Принципы ООН в отношении пожилых людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы ООН в отношении пожилых людей



 

Положение пожилых людей даже в цивилизованных обществах незавидное. Отношение лиц молодого и зрелого возраста к пожилым и престарелым в лучшем случае нейтральное, в худшем негативное. Понятно, что по сравнению с прежними веками пожилым людям живется лучше, но почти все из них чувствуют себя в чем-то ущемленными, дискриминирован-ными, та или иная часть из них чувствует себя обиженными обществом и государством в том, что их потенциал остается еще достаточно большим, а они досрочно отравлены в социальную отставку.

Как сделать жизнь пожилых людей сделать полнокровной с учетом их сил и возможностей?

Принципы ООН в отношении пожилых людей выражают современные взглюды на место и жизнь пожилых людей в обществе.

Принципы: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство.

Одновременно они представляют собой свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в том, что касается пожилого населения.

Эти принципы носят рекомендательный характер, но являются важным ориентиром на перспективу в трактовке социальных запросов пожилых людей и в организации деятельности по их удовлетворению.

Нужды пожилых людей носят в основном гуманитарный характер.

Из принципов ООН следует, что основная задача государственных структур, ответственных за социальное благополучие пожилых людей, - не только предоставить им требуемую поддержку и услуги, но сделать переход к новому жизненному этапу более благоприятным, снизив до минимума негативные утраты прежнего «социального лица».

Надо предпринимать определенные усилия, чтобы широко распространять эти принципы во всех слоях общества, информировать не только пожилых людей о принципах ООН, но и население любого возраста, чтобы в каждой стране формировалось позитивное отношение к старикам, чтобы укреплялась солидарность поколений, чтобы искоренять из общественного сознания негативное отношение к старости и пожилым людям как людям второго сорта, ущербным, никчемным.

 

 

Старость и образование

 

С давних пор образование считалось уделом молодого возраста. Именно дети, подростки, юноши набирались ума и опыта, адаптировались к существующему порядку повседневной жизни и полученных в молодые годы им, как правило, хватало на всю жизнь. Жизнь текла медленно, одно поколение повторяло путь предыдущего, отобранный по крупицам опыт, проверенный практически не одним поколением обеспечивал стабильность жизни.

Собственно и образования, как такового, т.е. специализированной деятельности по передаче ценностей, знаний и умений, длительное время в истории человечества не было – эти функции осуществлялись в ходе совместной трудовой и семейно-бытовой деятельности нескольких поколений, причем передача знаний и опыта от старшего (более опытного) поколения к младшему.

Сегодня образовательная ситуация совершенно иная. Главной характеристикой постиндустриального и информационного общества является не стабильность и повторяемость, а изменчивость. Окружающий мир за время жизни индивида может существенно измениться: новые трудовые практики, законы, правила поведения, техника, предметы домашнего обихода, виды искусства и т.д.

Чтобы не выпасть из постоянно изменяющегося мира необходимо изменяться вместе с ним, учиться жить в изменяющемся мире, учиться не только в детстве и молодости, но и в зрелом возрасте, а также в старости. Непрерывное образование - удел не только для работающего населения, но и для всех без исключения людей. Мы говорим об образовании потому, что это главное средство адаптации, именно оно обеспечивает приспособление человека к изменяющейся природной и социальной среде.

Сегодня даже среди работающего населения сильны стереотипы, что учиться надо только в молодые годы (скажем, безработные в возрасте 40-50 лет не желают осваивать новые профессии, требующиеся на рынке труда). Что касается пожилых людей, то здесь господствует убеждение, что им не требуется никакая учеба, чтобы «доживать свой век».

А этот «век» после выхода на пенсию длится порою 15-20-30 и более лет! Человек, не адаптирующийся к изменяющемуся миру сползает в незнакомый и чуждый ему мир: окружающие люди не так говорят, не так одеваются, едят что-то другое и непонятное, в магазинах какие-то странные правила, домашняя техника становится все сложнее и сложнее… неадаптированный пожилой человек не может жить в этом мире!

Нужны постоянно действующие образовательные курсы для пожилых и пропаганда необходимости учиться, обновлять свои знания и представления о стране и мире, в котором живешь. Образование пожилых – перспективная сфера занятости учителей и социальных работников.

 

Маргинализация старости

 

Старость ассоциируется с маргинальностью, т.е. с промежуточным, пограничным положением между социальными группами, с утратой одной идентичности и еще неприобретеним другой.

Особенно резкий переход к смене социальных ролей (отказ от прежних и обретение новых) происходит при выходе на пенсию. Требуется отказаться от привычного, более престижного образа жизни, сменить расписание повседневной жизни, поступиться некоторыми правами, скажем власть в семье, модифицировать свое социальное окружение, смириться с о снижением социального статуса, с о снижением доходов. Трудоголики тяжело переживают вынужденное безделье. Резкая смена образа жизни тяжело переживается психологически, особенно у мужчин. Сужение круга социального общения приводит к мысли о выпадении из общества и замыкание повседневного общения кругом родных и соседей – снижается социабельность человека.

Для трети или половины пожилых людей (и для большинства одиноких) выход на пенсию знаменует переход из социального слоя малообеспеченных в слой бедных – лиц, живущих ниже уровня бедности. Прежние эталоны потребления, которым следовал человек в предпенсионном возрасте уже не могут воспроизводиться по причинам плохого материального положения. Лица живущие в семье со взрослыми детьми, теряют самоуважение к себе пропорционально своему вкладу в семейный бюджет. Если этот бюджет и без того мал, то пожилой человек попадает в социально-экономическую зависимость – он все меньше нужен ближайшему окружению. Деньги (достояние)– одно из условий достоинства человека. Переход в социальную группу иждивенцев или социальных инвалидов – один из самых ярких примеров маргинализации, с которой люди не желают смириться, пытаются жить по старому, не замечая, что они занимают уже другое место в обществе и в семье как первичной ячейке общества, ведут себя неадекватно и конфликтуют с ближайшим окружением (и с обществом)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1080; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.005 с.)