В каких сферах человеческой жизни и деятельности может применяется психологический тренинг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В каких сферах человеческой жизни и деятельности может применяется психологический тренинг.



Психологический тренинг широко применяется в различных областях человеческой практик для развития навыков самопознания рефлексии, изменения отношения к себе и другим, для выработки навыков саморегуляции, развития эмоциональной сензитивности, креативности, для улучшения социальной адаптации участников, углубления опыта психологической интерпретации поведения других людей.

№26 Техники «адверсивной терапии», «метод пресыщения», техника «систематической десенсибилизации». Адверсивная терапия. В основе – связь нежелательного навыка с негативным стимулом (рвотный рефлекс, удар током и т.п.). Например: вырабатывается условный рефлекс на алкоголь (на его употребление или даже на запах, вид) в сочетании с эффектом действия апоморфина (рвотное средство). В отношении «примитивных» пациентов (больных с уже выраженным дефектом личности или с повышенным уровнем внушаемости) иногда применяется «метод устрашения» (очень часто при «кодировании» алкоголиков и наркоманов). Он включает фазы: 1. подготовка к процедуре, суггестия (авторитарное внушение); 2. удар «врасплох»: приказ-внушение в сочетании со стрессовым или болевым воздействием; 3. интенсивное упражнение нового навыка. Метод пресыщения. Используется применительно к некоторым изолированным симптомам – тик, энурез и т.п. Клиент усиленно упражняется в том, что он и без того хорошо умеет – до тех пор, пока это не надоест его физиологии. Тогда наступает физиологическое торможение. Психологически любой сдвиг с мертвой точки полезен: если можно сдвинуть ситуацию в отрицательную сторону, то можно и в положительную. Метод систематической десенсибилизации. Систематические упражнения с целью постепенного привыкания к стимулам, вызывающим фобию (страх высоты или фобии на собак, насекомых, змей и т.п.). основан на принципе взаимного торможения: связав образы стимулов, вызывающие у него страх, с расслаблением, клиент перестает пугаться этих стимулов. Вначале требуется мышечная релаксация, затем составляется иерархия стимулов и ситуаций, вызывающих страх, затем собственно десенсибилизация – сначала по отношению к самой слабой по уровню страха ситуации, затем стимул постепенно усиливают. Метод может быть дополнен «методом подражания» (например, ребенок с фобией к собакам сначала смотрит только фильм о позитивных отношениях между другим ребенком и собакой; затем он только присутствует при этом, затем подражает некоторым действием и т.д., пока не вовлекается в исполнение роли самого «героя»).

№27 Правила поведения в тренинговой группе, их назначение. Назначение правил состоит в обеспечение психологической безопасности участников тренинга. Задача тренера чтобы объяснить эти правила участникам перед началом тренинга и контролировать их соблюдение. 1. единая форма обращения друг к другу для создания климата доверия в группе. Обычно предлагается обращаться ко всем, включая терапевта, на ты. Это психологически уравнивает всех в том числе и ведущего, независимо от возраста, соц.положения, жизн.опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.2. правило здесь и теперь. На группе можно пользоваться только той информацией друг о друге, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт общения не обсуждается и не может предъявляться на занятиях в качестве аргумента. Только через актуальные переживания и через групповой опыт человек может познать себя. 3. конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом. 4. персонификация высказываний.. Говорим только от своего имени и только лично кому-то. 5. принцип эмоциональной открытости: если участник думает или чувствует что-то действительно для него важное, «здесь и сейчас», то ему следует сказать об этом, выразить свои чувства, чтобы они стали достоянием группового опыта. 6. правило стоп: каждый имеет право сказать: «у меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно». Это переживание также становиться частью группового опыта, что вызывает новые чувства и новые перспективы групповой работы. 7. правило искренности: говорить следует только о своих реальных чувствах, а не о тех, которые могут кого-то утешить, кому-то польстить, или просто кажутся уместными согласно общепринятому в быту этикету. 8. уважение к говорящему. Когда кто-то говорит, то мы внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения. 9. правило не опаздывать. Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Опаздывающие или попусту болтающие люди разрежают его и снижают эффективность работы всей группы. Выходить из помещения нельзя. 10. правило не давать советов, не выставлять диагнозов и оценок. В группе они неуместны всегда, поскольку гасят индивидуальную инициативу, порождают тревогу по поводу возможных последствий, что может привести к возникновению закрытости некоторых членов группы или к стремлению поступать исходя из принципов социальной желаемости, подстраиваться.

№28 Метод «прогрессивной релаксации Джекобсона». Это релаксационный метод. Систематически расслабляются мышцы всех частей тела. На первом этапе клиентов учат различать чувство мышечного напряжения и расслабления. Начинают с руки: напрячь и почувствовать мышцы, вырвать руку из захвата. Затем научиться эти же мышцы расслаблять. На втором этапе проделывают ту же последовательность с мышцами головы: мышцы лба (научиться расслаблять до ощущения дремоты), носа, жевательные мышцы. На третьем этапе осваивают контроль над мышцами языка, глаз и шеи. На четвертом – мышцы плечевого пояса. На пятом – спина, грудная клетка, живот. На шестом – пальцы рук и ног.

№30 Метод аутогенной тренировки Шульца (2ступени). Это релаксационный метод. К мышечному расслаблению здесь добавляется суггестия в виде вербальных индивидуализированных формул. Низшая ступень АТ: общая мышечная релаксация (например, сидя в «позе кучера») с общей суггестивной формулировкой: Я совершенно спокоен. Сначала внушается ощущение тяжести в руках, потом в ногах и т.д. вплоть до ощущения тяжести во всем теле. В том же порядке внушается ощущение тепла. Добавляют формулы, успокаивающие ритмы сердца и дыхания («Мое сердце бьется ровно и спокойно. Я дышу совершенно спокойно»). Завершают ощущением тепла в области «солнечного сплетения» и ощущением приятно прохладного лба. Упражнения осваивают постепенно, в течение 3 месяцев. Вырабатывают индивидуальные формулы применительно к конкретным проблемам клиента. Например, для человека с неврозом навязчивых состояний: «навязчивые мысли мне безразличны»; для усиления сопротивляемости болезни: «Мир интересен и прекрасен»; для эгоцентриков: «Мне интересны окружающие меня люди» и т.п. Высшая ступень АТ: аутогенная медитация. Это релаксационное погружение в себя в течение одного часа. Сначала глаза (как бы взгляд вверх и вовнутрь, концентрация взгляда на середине лба), затем концентрация на ощущении цвета. Далее – вызывание живых образов определенных предметов (от конкретных до символических). Затем осознание различных переживаний с сильной чувственной окраской. Затем вызывание образов конкретных людей, осознание своего отношения к ним, Эмпатия. Затем осознание своих ценностных ориентиров («добрый ли я человек?») и смысла своей жизни («Что я делаю не так?»). Наконец, формулировка жизненных планов с целью усовершенствования своей личности.

№31 Типовой социально-психологический тренинг (СПТ).В 70-х годах прошлого века М. Форверг разработал метод, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации и который был назван социально-психологическим тренингом (СПТ). Общая цель СПТ - повышение компетентности в сфере общения. СПТ может быть ориентирован на приобретение и развитие специальных навыков, например умение вести деловую беседу, разрешать межличностные конфликты и т.п. Другая возможная ориентация - углубление опыта анализа ситуаций общения, коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения, развитие способности адекватно воспринимать себя и других людей. Принцип активности, реализующийся в СПТ, предполагает активную проработку более эффективных навыков общения. В процессе СПТ применяются различные методические техники и приемы: групповая дискуссия (базовый методический прием), ролевые игры, невербальные методики и упражнения. СПТ используется как составная часть подготовки специалистов различного профиля - руководителей, педагогов, врачей, психологов, работников торговли и др. Типовой социально-психологический тренинг начинается с процедуры знакомства, оформленной как игра или упражнение на сампорезентацию. Занятие продолжается разминкой, включающей упражнения коммуникативной, поведенческой и эмоциональной направленности. Затем проводится групповая дискуссия для определения цели занятия. Из предложенных участниками ролевых ситуаций выбирается одна или две, наиболее значимые для всех участников группы. После групповой дискуссии психотерапевт (тренер) предлагает ролевую игру, которая разыгрывается участниками по очереди. В конце занятия проводится групповая дискуссия с целью рефлексии участниками эффективности своего участия в ролевой ситуации. Игровые упражнения создают раскрепощенную непринужденную атмосферу. Группа заметно оживляется, участники как бы "снимают маски'', в которых они могли прийти на группу. Таким образом, ведущий создает атмосферу, которая реализует творческий потенциал группы. Большинство игр несут в себе содержательный подтекст, поэтому после их исполнения ведущий может предложить участникам проанализировать проделанное. Существуют различные виды упражнений, служащие в тренинге тем или иным целям.

№32 «Супрессивная техника» и ее назначение в гештальт-терапии. В ГТ практикуются индивидуальные негативные предписания насчет того, чему нельзя потворствовать (что мешает просветлению), что надо подвергать супрессии, т.е. подавлять: 1. повествовательность-в терапевтической ситуации эта игра проявляется в: предложении информации; поиске интерпретаций; дискуссиях на философские и моральные темы и т.п. 2. долженствование. Моральная оценка не есть переживание, т.к. морализуя, мы пытаемся приложить модель, заимствованную в прошлом или в чужом опыте к уникальному настоящему. 3. манипуляции. Правило: действовать жизнеутверждающе, а не отвергающее; способствовать развитию, а не подавлять; выражать, а не скрывать. Игра, наигранность есть манипуляция и или самообман, т.к. она преследует достижение цели в будущем, а не выражает человека здесь и теперь. Требование аутентичности предполагает отказ от манипулирования. Задавание вопросов в ситуации групповой работы также является формой избегания или манипулирования, отсюда «правило отказа от вопросов.

№ 33 Тренинг креативности: техники стимулирования спонтанности и творческой активности участников. Креативность проявляет себя многообразно. Это - быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы. Существенным условием актуализации этой способности является самообладание и уверенность в себе. Креативность необходима человеку и в деятельности, и в общении, и в повседневной жизни. Креативность выступает мощным фактором развития личности, определяющим ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов. Хрящева предложила такую авторскую программу тренинга креативности: «Основной целью про граммы мы считаем осознание креативности в себе и ее развитие. В ходе тренинга, с первых минут работы, создается и удерживается среда со следующими параметрами: 1. Проблемность. 2. Неопределенность. 3. Принятие. 4. Безоценочность. значительное внимание уделяется тем проявлениям участников тренинга в их поведении и установках, которые могут блокировать творчество. На наш взгляд, очень важной для глубинного понимания того, что происходит с человеком на разных стадиях креативного процесса. В программе тренинга креативности участникам предлагаются следующие этапы креативного процесса: подготовка, фрустрация, инкубация, инсайт и разработка. ПОДГОТОВКА Этот этап в первую очередь связан с появлением побуждения изменить ту или иную ситуацию, переставшую удовлетворять субъекта творчества. Этап подготовки характеризуется сознательными усилиями по поиску выхода из проблемной ситуации. Субъект логически прорабатывает, анализирует задачу, проблему, как в целом, так и отдельные ее элементы, собирает дополнительную информацию. ФРУСТРАЦИЯ Переход на этот этап происходит в тот момент, когда человек понимает, что решения нет, и он оказывается в тупике. Конструктивное отношение к фрустрации предполагает признание за ней роли закономерного этапа креативного процесса, который служит сигналом для реорганизации деятельности. В этот момент целесообразно осознать, какой барьер или барьеры препятствуют проявлению креативности. Этап инкубации начинается в тот момент, когда индивид прекращает сознательную работу над проблемой, что связано с логическими операциями левого полушария, и проблема «передается» в правое полушарие. В случае сохранения мотивации, направленной на разрешение проблемы, из аналоговой правополушарной модели привлекается недостающая и вообще любая, имеющая отношение к задаче информация. Если в прошлом опыте есть необходимые «ключевые» образы, то они в итоге займут свое место в «пустотах» структуры решения. ИНСАЙТ. Инсайт - это кратковременный, но очень отчетливый этап креативного процесса, момент поступления в сферу сознания решения проблемы. Он характеризуется бурными позитивными эмоциями, оживлением, даже эйфорией. Это кульминационная точка креативного процесса, в которой проявляются результаты пролонгированной подготовки, своевременного перехода из состояния фрустрации к вынашиванию идеи.. РАЗРАБОТКА. Разработка или верификация является завершающим этапом творческого процесса, в ходе которого происходит проверка истинности полученного решения логическими средствами.

34. Понятие «структурирование времени» в транзактном анализе.Структурирование времени – психофизиологическая потребность человека. Типы структурирования: - уход в себя – отказ от транзакция; - ритуал – социально программируемое использование времени, при которых все придерживается одних и тех же правил, что позволяет имитировать общественную жизнь; совместная деятельность – рутинный, приносящий материальную выгоду способ организации времени, при котором человек один или совместно с другими трудится, имея при этом возможность не вовлекаться в близкие отношения; развлечения – социальное зондирование на предмет установления более тесных отношений (дружбы, любви и т.д.), в котором можно не брать на себя ответственность и обязательства, что не приводит к неприятностям; игра – непрерывный ряд скрытых транзакций, ведущих к тупик или ловушку, результатом чего бывает конфликт и разрушение взаимодействия людей; интимная близость (любовь) – взаимодействие, которое позволяет Ребенку проявляться в своем светлом, творческом состоянии, т.к. нет скрытых целей и защитных способов организации времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.007 с.)