По курсу «История русской словесности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По курсу «История русской словесности»



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

По курсу «История русской словесности»

Студента 1 курса

Факультета журналистики

Васильева Антона Алексеевича

Анкета-опрос

Кто вам читал книги в детстве и до какого возраста? Мама. до шести лет.

1. Когда начали читать сами? С 6 лет.

2. Первая книга? Сборники сказок как отечественные так и зарубежные.

3. Если перестали читать, то когда и почему? Ч итаю до сих пор.

4. Пробовали писать сами и что? Да. В публицистическом жанре.

5. Какие поэты нравятся (2-3)? Лукяненко, братья Стругацкие, Стивен Кинг.

6. Какие стихи запомнились (2-3)? «Памятник», «Я помню чудное мгновенье», «Смерть поэта»

7. Кто из прозаиков 19-20 века близок вашему внутреннему миру? Замятин, Г.Уэльс, Ф.Херберт,

8. Автор или книга, перевернувшие сознание? Дмитрий Глуховский - «Метро: 2033».

9. Был ли случай, когда литературоведческий анализ испортил вам впечатление о книге (какая книга?) Нет.

10. Киноверсии каких произведений понравились? «Пролетая над гнездом кукушки», «Зеленая миля», «1408», «Гарри Поттер».

11. Какие фильмы по произведениям не понравились? «Сумерки», «Граф Монте-Кристо».

12. Что хотелось бы узнать из истории литературы, теории литературы, литературной критики? Историю создания фантастических романов, узнать где и как происходит творческий процесс отдельных авторов.

13. Интересно самому овладеть навыками написания стихотворных и прозаических, публицистических текстов? Да.

14. Какова роль художественной литературы в вашей жизни? (не нужна, небольшая, значительная) Развлекательная, небольшая.

15. Кого из современных писателей, поэтов, драматургов вы знаете? Стивен Кинг, Стругацкие, Дмитрий Глуховский.

16. Что хотели бы получать от литературы: широкий кругозор, увеличение словарного запаса, научиться правильно мыслить, логически строить текст, правильно и красиво говорить, получать ответы на конкретные и мировоззренческие вопросы, эстетическое наслаждение, умное общение с хорошим другом или другое, что именно? Логически строить текст, правильно говорить.

17. Помогает ли литература ориентироваться в жизненных ситуациях, в общении с людьми, в выработке собственных мировоззренческих установок, в изучении философии и психологии? Да.

18. О чем мы забыли спросить? Задайте себе вопрос и ответьте, пожалуйста! Каким авторам вы отдаете предпочтение современным или классическим? – Современным

19. О чем вы хотели бы спросить нас? Что будет с литературой в будущем? Во что она трансформируется? Возможно ли её существование в будущем в той форме в которой мы привыкли её воспринимать?

 

 

По каждой теме предусмотрено два блока заданий: на закрепления теоретических знаний и практических навыков и творческие задания.

Как выполнять задания?

Усвоение терминологического аппарата -найти в Словаре литературоведческих терминов определение, прочитать, сформулировать своими словами, запомнить или записать в тетрадь

Составление библиографического описания и аннотации о прочитанной книге – библиографическое описание составляется по образцу, приведенному в методических материалах, аннотация объемом до 10 строк содержит ваше личное восприятие и комментарии

Тест – оформляется графически или цветовыделением в Рабочей тетради

Творческий практикум (стилистика) -оформляется графически или цветовыделением в Рабочей тетради

Прочитать – не менее одного-двух произведений из предложенного списка

Интерпретация художественного произведения -оформляется цветовыделением или краткими конкретными комментариями в Рабочей тетради

Темы эссе, рецензий – приводятся для выбора индивидуального творческого проекта;

темы обязательных эссе прокомментированы особо

Мини-презентации – учебные презентации объемом до 5 слайдов по теме вашего творческого проекта

 

 

ТЕМА 1. ЛИТЕРАТУРА В СИСТЕМЕ ИСКУССТВА. РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

I. Задания на закрепления теоретических знаний

И практических навыков

 

1. Усвоение терминологического аппарата:

Библиография - отрасль научной и практической деятельности, в задачи которой входят информация о произведениях печати и их активная пропаганда в определенных общественных целях.

 

История литературы – филологическая наука, входящая в состав литературоведения и изучающая историю всемирной литературы, отдельных национальных литератур.

 

Теория литературы - теоретическая часть литературоведения, входящая в литературоведение наряду с историей литературы и литераторной критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование.

 

Литературная критика - оценка и истолкование художественного произведения, выявление и утверждение творческих принципов того или иного литературного направления; один из видов литературного творчества.

 

Роды литературы - это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому. Выделяются три рода: драма, эпос, лирика.

 

Лирика - род литературный, предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное "я" поэта, а речевая форма - внутренний монолог, преимущественно в стихах.

 

Эпос - героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей.

 

Драма - род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных к сценическому исполнению.

 

Жанр - общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения.

 

Литературный процесс - жизнь и развитие литературы определённой страны или эпохи во всей совокупности её явлений и фактов или многовековое развитие литературы в её всемирных масштабах.

 

Литература - в широком смысле совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства.

 

Художественная словесность - Художественное литературное творчество и словесный фольклор.

 

Культура - области человеческой деятельности связанные с самовыражением человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Культура является предметом изучения культурологии.

 

Искусство - образное осмысление действительности.

 

 

2. Составление библиографического описания и аннотации о прочитанной книге: Советую прочитать: «Пять потрясающих книг».

 

3. Тест:

А) Впишите составные части духовной культуры:

 

 

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Религия Искусство Наука Этика Мораль    

 

Б) Определите групповую принадлежность видов искусств

 

Группы искусств Виды искусств
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ (ПЛАСТИЧЕСКИЕ) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
АРХИТЕКТУРА ПАНТОМИМА
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ФОТОГРАФИЯ
  ВРЕМЕННЫЕ (ДИНАМИЧЕСКИЕ) МУЗЫКА
ЛИТЕРАТУРА
 
  ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ (СИНТЕТИЧЕСКИЕ, ЗРЕЛИЩНЫЕ) ТЕАТРАЛЬНОЕ
ХОРЕОГРАФИЯ
ТАНЕЦ
КИНО
 

 

 

4. Творческий практикум (стилистика).

I. Задания на закрепления теоретических знаний

И практических навыков

1. Усвоение терминологического аппарата:

Автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Автор (лат. auctor) — творец всякого литературного и музыкального произведения и вообще всякого произведения ума, воплощённого искусством.

 

Герой - класс персонажей древнегреческой мифологии, дети божества и отцов, а также потомков божества и смертного человека. Главное отличие героев от богов в том, что герои смертны.

 

Антигерой – литературный персонаж, представляющий собою наиболее полное воплощение отрицательных черт и качеств.

 

Ретроспекция – обращение к прошлому, обзор прошедших событий.

 

Интроспекция – то же, что самонаблюдение.

 

Миф – сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире.

 

Мифологическое мышление – разновидность мыслительной деятельности, архаическая форма осмысления действительности.

 

Мифологическая картина мира – совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

 

Неомиф – концепция, рассматривающая мифологизм (соотнесенность с мифом) как наиболее характерную форму художественного мышления искусства ХХ века.

 

Фэнтези – жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века.

 

 

2. Составление библиографического описания и отзыва о прочитанной книге.

Литература 18 века

1. Когда появилась и как называлась первая русская газета? В России первые газеты — рукописные «вестовые письма» появились во времена царствования Михаила Федоровича с 1613 года. Они также назывались «столбцы», так как писались столбцами на приклеенных один к другому продолговатых листах, длиною несколько сажень

2. Когда и где был открыт первый русский университет? В Москве по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова в 1755 году.

3. Какую трагедию Шекспира переделал А. Сумароков? «Гамлет».

4. О ком писал поэт и критик XIX в. П. Вяземский: «Как странна наша участь: русский силился сделать из нас немцев, немка хотела переделать нас в русских»? О Петре I и Екатерине П.

5. Какое сатирическое произведение XVIII в. Пушкин считал «единственным памятником народной сатиры» этого времени? Комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль».

6. Известны пушкинские отзывы о писателях XVIII в.: Державин - «бич...», Радищев - «... враг», Фонвизин - «друг...». Угадайте пропущенные слова. «... вельмож», «рабства...», «... свободы».

7. Какая выдающаяся женщина была одновременно директором Петербургской Академии наук и президентом Российской, т. е. во главе двух академий? Княгиня Екатерина Дашкова (1744-1810).

8. Тираж какой трагедии и за что Екатерина II предписала «сжечь публично», а автор был арестован и умер под пытками? Трагедия Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский» (1789), главный герой которой - республиканец и тираноборец - отстаивает вольность новгородцев и осуждает их за то, что они призывают на царство Рюрика и сами просят неволи.

9. Кто был автором «Стихов похвальных России» и завещал эту тему русской литературе? В. К. Тредиаковский.

10. Кого из своих предшественников Пушкин сравнил с Колумбом: «Древняя Россия, казалось, найдена..., как Америка Колумбом»? А вскоре это сравнение было применено другим автором и к другому писателю. Кем и к кому? Карамзина («...Карамзиным»); Белинским - к Жуковскому, который открыл романтизм в русской поэзии, как Колумб Америку.

11. Почти все писатели XVIII в. совмещали литературную деятельность с государственной службой (статской или военной) и нередко достигали высоких чинов и должностей (министров, губернаторов, сенаторов). А были среди них не пожелавшие служить и выбравшие жизнь частного человека? Н. М. Карамзин, оставивший военную службу в юности.

12. Кем составлены были сборники русских песен, былин и сказок, собранные и изданные в XVIII в.? М. Д. Чулковым, Киршей Даниловым и В. А. Левшиным: «Собрание разных песен», «Древние Российские стихотворения», «Русские сказки».

13. Кого из античных авторов выбирали чаще других русские поэты в качестве образца, переводя их стихи и создавая свои по мотивам стихов этих авторов? Горация и Анакреонта.

14. Какие строки поэта XX в. напоминает высказывание Карамзина: «Я хочу жить и умереть в своем любезном Отечестве, но после России нет для меня земли приятнее Франции»? В. В. Маяковского «Я хотел бы жить и умереть в Париже, Если б не было такой земли - Москва!».

3. Творческий практикум (стилистика)

Прочитайте отрывки из школьных сочинений. Выделите стилистические ошибки. Дайте обоснованную характеристику этих ошибок.

 

1. Природа с восторгом восприняла известие, что князь Игорь бежал из плена.(природа не одушевлена и не имеет чувств)

2. Если погрузиться вовнутрь текста, то сразу проникаешься теми же чувствами, что и поэт. (текст можно анализировать, погрузится нужно писать в данном случаи в ковычках)

3. Болконский храбро сражался на войне, согласно желанию отца.(Храбрость, это качество которое нельзя получить от другого человека)

4. Мы счастливы, что можем свободно петь, веселиться, писать, считать.(слово считать в данном контексте не уместно)

5. В. Маяковский в своих произведениях говорит о тружениках, своим трудом преобразующих планету.(тавтология)

6. Каждый человек хочет быть бесстрашным гражданином своей Отчизны. (нельзя быть гражданином Отчизны, можно быть гражданином страны)

7. Пусть всегда зеленеют поля и леса и никогда не зеленеют мундиры фашистских захватчиков. (Неправильно представлено переносное значение)

8. Народ, движение масс – вот локомотив истории, и лучше встать на подножку этого локомотива, чем соваться под колёса. (Не понятно что имеется ввиду под «подножкой локомотива»)

9. Софья своими опустошительными войнами совсем опустошила свою страну. (тавтология)

10. Тысячи комсомольцев, работая в далёкой Сибири на строительстве Байкало-Амурской магистрали, успешно закончат начатое Павлом строительство узкоколейки.(предложение явно перегружено, нужно заменить синонимами)

11. Жадность, накопительство настолько разложили Плюшкина, что хочется вымыть руки после того, как прочитал о нём. (Бессмысленный повтор синонимов, достаточно просто Жадность)

12. А.М. Горький написал свой роман Горького «Мать».(тавтология)

13. Герой романа знал, что ценой своей жизни спасает жизнь своим сослуживцам.(лишнее утверждение)

14. Отец попытался выбиться из нужды, даже заимел киоск, но вскоре его продал. (нужно заменить синонимом)

15. Не только в те годы, но и сейчас «Как закалялась сталь» Н. Островского пользуется большим спросом у населения. (нужно заменить на синоним «Популярность»)

16. В 1812 году партизанами руководили Денисов, Долохов и другие товарищи. (нужно заменить синонимом «управленцы, начальники» или просто употребить «другие»)

17. Будут у нас и новые дороги, и новый клуб, и дома большие, чистые, и вода горячая, и другие удобства.(дороги, клубы, большие дома не являются удобствами)

18. А.П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» показал не только людей двух разных классов, но и новых, посредством которых писатель обличал существующий строй.(нужно пояснить что имеются ввиду классы)

19. В романе с большой обличительной силой раскрыто растлевающее влияние на человека крепостничества.(сложно для восприятия, можно заменить на более простое)

20. Мать решила презентовать сыну старый отцовский пиджак. («подарить»)

21. Печорин, бросившись догонять Веру, загоняет лошадь. (слово «загонять» стоит не в том времени, нужно – «загнал»)

22. Павел ещё пуще сплачивает друзей.(относится к просторечию, здесь не уместно)

23. Шабашкина не мучила своя собственная совесть. (данное высказывание перегружает предложение можно обойтись без него)

24. Все помещики – «мёртвые души», поэтому за них начинают говорить неодушевлённые предметы – лицо, внутренний интерьер, усадьба.(высказывание не верно)

25. Герой целеустремлённо стремится к своей намеченной цели. (слова являются взаимозаменяемыми)

26. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки. (слова являются взаимозаменяемыми)

27. Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью... Катерина заранее предчувствует свою гибель. Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы её возвышенной души. (слова являются взаимозаменяемыми)28. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. (лишнее слово)

29. Мама попросила купить булку хлеба и молока, а я все деньги потратил на пирожные.

А. Блок

 


О, да, любовь вольна, как птица,
Да, все равно – я твой!
Да, все равно мне будет сниться
Твой стан, твой огневой!

Да, в хищной силе рук прекрасных,
В очах, где грусть измен,
Весь бред моих страстей напрасных,
Моих ночей, Кармен!

Я буду петь тебя, я небу
Твой голос передам!
Как иерей, свершу я требу
За твой огонь – звездам!

Ты встанешь бурною волною
В реке моих стихов,
И я с руки моей не смою,


И в тихий час ночной, как пламя,
Сверкнувшее на миг,
Блеснет мне белыми зубами
Твой неотступный лик.

Да, я томлюсь надеждой сладкой,
Что ты, в чужой стране,
Что ты, когда-нибудь, украдкой
Помыслишь обо мне…

За бурей жизни, за тревогой,
За грустью всех измен, -
Пусть эта мысль предстанет строгой,
Простой и белой, как дорога,
Как дальний путь, Кармен!

28 марта 1914


Кармен, твоих духов…



М. Цветаева

 

 

КАРМЕН
1

Божественно, детски-плоско
Короткое, в сборку, платье.
Как стороны пирамиды
От пояса мчат бока.

Какие большие кольца
На маленьких темных пальцах!
Какие большие пряжки
На крохотных башмачках!

А люди едят и спорят,
А люди играют в карты.
Не знаете, что на карту
Поставили, игроки!


 

А ей – ничего не надо!
А ей – ничего не надо!
- Вот грудь моя. Вырви сердце –
И пей мою кровь, Кармен!

13 июня 1917

2.

Стоит, запрокинув горло,
И рот закусила в кровь.
А руку под грудь уперла –
Под левую – где любовь.

- Склоните колена! – Что вам,
Аббат, до моих колен?!
Так кончилась – этим словом –
Последняя ночь Кармен.

18 июня 1917


Б) Литературная пародия – также один из видов интерпретации. В 1925 году в Харькове вышла книга литературных пародий «Парнас дыбом». Используя известные сюжеты, в частности историю серенького козлика, авторы книги блестяще имитировали стиль европейских, русских и советских писателей. Кто, по мнению авторов «Парнаса...», изложил бы историю козлика так:

Любезный читатель! Сколь приятно и умилительно сердцу видеть дружбу двух существ любящих. Всей чувствительной натурой своей бедная старушка любила серенького козлика; знайте же, грубые сердцем, что и крестьянки чувствовать умеют.

Но увы! Сколь часто неблагодарность, сия змея, на груди человеческой отогретая, свивает себе гнездо в душах существ обожаемых.

Сей серенький козлик был склонен более к опасностям жизни бурной, нежели к прелестям мирного существования селянина на лоне сладостной Натуры под кущами зелёных садов, среди цветущих дерев и приятного ручейков лепета.

В чаще непроходимых дубрав нашёл серенький козлик погибель свою от острых когтей и зубов косматого чудовища лесов Гиперборейских – серого волка. Лишь в знак любезной памяти дружбы и умиления сердечного оставило оное чудовище бедной старушке, горькие слёзы в тиши ночной проливавшей, рожки и ножки существа, столь горячо любимого и столь печально погибшего.

А кто – вот так:

У старой женщины, бездетной и убогой,
Жил козлик серенькой, и сей четвероногой
В большом фаворе у старушки был.
Спал на пуху, ел сытно, пил допьяна,
Вставал за полдень, а ложился рано:
Ну, словом, жил
И не тужил.
Чего же более? Но вот беда –
Мы жизнью недовольны никогда:
Под сению дерев на вольной воле
Запала мысль козлу прогулку совершить,
И, не раздумывая доле,
В соседний лес козёл спешит.
Он только в лес – а волк из лесу шасть!
В глазах огонь, раскрыл грозящу пасть –
И от всего козла осталося немножко:
Лишь шерсти клок, рога да ножки.

Сей басни смысл не трудно угадать:
Не бегай в лес, коль дома благодать.

4. Темы эссе и рецензий:

А) Эссе:

Детская поэзия Д. Хармса
Российская вариация Гарри Поттера (Д. Емец, А. Жвалевский и И. Мытко)
Детство в современной русской поэзии
Проза и поэзия серебряного века для детей.
Юношеские стихи М. Цветаевой и выражение в них ценности детства
Проблемы современной школы в искусстве кино
Мир природы и животных в литературе для детей
Смеховая культура в творчестве для детей
Экранизация повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом

Любимые книги моего детства

Что бы я хотел читать своему ребёнку?
Любимый герой детской литературы.
Полезна или антипедагогична литература про шалунов?
Чем объяснить популярность детской книги?
Тема детской свободы (М. Веллер. Правила всемогущества. Тест)

 

Б) Рецензия на прочитанную книгу по плану:

  1. Автор. Название. Место издания. Год издания.
  2. Проблематика.
  3. Жанр.
  4. Сюжет, конфликт, композиция.
  5. Повествователь.
  6. Система образов героев, тип главного героя.
  7. Художественное своеобразие.
  8. Адресат книги.

 

I. Задания на закрепления теоретических знаний

И практических навыков

1. Усвоение терминологического аппарата:

Сентиментализм - Умонастроение в западно-европейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века.

Романтизм - явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного[1] классицизму и Просвещению.

Реализм - правдивое изображение реальной действительности.

Сатира - В своем историческом происхождении именно в древней римской литературе сатира есть произведение поэтическое, лирическое стихотворение более или менее значительного объёма, в котором мы находим более или менее отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений. От сатиры по определенно личному содержанию нападений и обличений в произведении следует отличать памфлет и пасквиль; последний характеризуется более всего моральной нечистотой побуждений автора в его нападении и обличениях против того или другого лица, тогда как памфлет — иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественной сатирой против определенного лица, стоящей на всей высоте ответственного свободного слова. В связи с этим моральным и общественным содержанием сатиры находится и художественная её ценность в зависимости от соответствия между её лирическим подъемом и высотою идеала сатирика, с одной стороны, и между значительностью обличаемого явления — с другой. Лирическая субъективная окраска в отношении к типам и явлениям обычно лишает сатиру объективно художественного значения и зачастую придает ей мимолетный характер.

Гротеск - вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

Классика - корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи.

Постмодернизм - термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

Цитатность - Точная дословная выдержка из какого-либо текста, высказывания.

Остранение - термин, введённый В. Б. Шкловским первоначально для обозначения принципа изображения вещей у Л. Н. Толстого (в качестве примера он приводит описание оперы в романе «Война и мир»):

Рефлексия - философское понятие, характеризующее форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ.

Анализ - операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека. В литературе представляет собой разделения произведения на части и последующее сопоставление их с определенной литературной классификацией например идея, тема, смысл а так же сравнение с другими произведениями.

 

2. Составление библиографического описания и отзыва о прочитанной книге.

 

Интерпретация

А) Сравните два стихотворения об осени – Ф.И. Тютчева (1857) и Т. Кибирова (1993).

 


Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, -

 

Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…


 

ы****

 


Осень настала. Холодно стало.
И в соответствии с этой листвой
екнуло сердце, сердце устало.
Нету свободы - но вот он, покой!

Вот он! Рукою подать и коснешься
древних туманов, травы и воды.
И охолонешь. И не шелохнешься.
И не поймешь, далеко ль до беды.

Осень ты осень, моя золотая!
Что бы такого сказать о тебе?
Клен облетает. Ворона летает.
Мокрый окурок висит на губе.

Как там в заметках фенолога? – птицы
в теплые страны, в берлогу медведь,
в Болдино Пушкин. И мне не сидится.
Все бы мне ныть, и бродить, и глядеть.

 

Так вот и скажем - в осеннем убранстве
Очень красивы поля и леса!
Дачник садится в общественный
транспорт
И уезжает. И стынет слеза.

 

Бродит грибник за дарами природы.
Акционерный гуляет колхоз.
Вот и настала плохая погода.
Сердце устало, и хлюпает нос.

 

Так и запишем - неброской красою
радует глаз Воскресенский район,
грязью густою, парчой золотою
и пустотой до скончанья времен <...>

Стелется дым. В среднерусских
просторах
я под дождем и под ветром бреду.
Видно, прощаюсь с какой-то Матерой
или какого-то знаменья жду.

Слабое сердце зарапортовалось,
Забастовало оно, завралось.
Вот и осталась мне самая малость.
Так уж сложилось, вот так повелось.

Что тут поделаешь - холодно стало.
Скворушка машет прощальным крылом.
Я ж ни о чем не жалею нимало.
Дело не в этом. И речь не о том.

 


Сопоставьте тематику и пафос обоих стихотворений. Отметьте различия в языке и стиле. Что «выдает» в стихотворении Кибирова его принадлежность к концу ХХ века (кроме, конечно, соответствующей лексики)?

 

 

Б) Пародия – тоже интерпретация. Чем пародия отличается от подражания? Сформулируйте жанровые признаки пародии. На какие стихотворения А.А. Фета написана пародия Д. Минаева? Что именно пародируется?

 


Чудная картина!
Грезы всюду льнут;
Грезит кустик тмина,
Грезит сонный пруд,
Грезит георгина.
Даже, как поэт,
Грезит у камина
Афанасий Фет.
Грезит он, что в руки
Звук поймал – и вот
Он верхом на звуке
В воздухе плывет,
Птицы ж щебетали:
«Спой-ка нам куплет
О «звенящей дали»,
Афанасий Фет»


Темы эссе, рецензий

А) Написать рецензию на одну из книг:

А. Битов. «Пушкинский дом»

Вен. Ерофеев. «Москва – Петушки»

Е. Попов. «Мастер Хаос»

В. Пьецух. «Государственное дитя»

Д. Галковский. «Бесконечный тупик»

А. Коровлев. «Человек-язык», «Эрон», «Голова Гоголя»

Т. Толстая. «Кысь», «Сюжет», «Лимпопо»

В. Шаров. «Репетиция», «До и во время», «Старая девочка»

Б) Написать эссе:

 

Пушкинские мотивы и образы в современной литературе (Ю. Буйда. Синдбад-мореход)

Сознательная проекция на литературную модель: В. Пьецух. Крыжовник. Наш человек в футляре. Уважаемый Антон Павлович

Роман В. Брюсова «Огненный ангел»: прототипы персонажной структуры

Человек, история, искусство в «Итальянский стихах» А. Блока

Творчество А.С. Пушкина и ценности современного «ночного», хаотично-безумного мира (Т. Толстая. «Ночь»)

Модель творческого пути А.С. Пушкина («Сюжет» Т. Толстой)

Второе пришествие («Лимпопо» Т. Толстой)

Город Глупов В. Пьецуха: ирония и пессимизм автора

Концепция «роевой жизни» Л. Толстого и «самотечности жизни» В. Маканина

Русская классика на страницах рассказа «Кавказский пленный» В. Маканина (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский)

Современные интерпретации романа В. Брюсова «Огненный ангел»: опера С. Прокофьева в постановке Большого или Мариинского театра.

ТЕМА 4.

I. Задания на закрепления теоретических знаний

И практических навыков

2.Усвоение терминологического аппарата:

Анализ - операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека. В литературе представляет собой разделения произведения на части и последующее сопоставление их с определенной литературной классификацией например идея, тема, смысл а так же сравнение с другими произведениями.

Интерпретация - индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения (вообще говоря, не определяемая однозначно замыслом автора): интерпретация роли актёром, интерпретация музыкального произведения пианистом и т. п.

мегатекст,- совокупность текстов, которые воспринимаются или исследуются как единое дискурсивное целое, пронизанное общими темами, лейтмотивами, архетипами, символами, ключевыми словами, стилевыми приемами. Например, мегатекст немецкого романтизма, или мегатекст китайской пейзажной лирики, или мегатекст "лишнего человека" в русской литературе. Мегатекст - это субстанциальный термин, определяющий содержательно объем того текстуального целого, в рамках которого рассматриваются индивидуальные тексты.

образ, всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.

мотив, простейшая составная часть сюжета;

стихосложение, учение о принципах стихотворной организации речи — стиховедение; то есть как способ организации звукового строения речи, в котором речь делится на стихи и прозу.

в более точном смысле, конкретный комплекс особенностей организации стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы.

размер,(или метр) мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп, объединённых иктом, главным ритмическим ударением.

ритм, закономерное чередование подобных друг другу явлений, сменяющихся во времени, определенный порядок в движении. Ритму принадлежит важная роль в различных природных процессах и в разных сферах человеческой деятельности, особенно в музыке и танце, в искусстве слова. В художественной литературе представлены два оригинальных типа ритмической организации в различных системах художественной речи - в стихе и в прозе.

рифма, созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство. В отличие от аллитерации и ассонанса (которые могут возникать в любом месте текста), рифма определяется позиционно (положением в конце стиха, захватывающим клаузулу).

тропыв художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.,

строфа, сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой.

стих. художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т. п.);

строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу («да помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха»).

 

2.Составление библиографического описания и отзыва о прочитанной книге.

 

Плач луны

 

Я – око покоя,

Я – дали ладья,

Я чуть узорю розу тучи,

Я, радугу лугу даря!

Я – алая,

Я – и лилия,

Веду, Сильвана, в лесу дев,

Я, еле лелея,

Небес эбен.

3. Интерпретация художественного текста:

Темы эссе

 

Экспериментальная русская поэзия: истоки явления

Влияние виртуальной поэзии на традиционную форму.

Поэт читающий: традиция поэтических диспутов и формы поэтических состязаний на рубеже 21 века.

Театр поэтов: традиции и новаторство

Поэзия и музыка: способы взаимодействия (на материале творчества Псоя Короленко)

Современная русская поэзия в Интернете

Современная русская поэзия и клубная культура: элитарное и массовое

Поэтический андеграунд: вызов советской системе, ценностям, мышлению (Н. Коржавин, И. Бродский, Б. Чичибабин)

«Экзотичность» Н. Гумилева: поэтика бытового поведения и поэтические мотивы
Персоналии (по выбору)

6. Мини-презентация: « Портрет гения» по плану:

- Психологические особенности творческих личностей.

- Искусство как форма познания сущности человеческой личности.

- Кого Вы считаете гением в литературе?

- Создайте презентацию, посвященную этому писателю (поэту).

Литерату



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.218 с.)