Аспекты конституционного права. Основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аспекты конституционного права. Основы



Конституционного строя

Российской Федерации

Занятие 1

Тема: Общие положения конституционного права как отрасли права. Наука конституционного права: предмет, методология, система

Форма занятия: семинарское занятие – 2 часа.

Цель занятия: выработка целостного представления о конституционном праве как отрасли российского права. Выработка целостного представления о конституционном праве как науке.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, предмет и метод конституционного права.

2. Конституционно-правовые отношения: субъекты и содержание.

3. Конституционно-правовые нормы и институты: особенности и виды.

4. Конституционно-правовое принуждение.

5. Система конституционного права. Место конституционного права в системе права Российской Федерации.

6. Наука конституционного права: понятие и предмет исследования.

7. Становление и развитие науки конституционного права. Основные научные школы.

8. Источники и методология науки конституционного права.

План проведения:

1. Обсуждение вопросов занятия на основе материала лекции и самостоятельно подготовленных материалов студентов.

2. Самостоятельная работа по базовым терминам темы.

3. Выполнение теста по теме.

4. Подготовка и представление эссе по теме.

5. Выполнение индивидуального задания.

Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических занятий: При подготовке к семинару необходимо рассмотреть соотношение конституционного права как общей отрасли национального права и как обычной отрасли права; принципы права, раскрыть содержание предмета конституционного права; определить методы конституционно-правового регулирования общественных отношений. Следует проанализировать систему конституционного права, выделить институты общей и особенной части конституционного права. При подготовке к семинару необходимо проанализировать и систематизировать основные доктринальные источники, исследующие конституционно-правовые явления и отношения; рассмотреть различные научные точки зрения относительно содержания конституционного законодательства, методологические подходы к познанию государственно-правовой действительности, а также соотношение науки и отрасли конституционного права: взаимообусловленность и тенденции развития.

Образовательные технологии:

1. Тестпредназначен для оценки уровня понимания и применения базовых терминов и положений темы.

2. Дополнительные вопросы и задания:

2.1 Составить схему институтов конституционного права.

2.2 Определить специфику структуры конституционно-правовых норм.

2.3 Определить содержание правового статуса субъектов конституционного права.

2.4 Установить меры конституционно-правовой ответственности.

2.5 Письменное задание: Разобрать структуру конституционной нормы (пример взять из текста Конституции РФ 1993 года).

3.Проведениедискуссии на основании подготовленных студентами эссе. Эссе рекомендуется подготовить в виде рассуждения по рассматриваемому вопросу на основе обзора доктринальных источников (научной статьи). Эссе студенты готовят по вопросу семинарского занятия «Методология науки конституционного права», раскрывая один из научных методов познания конституционно-правовых явлений. Рекомендуемый объем эссе: 1 - 3 страницы печатного текста (размер шрифта – 14, тип шрифта – Times New Roman, интервал – 1). Требования к оформлению не предъявляются, рекомендуется – письменный текст; письменный текст, включающий таблицы, схемы.

4.Выполнение индивидуального задания индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на семинарском занятии. В качестве индивидуального задания необходимо составить таблицу анализа 2-3 научных статей по конституционному праву:

 

ФИО автора статьи Название статьи Источник публикации Проблема статьи
       
       
       

 

Методические рекомендации: Для выполнения задания необходимо раскрыть понятие структуры нормы права. Затем изложить текст разбираемой конституционной нормы. После этого провести подробный анализ каждого из элементов структуры приведенной нормы Конституции РФ. В конце задания необходимо охарактеризовать разобранную норму Конституции с точки зрения существующих видов конституционно-правовых норм.

Занятие 2

Тема: Источники конституционного права: система, основные принципы и направления развития. Этапы конституционного развития России. Конституция РФ (1993 г.): сущность, функции, юридические свойства

Форма занятия: семинарское занятие– 2 часа.

Цель занятия: выработка целостного представления о системе источников конституционного права. Ознакомление с конституционным развитием России и усвоение основ теории конституции.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, формы и система источников конституционного права Российской Федерации.

2. Конституционные источники (Федеральная Конституция – Конституция РФ 1993 г.; региональные конституции и уставы).

3. Законодательные источники конституционного права: виды законов, отличительные признаки, предмет правового регулирования.

4. Акты палат Федерального Собрания РФ. Подзаконные и локальные источники конституционного права.

5. Конституционное развитие России XX века: этапы, характерные особенности. Конституции РСФСР (1918, 1925, 1937, 1978 гг.). Разработка проектов и принятие Конституции РФ 1993 г.

6. Понятие и юридические свойства конституции.

7. Сущность конституции: основные подходы к пониманию. Сочетание универсальных (общепризнанных) ценностей и национальных особенностей.

8. Структура Конституции РФ 1993 г.

9. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятие конституционных поправок.

Толкование конституции: понятие, виды, источники. План проведения:

1. Обсуждение вопросов занятия на основе материала лекции и самостоятельно подготовленных материалов студентов.

2. Самостоятельная работа по базовым терминам темы.

3. Выполнение индивидуального задания.

4. Работа с нормативными правовыми актами (практическое занятие).

Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических занятий: При подготовке к семинару необходимо систематизировать и проанализировать основные нормативные правовые акты конституционно-правового содержания, определить предмет правового регулирования каждого из них. В процессе подготовки к занятию необходимо рассмотреть соотношение источников конституционного права различного уровня (по юридической силе; по территориальному устройству) и вопросы разграничения их действия. Ознакомится с порядком опубликования и вступления в силу источников конституционного права. При подготовке к семинару необходимоизучить этапы конституционного развития России начала XX века; определить сущность и эволюцию Конституций РСФСР (1918, 1925, 1937, 1978 гг.). Следует изучить порядок разработка проектов и принятие Конституции РФ 1993 г., проанализировать условия, способствующие принятию новой Конституции. Особе внимание необходимо уделить качественным характеристикам Конституции 1993 г.

Образовательные технологии:

1.Выполнение индивидуального задания индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на семинарском занятии. Индивидуальное заданиерекомендуется подготовить путем проведения юридического анализа нормативного правового акта конституционно-правового содержания с указанием места в иерархии источников конституционного права; предмета правового регулирования; структуры акта; краткого содержания; наличия отсылочных, бланкетных правовых норм; динамики внесения изменений в анализируемый акт.

2. Работа с нормативными правовыми актами - практическое занятие проводится с применением компьютерных технологий и справочных правовых систем:

Задание 1) заключается в анализе источников конституционного права на основе критериев их классификации (предварительно проводится разбор соответствующих критериев). Какие могут применяться критерии для классификации источников в конституционном праве? Затем следует проанализировать различные виды источников конституционного права, классифицировав их по критериям "действие в пространстве» и «действие во времени". Применительно к каждому источнику необходимо раскрыть его понятие, определить юридическую силу, указать место в иерархии правовых актов. Характеристику каждого вида источника конституционного права следует дополнить конкретными примерами из числа действующих в Российской Федерации правовых актов.

Задание 2) заключается в проведении сравнительно-правового анализа порядка опубликования и вступления в силу следующих правовых актов: федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти.

Методические рекомендации: Анализировать перечисленные виды правовых актов следует по следующим основаниям: 1) принятие (что считается датой принятия правового акта); 2) подписание (кто подписывает, сроки подписания); 3) опубликование (установленные сроки и исключение из общего правила); 4) вступление в силу (установленные сроки, применение альтернативных правил).

3. Работа с нормативными правовыми актами - практическое занятие проводится с применением компьютерных технологий и справочных правовых систем:

Задание заключается в юридическом анализе конституционных источников (конституций) с применением сравнительно-правового метода и последующим обсуждением вопросов (динамика развития основных конституционно-правовых институтов – по заданию 1.1; регулирование национальных вопросов в конституциях республик РФ – по заданию 1.2):

1.1 Провести письменное сравнение Конституции РСФСР 12 апреля 1978 г. и Конституции РФ 1993 г. Для этого в виде двух колонок сравнить:

А) положения об основах общественного строя и политики Конституции РСФСР 1978 г. и основах конституционного строя Конституции РФ 1993 г.;

Б) содержание раздела «Государство и личность» Конституции РСФСР 1978 г. и главы «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ 1993 г.;

В) положения о федеративном устройстве в Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г.

Г) принципы организации и функционирования системы государственных органов в Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г.

Д) порядок изменения и принятия Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г.

1.2 Составить сравнительную таблицу основных положений Конституции РФ и одной - двух конституций республик в составе РФ.

 

Занятие 3

Тема: Конституционный строй: понятие и основные элементы

Форма занятия: семинарское занятие - 1 час.

Цель занятия: закрепление знаний об основах конституционного строя как конституционно-правовом институте.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие конституционного стpоя, его соотношение с общественным строем.

2. Понятие основ конституционного стpоя, их виды.

3. Принцип народовластия как основа конституционного строя. Конституционное регулирование форм демократии.

4. Конституционные характеристики государства.

План проведения:

1. Обсуждение вопросов занятия на основе материала лекции и самостоятельно подготовленных материалов студентов в форме коллоквиума.

2. Подготовка и представление эссе по теме.

3. Выполнение индивидуального задания.

Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических занятий: При подготовке к семинару необходимо понимать, что назначение данной темы состоит в правовом анализе конституционного регулирования основ общественного устройства страны (основ конституционного строя). Необходимо выделить и детализировать содержание основ конституционного строя, определить место норм, закрепляющих основы общественного строя в структуре Конституции РФ.

Образовательные технологии:

1.Проведениедискуссии на основании подготовленных студентами эссе. Эссе рекомендуется подготовить в виде рассуждения по рассматриваемому вопросу на основе обзора доктринальных источников и нормативных правовых актов конституционно-правового содержания. Эссе студенты готовят по вопросу семинарского занятия «Конституционные характеристики государства», раскрывая одну из известных характеристик. Рекомендуемый объем эссе: 1 - 3 страницы печатного текста (размер шрифта – 14, тип шрифта – Times New Roman, интервал – 1). Требования к оформлению не предъявляются, рекомендуется – письменный текст; письменный текст, включающий таблицы, схемы.

2. Выполнение индивидуального задания индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на семинарском занятии. В качестве индивидуального задания необходимо ответить на следующие вопросы и выполнить следующие задания:

2.1Определить и составить схему основных принципов демократического государства.

2.2 Какие принципы федеративного устройства закрепляются в Конституции РФ?

2.3 Подготовить краткое сообщение о порядке проведения референдума в Российской Федерации.

2.4 Раскрыть правовой статус и виды религиозных объединений в Российской Федерации.

Занятие 4

Тема: Система и содержание основ конституционного строя

Форма занятия: семинарское занятие - 1 час.

Цель занятия: закрепление знаний о содержании основ конституционного строя России

Вопросы для обсуждения:

1. Конституционные основы экономических отношений в Российской Федерации.

2. Конституционные основы социальных отношений.

3. Конституционно-правовое регулирование политических отношений.

4. Конституционные основы духовно-культурной жизни общества.

План проведения:

1. Обсуждение вопросов занятия на основе материала лекции и самостоятельно подготовленных материалов студентов в форме докладов.

2. Контрольная работа по теоретико-правовым основам конституционного права (тематика модулей I-II).

3. Проверка самостоятельного индивидуального задания по теме.

Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических занятий: При подготовке к семинару необходимо понимать, что назначение данной темы состоит в правовом анализе конституционного регулирования основ общественного устройства страны (основ конституционного строя). Необходимо выделить и детализировать содержание основ конституционного строя, определить место норм, закрепляющих основы конституционного строя в структуре Конституции РФ.

Образовательные технологии:

1. Доклад, как публичное сообщение, должен представлять собой развернутое изложение на определенную тему (по вопросам семинара) и затрагивать актуальные вопросы и проблемы рассматриваемого вопроса. Студентам-докладчикам назначаются оппоненты, которые приводят контраргументы (встречные, противопоставляемые аргумент).

2.Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на семинарском занятии. В качестве индивидуального задания необходимо определить место норм, закрепляющих основы конституционного строя в структуре Конституции РФ и результаты представить в следующей таблицу:

 

Группа общественных отношений № статей Конституции РФ
Экономические  
Политические  
Социальные  
Культурные  

 

3.Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины и проводится по основным теоретико-правовым понятиям конституционного права (тематика модулей I-II).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.085 с.)