Вопрос. Место логопед. Массажа в корр. Реч. Нарушений при дцп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Место логопед. Массажа в корр. Реч. Нарушений при дцп.



Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голос! В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой.

Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой логопедического массажа, то есть прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологии мышц.

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм:

• улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо- и кровообращение, улучшает ее питание, повышает обменные процессы;

• оказывает большое влияние на состояние капилляров кожи;

• воздействует на состояние мышечной системы.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах.

Основные цепи логопедического массажа:

1. Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры.

2. Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата.

3. Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезия, гиперкинезы, судороги и т. п.).

4. Стимуляция проприоцептивных ощущений.

5. Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений.

6. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность.

7. Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

При подборе позы, проводят логопедический массаж (массаж мимической и жевательной мускулатуры, массаж при ДЦП).

Техника логопедического массажа при массаже лица и шеи

• поглаживание (глажение) подушечками двух-трех пальцев от середины лба к вискам;

• поглаживание от бровей к началу волосистой части головы;

• поглаживание по обеим сторонам носа (сверху вниз);

• поглаживание от середины подбородка к мочкам уха;

• поглаживание от середины верхней губы до мочек уха.

Каждое движение необходимо повторить 3—5 раз. Выполнять в течение дня 3—5 раз.

Техника массажа при ДЦП - релаксация мышц языка

• воздействие на точку, расположенную в подчелюстной ямке;

• воздействие на симметричные точки носогубной складки;

• воздействие на симметричные точки скуловых мышц;

• воздействие на симметричные точки подчелюстных мышц.

 

33 ВОРООС. МЕТОДИКИ ЛФК (ФЕЛПСА, БОБАТОВ, ШЕРБУРН)

Основополагающие подходы в развитии движений у детей с ДЦП были предложены и апробированы в середине XX века В. Фелпсом, Б. и К. Бобатами и др. Эти подходы получили раз­витие в методиках не только этих авторов, но и их последователе. В нашей стране приоритет в этой области принадлежит Серафиме Александровне Бортфельд и Ксении Александровне Семеновой.

Винтроп Фелпс разработал 15 шагов-рекомендаций, которые нашли свое применение не только в лечебной физкультуре, но и в логопедии при коррекции дизартрии. Это следующие рекомендации:

1. Расслабление. 2. Пассивное движение. 3. Активное движение с использованием помощи.

4. Активное движение без помощи, совершаемое силой самой мышцы. 5. Активное движение с сопротивлением. 6. Условное произвольное движение. 7. Автоматизированное движение. 8. Комбинированное движение. 9. Полный-отдых — релаксация.

10. Дифференцированное расслабление. Умение произвольно расслаблять любую мышцу, даже если в это время сокращаются другие. 11. Спонтанное движение с позиции расслабления. 12. Удержание равновесия и позы. 13. Реципрокные движения, дающие возможность возвращаться к направлению движения. 14. Достижение и схватывание. Практически все полезные движения рук основаны на этих действиях. 15.Двигательные умения и навыки.

Очевидно, что методика Фелпса предполагает сознательное отношение пациента к мышечным тренировкам. Сам характер приведенных выше рекомендаций показывает, что они не ориентированы на работу с детьми раннего возраста или с детьми, имеющими низкий потенциал развития.

Берта и Карел Бобаты обосновали необходимость работы по преодолению патологических рефлексов перед началом формирования движений. Они же обнаружили, что при определенных положениях тела активность патологических рефлексов снижается. Вслед за Ч. Шерингтоном К. Бобат назвал эти положения тела рефлекс-запрещающими позициями. В основе рефлекс-запрещающих позиций лежит разнообразное воспроизведение позы эмбриона — сидя, лежа на спине или на боку, лежа на мяче или на валике. В позе эмбриона голова опущена на грудь, руки и колени согнуты и приведены к животу. Плавные покачивания ребенка при этом позволяют устранить влияние лабиринтного тонического рефлекса и достичь расслабления.

Моторное развитие должно осуществляться строго по поряд­ку — от головы, плеч, верхних конечностей, туловища к нижним конечностям.

Этим авторам принадлежит идея тренировки детей на мячах. С тех пор мячи разного размера являются неотъемлемой частью оборудования занятий лечебной физкультуры с детьми с ДЦП.

Современные методики лечебной физкультуры предусматривают не только работу по развитию моторных функций, но и параллельную коррекцию психического развития. Например, ме­тодика Вероники Шербурн включает следующие группы упраж­нений:

Установление контакта и фиксации взора. Инструктор и ребенок сидят на ковре лицом друг к другу, а затем ребенок садится спиной к взрослому. Взрослый поглаживает, покачива­ет ребенка, сопровождая свои действия спокойной речью.

Развитие чувства безопасности и вежливости. Инструктор перемещает ребенка по ковру в положении сидя спиной к взрос­лому, сидя на взрослом и т. п.

Обучение сотрудничеству и партнерству. Ребенок и ин­структор, лежа на полу, толкают друг друга ступнями.

Ориентировка в схеме тела и в пространстве. Производятся разные движения, в которых акцентируется внимание на частях тела и их положении в пространстве.

Овладение страхом и эмоциями. Инструктор перешагивает через ребенка, слегка наступает на него, подталкивает.

Развитие силы и физического состояния. Инструктор лежит на спине, а ребенок пытается перевернуть его на живот.

7. Обучение расслаблению. Полная релаксация лежа.

Развитие самостоятельных движений в играх. Например, инструктор делает мостик, а ребенок ползает под мостиком, за­бирается на мостик и т. п.

Развитие воображения и подражания. Дутье, подражание движениям и звукам. Ответы на вопросы с помощью жестов.

До сих пор наиболее эффективным средством развития дви­жений у детей с ДЦП признается лечебная физкультура.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.01 с.)