Сбалансированность бюджета: управление дефицитом и профицитом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сбалансированность бюджета: управление дефицитом и профицитом



Сбалансированность бюджета

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета (см. ниже).

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Понятие дефицита и профицита бюджета.

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов большое значение имеет сбалансированность доходов и расходов, т. е. в бюджете любого уровня должно выполняться условие:

P Sдо = Sро,

где SBдоB, Sро — общая сумма доходов и расходов бюджета (федерального, регионального, местного) соответственно.

В процессе исполнения бюджета может возникнуть ситуация, при которой сумма доходов превысит сумму расходов, такое явление в бюджете называют профицитом.

П = Sдо – Sро > 0

Профицит позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов (в частности, коньюктуры мировых цен на энергоносители). В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как экономический стабилизатор. В менее успешные годы могут быть использованы средства, накопленные в более успешные годы. С точки зрения сторонников этой идеи профицит может быть полезен для экономики, сильно зависящей от внешней коньюктуры. Профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу.

Профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.

Для того, чтобы говорить о необходимости образования профицита (долгосрочного, или в отдельные годы) с точки зрения оптимизации обслуживания долга, необходимо иметь долгосрочные расчеты, которые отсутствуют. Профицит в том виде, в котором он существует, является достаточно искусственным образованием. Связано это с тем, что при расчете параметров бюджета Правительство РФ оперирует с достаточно нереалистичными показателями.

Бюджеты всех уровней составляются и утверждаются, как правило, без профицита. В случае если в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов обнаружится профицит бюджета, то до его утверждения производится его сокращение по схеме:

§ сокращается привлечение доходов от продажи государственной и муниципальной собственности и/или доходов от реализации государственных запасов и резервов;

§ предусматривается направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

§ предусматривается увеличение расходов бюджета;

§ сокращаются налоговые доходы бюджета.

Если оказывается, что доходы превышают расходы без учета расходов на обслуживание государственного долга, то профицит называют первичным.

В этом случае обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета, т. е. выполняется условие SBгдB > SBдб. Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются источники его покрытия в виде внутренних и внешних заимствований и другие средства.

Важнейшей проблемой является законодательная неоформленность институтов профицита и финансового резерва – они не прописаны в Бюджетном кодексе РФ. Расписан запланированный, а не фактический профицит. Соответственно при превышении доходов над расходами сверх запланировавнных сумм избыток средств расходуется в соответствии с порядколм расходования финансового резерва, кот орый, помимо выплат по погашению государственного тдолга, предусматривает замещение внещних и внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета. В это случае получается логический парадокс: при фактическом превышении запланированной суммы профицита избыток средств направляется на погашение дефицита.

Если в процессе исполнения бюджета обнаружится превышение расходов над доходами, такое состояние называют дефицитом.

Д = Sдо – Sро < 0

Бюджетный дефицит является одним из инструментов бюджетной политики, оказывающим регулирующее воздействие на экономику страны. Бюджетный дефицит выступает как сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства и потребностями в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства.

Категория бюджетного является результатом и критерием эффективности деятельности государства. Бюджетный дефицит отражает потребность в дополнительных источниках финансирования расходов государства.

Наличие бюджетного дефицита может вызываться чрезвычайно широким комплексом причин финансового, экономического и политического характера:

§ Кризис в экономике и финансах реального сектора.

§ Неустойчивость денежно-кредитной системы.

§ Колебания на финансовом рынке.

§ Неэффективность государственной политики.

§ Чрезвычайные обстоятельства и необходимость увеличения оборонных расходов.

§ Затраты на обслуживание и погашение государственного долга.

Бюджетный дефицит выполняет распределительную, стимулирующую, контрольную и фондообразующую функции.

Если в процессе исполнения бюджета окажется, что доходы и расходы сопоставимы, бюджет называют бездефицитным.

Sдо – Sро = 0

Размер дефицита бюджета по Бюджетному кодексу РФ.

 

При установлении норм, регулирующих дефицит бюджета, БК РФ вводит ряд ограничений.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом (решением) об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета не должен превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга. Текущие расходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов не могут превышать объема их доходов. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема дохода бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема дохода местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

Классификация дефицита бюджета.

Виды бюджетного дефицита:

9. Структурный.

10. Циклический.

 

Источники финансирования дефицита

бюджетов

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлечения средств. Кредиты Банка РФ, а также приобретение муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

а) внутренние источники:

§ кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

§ государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

§ бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

§ поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

§ сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

§ изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.

б) внешние источники:

§ государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

§ кредиты правительств иностранных государств;

§ кредиты банков и фирм иностранных государств;

§ кредиты международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.

 

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются только внутренние источники в виде:

§ государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

§ бюджетных кредитов, получаемых от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

§ кредитов, получаемых от кредитных организаций;

§ поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

§ изменений остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть только внутренние источники в виде:

§ муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

§ бюджетных кредитов, получаемых от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

§ кредитов, получаемых от кредитных организаций;

§ поступлений от продажи имущества, находящейся в муниципальной собственности;

§ изменений остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Особенность внутренних источников финансирования бюджетного дефицита связана с тем, что Правительство РФ постоянно увеличивает сроки заимствования на внутреннем рынке, что, естественно, приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения государственных ценных бумаг с различными сроками погашения.

Подобная практика снижает уровень доверия юридических и физических лиц, являющихся инвесторами на рынке ценных бумаг. Гарантии стабильности ценных бумаг, в том числе по срокам погашения, означают не только доверие к правительству, но и поддержание минимальных рисков вложений на длительную перспективу.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных закупок.

Нефтегазовые доходы бюджета



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.036 с.)