Принципы «недирективного подхода» Роджерса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы «недирективного подхода» Роджерса.



Личностно-центрированный терапевт должен избегать каких бы то ни было оценочных высказываний. Он не задает вопросы в исследующей манере, не успокаивает; не критикует, не хвалит и не описывает своего клиента. Терапевт подчеркивает, что они с клиентом несут рав­ную ответственность за результат совместной работы руководс­твуется тремя принципами:

1. Не давать советов и не принимать решений за клиента.

2. Не высказывать своего отношения к тому, что клиент подает как прямо значимое для него (т.е. не хвалить, не порицать), не определять однозначно, о чем должен говорить клиент и какие он должен раскрывать переживания.

3. Не давать никаких комментариев и интерпретаций.

Клиент не должен чувствовать критики или иронии в свой адрес. Он видит только дружелюбие и желание понять, видит, что его счита­ют полноценным человеком.

Согласно личностно-центрированной позиции в работе с клиен­том, индивид сам способен определять направление своего развития. Личностно-центрированный терапевт полагается на ресурсы клиен­та.

38. Факторы, способствующие досрочному уходу из группы либо преждевременному распаду группы. Причины, за которые ответственен сам участник: - неспособность выдержать давление других участников, их негативные реакции, когда участник оказывается в положении «козла отпущения»; - ригидные психологические защиты; - критические обстоятельства жизни участника (кризисы, резкие изменения и т.д.) Причина, за которые ответственен ведущий: - недостаточная подготовка к работе; - непригодный стиль руководства группой, нарушение правила конфиденциальности, необъективное отношение к участникам группы; - стремление любой ценой угодить участникам, «нарцисстическая ранимость». Причины, связанные с отношениями между участником и терапевтом: - неприязнь друг к другу; - неправильное или агрессивное межличностное взаимодействие, терапевт не уважает участников, не обращает внимание на их потребности и уязвимость; - чрезмерная эмоциональность терапевта. Причины,связанные с групповым процессом: - появление подгрупп, особенно тех, что направлены против одного из участников; - наличие провокатора в группе, постоянно вызывающего тревогу у кого-либо из участников, особенно, когда терапевт не противодействует.

39. Психотехнология Т-группы (на примере коммуникативного тренинга). Т-группы были впервые проведены учениками К. Левина. Группы были направлены на повышение коммуникативной компетенции. В их основе лежит идея: большинство людей живет и работает в группах, но часто не отдают себе в этом отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей. К. Левин полагал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении других людей происходит в групповом контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя таким, каким его видят окружающие. Т-группа – собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они порождают своим взаимодействием. В качестве материала для обсуждения группой в процессе работы можно использовать структурированные упражнения, которые являются средством исследования индивидуальных и групповых проблем, а не самоцелью. Напр., упр. «Потерпевшие кораблекрушение».

40. Базовые психодраматические техники: «дублирование», «зеркало», «обмен ролями». Дублирование. Временное присоединение к протагонисту другого члена группы, выступающего в качестве его двойника. функция – поддержать протагониста и помочь ему выразить свое актуальное состояние, например, озвучить мысли или чувства. Дублирование может быть провоцирующим, конфронтирующим и парадоксальным. Протагонист в праве принять или отвергнуть сказанное дублем. Дублирование помогает протагонисту в его продвижении в ситуации и самосознании. Зеркало. Протагонист со стороны наблюдает за разыгрыванием поставленного им действия, его роль исполняет любой из участников группы. Член группы копирует по возможности точно или слегка акцентировано действия и речь протагониста. Благодаря этому, протагонист получает знание о себе, и его поведение изменяется. Основное предназначение техники – помочь протагонисту более объективно отнестись к своей позиции в отношениях с окружающими и увидеть свою внутреннюю ситуацию. Обмен ролями. Протагонист принимает роль своего «временного Я», а «временное Я» играет роль протагониста. Техника служит децентрации, дает возможность прожить чувства введенного персонажа «изнутри» и увидеть – благодаря вспомогательному Я собственную реакцию на него. Затем каждый возвращается в исходные роли. Может повторяться многократно.

41. Концепция «встречи» в экзистенциальной психотерапии. Встреча – решающее внутреннее переживание, имеющее значение для одного из двух индивидов, иногда для обоих. В ситуации «встречи» открывается нечто новое, становятся видны новые горизонты, пересматривается, а иногда и перестраивается личность. Такие встречи могут быть очень разнообразны, например, с человеком, который изменить мышление или большим жизненным опытом. Встреча может принести свободу от иллюзий и равнодушия, расширить духовные горизонты и придать новый смысл жизни. В результате «встречи» личность меняется, человек приходит к осознанию своих лучших скрытых способностей и начинает формировать собственное Я.

43 Форрмирование тренинговой группы. Алгоритм разработки тренинговой программы. Критерии для формирования групп могут быть разнообразными, например, возрастной признак, социальный статус, клинические характеристики. Общий принцип отбора в группы: добровольность и личная мотивация участников. Самым эффективным критерием для отбора в группу – наличие одинаковой проблемы среди всех участников (это не касается групп с проблемами межличностных отношений). Но смешанная группа больше соответствует обычной жизненной среде. Желательно, чтобы в группе были незнакомые др. другу люди. Алгоритм разработки треннинговой программы: 1 Оценка потребности в тренинге (идентификация проблемы, идентификация желаемого результата, выработка критериев оценки результата) 2 Спецификация целей тренинга, достижения кот-х снимает проблему заказчика (формулировка целей на языке заказчика, формулировка целей группой тренинга, выбор методов, подтверждающих достижение поставленной цели) 3 Моделирование треннинговой реальности в приближении к узловым моментам выявленной проблемы (выбор стратегии работы, определение последовательности шагов) 4 Выбор конкретных методов для работы (групповая дискуссия, ролевая игра, мозговой штурм и т.п.) 5 Проведение тренинга в соответствии с намеченной программой 6 Оценка эффективности программы тренинга и уровня достижения поставленных целей

45 Завершающая стадия групповой динамики. Четвертая стадия группой динамики характеризует состояние продвижения к уже видимому финалу. Возникшие в предыдущей фазе сплоченность, заинтересованность участников друг в друге, эмоциональная поддержка, искренность, чувство безопасности, спонтанность могут даже усилиться, но имеется ощущение исчерпанности ранее поставленных задач. Кроме того, накапливается усталость от проделанной работы. Теперь участникам требуется отдых и время для переконструированния своего личного опыта, для проверки приобретенного опыта в реальных жизненных условиях. Стадия распада группы должна начинается раньше наступления последней встречи. Бывают случаи преждевременного завершения работы группы или отдельных её участников (это снижает психотерапевтический потенциал группы, особенно плохо, если человек покидает группу после конфронтаций в группе и это ведёт к окончанию терапии, т.к. иначе целью группы становится её сохранение, а не работа над изменениями)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.142.134 (0.025 с.)