Межбюджетные трансферты: понятие, классификации, функции и особенности применения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межбюджетные трансферты: понятие, классификации, функции и особенности применения.



Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме:

финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса и иных дотаций и субсидий в соответствии со статьей 132 настоящего Кодекса;

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций в соответствии со статьей 133 настоящего Кодекса и иных субвенций;

финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами;

иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;

бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 134 настоящего Кодекса.

1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом.

Использование бюджетных кредитов, полученных бюджетами субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, для предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам не допускается.

3. Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, для которых в двух из трех последних отчетных лет доля указанных дотаций в общем объеме собственных доходов превышала 50 процентов, в течение трех финансовых лет начиная с очередного финансового года предоставляются при условии подписания и соблюдения условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации.

Порядок заключения указанных соглашений и контроля за их исполнением устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и (или) местным бюджетам.

5. При несоблюдении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством, Министерство финансов Российской Федерации вправе приостановить предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) соответствующим субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям).

6. Межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административных территориальных образований предоставляются с учетом особенностей, установленных Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административном территориальном образовании".

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в форме:

финансовой помощи местным бюджетам, в том числе дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений в соответствии со статьей 137 настоящего Кодекса, дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в соответствии со статьей 138 настоящего Кодекса и иных дотаций и субсидий в соответствии со статьей 139 настоящего Кодекса;

субвенций местным бюджетам из региональных фондов компенсаций в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса и иных субвенций, в том числе бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с федеральным законодательством;

средств, перечисляемых в федеральный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием государственного долга субъекта Российской Федерации перед федеральными органами государственной власти и (или) исполнением иных обязательств субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом;

иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;

бюджетных кредитов местным бюджетам в соответствии со статьей 141 настоящего Кодекса.

Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.

 

60. Фонды финансовой помощи на федеральном и территориальном уровне и их функциональное назначение.

Для оказания финансовой помощи местным бюджетам в составе бюджетов субъектов Федерации образовываются специальные фонды финансовой поддержки муниципальных образований.

Средства этих фондов распределяются в соответствии с "Временными методическими рекомендациями субъектам РФ по регулированию межбюджетных отношений", разработанными Минфином РФ (далее – Рекомендации).

Финансовая помощь из бюджета субъекта Федерации местному бюджету может оказываться в следующих формах:

1) выделение из фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов Федерации средств на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения финансирования минимальных государственных социальных стандартов;

2) предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;

3) порядок предоставления финансовой помощи на выравнивание уровня социально-экономического развития определяется законом субъекта Федерации.

Законом о федеральном бюджете может предусматриваться финансовая помощь не только субъектам Федерации, но и бюджетам муниципальных образований.

Федеральные органы власти имеют право осуществлять проверки расходования средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований из федерального бюджета.

Финансовая помощь из федерального бюджета предоставляется субъектам Российской Федерации через пять фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ – регионов (ФФПР), Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов.

Крупнейшим из них является Фонд финансовой поддержки субъектов РФ – регионов (ФФПР). Он формируется в размере 14% налоговых доходов федерального бюджета, за исключением доходов Государственного таможенного комитета РФ.

С 2002 г. в федеральный бюджет поступает 80% налога на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью. Эти средства используются для финансовой помощи субъектам Федерации в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности. Значительная часть этих средств направляется в ФФПР.

В 2002 г. ФФПР составлял 147,5 млрд. руб., в 2003 г. - 173,2 млрд. руб. Из него выплачиваются:

- дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Федерации (в 2003 г. – 161,8 млрд. руб.);

- субсидии на государственную финансовую поддержку закупок нефти, топлива и продовольствия для районов Крайнего Севера (в 2003 г. – 8,8 млрд. руб.);

- субвенции на компенсации тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока, а также Архангельской области (в 2003 г. – 2,6 млрд. руб.).

Фонд компенсаций составил в 2002 г. 40,8 млрд. руб., в 2003 г. - 47,0 млрд. руб. Средства этого Фонда предоставляются в виде целевой финансовой помощи (субвенций и субсидий) субъектам Федерации для финансирования социальных обязательств (социальных пособий и льгот), возложенных на их бюджеты федеральными законами (так называемые федеральные мандаты). Так, на реализацию социальных обязательств государства, предусмотренных федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", в 2003 г. выделено 22,2 млрд. руб. и законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 6,6 млрд. руб.

Кроме того, предусмотрено направить средства Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О статусе военнослужащих", "О милиции", "О федеральных органах налоговой полиции", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".

Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР) впервые создан в 2002 г. в соответствии с Программой развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г.

В 2003 г. ФССР сформирован в объеме 5,0 млрд. руб. Его средства предназначаются для частичного возмещения расходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации на предоставление жилищных субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг. Создание ФССР должно повысить социальную защищенность населения при проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Фонд реформирования региональных финансов (ФРРФ) создан в 2002 г. вместо ранее существовавшего Фонда развития региональных финансов. В 2003 г. Фонд реформирования региональных финансов составил 1,3 млрд. руб. за счет займа Международного банка реконструкции и развития.

Средства этого Фонда будут предоставлены 10 субъектам РФ, отобранным на конкурсной основе для реализации программ развития региональной социальной инфраструктуры.

Фонд регионального развития (ФРР) формируется в составе федерального бюджета для финансирования программ помощи регионам.

В 2001 г. из этого фонда выделялись средства для 41 федеральной программы; в 2002 г. – 6 программ, в 2003 г. - 7 программ. К ним относятся федеральные программы по развитию Особой экономической зоны в Калининградской области, по экономическому и социальному развитию Дальнего Востока и Забайкалья, по социально-экономическому развитию Курильских островов Сахалинской области, по развитию Юга России, а также программа, направленная на сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов. Кроме того, в состав ФРР включена федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 г.". В 2003 г. ФРР сформирован в объеме 25,1 млрд. руб.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.75.229 (0.027 с.)