занятия на основе материала лекции и самостоятельно подготовленных материалов студентов в форме докладов.

2. Самостоятельная работа по базовым терминам темы.

3. Выполнение индивидуального задания.

Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических занятий: Обсуждение вопросов темы предполагает усвоение содержания конституционно-правовых норм, регламентирующих статус Президента РФ. При подготовке к семинару необходимо детально проанализировать правовой статус органов, обеспечивающих деятельность Президента РФ.

Образовательные технологии:

1. Доклад, как публичное сообщение, должен представлять собой развернутое изложение на определенную тему (по вопросам семинара) и затрагивать актуальные вопросы и проблемы рассматриваемого вопроса. Студентам-докладчикам назначаются оппоненты, которые приводят контраргументы (встречные, противопоставляемые аргументы).

2.Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на практическом занятии. В качестве индивидуального задания необходимо раскрыть полномочия Президента РФ в соответствии с основными направлениями его государственной деятельности.

Методические рекомендации: Выполняя задание, следует провести различия между понятиями "полномочия", "компетенция", "функции" Президента РФ. Затем необходимо назвать основные направления деятельности главы государства в Российской Федерации, опираясь на нормы Конституции РФ 1993 года. Сравнить их с положениями Конституции РФ 1978 года (с изменениями и дополнениями на конец 1992 года). После этого следует рассмотреть конституционные полномочия Президента РФ во взаимоотношениях с другими органами государства (особенно с Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, судебными органами), а также субъектами РФ. В конце выполненного задания надо раскрыть специфику российской модели разделения властей по Конституции РФ 1993 года.

3. Дополнительные вопросы и задания:

3.1 Составить схему полномочий Президента РФ по основным направлениям деятельности.

3.2 Подготовить краткое сообщение о структуре Администрации Президента РФ.

3.3 Составить таблицу правовых актов Президента РФ нормативного и ненормативного характера с указанием конкретного полномочия, для реализации которого они принимаются.

Занятие 18

Тема: Конституционно-правовые основы парламентаризма в Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации

Форма занятия – семинарское занятие - 1 час, практическое занятие – 1 час.

Цель занятия: закрепить знания о конституционно-правовом регулировании законодательной (представительной) власти.

Вопросы для обсуждения

1. Становление и развитие парламентаризма в России.

2. Статус Федерального собрания. Основы его организации и состав.

3. Статус члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

4. Внутренняя организация палат Федерального Собрания.

5. Правовое регулирование роспуска Государственной Думы.

План проведения:

1. Обсуждение вопросов занятия на основе материала лекции и самостоятельно подготовленных материалов студентов.

2. Самостоятельная работа по базовым терминам темы.

3. Выполнение индивидуального задания.

Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических занятий: Обсуждение вопросов темы предполагает усвоение содержания конституционно-правовых норм, регламентирующих статус Федерального Собрания Российской Федерации. При подготовке к семинару необходимо детально проанализировать компетенцию палат Федерального Собрания.

Образовательные технологии:

1. Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на практическом занятии. В качестве индивидуального задания необходимо провести сравнительный анализ правового статуса депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации и депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации.

Методические рекомендации: При выполнении задания следует раскрыть понятия: императивный и свободный мандат, парламентский иммунитет, индемнитет. Затем необходимо внимательно изучить рекомендованные нормативно-правовые акты и, основываясь на них, рассмотреть в сравнительном плане общие черты и особенности правового положения депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации и депутата законодательного органа субъекта РФ. Важнейшими критериями сравнительного анализа должны быть юридическая природа депутатского мандата, правовые границы иммунитета, характер индемнитета, круг прав и обязанностей. Теоретические положения следует подкрепить ссылками на статьи использованных нормативно-правовых актов. Для выполнения данного задания необходимо детально изучить федеральные законы: "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации»; закон Хабаровского края «О статусе депутата Законодательной Думы Хабаровского края».

2. Дополнительные вопросы и задания:

1. Провести сравнительный анализ проведенных выборов в Государственную Думу последних двух созывов и определить партийный состав депутатских объединений.

2. Составить сравнительную таблицу комитетов и комиссий палат Федерального Собрания.

3. Подготовить сообщение о динамике развития законодательства о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Занятие 19

Тема: Конституционные основы организации системы органов исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации

Форма занятия: семинарское занятие - 1 час, практическое занятие - 1 час.

Цель занятия: выработка целостного представления о конституционно-правовом регулировании исполнительной власти в Российской Федерации.

Вопросы для обсуждения

1. Положение Правительства РФ в системе органов исполнительной власти. Правовые основы организации деятельности Правительства РФ.

2. Порядок формирования и состав Правительства РФ.

3. Сложение полномочий и отставка Правительства РФ.

4. Компетенция Правительства РФ.

План проведения:

1. Обсуждение вопросов занятия на основе материала лекции и самостоятельно подготовленных материалов студентов.

2. Самостоятельная работа по ключевым понятиям темы.

3. Выполнение индивидуальных заданий.

Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических занятий: Обсуждение вопросов темы предполагает усвоение содержания конституционно-правовых норм, регламентирующих статус Правительства Российской Федерации. При подготовке к семинару необходимо детально проанализировать систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

Образовательные технологии:

1. Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на практическом занятии. В качестве индивидуального задания необходимо определить структуру государственных должностей в Правительстве РФ с учетом соединения правовых положений и практики. Одновременно определить требования к кандидатам в члены Правительства РФ. Результаты задания оформить в виде таблицы или схемы.

2. Дополнительные вопросы и задания:

2.1 Определить систему и структуру федеральных органов исполнительной власти и составить сравнительную таблицу.

2.2 Составить схему основных полномочий Правительства РФ по важнейшим направлениям деятельности.

2.3 Подготовить сообщение о видах правых актов Правительства РФ, их назначении и отличительных признаках с приведением конкретных примеров.

2.4 Подготовить краткий анализ законопроектной деятельности Правительства РФ.

2.5 Подготовить сообщение об организационных формах деятельности Правительства РФ.

2.6 Совет Федерации Федерального Собрания РФ обратился к Президенту РФ с предложением отменить указ о назначении первого заместителя Председателя Правительства РФ, поскольку Конституция РФ и федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» не предусматривают наличия в составе Правительства РФ подобной государственной должности. Прав ли был Совет Федерации ФС РФ?

Занятие 20

Тема: Конституционные основы судебной власти и прокурорского надзора в Российской Федерации

Форма занятия – семинарское занятие - 1 час, практическое занятие – 1 час.

Цель занятия: выработка целостного представления о конституционно-правовом регулировании судебной власти и прокурорского надзора в Российской Федерации.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие судебной власти и правосудия. Конституционные принципы правосудия.

2. Судебная система Российской Федерации.

3. Конституционный Суд РФ как судебный орган конституционного контроля.

4. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

5. Верховный Суд РФ и система судов общей юрисдикции. Мировые судьи.

6. Высший Арбитражный Суд РФ и система арбитражных судов.

7. Конституционные основы прокурорского надзора.

План проведения:

1. Обсуждение вопросов занятия на основе материала лекции и самостоятельно подготовленных материалов студентов в форме коллоквиума.

2. Самостоятельная работа по ключевым понятиям темы.

3. Подготовка и представление эссе по теме.

Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических занятий: Обсуждение вопросов темы предполагает усвоение содержания конституционно-правовых норм, регламентирующих организацию судебной власти в стране. При подготовке к семинару необходимо детально проанализировать полномочия высших судебных инстанций.

Образовательные технологии:

1.Проведениедискуссии на основании подготовленных студентами эссе. Эссе рекомендуется подготовить в виде рассуждения по рассматриваемому вопросу на основе обзора доктринальных источников и нормативных правовых актов конституционно-правового содержания. Эссе студенты готовят по вопросу семинарского занятия «Конституционные принципы правосудия», раскрывая дин из известных принципов. Рекомендуемый объем эссе: 1 - 3 страницы печатного текста (размер шрифта – 14, тип шрифта – Times New Roman, интервал – 1). Требования к оформлению не предъявляются, рекомендуется – письменный текст; письменный текст, включающий таблицы, схемы.

2. Дополнительные вопросы и задания:

2.1 Составить таблицу решений, принятых Конституционным Судом в 2012 году на жалобам граждан на нарушение их конституционных прав свобод, классифицируя их по видам конституционных прав и свобод, с указанием результата по делу в виде пометки (удовлетворена жалоба / не удовлетворена жалоба / отказано в принятии к рассмотрении жалобы).

2.2 Отдельные члены Правительства РФ заявили о своем решении обратиться в Конституционный Суд РФ с просьбой об изменении п. 2 ст. 117 Конституции РФ, позволяющего Президенту России отправлять Правительство РФ в отставку без предъявления оснований и без согласования с Федеральным Собранием РФ. Обосновано ли обращение? Каков механизм внесения изменений в Конституцию РФ?

2.3 Раскройте содержание п. 2 ст. 118 Конституции РФ, гласящего, что "судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства".

 

Занятие 21

Тема:Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Форма занятия – семинарское занятие - 1 час.

Цель занятия: выработка целостного представления о системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вопросы для обсуждения

1. Конституционно-правовое регулирование организации государственной власти в субъектах Российской Федерации: соотношение полномочий федерации и ее субъектов.

2. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

3.1 Глава субъекта Федерации.

3.2 Высший исполнительный орган субъекта Федерации.

План проведения:

1. Обсуждение вопросов занятия на основе материала лекции и самостоятельно подготовленных материалов студентов.

2. Самостоятельная работа по ключевым понятиям темы.

3. Выполнение индивидуального задания.

4. Работа с нормативными правовыми актами субъекта Федерации (практическое занятие).

Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических занятий: Обсуждение вопросов темы предполагает усвоение содержания конституционно-правовых норм, регламентирующих организацию законодательной и исполнительной власти в стране. При подготовке к семинару необходимо детально проанализировать полномочия органов государственной власти субъектов Федерации.

Образовательные технологии:

1. Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на практическом занятии. В качестве индивидуального задания необходимо охарактеризовать законодательный процесс в субъекте Федерации (на примере Хабаровского края или иного субъекта Федерации). Результаты задания рекомендуется оформить в виде схемы.

2. Работа с нормативными правовыми актами субъекта Федерации - практическое занятие проводится с применением компьютерных технологий и справочных правовых систем:

Задание 1) заключается в проведении юридического анализа конституции (устава) субъекта Федерации поДВФО.Применительно к данному актунеобходимо: 1) определить правовые нормы, закрепляющие правовой статус субъекта Федерации; исходя из их содержания сформулировать понятие «государственно-правового статуса субъекта Федерации»; 2) определить нормы, закрепляющие предметы ведения и нормы, раскрывающие их; 3) нормы, закрепляющие основы правового статуса личности с дифференциацией по видам прав, свобод и обязанностей; 4) нормы, закрепляющие систему органов государственной власти субъекта Федерации; отобразить систему данных органов в виде схемы; 5) нормы, регламентирующие порядок образования органов власти; 6) нормы, закрепляющие порядок внесения изменения в анализируемый акт; раскрыть данный порядок и определить количество внесенных изменений с даты принятия акта, 7) установить наличие отсылочных и бланкетных правовых норм в анализируемом акте.

3. Дополнительные вопросы и задания:

3.1 Провести сравнительный анализ системы органов государственной власти в субъектах федерации, расположенных на территории ДВФО (на примере 2-3 субъектов РФ).

3.2 Подготовить сообщение о досрочном прекращении полномочий главы субъекта Федерации и отставки высшего исполнительного органа субъекта Федерации.

3.3 Установить перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, представить в виде схемы; установить кем утверждается данный перечень; установить перечень государственных должностей на примере 1-2 субъектов ДВФОи сопоставить его с перечнем типовых государственных должностей субъектов Федерации.

3.4 Подготовить сообщение об административно-территориальном устройстве 1-2 субъектов ДВФО.

3.5 Провести различия между правовым статусом депутатов Государственной Думы и депутатов Законодательной Думы Хабаровского края.

Занятие 22

Тема:Конституционно-правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации

Форма занятия – семинарское занятие - 1 час.

Цель занятия: закрепить знания о конституционно-правовом регулировании местного самоуправления.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие, основные признаки и принципы местного самоуправления.

2. Система и правовая основа местного самоуправления.

3. Компетенция муниципальных образований. Экономическая основа местного самоуправления.

4. Конституционные гарантии местного самоуправления. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

План проведения:

1. Обсуждение вопросов занятия на основе материала лекции и самостоятельно подготовленных материалов студентов.

2. Самостоятельная работа по ключевым понятиям темы.

3. Подготовка и представление эссе по теме.

4. Работа с нормативными правовыми актами (практическое занятие).

5. Контрольная работа по основным правовым понятиям конституционного права (тематика модулей IV-V).

Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических занятий: Обсуждение вопросов темы предполагает усвоение содержания конституционно-правовых норм, регламентирующих организацию муниципального самоуправления в стране. При подготовке к семинару необходимо детально проанализировать систему и компетенцию местного самоуправления.

Образовательные технологии:

1. Проведениедискуссии на основании подготовленных студентами эссе.Эссе рекомендуется подготовить в виде рассуждения по рассматриваемому вопросу на основе обзора доктринальных источников и нормативных правовых актов конституционно-правового содержания. Эссе студенты готовят по теме «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления», раскрывая статус одного из органов (должностных лиц). Выразить собственное мнение и обосновать достаточность (недостаточность) полномочий у анализируемого субъекта для реализации его статуса. Рекомендуемый объем эссе: 1 - 3 страницы печатного текста (размер шрифта – 14, тип шрифта – Times New Roman, интервал – 1). Требования к оформлению не предъявляются, рекомендуется – письменный текст; письменный текст, включающий таблицы, схемы.

2. Работа с нормативными правовыми актами, закрепляющими основы местного самоуправления в Российской Федерации - практическое занятие проводится с применением компьютерных технологий и справочных правовых систем:

Задание 1) заключается в проведении сравнительно-правового анализа основных положений регулирования местного самоуправления.

Методические рекомендации: За основу для проведения анализа необходимо взять следующие источники: Конституцию РФ, международный правовой акт (Европейская хартия местного самоуправления), федеральные законы (Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации), законодательство субъекта Федерации о местном самоуправлении, в т.ч. Конституцию (Устав). На основании указанных источников необходимо сопоставить и определить общее и особенное в категориях относительно местного самоуправления, динамику их детализации в анализируемых актах с учетом их юридической силы. В качестве категорий выступают следующие: понятие местного самоуправления, правовые основы местного самоуправления, полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления, сфера компетенции местного самоуправления, территориальная организация местного самоуправления, виды муниципальных образований, организационные модели местного самоуправления, обеспечение местного самоуправления (экономическая основа местного самоуправления, нормотворчество), межмуниципальное сотрудничество, гарантии местного самоуправления, контроль за деятельностью органов местного самоуправления, их ответственность.

3. Дополнительные вопросы и задания:

3.1 Как понимать категорию «право граждан на местное самоуправление»?

3.2 Что означает правовая формула «решение жителями местных вопросов под свою ответственность»?

3.3 Какие модели организации местного самоуправления предусматривает действующее законодательство Российской Федерации?

3.4 Раскрыть порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; привести конкретные примеры нормативных правовых актов по данному вопросу (на примере Хабаровского края или иного субъекта Федерации), проанализировать сущность передаваемого полномочия, сделать вывод о целесообразности наделения органов местного самоуправления данным полномочием.

3.5 Отобразить в виде схемы законодательно закрепленные формы непосредственной демократии и сопоставить с закреплением аналогичных форм в уставах 1-3 муниципальных образований.

Занятие 23

Тема: Конституционно-правовые основы общественного строя в зарубежных странах.

Форма занятия – семинарское занятие - 1час, практическое занятие – 1 час.

Цель занятия: выработка целостного представления о конституционно-правовом регулировании основ общественного строя.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие, структура и правовое регулирование общественного строя. Политическая система общества.

2. Конституционные принципы экономической структуры общества в условиях различного общественного строя государства.

3. Конституционные положения о социальной структуре общества в различных странах.

4. Конституционное закрепление духовно-культурных отношений.

План проведения:

1. Обсуждение вопросов занятия на основе материала лекции и самостоятельно подготовленных материалов студентов.

2. Самостоятельная работа по ключевым понятиям темы

3. Выполнение индивидуальных заданий.

Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических занятий: При подготовке к семинару необходимо понимать, что назначение данной темы состоит в правовом анализе конституционного регулирования основ общественного устройства страны (основ конституционного строя). Необходимо выделить и детализировать содержание основ конституционного строя, определить место норм, закрепляющих основы общественного строя в структуре конституций зарубежных стран.

Образовательные технологии:

1. Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на семинарском занятии. В качестве индивидуального задания необходимо определить место норм, закрепляющих основы общественного (конституционного) строя в структуре конституций 1-2 зарубежных государств Результаты задания рекомендуется оформить в виде следующей таблицы:

 

 

Группа общественных отношений № статей конституции
Экономические  
Политические  
Социальные  
Культурные  

 

2. Дополнительные вопросы и задания:

2.1 Определите функции и задачи гражданского общества и правового государства.

2.2 Обратившись к текстам конституций Италии, Китая и России, покажите особенности регулирования отношений между трудом и капиталом.

2.3 Найдите в конституциях положения, закрепляющие формы собственности, раскройте их содержание.

2.4 Найдите в конституциях положения, закрепляющие правовой статус церкви в: светском государстве, атеистическом государстве, клерикальном государстве, теократическом государстве.

 


РАЗДЕЛ 5

ОБЩАЯ РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

№ п/п Вид работы Количе-ство тем в модуле   Критерии начисле-ния баллов (за каждую тему) Баллы
Модуль I Теоретико-правовые и методологические аспекты конституционного права. Основы конституционного строя Российской Федерации
Присутствие на семинарских и практических занятиях 0-2 0-8
Устный доклад по теме 0-3 0-12
Устный ответ на экспресс опросе
Работа на практических занятиях
Итоговый контроль 0-3 0-12
  Итого 0-8 0-32
Модуль II Конституционно-правовой институт правового положения личности в Российской Федерации. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации
Присутствие на семинарских и практических занятиях 0-2 0-22
Устный доклад по теме 0-3 0-33
Устный ответ на экспресс опросе
Решение задачи
Итоговый контроль 0-3 0-3
  Итого 0-8 0-58
Модуль III Основы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Основы местного самоуправления. Основы государственного строя зарубежных стран
Присутствие на семинарских и практических занятиях 0-2 0-16
Устный доклад по теме 0-3 0-24
Устный ответ на экспресс опросе
Решение задачи
Итоговый контроль 0-3 0-3
  Итого 0-8 0-43
  Всего  

 

Общая рейтинговая оценка Количе-ство тем в модуле   Баллы
оценка 5 свыше 110
оценка 4 от 90 до 110
оценка 3 от 70 до 90

 

РАЗДЕЛ 6

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

6.1 Общая организация самостоятельной работы студентов

 

В ходе самостоятельной работы в рамках дисциплины студент должен:

- освоить теоретический материал (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т.д.);

- закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путем, (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов, ответов на вопросы самопроверки);

- применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения, (подготовка к групповой дискуссии, письменный анализ конкретной ситуации, решение задач, разработка проектов и т.д.);

- применение полученных знаний и умений для формирования собственной позиции (написание эссе или другой научно-исследовательской работы студента).

Перечисленные виды самостоятельной работы соответствуют имеющимся четырем образам обучения:

- обучение как получение знаний (студент «знает о»);

- формирование в процессе обучения понимания студентом предмета изучения (студент «знает как»);

- умение применить изученные идеи, умение при необходимости их моделировать в соответствии с собственным контекстом и находить наиболее уместные решения (студент «умеет применить свое знание как»);

- обучение как развитие личности.

 

6.2 Виды самостоятельной работы студентов

 

Таблица 4 – Внеаудиторная СРС







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.25.104 (0.021 с.)