Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Карта «Эффективность голосовой терапии» ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В этой карте отмечают общую степень изменения основных параметров голоса. Записывают задачи терапии, которые были определены при обследовании. Устанавливают важность каждой задачи. Ставят даты проведенных контрольных обследований в графах А, Б, В. Эту карту хранят в истории болезни, а копию «помещают в тетрадку ребенка. Перед началом лечения ребенка знакомят со степенью нарушений голоса и задачами терапии. Вскоре дети овладевают навыками оценки эффективности лечения. При установлении задач лечения и определении его эффективности могут быть полезными мнения родителей и учителей. Аудио- и видеозапись Здесь представлены материалы, предназначенные для записей голоса с целью измерения его параметров и контроля эффективности голосовой терапии. Чтение вслух Если ребенок умеет читать, желательно записать образцы его чтения вслух. Для того чтобы логопед не отвлекался на незнакомый текст, а концентрировал все внимание на оценке голоса, необходимо всегда использовать один и тот же текст. Этот же текст используют и при проверке эффективности и лечения. Связная речь Связную речь в течение 1 мин можно записать, попросив ребенка рассказать о картинке. Особенно удобны картинки с изображением какого-либо действия. Образец связной речи можно записать, попросив ребенка рассказать что-нибудь по близкой ему теме, например, о каникулах, проведенных с семьей, любимом виде спорта или хобби. Culatta, Page и Ellis (1983) установили, что 5—6-летние дети способны связно пересказать прочитанный им короткий, полный событий рассказ. Leeper и Woodard (1978) обнаружили, что семилетние дети рассказывают более связно и быстро, описывая картинку, а не импровизируя на заданную тему. Авторы показали ребенку картинку и давали ему 1 мин для подготовки. Перед записью ребенок должен повторить рассказ несколько раз, пока речь не станет связной и в ней будет как можно меньше пауз. Отдельные звуки Необходимо изучить произнесение следующих гласных звуков: и, е, э, а, ю, у, о. Каждый звук ребенок должен произносить не менее трех раз в течение 5 с. Следует также записать согласные звуки, например: м, н, р, л. Счет Желательно записать устный счет от 1 до 10. Это нужно сделать дважды: сначала медленно и аккуратно, а затем как можно быстро, но четко произнося каждое число. Далее записывают счет на разных уровнях громкости: тихом, среднем и громком, а также на разной высоте тона: низкой, основной и высокой. Различие между образцами счета может усилить или выявить неправильное использование высоты тона и громкости, перенапряжение голоса, нарушение ларингеального тона или резонанса. Mason и Crandstaff (1972) для получения образцов различных фонетических ситуаций (от начальности до полной неназальности) у людей с гиперназальностью предлагали им считать от 60 до 100. Они также предложили проверять, уменьшается ли гиперназальность, если человек считает от 1 до 10 с усиленными передними артикуляционными движениями. Если она уменьшается, то можно предположить, что привычное отсутствие работы передних артикуляторов является одной из причин небно-глоточной недостаточности. Warren (1979) оценивал резонанс на основании счета от 1 до 10 и от 60 до 70.
Просодия Borden и Harris (1984) выделили следующие просодические характеристики: ударение, интонация, продолжительность фонации. Ударение заключается в увеличении усилия, громкости, высоты тона или продолжительности. Интонация проявляется в вариации высоты тона, отражающей утвердительность предложения, вопрос и придающей речи эмоциональную окраску. Продолжительность отражает время, затраченное на произнесение гласных и согласных. Для оценки просодии у ребенка логопед может воспользоваться материалами двух описанных ниже исследований. Garr и Osberger (1978) при обследовании глухих детей особое внимание обращали на ударение, интонации и паузы. Для тестирования просодии были использованы несколько предложений, например: иди сюда, У него есть большая собака, Я хочу увидеть это, У меня есть новая голубая шапка. Каждое из предложений можно изменять с помощью пунктуации или использования прописных букв. Ударение: ИДИ сюда или иди СЮДА. Интонация: Иди сюда? Пауза: Иди...сюда. Sussman и Hernandez (1979) изучали просодические черты продолжительности, ударения и интонации у подростков с нарушением слуха. Продолжительность фонации гласных перед звонкими и глухими согласными проверяли с помощью следующих слов: бриг/крик, гроб/клоп, плед/омлет, шаг/рак, вид/кит. Способность управлять ударением проверяли с помощью чтения последовательных триад СГ. Ребенок должен был делать ударение на указанном слоге, например: па па па. Ударение также проверяли, предлагая ребенку воспроизвести голосом пары слов, например: инсульт — инсульт, рапорт — рапорт, экспорт — экспорт, или предложения типа Строитель будет строить дом. Способность контролировать интонацию проверяли с помощью предложений, которые необходимо было произносить с утвердительной или вопросительной интонацией: Маша идет в город. — Маша идет в город? Пете купили машину. — Пете купили машину? Саша съел свой суп. — Саша съел свой суп?
Слова и предложения Мы предлагаем анализировать предложения, которые дети могут читать или повторять за взрослым. Маленькие дети могут повторять короткие предложения. Когда темп речи составляет два слова в секунду, а предложения состоят из 3 слов, дети в возрасте 3—9 лет делают меньше ошибок. Дети также меньше ошибаются, если взрослые читают с выражением, а не монотонно. Старшим детям можно давать более длинные предложения. Большинство детей справляются с этой задачей, дети в возрасте около 4 лет могут повторить предложения, состоящие из 6 слов, после того как взрослый человек произнесет их со скоростью 2 слова в секунду. Можно оценивать небно-глоточную функцию с помощью глухих взрывных согласных, особенно, п, так как аэродинамика произнесения этого звука прямо зависит от степени закрытия небно-глоточного клапана. Следует использовать предложение: У папы попугай Петя и слова папа, поп, хлоп, пан, пиво, попугай и т. д. Lippmann (1981) для определения гиперназальности использовал чередование назальных и неназальных предложений: 1. Мама может найти меня. 2. Лучше купить большую собаку. 3. Ночью он пел песни о луне. 4. Я достаю воду из колодца. 5. Многие мальчики собирают марки и монеты. 6. Ты будешь лежать четыре часа. 7. Мне надо узнать ее имя. 8. В ее кошельке была куча безделушек. 9. Она нанизывает бусы на нитку. 10. Вася разбил блюдце. Для оценки функции небно-глоточного клапана в процессе кинорентгеноскопии и видеорентгеноскопии можно использовать такие предложения. 1. Мама мажет малиновый джем. 2. Положи ребенка в коляску. 3. Мама, можно отдать мороженое Кате? 4. Светлана смотрит на солнце в небо. 5. Где шоколадный кекс? Гиперназальность очень хорошо оценивать при чтении отрывка «В зоопарке» [Fletcher, 1972]. В нем нет ни одного назального звука м и н. В зоопарке Прочти этот рассказ. Здесь говорится о зоопарке, где живут звери. Сейчас стоят крепкие холода. Высоко плывут пушистые белые облака. Говорят, что пол в клетках зверей покрыт сухой травой. Это сберегает тепло. Для птиц заготавливают крупу и крошки хлеба. Птицы летают по всему зоопарку и за его пределы. Утки, гуси и лебеди плавают в пруду, где лед растаял. Скоро холода прекратятся и будет тепло. Разборчивость речи Для оценки разборчивости речи производят аудиозапись образцов произнесения короткого перечня слов и предложений. Образцы устного чтения, связной речи и отдельные предложения также используют для оценки разборчивости речи.
Приложение 13
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.43.22 (0.008 с.) |