Составитель: докт. пед. наук, проф. Т.Б. Гребенюк 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составитель: докт. пед. наук, проф. Т.Б. Гребенюк



РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. КАНТА

Институт современных образовательных технологий

кафедра педагогики и психологии

 

«Утверждаю»

Директор ИСОТ

____________ к.и.н., доц. Н.Ю. Никулина

«____» _____________ 2008 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

Педагогическая психология

для направления бакалавр педагогики

факультета

отделение дневное

2 курс, 4 семестр

Лекции 38часов, практические занятия 38 часов

Экзамен 4 семестр

Составитель: докт. пед. наук, проф. Т.Б. Гребенюк

Данная программа утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии «___» _________________ 200__ года, протокол № ____.

Зав. кафедрой,

д.п.н., профессор __________________ Т.Б. Гребенюк


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа дисциплины «Педагогическая психология» разработана для студентов 2 курса очного отделения - бакалавров педагогики. В системе дисциплин учебного плана по подготовке бакалавров педагогическая психология представлена как одна из профессиональных дисциплин.

Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в культуру их будущей профессиональной педагогической деятельности. Знания по педагогической психологии помогут формированию целостного представления будущих педагогов об индивидуальных особенностях и личностных качествах субъектов педагогического процесса, как факторе успешности овладения и осуществления ими учебной и профессиональной деятельности, будут способствовать развитию основных педагогических компетенций.

 

Педагогическая психология включает следующие вопросы (в соответствии с ГОСТом):

- Психологические основы модернизации образования.

- Ключевые компетентности и их развитие в процессе школьного обучения. Психологическая компетентность в структуре личности и деятельности учителя.

- Передача общественного опыта и адаптация человека. Подражание, учение, обучение, научение. Модели обучения (познавательная, коммуникативная, кибернетическая). Обучение и развитие.

- Учебная деятельность. Ученик как субъект учебной деятельности. Мотивы учения, способы учения, активность и ответственность. Ключевые компетентности и их развитие в процессе школьного обучения.

- Психологическая поддержка и помощь детям в процессе обучения и воспитания. Психологические основы воспитания в условиях модернизации образования. Психология взаимодействия в системе: учитель — ученик — класс.

- Типы неуспевающих учащихся. Психологические детерминанты отставания в учении.

- Психологические характеристики профессии учитель. Профессионально важные качества. Педагогические способности. Личностные характеристики учителя и их влияние на процесс и результат труда. Профессиональное самосознание и самосознание педагога.Психологическая компетентность в структуре личности и деятельности учителя.

- Сотрудничество педагога и психолога в осуществлении психолого-педагогического консультирования родителей.

 

Цель данного курса состоит в обеспечении у будущих педагогов теоретической и практической готовности к научно обоснованной организации педагогического процесса, к решению таких современных проблем образования, как целостное развитие ребенка, развитие индивидуальности и личности ребенка в педагогическом процессе, проблемы индивидуализации и дифференциации обучения и др. Достижение данной цели невозможно без обеспечения достаточного научного представления о педагогической деятельности.

Важным является формирование у студентов профессионально значимого понятия «педагогическая компетентность», которое включает научный анализ педагогической деятельности и отражает взаимосвязи этой деятельности с учебной деятельностью. Изучение данного понятия позволит с современных позиций представить закономерности и особенности педагогической деятельности, позволит сориентировать студентов в формировании у себя как будущих педагогов необходимых профессионально значимых умений, личностных свойств и качеств, в развитии у себя педагогических способностей.

Педагогическая психология как учебный курс служит тому, чтобы каждый будущий педагог проникся значением проблемы взаимосвязи и взаимообусловленности обучения и развития, над которой работали многие выдающиеся психологи (Ж. Пиаже, Э. Торндайк, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская и др.). Это поможет осознать современные теоретические основы построения содержания образования, методики и организации учебно-воспитательного процесса, научно обоснованно подойти к формированию у себя педагогических умений, к самоанализу своей профессиональной готовности.

В основной части Рабочей программы представлено содержание курса по семи темам, требования к усвоению знаний, описание семинарских, практических и лабораторных занятий, вопросы для самоконтроля, темы рефератов, вопросы к зачету, список основной и дополнительной литературы.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

Студент должен понимать:

· Специфику предмета и объекта изучения педагогической психологии

· Цели и задачи развития сфер индивидуальности субъектов педагогического процесса

· Сущность гуманистического подхода в воспитании и обучении ребенка

· Закономерности- психологический механизм аттракции, соотношение развития и обучения, управление познавательными процессами, влияние одного человека на другого, психологические механизмы формирования личности

 

Студент должен знать:

Основные категории, понятия, теории, концепции психологии обучения и воспитания:

· понятия - педагогическая деятельность, педагогическая компетентность, педагогические умения, классификации педагогических умений, педагогические способности, педагогический стиль, учение, научение, учебная деятельность, учебная задача, учебные действия, конфликт;

· теории и концепции - развивающего обучения, учебной деятельности, формирования мотивации учения, формирования индивидуальности;

· современные проблемы педагогической психологии - психическое здоровье ребенка, индивидуализация и дифференциация обучения, неуспеваемость школьника, компьютеризация обучения, развитие психики и личностных свойств и качеств школьника, индивидуальность преподавателя (самоактуализация, самосовершенствование).

· способы и приемы эффективного взаимодействия субъектов педагогического процесса: приемы вербального и невербального общения, приемы аттракции, способы установления взаимопонимания с учащимися, приемы управления познавательными процессами (мышлением, памятью и др.) и психическими состояниями (мотивационными, эмоциональными, волевыми и др.), способы и приемы формирования учебной деятельности, индивидуальности, личности в педагогическом процессе, способы педагогической диагностики развития ребенка.

 

Студент должен уметь:

· объяснять на основе закономерностей развитие ребенка в процессе обучения и воспитания

· иллюстрировать психологические теории примерами из школьной практики

· проводить психологический анализ процесса обучения и воспитания

· проводить наблюдение за психическими состояниями школьника в педагогическом процессе

· проводить самодиагностику педагогических способностей, свойств и качеств личности

· определять на основе анализа деятельности учителя его педагогический стиль, уровень его педагогического мастерства, стиль общения, приемы и способы воздействия на психические состояния учащихся, выявлять приемы управления познавательными процессами

· Развивать у себя навыки психологического анализа механизмов и условий обучения и воспитания

· Владеть современными образовательными технологиями, способами организации учебно-воспитательной деятельности, формами и методами контроля качества образования

· Обосновывать свою позицию в ситуации выбора различных образовательных подходов

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п темы всего час ов Из них
аудит. занятия лекции Семи нары практические индивидуальные сам. работа
  Педагогическая психология как наука и учебный предмет              
  Педагогическая деятельность              
  Учебная деятельность              
  Профессиональные, психологические и личностные качества учителя              
  Психология воспитания              
  Психологические основы развивающего обучения. Обучение и развитие.              
  Современные проблемы педагогической психологии. Модели обучения.              
  Экзамен              
  всего              

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Тема 1. Педагогическая психология как наука и учебный предмет.

Предмет и объект педагогической психологии. Основные категории и концепции педагогической психологии. Передача общественного опыта и адаптация человека. Подражание, учение, обучение, научение. Связь педагогики и психологии. Цель и задачи курса педагогической психологии.

Тема 2. Педагогическая деятельность.

Психологическая структура деятельности учителя. Характеристика основных функций педагогической деятельности (диагностика, целеполагание, отбор средств педагогического и психологического воздействия, анализ текущих результатов и корригирование действий, оценивание, управление познавательными процессами и межличностным общением). Характеристика педагогических умений (гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных, исследовательских). Приемы управления познавательными процессами и общением. Мотивационное обеспечение педагогического процесса. Создание его эмоциональной основы. Формирование учебной деятельности как цель деятельности учителя. Формирование индивидуальности и личности школьника как цель педагогической деятельности.

Тема 3. Учебная деятельность.

Понятие учебной деятельности (структура, основные компоненты, связи между ними). Мотивационный, содержательный и процессуальный аспекты учебной деятельности. Учебная задача. Учебные действия. Самоконтроль и самооценка. Методика формирования учебной деятельности. Условия успешного овладения учащимися учебной деятельностью (межпредметные связи, преемственность, кооперирование усилий педагогов и школьных психологов и др.).

Тема 4. Профессиональные, психологические и личностные качества учителя.

Понятие профессиональной компетентности учителя (педагогические знания и умения, психологические качества учителя, педагогическое общение, личность и индивидуальность учителя и др.). Общение как компонент педагогической компетентности (структура, стили общения, приемы аттракции, понимание сути конфликтной ситуации, предупреждение и разрешение конфликтов). Мотивы педагогической деятельности. Педагогические способности. Педагогическая культура учителя. Психология педагогического коллектива.

Тема 5. Психология воспитания.

Основные понятия психологии воспитания. Психологические механизмы формирования личности. Психологические аспекты воспитательных технологий. Соотношение обучения и воспитания. Психологическая поддержка и помощь детям в процессе обучения и воспитания. Психологические основы воспитания в условиях модернизации образования. Психология взаимодействия в системе: учитель — ученик — класс.

Тема 6. Психологические основы развивающего обучения. Модели обучения.

Проблема соотношения обучения и развития. Теории развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Развитие психических сфер ребенка в процессе обучения. Развитие познавательных способностей школьника. Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. Теория умственного развития Н.А. Менчинской. Модели обучения (познавательная, коммуникативная, кибернетическая).

Тема 7. Современные проблемы педагогической психологии.

Индивидуализация и дифференциация обучения. Гуманизация образования. Психологические аспекты компьютеризации обучения. Сотрудничество педагога и психолога в осуществлении психолого-педагогической поддержки учащихся, психолого-педагогического консультирования родителей.

 

 

Требования к организации работы студента

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Ход занятия

1. Просмотр видеозаписи урока и его анализ:

- ставились ли перед учащимися учебные задачи? Какие?

- были ли ситуации, когда необходимость в постановке учебной задачи возникала, но не была реализована?

- какие учебные задачи можно было бы предложить в этих ситуациях?

2. Обсуждение составленных студентами формулировок учебных задач.

3. Демонстрация ситуаций (способов) постановки перед учащимися учебных задач.

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ( к теме 4)

 

Тема: Психологические особенности профессиональной деятельности и личности учителя

Цели: 1) обеспечить углубленное представление о психологических особенностях учительской профессии, о профессиональных качествах личности учителя;

2) способствовать формированию профессиональной мотивации, профессиональной компетентности;

3) продолжить развитие учебной деятельности в единстве с профессиональной.

 

План занятия

1. Постановка учебных задач для студентов (научиться определять и различать типы учителей, стили педагогической деятельности на основе теории и на практике; совершенствовать умения по работе с научной литературой, умения выступать с научными сообщениями, ставить вопросы, рецензировать).

2. Темы для выступлений:

2.1. Психологическая характеристика личности учителя (профессионально значимые свойства и качества личности). Индивидуальность учителя.

2.2. Типологии учителей.

2.3. Индивидуальный стиль деятельности учителя.

3. Вопросы для обсуждения докладов:

- какие черты отличают учителя от любого другого профессионала?

- какой по характеру и стилю деятельности учитель предпочтительнее для работы с подростками, со старшими школьниками?

- какая классификация в большей степени отвечает современным требованиям к личности учителя, его профессиональной деятельности?

- какой фактор (какие факторы) являются определяющими в становлении индивидуального стиля деятельности учителя?

- может ли меняться индивидуальный стиль педагогической деятельности?

- чем отличается индивидуальность от личности учителя?

- какие качества психических процессов особенно важны для педагогической деятельности?

- каким Вы видите свой будущий стиль деятельности как преподавателя? Как классного воспитателя?

4. Просмотр видеозаписей уроков. Задания для студентов:

- определите стиль педагогической деятельности учительницы;

- сравните деятельности разных учителей по стилю: что общего и чем они отличаются?

 

Рекомендуемая литература: №№ 5,6, 85 - 96.

 

СЕМИНАР (к теме 4)

 

Тема: Психология педагогического коллектива

Цели: 1) обеспечить углубленное усвоение психологических основ педагогического коллектива;

2) способствовать развитию профессиональных качеств личности учителя как члена педагогического коллектива;

3) способствовать осознанию значимости педагогического коллектива в жизни и деятельности учителя.

 

План занятия

 

1. Постановка учебных задач для студентов (научиться оценивать свое место в коллективе, свои взаимоотношения в коллективе учебной группы; определить свои действия по вхождению в трудовой коллектив школы).

2. Темы для выступлений:

2.1. Педагогический коллектив, его функции и структура.

2.2. Психологические аспекты организации коллектива.

2.3. Психологические аспекты стимулирования труда.

3. Вопросы для обсуждения:

- каковы особенности современного педагогического коллектива?

- влияет ли статус учебного заведения на функции и структуру педагогического коллектива?

- каковы психологические механизмы существования педагогического коллектива?

- благодаря чему оказывает влияние на коллектив его руководитель?

- оказывает ли влияние на коллектив любой из его членов и благодаря чему?

- как вы относитесь к понятию «психологический климат в педагогическом коллективе»?

4. Мини-сочинение «Мои действия при вхождении в педагогический коллектив школы».

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1979.

2. Караковский В.А. Директор - учитель - ученик. - М., 1989.

3. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984.

4. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М., 1984.

5. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. - М., 1990.

6. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. - М., 1982.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (к теме 6)

План занятия

 

1. Постановка учебных задач для студентов (овладение знанием психологических механизмов развития человека; совершенствование собственной учебной деятельности; продолжение формирования профессиональной мотивации).

2. Темы для сообщений и выступлений:

1. Формирование индивидуальности школьника в педагогическом процессе:

2. Мотивация поведения школьников и ее развитие.

3. Развитие интеллектуальной сферы: педагогическая диагностика, средства и приемы.

4. Развитие эмоционально-волевых устремлений детей.

5. Психологические основы развития личностных свойств школьника. Роль школы, семьи и общества в развитии личности.

3. Вопросы для обсуждения:

· что характерно для мотивов поведения детей?

· каковы механизмы развития эмоционально-волевых устремлений?

· какую роль играет в развитии индивидуальности и личности школьника саногенное и патогенное мышление?

· каковы причины застенчивости школьников?

· каковы способы преодоления застенчивости?

· какова роль индивидуальности учителя в развитии личности и индивидуальности школьников?

· каково значение конфликтов в развитии индивидуальности и личности школьника?

 

Рекомендуемая литература: №№ 5,20, 29, 56, 58, 65, 69, 70, 78, 88, 94, 102 - 107.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Лабораторное занятие №8

Тема: Коммуникативная деятельность учителя на уроке.

Задания:

1. Провести наблюдение трех разных уроков и составить подробный протокол.

2. Проанализировать каждый урок с точки зрения коммуникативной деятельности учителя:

– какие коммуникативные приемы использовал учитель на каждом уроке, зависело ли применение этих приемов от учебного предмета;

– какие приемы аттракции были использованы, насколько результативными они оказались;

– стремился ли учитель к фасилитации;

– было ли установлено взаимопонимание учителя с учащимися, по каким фактам вы судили об этом.

3. Составить краткий письменный отчет о выполнении задания. Ответы на поставленные выше вопросы можно представить текстом. Сделайте выводы относительно стиля общения учителя.

Методические рекомендации к организации лабораторных работ

Выше приведены описания лабораторных заданий по педагогической психологии (они объединены одной темой «Педагогическая деятельность»), направленных на изучение влияния педагогической деятельности на развитие психических свойств личности. Организация занятий состоит в следующем: студенты распределяются на малые группы, выбирают одно из заданий и выполняют его в школе (при этом они могут по-разному разделить работу между собой: а) все вместе одновременно проводят наблюдения по разным направлениям и объединяют полученные результаты для выводов; б) каждый проводит наблюдение на одном из уроков, а затем все данные сводятся в общую характеристику; и т.д.). К назначенному сроку студенты готовят свои сообщения по результатам выполнения задания, наглядную информацию, ответы на предполагаемые вопросы. На конференции каждая малая группа докладывает о своей работе и ее результатах, отвечает на замечания, вопросы и предложения своих товарищей. Обсуждение направлено на то, чтобы выяснить, насколько успешно удалось студентам выполнить гностическую деятельность, предусмотренную заданиями; насколько владеют студенты коммуникативными умениями; насколько успешной оказалась их собственная учебная деятельность.

 

 

2. ТЕМАТИКА УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ ПО КУРСУ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

  1. Что важнее в процессе обучения – интеллект или мотивация?
  2. Роль эмоций и чувств в процессе учебной деятельности.
  3. Нужен ли самоконтроль в учении?
  4. Каковы возможности учебного предмета (любого – на выбор) в развитии индивидуальности школьника?
  5. От чего зависит позиция учащегося как субъекта учебной деятельности?
  6. Возможно ли развить способности ученика в процессе обучения за два месяца?
  7. Компетенции и компетентность современного школьника (класс – на выбор).
  8. Способы предъявления и переработки учебной информации (раздел учебной дисциплины – на выбор).
  9. Можно и нужно ли развивать рефлексивные способности у школьников на уроках?
  10. Исследование мотивации изучения биологии (Школа, класс – на выбор).
  11. Исследование памяти и способов ее развития в процессе обучения.
  12. Исследование внимания и факторов внимания в процессе обучения.
  13. Исследование эмоциональных состояний школьников на уроке.
  14. Исследование особенностей самооценки у школьников разного пола, возраста и т.д.
  15. Исследование общеучебных умений у школьников (умений выделять главное, сравнивать, обобщать и др.).
  16. Разработать дидактическую игру (раздел, тема, класс – на выбор).
  17. Разработать проект проблемного урока.
  18. Разработать проект внеклассного занятия по предмету.
  19. Экскурсия: ее обучающая, развивающая и воспитывающая функции.
  20. Психологический портрет современного преподавателя (на материале эмпирического исследования).

Методические рекомендации к разработке учебных проектов

Выбор данной формы самостоятельной работы осуществляется добровольно, так же как и реферата. Однако в отличие от написания реферата (индивидуальная работа) разработка учебного проекта может выполняться в составе малой группы – 2-3- человека (не более). Разработка учебного проекта предполагает поиск информации, ее переработку, структурирование и оформление как в текстовом варианте, так и в электронном для презентации. Обсуждение учебных проектов проводится либо на отдельном занятии (если их подготовлено достаточно много), либо на соответствующих по темам семинарах.

Темы рефератов

1. Индивидуальность школьника.

2. Развитие индивидуальности школьника в процессе обучения.

3. Готовность ребенка к обучению в школе.

4. Психологические основы урока.

5. Мотивационная основа процесса обучения.

6. Формирование мотивации учения в школе.

7. Особенности учебной деятельности школьников.

8. Целеполагание в деятельности учителя и учащихся.

9. Самооценка школьника в учении.

10. Формирование учебных действий у школьников.

11. Умственное развитие как проблема педагогической психологии.

12. Диагностика умственного развития учащегося в учебной деятельности.

13. Формирование интеллектуальных умений у школьников в процессе обучения.

14. Развитие интеллектуальной сферы в школьном возрасте.

15. Управление эмоциональными состояниями детей на уроке.

16. Влияние на сферу чебноуляции учащихся в процессе обучения.

17. Возможности процесса обучения в развитии памяти школьников.

18. Развитие волевых усилий в учебном процессе.

19. Управление вниманием детей на уроках.

20. Развитие познавательной самостоятельности у школьников.

21. Развитие творческого воображения в процессе обучения.

22. Формирование умения выделять главное в учебном материале.

23. Характеристика учебной деятельности слабоуспевающих школьников.

24. Особенности учебной деятельности способных детей.

25. Работа с одаренными школьниками в процессе обучения.

26. Роль апперцепции в обучении школьников.

27. Совместная учебная деятельность.

28. Роль межпредметных связей в формировании чебно-познавательных мотивов.

29. Формирование общеучебных умений в процессе обучения.

30. Связь игровой и учебной деятельности.

31. Формирование умения планировать свою деятельность у младших школьников.

32. Проблемные ситуации как средство развития индивидуальности учащегося.

33. Профессиональная компетентность учителя.

34. Педагогические умения и способности.

35. Индивидуальность учителя.

36. Индивидуальный стиль деятельности учителя.

37. Формирование индивидуальности школьника.

38. Общение учителя и учащихся на уроке.

39. Роль аттракции в процессе обучения.

40. Профессиональные свойства и качества личности учителя.

41. Психология педагогического коллектива.

42. Конфликтные ситуации на уроках в школе.

43. Предупреждение и разрешение конфликтов в педагогическом процессе.

44. Формирование научных понятий и представлений у школьников.

45. Психологические механизмы развивающего обучения.

46. Психологический аспект компьютеризации обучения.

47. Вклад Н.А. Менчинской в развитие педагогической психологии.

48. Научная деятельность Б.П. Ананьева.

49. Психологические основы процесса обучения в трудах В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

50. Проблемы педагогической психологии в зарубежной теории и практике.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

 

Данный вид работы предлагается студентам как обязательный для всех. Эта работа осуществляется в течение 16 часов аудиторных занятий в компьютерном классе и 16 часов внеаудиторной работы (в библиотеках, дома и др.). Она организуется после изучения студентами курса «Педагогическая психология» на завершающем этапе. Предварительно на занятии со студентами вырабатывается представление об учебных модулях (назначение, роль в образовательном процессе, структура, обязательные элементы, демонстрируются примеры учебных модулей и др.). Студенты осуществляют выбор дидактических единиц и получают первые консультации преподавателя по разработке замысла учебного модуля по выбранной теме.

 

Задания для развития профессионально важных свойств и качеств

Педагога

Данный материал носит элективный характер и предлагается студентам для развития их готовности к профессиональной деятельности.

Упражнения, задания и задачи для развития
педагогического мышления

1. Представьте, что ученик во время беседы молчит всякий раз, когда вы его привлекаете к ответам. Какой из известных приемов вы используете: 1) предлóжите свою подсказку; 2) попросите учащихся помочь; 3) зададите наводящий вопрос;
4) подбодрите, выразите уверенность в возможностях ученика; 5) потребуете ответа; 6) используете опору на общественное мнение («Тебя ждет весь класс!» или «Все ребята хотят, чтобы ты ответил!» и т.п.); 7) выразите досаду, неудовольствие. Назовите другие приемы, которые можно использовать в этой ситуации. Объясните, какое действие способен оказать выбранный вами прием и почему. В каком случае каждый из названных приемов целесообразен?

2. Представьте, что младший школьник во время урока достал яблоко и стал его есть. Что лучше предпринять: 1) не обращать внимания; 2) сделать замечание; 3) жестами показать, что он не тем занимается; 4) подойти и, не привлекая внимания других детей, сделать замечание; 5) что еще? Обоснуйте свои действия.

3. Если дети пришли на урок после занятий физкультурой очень возбужденные, то что вы предпримете для установления порядка и дисциплины: 1) строго предъявлю требование; 2) дам возможность успокоиться в течение некоторого времени; 3) использую интересный рассказ, чтобы обеспечить тишину и внимание детей; 4) попрошу дежурных установить дисциплину в классе; 5) накажу особенно активных и непослушных учеников; 6) не обращая внимания на шум, дам задание для самостоятельной работы и укажу время ее выполнения; 7) использую видеозапись телепередачи; 8) начну проверять домашнее задание; 9) дам проверочную работу. Что еще можно предпринять? Какие приемы установления порядка в классе являются, по-вашему, эффективными? Что влияет на их выбор? Поясните на примерах.

4. Что следует предпринять, если большинство учащихся не поняли ваше объяснение нового материала: 1) все повторить;
2) выяснить, что именно учащимся непонятно, и объяснить именно эти моменты; 3) использовать дополнительные наглядные средства (опорные схемы, таблицы и пр.); 4) предложить хорошо успевающим ученикам повторить объяснение; 5) разбить новый материал на части и провести пошаговое объяснение; 6) использовать при повторном объяснении больше примеров, иллюстрирующих сложный теоретический материал. Что еще можно предпринять? Определите, в каких случаях названные приемы окажутся наиболее эффективными.

5. Если ученик не выполнил домашнее задание, то чем бы вы это объяснили, прежде чем выяснять причину у него самого? Назовите возможные причины.

6. Как могут повести себя учащиеся на уроке, если во время ответа ученика с улицы неожиданно донесется «кукареканье»? Что вы предпримете?

7. Предложите возможные способы создания радостного настроения у детей в начале урока, в конце урока, в конце учебного дня.

8. Если дети во время выполнения группового задания ссорятся, что вы предпримете: а) сделаете строгое замечание и потребуете порядка; б) вмешаетесь в работу группы и выясните причину раздора, а затем разрешите конфликтную ситуацию; в) обратитесь к лидеру группы и предложите ему решить конфликт; г) лишите группу права выполнять учебное задание; д) напомните группе о том, что с нее будут сниматься баллы из-за нарушения порядка. Что еще можно предпринять? Что окажется более эффективным?

9. Попробуйте представить ситуации на уроке, когда учитель может проявить «детскость», детскую непосредственность, искренность.

10. Назовите возможные способы, с помощью которых вы можете установить причины опозданий ребенка в школу.

11. Если дети чихают во время уроков, следует ли желать им здоровья или лучше не обращать на это внимания?

12. Очень часто учащиеся не совсем правильно понимают домашнее задание. Что может сделать учитель, чтобы обеспечить осмысленность и правильность понимания домашнего задания? 1) применить сочетание способов предъявления домашнего задания (запись на доске, комментирование, образец выполнения или оформления, проверочная беседа с учащимися и др.); 2) предложить средства для самоконтроля результатов домашней работы; 3) организовать групповую работу дома; 4) снабдить учащихся ксерокопиями домашнего задания. Что еще?

13. Какой вопрос учителя при подведении итогов урока поможет детям выделить в уроке главное и определить основные результаты их учебной деятельности: а) что вы делали на уроке? Б) что нового вы узнали на уроке? В) что вам понравилось на уроке? Г) чему вы научились сегодня?

14. Что бы вы использовали при оформлении классной доски, чтобы новый материал стал для учащихся сюрпризом?

15. Сюжеты каких сказок вы использовали бы для изучения нумерации чисел?

16. Какие задания можно предложить учащимся, чтобы они не смешивали понятия «буква» и «звук», «число» и «цифра» и т.п.?

17. На уроке математики учительница предложила детям провести «эксперимент»: к доске приглашаются ученики (по двое), желающие одновременно, независимо друг от друга, решить один и тот же пример разными способами. Примеры включают сложение двузначных и трехзначных чисел. Один из учеников решает пример способом «сложение в строчку», другой – «сложение в столбик». Затем выходят другие пары учеников и решают другие примеры разными способами. Вопрос: на что может быть направлен «эксперимент»? Как можно использовать этот «эксперимент» в дальнейшей работе на уроке при изучении новой темы «Умножение столбиком»?

18. Ученик опаздывает в класс к началу урока. Открыв дверь, идет к своему месту. Учительница останавливает его, разъясняет, что во время урока прежде чем войти и пройти на место, нужно спросить разрешения. «А кроме того, если вы в гости приходите, то стучите в дверь, правда, ребята?» – обращается она к классу. Юра выходит в коридор, стучит в дверь. «Кто это к нам пришел?» – спрашивает учительница. Юра входит, «по всем правилам» беседует с учительницей, проходит на место. Детям игра понравилась. Учительница возвращается к прерванному уроку, но через некоторое время Коля поднимает руку: «Можно выйти?» Выходит из класса и тут же громко стучит в дверь. «Кто это к нам в гости пришел?» – раздается голос ученика, подражающий интонациям учительницы. В классе оживление, дети долго не успокаиваются. Урок фактически «про­пал». Чего не учла учительница? Как следовало ей поступить в данной ситуации?

19. На уроке математики ученики-шестилетки решают две задачи, составленные учителем по картинке: выкладывают решение с помощью геометрических фигур – разноцветных квадратов, треугольников. Убедившись, что большинство детей правильно выложили решение, учительница просит убрать наглядный материал и предлагает следующее задание: самостоятельно составить задачи на сложение и вычитание по другой картинке, которую она тут же прикрепила на доску. На вопрос, заданный через некоторое время: «Кто может рассказать свою задачу?» – поднялось всего несколько рук. Большинство детей занимались рассматриванием геометрических фигур: одни собирали их в аккуратную стопку и убирали в положенное место, другие просто играли, выкладывая из фигур лодочки, машины. Что вы можете предложить для исправления положения? Как следовало организовать самостоятельную работу детей, чтобы она оказалась успешной?

20. Вера К. отставала от других детей в учении. Учительница долгое время помогала ей индивидуально. Например, все учащиеся самостоятельно готовят к работе математический набор, а Вере учительница немного помогает, все пишут слог в «Прописи» три раза, а Вера – два. Дольше других Вере разрешали пользоваться линейкой при вычислениях (как наглядной опорой). И все-таки иногда проявлялось нетерпение и недовольство учителя, а вслед за тем и недовольство детей в классе медлител



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.133 с.)