Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аспекты конституционного права. Основы
Конституционного строя Российской Федерации Занятие 1 Тема: Общие положения конституционного права как отрасли права. Наука конституционного права: предмет, методология, система Форма занятия: семинарское занятие – 2 часа. Цель занятия: выработка целостного представления о конституционном праве как отрасли российского права. Выработка целостного представления о конституционном праве как науке. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие, предмет и метод конституционного права. 2. Конституционно-правовые отношения: субъекты и содержание. 3. Конституционно-правовые нормы и институты: особенности и виды. 4. Конституционно-правовое принуждение. 5. Система конституционного права. Место конституционного права в системе права Российской Федерации. 6. Наука конституционного права: понятие и предмет исследования. 7. Становление и развитие науки конституционного права. Основные научные школы. 8. Источники и методология науки конституционного права. План проведения: 1. Обсуждение вопросов занятия на основе материала лекции и самостоятельно подготовленных материалов студентов. 2. Самостоятельная работа по базовым терминам темы. 3. Выполнение теста по теме. 4. Подготовка и представление эссе по теме. 5. Выполнение индивидуального задания. Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических занятий: При подготовке к семинару необходимо рассмотреть соотношение конституционного права как общей отрасли национального права и как обычной отрасли права; принципы права, раскрыть содержание предмета конституционного права; определить методы конституционно-правового регулирования общественных отношений. Следует проанализировать систему конституционного права, выделить институты общей и особенной части конституционного права. При подготовке к семинару необходимо проанализировать и систематизировать основные доктринальные источники, исследующие конституционно-правовые явления и отношения; рассмотреть различные научные точки зрения относительно содержания конституционного законодательства, методологические подходы к познанию государственно-правовой действительности, а также соотношение науки и отрасли конституционного права: взаимообусловленность и тенденции развития.
Образовательные технологии: 1. Тестпредназначен для оценки уровня понимания и применения базовых терминов и положений темы. 2. Дополнительные вопросы и задания: 2.1 Составить схему институтов конституционного права. 2.2 Определить специфику структуры конституционно-правовых норм. 2.3 Определить содержание правового статуса субъектов конституционного права. 2.4 Установить меры конституционно-правовой ответственности. 2.5 Письменное задание: Разобрать структуру конституционной нормы (пример взять из текста Конституции РФ 1993 года). 3.Проведениедискуссии на основании подготовленных студентами эссе. Эссе рекомендуется подготовить в виде рассуждения по рассматриваемому вопросу на основе обзора доктринальных источников (научной статьи). Эссе студенты готовят по вопросу семинарского занятия «Методология науки конституционного права», раскрывая один из научных методов познания конституционно-правовых явлений. Рекомендуемый объем эссе: 1 - 3 страницы печатного текста (размер шрифта – 14, тип шрифта – Times New Roman, интервал – 1). Требования к оформлению не предъявляются, рекомендуется – письменный текст; письменный текст, включающий таблицы, схемы. 4.Выполнение индивидуального задания – индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на семинарском занятии. В качестве индивидуального задания необходимо составить таблицу анализа 2-3 научных статей по конституционному праву:
Методические рекомендации: Для выполнения задания необходимо раскрыть понятие структуры нормы права. Затем изложить текст разбираемой конституционной нормы. После этого провести подробный анализ каждого из элементов структуры приведенной нормы Конституции РФ. В конце задания необходимо охарактеризовать разобранную норму Конституции с точки зрения существующих видов конституционно-правовых норм. Занятие 2 Тема: Источники конституционного права: система, основные принципы и направления развития. Этапы конституционного развития России. Конституция РФ (1993 г.): сущность, функции, юридические свойства
Форма занятия: семинарское занятие– 2 часа. Цель занятия: выработка целостного представления о системе источников конституционного права. Ознакомление с конституционным развитием России и усвоение основ теории конституции. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие, формы и система источников конституционного права Российской Федерации. 2. Конституционные источники (Федеральная Конституция – Конституция РФ 1993 г.; региональные конституции и уставы). 3. Законодательные источники конституционного права: виды законов, отличительные признаки, предмет правового регулирования. 4. Акты палат Федерального Собрания РФ. Подзаконные и локальные источники конституционного права. 5. Конституционное развитие России XX века: этапы, характерные особенности. Конституции РСФСР (1918, 1925, 1937, 1978 гг.). Разработка проектов и принятие Конституции РФ 1993 г. 6. Понятие и юридические свойства конституции. 7. Сущность конституции: основные подходы к пониманию. Сочетание универсальных (общепризнанных) ценностей и национальных особенностей. 8. Структура Конституции РФ 1993 г. 9. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятие конституционных поправок. Толкование конституции: понятие, виды, источники. План проведения: 1. Обсуждение вопросов занятия на основе материала лекции и самостоятельно подготовленных материалов студентов. 2. Самостоятельная работа по базовым терминам темы. 3. Выполнение индивидуального задания. 4. Работа с нормативными правовыми актами (практическое занятие). Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических занятий: При подготовке к семинару необходимо систематизировать и проанализировать основные нормативные правовые акты конституционно-правового содержания, определить предмет правового регулирования каждого из них. В процессе подготовки к занятию необходимо рассмотреть соотношение источников конституционного права различного уровня (по юридической силе; по территориальному устройству) и вопросы разграничения их действия. Ознакомится с порядком опубликования и вступления в силу источников конституционного права. При подготовке к семинару необходимоизучить этапы конституционного развития России начала XX века; определить сущность и эволюцию Конституций РСФСР (1918, 1925, 1937, 1978 гг.). Следует изучить порядок разработка проектов и принятие Конституции РФ 1993 г., проанализировать условия, способствующие принятию новой Конституции. Особе внимание необходимо уделить качественным характеристикам Конституции 1993 г. Образовательные технологии: 1.Выполнение индивидуального задания – индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на семинарском занятии. Индивидуальное заданиерекомендуется подготовить путем проведения юридического анализа нормативного правового акта конституционно-правового содержания с указанием места в иерархии источников конституционного права; предмета правового регулирования; структуры акта; краткого содержания; наличия отсылочных, бланкетных правовых норм; динамики внесения изменений в анализируемый акт.
2. Работа с нормативными правовыми актами - практическое занятие проводится с применением компьютерных технологий и справочных правовых систем: Задание 1) заключается в анализе источников конституционного права на основе критериев их классификации (предварительно проводится разбор соответствующих критериев). Какие могут применяться критерии для классификации источников в конституционном праве? Затем следует проанализировать различные виды источников конституционного права, классифицировав их по критериям "действие в пространстве» и «действие во времени". Применительно к каждому источнику необходимо раскрыть его понятие, определить юридическую силу, указать место в иерархии правовых актов. Характеристику каждого вида источника конституционного права следует дополнить конкретными примерами из числа действующих в Российской Федерации правовых актов. Задание 2) заключается в проведении сравнительно-правового анализа порядка опубликования и вступления в силу следующих правовых актов: федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти. Методические рекомендации: Анализировать перечисленные виды правовых актов следует по следующим основаниям: 1) принятие (что считается датой принятия правового акта); 2) подписание (кто подписывает, сроки подписания); 3) опубликование (установленные сроки и исключение из общего правила); 4) вступление в силу (установленные сроки, применение альтернативных правил). 3. Работа с нормативными правовыми актами - практическое занятие проводится с применением компьютерных технологий и справочных правовых систем: Задание заключается в юридическом анализе конституционных источников (конституций) с применением сравнительно-правового метода и последующим обсуждением вопросов (динамика развития основных конституционно-правовых институтов – по заданию 1.1; регулирование национальных вопросов в конституциях республик РФ – по заданию 1.2): 1.1 Провести письменное сравнение Конституции РСФСР 12 апреля 1978 г. и Конституции РФ 1993 г. Для этого в виде двух колонок сравнить: А) положения об основах общественного строя и политики Конституции РСФСР 1978 г. и основах конституционного строя Конституции РФ 1993 г.;
Б) содержание раздела «Государство и личность» Конституции РСФСР 1978 г. и главы «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ 1993 г.; В) положения о федеративном устройстве в Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г. Г) принципы организации и функционирования системы государственных органов в Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г. Д) порядок изменения и принятия Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г. 1.2 Составить сравнительную таблицу основных положений Конституции РФ и одной - двух конституций республик в составе РФ.
Занятие 3 Тема: Конституционный строй: понятие и основные элементы Форма занятия: семинарское занятие - 1 час. Цель занятия: закрепление знаний об основах конституционного строя как конституционно-правовом институте. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие конституционного стpоя, его соотношение с общественным строем. 2. Понятие основ конституционного стpоя, их виды. 3. Принцип народовластия как основа конституционного строя. Конституционное регулирование форм демократии. 4. Конституционные характеристики государства. План проведения: 1. Обсуждение вопросов занятия на основе материала лекции и самостоятельно подготовленных материалов студентов в форме коллоквиума. 2. Подготовка и представление эссе по теме. 3. Выполнение индивидуального задания. Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических занятий: При подготовке к семинару необходимо понимать, что назначение данной темы состоит в правовом анализе конституционного регулирования основ общественного устройства страны (основ конституционного строя). Необходимо выделить и детализировать содержание основ конституционного строя, определить место норм, закрепляющих основы общественного строя в структуре Конституции РФ. Образовательные технологии: 1.Проведениедискуссии на основании подготовленных студентами эссе. Эссе рекомендуется подготовить в виде рассуждения по рассматриваемому вопросу на основе обзора доктринальных источников и нормативных правовых актов конституционно-правового содержания. Эссе студенты готовят по вопросу семинарского занятия «Конституционные характеристики государства», раскрывая одну из известных характеристик. Рекомендуемый объем эссе: 1 - 3 страницы печатного текста (размер шрифта – 14, тип шрифта – Times New Roman, интервал – 1). Требования к оформлению не предъявляются, рекомендуется – письменный текст; письменный текст, включающий таблицы, схемы. 2. Выполнение индивидуального задания – индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на семинарском занятии. В качестве индивидуального задания необходимо ответить на следующие вопросы и выполнить следующие задания: 2.1Определить и составить схему основных принципов демократического государства. 2.2 Какие принципы федеративного устройства закрепляются в Конституции РФ? 2.3 Подготовить краткое сообщение о порядке проведения референдума в Российской Федерации.
2.4 Раскрыть правовой статус и виды религиозных объединений в Российской Федерации. Занятие 4 Тема: Система и содержание основ конституционного строя Форма занятия: семинарское занятие - 1 час. Цель занятия: закрепление знаний о содержании основ конституционного строя России Вопросы для обсуждения: 1. Конституционные основы экономических отношений в Российской Федерации. 2. Конституционные основы социальных отношений. 3. Конституционно-правовое регулирование политических отношений. 4. Конституционные основы духовно-культурной жизни общества. План проведения: 1. Обсуждение вопросов занятия на основе материала лекции и самостоятельно подготовленных материалов студентов в форме докладов. 2. Контрольная работа по теоретико-правовым основам конституционного права (тематика модулей I-II). 3. Проверка самостоятельного индивидуального задания по теме. Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических занятий: При подготовке к семинару необходимо понимать, что назначение данной темы состоит в правовом анализе конституционного регулирования основ общественного устройства страны (основ конституционного строя). Необходимо выделить и детализировать содержание основ конституционного строя, определить место норм, закрепляющих основы конституционного строя в структуре Конституции РФ. Образовательные технологии: 1. Доклад, как публичное сообщение, должен представлять собой развернутое изложение на определенную тему (по вопросам семинара) и затрагивать актуальные вопросы и проблемы рассматриваемого вопроса. Студентам-докладчикам назначаются оппоненты, которые приводят контраргументы (встречные, противопоставляемые аргумент). 2.Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на семинарском занятии. В качестве индивидуального задания необходимо определить место норм, закрепляющих основы конституционного строя в структуре Конституции РФ и результаты представить в следующей таблицу:
3.Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины и проводится по основным теоретико-правовым понятиям конституционного права (тематика модулей I-II).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.085 с.) |