Начальная стадия в работе группы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начальная стадия в работе группы.



На начальной стадии участники стремятся включиться в ситуацию, распределяются по ролям, образуется внутренняя структура группы, начинает формироваться чувство принадлежности. Иногда может наблюдаться период, обозначаемый как псевдоспло­ченность и представляющий собой неконструктивную активность. Эта активность ограничивается взаимными советами. Такая группа неизбежно разочаровывает­ся в избранной позиции и начинает понимать ее непродуктивность. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы помочь группе вскрыть подлинный смысл происходящего, непродуктивность такой ситуации ее защитный характер.

Уровень доверия на стадии знакомства определяется прежде всего способностью тренера способностью наладить контакт. Тренер демонстрирует

доброжелательность, уважение и внимание ко всем участника* открытость, чуткость, демократический стиль ведения группы. Сопротивление — естественная составляющая группового про­цесса на этапе начала. Особой проблемой оно становится при недоб­ровольном участии: участники могут демонстрировать циничное от­ношение к группе, они могут отмалчиваться либо развлекаться за счет группы и тренера. Тренер должен распознать характер сопротивления и постараться сделать его очевидным для группы, при этом он должен показать, что понимает и уважает причины сопротивления, и что он надеется преодолеть его на основе взаимного доверия.

18.«Основное отношение» в гештальт - терапии, три его компонента. Основной задачей психотерапевта является побуждение клиента к совместной деятельности.В рамках ГТ работа строится не по схеме или форме, а по критерию «отноше­ния». Задача гештальт - терапевта - выявить необходимое отношение, вызвать его, уси­лить его, научить ему, «потому, что он знает его в себе». «Для того, чтобы произошло изменение, не нужно ничего, кроме актуальности, осознанности и ответственно­сти». Три этих компонента составляют т.н. «Особое отношение». «Актуальность» предполагает, что человек должен осознать себя живущим «здесь и теперь». а не в прошлом и не в будущем. "Сейчас" - это нулевая отметка между прошлым и будущим, которых в дейст­вительности не существует; всегда существует только сейчас.

«Осознанность» предполагает, что человек сознает. что он в данный момент делает и что переживает, в не зависимости от того, как он себя обманывает и кем при­творяется. «Ответственность» предполагает признание человеком себя тем, кто совер­шает данные поступки, кто отвечает за них. Реакции пациента часто проявляются в форме избегания или встречных вопросов в адрес психотерапевта. Он словно говорит: "Я не несу ответственности за свои установки, все дело в моем неврозе". Часто паци­ент проецирует ответственность на других людей, чаще родителей, или травматиче­ские переживания детства. Психотерапевт требует от пациента изменить формулиров­ку с вопросов на утвердительные предложения, заставляя пациента взять на себя от­ветственность за них. Психотерапевт предлагает пациенту говорить «я» вместо «оно», когда речь идет о частях тела и их действиях. "Главная задача психотерапевта - не ос­тавить без внимания ни одного утверждения или вида поведения, которое не отражает самости и свидетельствует о недостатке у пациента ответственности за себя".

19..Стадия фрустрации и «турнирных боев» в работе группы. На этой стадии реализуется потребность человека в контроле, включающем в себя; соперничество, стремление к власти, борьбу за лидерство. Здесь группа готовит­ся решать поставленные перед ней задачи, уточняет нормы и правила своей деятель­ности и продолжает формировать свою внутреннюю структуру. Стадия агрессии на­чинается с высказывания некоторыми участниками претензий на роль лидера. Обычно находятся другие участники, готовые оспорить эту претензию и даже заявить собст­венную. Далее следуют «турнирные бои» - в основном за право на роль лидера, но мо­гут оспариваться и остальные роли списка. Претенденты могут обмениваться колко­стями, демонстрировать свои достоинства, вербовать сторонников и т.д. Когда опре­деляется отчетливый лидер, группа быстро структурируется вокруг него. Вторая стадия групповой динамики также характеризуется высоким уровнем напряжения, поведение участников становится более активным, аффективно заряженным, со скрытой или явной агрессией по отношению к некоторым участникам. Обостряются внутригрупповые конфликты, растет сопротивление. Важной составляющей этой фазы является проявление агрессивных чувств к ведущему, который воспринимается группой либо как непрофессионал, либо как хо­лодный, безразличный человек, не желающий помочь группе и демонстрирующий свою оторванность, отстраненность от нее. Второй этап этой стадии - проверка груп­пой самой себя на опасность извне. Обычно свою силу и жизнеспособность группа проверяет на тренере. Главными темами для обсуждения в группе в этот период должны быть чувст­ва, которые испытывают участники к ведущему, следствием чего должно быть их открытое выражение, обсуждение актуальной ситуации в группе, ожиданий и перспек­тив дальнейшего функционирования группы. Помочь выйти из этой ситуации и конст­руктивно ее разрешить может только открытая конфронтация группы с ведущим, а по сути - со своими собственными чувствами. Открытое выражение чувств в отношении ведущего, с одной стороны, является предпосылкой для развития истинной сплочен­ности, а с другой - уже в этот период создает благоприятные условия для вскрытия и анализа многих значимых для участников проблем, таких как поиск поддержки, зави­симость и самостоятельность, подчинение и доминирование, ответственность, сопер­ничество, взаимоотношения с авторитетами (в том числе, и с родителями). Завершением этого периода считают открытое выражение чувств в отношение ведущего и анализ их причин.

В результате прохождения этой стадии участники должны получить опыт конструктивной конфронтации. Задача тренера помочь обрести группе сплоченносит и чувство мы.

20.Основные виды и фазы психодрамы. Психодрама, центрированная на протагонисте, предполагает, что групповая ра­бота ориентирована на его проблемы; с помощью ведущего и партнеров он, выступая как главное действующее лицо, исследует свой внутренний мир или отношения за пределами группы. может быть интрапсихической (ориентированной на его внутренние конфликты и предполагающей работу с чувствами, субличностями, идея­ми и пр.) либо интерпсихической (ориентированной на проработку межличностных отношений за пределами группы). Психодрама, центрированная на группе, ориентирована на проработку межлич­ностных отношений в группе, то есть на работу с групповой динамикой. Базой для та­кой работы является социометрия. Кроме того, говорят о псuxодраме, центрироваююй на теме, предполагающей, что в отсутствие актуального внутригруппового конфликта или протагониста возмож­на работа с общей для всех членов группы темой. В классической психодраме описываются три стадии или фазы: разогрев (раз­минка), собственно действие (игра) и обмен чувствами или шеринг (от английского to share - делиться). Разогрев может быть определен как процесс активизации членов группы для участия в предстоящем действии. Выделяет следующие основные функции разогрева в психодраматической группе: • он способствует возникновению спонтанности и творческой активности уча­стников группы; • он облегчает общение между участниками, усиливая чувство доверия и груп­повую сплоченность (к. Рудестам обращает, в частности, особое внимание на преодо­ление членами группы страха показаться наивными, неинтересными, беспокойство по поводу актерских способностей и др.); • он помогает членам группы сконцентрировать свое внимание на личностных проблемах, с которыми они хотели бы поработать на предстоящем занятии. Длительность, темп и интенсивность разогрева зависят от многих факторов: от того, насколько знакомы между собой участники группы, от особенностей групповой динамики в целом и состояния взаимоотношений на данный момент, от физического и психического состояния участников группы, зрелости группы и др. Стадия психодраматического действия обычно начинается с того, что ведущий просит протагониста определить сценическое пространство и приглашает его на сце­ну. Далее, уже в этом пространстве, он еще раз уточняет с протагонистом тему (прота­гонист определяет ее несколько более развернуто) и ожидания протагониста от рабо­ты, то есть заключается контракт. Отметим, что по ходу работы контракт может от­крыто или неявно меняться; например, проблема, которая виделась протагонисту как межличностная, может в действительности, как это выявится по ходу действия, ока­заться внутриличностной, и, соответственно, запрос на прояснение реальных отноше­ний может стать формулируемым или неформулируемым запросом на работу с внут­ренним конфликтом. Шеринг, или фаза интеграции. Во-первых, протагонист, вернувшись в пространство групповых отношений, должен выйти из роли, сыгранной на сцене (рав­но как и вспомогательные «я»). Во-вторых, он должен, включаясь процесс обмена чувствами и ассоциациями, ощутить, что его проблема эмоционально Ра3деляется дру­гими и, следовательно, не является только его проблемой, а он не уникален в своих переживаниях. В-третьих, групповая поддержка позволяет ему войти в состояние эмо­циональной стабильности, способствующее само принятию и возможности смотреть в будущее. В-четвертых, полученные протагонистом обратные связи помогают ему уви­деть проблему глубже и объемней, соотнося ее с чужим опытом переживаний. В-пятых, в процессе шеринга протагонист децентрируется, сочувствуя другим в их пе­реживаниях. В-шестых, члены группы имеют возможность отреагировать собственные - иногда очень тягостные - чувства, возникшие по ходу исполнения ролей в драме или в позиции зрителя. Наконец, шеринг способствует углублению видения и чувст­вования членами группы друг друга, их взаимопринятию и групповой сплоченности. В связи со сказанным шеринг часто обозначается как стадия интеграции. Шеринг предполагает несколько процедур; различают шеринг из ролей (ролевая обратная связь) и шеринг «от себя» (идентификационная обратная связь); первый, как правило, предшествует второму.

21.Стадия оптимальной включенности в работе группы. характеризуется процессом структурирования группы, консолидацией ее норм, целей и ценностей. Здесь реализуется потребность привязанности, в чувстве солидарности с партнерами, в сплоченности и близости. Участники тренинга раскрепощаются, реакции становятся спонтанны­, теперь они охотно начинают работу сами или самостоятельно выносят на общее обсуждение волнующие их вопросы. Группа не избегает конфронтации и не старается погасить конфликты. Она готова их прорабатывать и преодолевать. Продук­тивно работающая группа легко фокусируется на про исходящем «здесь и теперь», говорит о конкретных текущих событиях и переживаниях. Участники обращаются друг с другом напрямую, а не через тренера. Самораскрытие становится нормой. Обратная связь становится честной, откровенной, заботливой и полезной. Проявляются активность, самостоятельность и ответственность каждого члена группы за себя самого, и других участников и группу в целом. Групповая сплоченность cпособствует повышению эффективности психотерапевтической группы. Совместная выработка групповых норм делают более естественным процесс принятия "групповой культуры". Таким образом развивается чувство принадлежности к группе, ответственность за ее работу. В ответ участник получает признание группы, что оказывает положительное влияние на степень самоуважения и принятия самого себя. В свою очередь это повышает привлекательность группы для каждого отдельного участника способствует дальнейшему развитию групповой сплоченности.

22.Чем руководствуется тренер при выборе психогимнастических упражнений? Выбирая то или иное психогимностическое упражнение, тренер должен ориентироваться на следующее: *Что должно произойти в результате его проведения:Изменится состояние группы, как целого; Изменится состояние каждого из участников в отдельности; В большей степени изменится состояние какого-то одного, или двух-трех участников; Будет получен материал для продвижения вперед в содержательном плане. *На каком этапе находится группа, чем она сплоченнее, чем свободнее, непринужденнее чувствуют себя ее участники, тем рискованнее могут быть упражнения. К ним прежде всего относятся те, которые предполагают физический контакт участников группы, в ходе выполнения упражнения, а также, упражнения выполняемые с закрытыми глазами. Несвоевременное выполнение данных упражнений ведет к усилению напряжения и дискомфорта в группе. *Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст и т.д), а так же физические данные. *Работоспособность группы: в начале работы целесообразно проводить упражнения, которые позволяют отключиться от забот и проблем, не относящихся к групповой работе, включиться в ситуацию «здесь и теперь», почувствовать группу и т.д; кроме тогою. Иногда необходимо мобилизовать внимание, интеллектуальную активность. Ближе к завершению работы необходимо проводить упражнения, помогающие снять усталость, эмоционально разгрузиться. Упражнения для эмоциональной разрядки, так же нужно применять после напряженных обсуждений, сложных для всех, или некоторых участников группы.

23.Логотерапия В. Франкла как экзистенциальная психотехнология. Основатель логотерапии ("логос" по-гречески означает "смысл") полагает, что психотерапия не может больше ограничивать себя только клиническими проблемами. Он утверждает, что все чаще и чаще врач сталкивается с вопросами: Что такое жизнь? Что представляет собой страдание? В движении от логотера­пии через экзистенциальный анализ к «служению» мы все больше занимаемся такими экзистенциальными и духовными проблемами, которых психотерапия никогда полно­стью избежать не могла». В термине "экзистенциальный" Франкл усматривал три значения: 1) пережи­ваемое существование как специфически человеческий способа бытия; 2) смысла су­ществования; 3) личное стремление к выявлению смысла в своем существовании. Ведущий принцип логотерапии - анализ существования в терминах ответ­ственности. Реальностью человека является возможность, а его бытие определяется тем, чем он может быть. Основным методом логотерапи является сократический диалог(в виде встречи беседы двух субъектов). В логотерапи есть еще и техника которая основана на феномене «парадоксальной интенции». Известно, что страх неудачи порождает именно то, чего человек боится, а гипе­ринтенция (чрезмерная фиксация на значимости задуманного) делает невозможным достижение того, чего человек так страстно желает. В соответствии с техникой метода "парадоксальной интенции" фобическому пациенту предлагается не просто испыты­вать страх перед возможной неудачей или ожидаемым эффектом, а специально желать того, чего он так боится. Еще одна специфическая техника Франкла - дерефлексия, суть, чтобы отвлечь пациента от собственного Я от источника неврозов, переключив его на сохранные части личности на смыслы, доступные для него в мире. Заняться тем самым поиском смысла за пределом Я.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.008 с.)