Карта «Эффективность голосовой терапии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карта «Эффективность голосовой терапии»



В этой карте отмечают общую степень изменения основных параметров голоса. Записывают задачи терапии, которые были определены при обследовании. Устанавливают важность каждой задачи. Ставят даты проведенных контрольных обследований в графах А, Б, В. Эту карту хранят в истории болезни, а копию «помещают в тетрадку ребенка. Перед началом лечения ребенка знакомят со степенью нарушений голоса и задачами терапии. Вскоре дети овладевают навыками оценки эффективности лечения. При установлении задач лечения и определении его эффективности могут быть полезными мнения родителей и учителей.

Аудио- и видеозапись

Здесь представлены материалы, предназначенные для записей голоса с целью измерения его параметров и контроля эффективности голосовой терапии.

Чтение вслух

Если ребенок умеет читать, желательно записать образцы его чтения вслух. Для того чтобы логопед не отвлекался на незнакомый текст, а концентрировал все внимание на оценке голоса, необходимо всегда использовать один и тот же текст. Этот же текст используют и при проверке эффективности и лечения.

Связная речь

Связную речь в течение 1 мин можно записать, попросив ребенка рассказать о картинке. Особенно удобны картинки с изображением какого-либо действия. Образец связной речи можно записать, попросив ребенка рассказать что-нибудь по близкой ему теме, например, о каникулах, проведенных с семьей, любимом виде спорта или хобби. Culatta, Page и Ellis (1983) установили, что 5—6-летние дети способны связно пересказать прочитанный им короткий, полный событий рассказ. Leeper и Woodard (1978) обнаружили, что семилетние дети рассказывают более связно и быстро, описывая картинку, а не импровизируя на заданную тему. Авторы показали ребенку картинку и давали ему 1 мин для подготовки. Перед записью ребенок должен повторить рассказ несколько раз, пока речь не станет связной и в ней будет как можно меньше пауз.

Отдельные звуки

Необходимо изучить произнесение следующих гласных звуков: и, е, э, а, ю, у, о. Каждый звук ребенок должен произносить не менее трех раз в течение 5 с. Следует также записать согласные звуки, например: м, н, р, л.

Счет

Желательно записать устный счет от 1 до 10. Это нужно сделать дважды: сначала медленно и аккуратно, а затем как можно быстро, но четко произнося каждое число. Далее записывают счет на разных уровнях громкости: тихом, среднем и громком, а также на разной высоте тона: низкой, основной и высокой. Различие между образцами счета может усилить или выявить неправильное использование высоты тона и громкости, перенапряжение голоса, нарушение ларингеального тона или резонанса. Mason и Crandstaff (1972) для получения образцов различных фонетических ситуаций (от начальности до полной неназальности) у людей с гиперназальностью предлагали им считать от 60 до 100. Они также предложили проверять, уменьшается ли гиперназальность, если человек считает от 1 до 10 с усиленными передними артикуляционными движениями. Если она уменьшается, то можно предположить, что привычное отсутствие работы передних артикуляторов является одной из причин небно-глоточной недостаточности. Warren (1979) оценивал резонанс на основании счета от 1 до 10 и от 60 до 70.

Просодия

Borden и Harris (1984) выделили следующие просодические характеристики: ударение, интонация, продолжительность фонации. Ударение заключается в увеличении усилия, громкости, высоты тона или продолжительности. Интонация проявляется в вариации высоты тона, отражающей утвердительность предложения, вопрос и придающей речи эмоциональную окраску. Продолжительность отражает время, затраченное на произнесение гласных и согласных.

Для оценки просодии у ребенка логопед может воспользоваться материалами двух описанных ниже исследований. Garr и Osberger (1978) при обследовании глухих детей особое внимание обращали на ударение, интонации и паузы. Для тестирования просодии были использованы несколько предложений, например: иди сюда, У него есть большая собака, Я хочу увидеть это, У меня есть новая голубая шапка. Каждое из предложений можно изменять с помощью пунктуации или использования прописных букв. Ударение: ИДИ сюда или иди СЮДА. Интонация: Иди сюда? Пауза: Иди...сюда. Sussman и Hernandez (1979) изучали просодические черты продолжительности, ударения и интонации у подростков с нарушением слуха. Продолжительность фонации гласных перед звонкими и глухими согласными проверяли с помощью следующих слов: бриг/крик, гроб/клоп, плед/омлет, шаг/рак, вид/кит. Способность управлять ударением проверяли с помощью чтения последовательных триад СГ. Ребенок должен был делать ударение на указанном слоге, например: па па па. Ударение также проверяли, предлагая ребенку воспроизвести голосом пары слов, например: инсультинсульт, рапортрапорт, экспортэкспорт, или предложения типа Строитель будет строить дом. Способность контролировать интонацию проверяли с помощью предложений, которые необходимо было произносить с утвердительной или вопросительной интонацией: Маша идет в город.Маша идет в город? Пете купили машину.Пете купили машину? Саша съел свой суп.Саша съел свой суп?

Слова и предложения

Мы предлагаем анализировать предложения, которые дети могут читать или повторять за взрослым. Маленькие дети могут повторять короткие предложения. Когда темп речи составляет два слова в секунду, а предложения состоят из 3 слов, дети в возрасте 3—9 лет делают меньше ошибок. Дети также меньше ошибаются, если взрослые читают с выражением, а не монотонно. Старшим детям можно давать более длинные предложения. Большинство детей справляются с этой задачей, дети в возрасте около 4 лет могут повторить предложения, состоящие из 6 слов, после того как взрослый человек произнесет их со скоростью 2 слова в секунду.

Можно оценивать небно-глоточную функцию с помощью глухих взрывных согласных, особенно, п, так как аэродинамика произнесения этого звука прямо зависит от степени закрытия небно-глоточного клапана. Следует использовать предложение: У папы попугай Петя и слова папа, поп, хлоп, пан, пиво, попугай и т. д.

Lippmann (1981) для определения гиперназальности использовал чередование назальных и неназальных предложений:

1. Мама может найти меня. 2. Лучше купить большую собаку. 3. Ночью он пел песни о луне. 4. Я достаю воду из колодца. 5. Многие мальчики собирают марки и монеты. 6. Ты будешь лежать четыре часа. 7. Мне надо узнать ее имя. 8. В ее кошельке была куча безделушек. 9. Она нанизывает бусы на нитку. 10. Вася разбил блюдце.

Для оценки функции небно-глоточного клапана в процессе кинорентгеноскопии и видеорентгеноскопии можно использовать такие предложения.

1. Мама мажет малиновый джем. 2. Положи ребенка в коляску. 3. Мама, можно отдать мороженое Кате? 4. Светлана смотрит на солнце в небо. 5. Где шоколадный кекс?

Гиперназальность очень хорошо оценивать при чтении отрывка «В зоопарке» [Fletcher, 1972]. В нем нет ни одного назального звука м и н.

В зоопарке

Прочти этот рассказ. Здесь говорится о зоопарке, где живут звери. Сейчас стоят крепкие холода. Высоко плывут пушистые белые облака. Говорят, что пол в клетках зверей покрыт сухой травой. Это сберегает тепло. Для птиц заготавливают крупу и крошки хлеба. Птицы летают по всему зоопарку и за его пределы. Утки, гуси и лебеди плавают в пруду, где лед растаял. Скоро холода прекратятся и будет тепло.

Разборчивость речи

Для оценки разборчивости речи производят аудиозапись образцов произнесения короткого перечня слов и предложений. Образцы устного чтения, связной речи и отдельные предложения также используют для оценки разборчивости речи.

 

Приложение 13

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.43.22 (0.008 с.)