ТОП 10:

Обследование голосовой функции



Обследование голосовой функции

 

Карта «Голосовой скрининг»

Для обследования состояния голоса больших групп населения логопед может использовать карту «Голосовой скрининг». В ее основу положена карта, разработанная Boone (1973, 1977). В карте использована пятибалльная шкала тяжести нарушений, принятая в системе Баффало III. В первых четырех пунктах приведены основные параметры голоса и их нарушения, выраженность которых отмечают, очерчивая кружком соответствующую цифру — от 0 до 5, а пятый пункт — общая оценка голоса. В карте есть место для внесения дополнительных замечаний. Исследователь должен также обвести кружком слово «да» или «нет», означающее необходимость (или ее отсутствие) проведения контрольных обследований, указать примерные даты.

При голосовом скрининге желательно использовать следующие тесты:

1. Счет от 1 до 10;

2. Связная речь в течение 1 мин;

3. Чтение в течение 1 мин;

4. Протяжное произнесение гласных и, ю, а, э в течение 5 с.

Если по одному из пунктов поставлен балл 2 или выше, то такого ребенка необходимо через некоторое время повторно обследовать, для того, чтобы установить, насколько стойкий характер носит это изменение и следует ли принимать меры для его исправления.

 

Карта «Голосовой скрининг»

 

Фамилия и имя ребенка_____ Дата рождения__________
Возраст___________________ Пол______________
Эксперт_________________ Дата__________________
Время дня________________ Место__________________

 

Оценка тяжести нарушения

 

  норма легкое умеренное тяжелое Очень тяжелое
Ларингеальный тон Придыхательный Резкий Хриплый
Тон Слишком высокий Слишком низкий
Громкость Чрезмерная Недостаточная
Носовой резонанс Гиперназальный Гипоназальный
Общая оценка

 

Примечания:

Контрольные обследования: Да Нет Если да, то указать даты

 

 

Приложение 4

Карта «Групповое поведение»

 

Необходимо получить образцы голоса в различных условиях. По мнению Milisen (1971), образцы должны быть получены в двух ситуациях: когда человек знает и когда он не знает, что его голос проверяют. Наблюдения следует проводить во время неформального общения небольших групп в классе и при большом скоплении людей [Irwin, 1965]. При непосредственном общении один на один ребенка и взрослого многие аспекты голосового поведения могут не проявиться. Хорошие образцы использования голоса ребенком можно получить при наблюдении за непринужденной, но тщательно спланированной игровой ситуацией. В одних случаях ребенку можно сказать, что его проверяют, в других— сделать это незаметно для него. Такой вид проверки называется наблюдением за групповым поведением. В школе наблюдение может проводить учитель. При использовании непрофессиональных наблюдателей их необходимо предварительно научить методике наблюдения. Наблюдателю не обязательно принимать непосредственное участие в групповых действиях. Однако желательно, чтобы он по возможности участвовал в них. Это позволит ему направлять действия детей, поощряя их к разговору, изучать различные параметры использования голоса.

В школах и клиниках можно легко проводить наблюдение за групповым поведением. Для этого вполне достаточно 45 мин. Группы формируют по возрастному принципу. Детей поощряют к активному участию как в спокойных играх, так и в шумных действиях. Для наблюдения за группой из 3—6 детей достаточно относительно небольшой комнаты. Наблюдение за большими группами можно проводить в просторных помещениях, спортивных залах или на открытом воздухе.

Каждый показатель оценивается по пятибалльной шкале, где 1 означает норму, 5 — тяжелые нарушения, а 2, 3, 4 — переходные состояния от нормы к тяжелой патологии. Поведение маленького ребенка мы предпочитаем оценивать без родителей и вне класса, а где-нибудь в игровой комнате или в спортивном зале. Пункт 1 включает описание поведения в начальный период обследования. С ребенком, который уверен в себе, наблюдатель легко находит общий язык в отсутствие родителей и учителя. Застенчивый ребенок труднее идет на контакт с незнакомым человеком. В пункте 2 описываются различная деятельность ребенка в течение определенного периода, игры в игрушки и обращение с различными предметами, его потребность в помощи, наличие или отсутствие тенденции к разрушительным действиям. В пункте 3 описывают его отношения со взрослыми и другими детьми. Для правильного заполнения пункта 4 наблюдатель должен тщательно вслушиваться в голос ребенка. Необходимо дать ответы на следующие вопросы. Соответствует ли высота голоса возрасту и полу, как она изменяется при увеличении громкости? Изменяется ли она соответственно увеличению громкости? Каков средний уровень громкости? Какой у ребенка голос: с придыханием, резкий, хриплый? Есть ли гипер- или гипоназальность? При выявлении отклонений от нормы в высоте тона, громкости, тембре или резонансе наблюдатель должен выяснить, как эти отклонения проявляются в различных условиях. Например, что происходит с хриплым голосом при повышении громкости, ухудшается ли он или становится более чистым. Отмечают любые провалы высоты тона и монотонность голоса в групповой ситуации.

Пункт 5 — перенапряжение голоса — особенно важен при оценке группового поведения. Отмечают различные формы перенапряжения голоса: крик, вопль, визг, радостные восклицания, громкий разговор, чрезмерная болтливость, громкий шепот, напряженная вокализация, взрывная вокализация, твердая голосовая атака, реверсивная фонация, покашливание и кашель.

Пункт 6 касается фонетической стороны речи ребенка. Необходимо тщательно отмечать следующие моменты: как много ребенок говорит, разборчивость речи, общая аккуратность артикуляции, ритм речи. В пункте 7 наблюдатель отмечает состояние слуха ребенка, т. е. его реакцию на шум и речь. В пункте 8 описывают уровень развития речи, т. е. указывают, насколько хорошо ребенок понимает, что ему говорят, может ли он выразить, мысли соответственно своему возрасту, правильна ли его речь в- грамматическом отношении, использует ли он жестикуляцию для общения. В пункте 9 описывают действия ребенка, которые отражают его способность к учебе. В пункте 10 отмечают координацию движений — грубых, например, ходьбу, бег, прыжки, удары ногами и более тонких, как-то: хватание, строительство сооружений из кубиков, рисование, вырезание, письмо. В пункте 11 наблюдатель отмечает общее впечатление о ребенке и описывает те аспекты поведения, которые были оценены по шкале тяжести- в 2 балла и выше. В пункте 12 наблюдатель дает рекомендации по дополнительному обследованию ребенка.

 

 

Карта «Групповое поведение»

 

Фамилия и имя ребенка_____ Дата рождения_____
Возраст__________________ Пол______________
Эксперт__________________ Дата_______________
Время дня______________ Место______________

 

Оценка тяжести нарушения

  норма легкое умеренное тяжелое Очень тяже лое
Предшествующее поведение
Деятельность Использование предметов и игрушек Потребность в помощи Склонность к разрушительным действиям
Взаимоотношения Со взрослыми С детьми
Использование голоса Ларингеальный тон, высота тона, провалы высоты тона, громкость, резонанс, монотонность Изменяются ли эти параметры в различных условиях?
Перенапряжение голоса Крик, вопль, визг, приветственные восклицания, чрезмерная разговорчивость громкий шепот, напряженная или взрывная вокализация; твердая голосовая атака, реверсивнаяфонация, кашель, откашливание
Особенности речи Разборчивость, артикуляция, ритм
Слух Реакция на шум Реакция на речь
Уровень развития речи Понимание, способность выражения, грамматика, использование жестов
Способность к учебе Уровень развития навыков
Координация движений Грубая и тонкая: ходьба, бег, прыжки, удары, хватание, игра в кубики, рисование, вырезание, почерк
Общее впечатление Голос, речь, разборчивость, описание параметров, оцененных в 2 балла и выше
Рекомендации

 

Приложение 5

Карта «Голос»

В карте «Голос» используются пятибалльные шкалы с равными интервалами, где 1 означает норму, а 5 — очень тяжелое нарушение. Карта состоит из 12 основных пунктов: ларингеальный тон, высота тона, громкость, носовой резонанс, ротовой резонанс, дыхательный объем, состояние мышц, перенапряжение голоса, темп речи, речевое напряжение, разборчивость речи, общая оценка голоса. Если данный критерий не отклоняется от нормы, то обводят 1. Если есть отклонения от нормы, то логопед обводит соответствующий описательный термин (они указаны) под большинством пунктов. Например, тон может быть определен как слишком высокий, тогда на шкале высоты логопед обводит цифру 2 или большую. Отметки нельзя ставить между цифрами. Аналогичная процедура применяется в отношении всех 12 пунктов. В конце карты отмечают три адекватные параметра голоса и три параметра, требующие улучшения.

Замечание относительно пункта 11 — разборчивости речи: цифра 1 означает полную (100%) разборчивость речи. Цифра 2 — речь разборчива на 75%, и только немногие слова или фразы непонятны. Цифра 3 — понятно 50% речи, но с большим трудом, сущность короткой фразы можно понять только на основании 2—3 разборчивых слов. Цифра 4 — понятно 25% речи за счет отдельных разборчивых слов и фраз. Цифра 5 — речь совершенно неразборчива, понять ее невозможно (0%).

 

 

Примечания

Адекватные параметры Параметры требующие улучшения

 

Карта «Голос»

Фамилия и имя ребенка_____ Дата рождения__________
Возраст___________________ Пол______________
Эксперт_________________ Дата__________________
Время дня________________ Место__________________

Оценка тяжести нарушения

  Норма Легкое Умеренное Тяжелое Очень тяжелое
Ларингеальный тон Придыхательный Резкий Хриплый
Тон Повышен Снижен
Громкость Чрезмерная Недостаточная
Носовой резонанс Гиперназальный Гипоназальный
Ротовой резонанс Глоточный оттенок
Дыхательная поддержка Объем
Мышцы Гипертензия Гипотензия
Перенапряжение голоса Выраженность
Темп речи Слишком быстрый Слишком медленный
Речевое напряжение выраженность
Разборчивость речи
Общая оценка голоса 100% 75% 50% 25% 0%

Приложение 6

Приложение 7

 

Карта «Речевое напряжение»

При изучении нарушения голоса необходимо оценивать речевое напряжение. Эту карту заполняют на тех детей, у которых речевое возбуждение в карте «Голос» было оценено в 2 балла и выше. Применение карты «Речевое напряжение» может быть полезным для установления задач терапии при различных нарушениях голоса, включая узелки голосовых складок, дисфонию вследствие напряжения мышц и истерическую дисфонию. Наша шкала базируется на работе Mulac и Sherman (1974), которые провели факторный анализ характеристик речевого напряжения. Они рассмотрели 18 факторов и показали, что 4 из них имеют важное значение для описания речевого возбуждения. Фактор фригидность, включает гипертензию мышц различных частей тела, например лица, кистей и предплечий, гримасы и подергивания, а также отсутствие мимики и соответствующей жестикуляции. Фактор II, ингибиция, проявляется монотонным бесцветным голосом, бесстрастным выражением лица и слишком тихим голосом. Фактор III, нарушение плавности, проявляется поиском слов, остановками речи, дрожащим или напряженным голосом, отсутствием слитности, заиканием, перерывами, тяжелым дыханием, паузами вокализации. Фактор I—V, возбуждение, включает ерзанье, покачивание, хождение из угла в угол, шарканье ногами, бегающие движения глаз.

По нашей пятибалльной шкале 1 означает норму, 2 — легкое, 3 — умеренное, 4 — тяжелое, 5 — очень тяжелое речевое напряжение. Четыре упомянутых фактора являются первыми четырьмя пунктами нашей карты, в пятом пункте дается общая оценка речевого напряжения. При оценке в 3 балла наблюдается умеренное нарушение речи, при 4 баллах — тяжелое, при 5 баллах — речь нарушена настолько, что затрудняет общение с другими людьми.

 

 

Карта «Речевое напряжение»

 

Фамилия и имя ребенка____________________ Дата рождения________
Возраст_____________________ Пол______________
Эксперт____________________ Дата_________________
Время дня___________________ Место______________

 

Оценка тяжести нарушения

 

  Норма Легкое Умеренное Тяжелое Очень тяжелое
Ригидность Описание
Ингибиция Описание
Нарушение плавности Описание
Возбуждение Описание
Общее речевое напряжение

 

Примечания:

Адекватные параметры Параметры требующие улучшения

 

Приложение 8

Карта «Резонанс»

Карта «Резонанс» состоит из 12 пунктов. Ее используют в качестве дополнения к карте «Голос», если в карте «Голос» ротовой или носовой резонанс оценены в 2 балла и выше. Каждый пункт карту «Резонанс» оценивают по пятибалльной шкале, а в заключение указывают три адекватных параметра резонанса и три параметра, которые требуют улучшения.

Вначале логопед определяет, является ли голос гиперназальным (пункт 1) или гипоназальным (пункт 2). Следует помнить, что у одного человека может быть и то, и другое одновременно. Если это так, то оценивают оба параметра. Перечисляют дефектные звуки, вызванные нарушением резонанса. При гиперназальности в качестве резонатора используется полость носа из-за небно-глоточной недостаточности.

При гипоназальности из-за обструкции задних отделов носовых ходов носовой резонанс отсутствует, особенно при произнесении звуков мин. Ротовой резонанс (пункт 3) оценивают при явном смещении фокуса тона из передних отделов за корень языка. При этом возникает глоточный или фарингеальный резонанс.

Тупиковый резонанс (пункт 4) представляет собой глухой звук «как из бочки», появляющийся в тех случаях, когда центр фокуса находится в полости носа (хоаны и задняя часть носовых ходов свободны, а передние отделы непроходимы). Этот звук можно получить, зажимая ноздри частично или полностью. Оценивают по пятибалльной шкале выраженностью носовой эмиссии звуков (пункт 5), особенно тех фонем, для которых необходимо создание давления, перечисляют эти звуки. Отмечают слышимый шум и назальную турбулентность [Philips, 1980].

В пункте 6 отмечают мимические движения и сужение ноздрей, которые возникают при произнесении звуков, требующих высокого давления в полости рта [Rise, 1966].

В пункте 7 отмечают уровень развития речи. В пункте 8 оценивают нарушения артикуляции и отмечают основные дефектные звуки, помимо тех, которые указаны в других пунктах.

В пункте 9 оценивают разборчивость речи. Этот пункт включен в карту, так как Subtelny и соавт. (1972) установили, что разборчивость речи является независимым параметром оценки речевого общения детей с расщелиной неба.

Приемлемость речи, пункт 10, — очень важный параметр, который базируется на изучении речи больных с расщелиной неба [Riski, 1979; Sinko, Hedrick, 1982; Moller, Starr, 1984].

Пункт 11 базируется на исследованиях Morris и van Demark (1983), Cochran, Kurtz, Ewanowski и Dibel (1983), Philips (1980) и предусматривает оценку небно-глоточной функции — от полного закрытия небно-глоточного клапана до тяжелой его недостаточности.

В пункте 12 дают общую оценку резонанса. Записывают три адекватных параметра резонанса и три параметра, требующих улучшения, и определяют цели лечения.

 

Карта «Резонанс»

 

Фамилия и имя ребенка_____ Дата рождения__________
Возраст___________________ Пол______________
Эксперт_________________ Дата__________________
Время дня________________ Место__________________

Оценка тяжести нарушения

  Норма Легкое Умеренное Тяжелое Очень тяжелое
Гиперназальный резонанс Гиперназальные звуки
Гипоназальный резонанс Гипоназальные звуки
Ротовой резонанс Глоточный оттенок
Тупиковый резонанс Описание
Назальная эмиссия Слышимый шум Назальная турбуленция Издаваемые фонемы
Гримасы (включая сужение ноздрей) Описание
Уровень развития речи Описание
Артикуляция Описание
Разборчивость речи
Приемлемость речи 100% 75% 50% 25% 0%
Функция небно-глоточного клапана
Общая оценка резонанса

 

Примечания

 

Адекватные параметры Параметры требующие улучшения

 

 

Приложение 9

Приложение 10

Карта «Запись голоса»

В процессе голосовой реабилитации делают три записи: в начале, в середине и в конце. Все образцы голоса и речи должны быть записаны на аудио или, если возможно, на видео.

Записи следует делать только на высококачественной аппаратуре. Записывать необходимо только голос обследуемого, так как присутствие других голосов мешает оценке. При записи не следует стараться контролировать громкость и темп, за исключением тех случаев, когда это указано в инструкции.

 

Карта «Запись голоса»

Фамилия и имя ребенка_______ Дата рождения______
Дата записи_____________________
Экзаменатор__________________ Нарушение__________

 

Чтение вслух Отрывок ________________________________
Связная речь Тема____________________________________
Просодические характеристики Записанные характеристики________________________________ Описание их_____________________________________________
Разборчивость речи Список слов__________%________Предложения _________%___
Отдельные звуки, произносимые протяжнотри раза по 5 сек. и, у, э, а, е Описание_________________________________________________
Анализ слов и предложений Слова_____________________ Предложения____________________ Описание________________________________________________
Ларингеальный тон Счет от 1 до 10 с различными скоростью, громкостью и высотой тона Описание_________________________________________________ Кашель___________________Реверсивная фонация и, а, э Смех________________________Откашливание_________________ Описание_____________________________________________
Способность к улучшению_____________________________________ Результаты________________________________________________

 

 

Схема записи голоса

  1. Пациент должен назвать свое полное имя.
  2. Пациент должен назвать день, месяц, год записи, а также день, месяц и год своего рождения.
  3. Чтение вслух. Выбирают отрывок в 75 слов (соответственно возможностям пациента). Засекают время чтения и вычисляют число слов в минуту.
  4. Связная речь. Записывают в течение 1 мин рассказ пациента о какой-либо картинке, путешествии или увлечении. Определяют темп речи так же, как и в пункте 3.
  5. Просодические характеристики. Некоторые из них можно оценить в процессе чтения и связного рассказа. О способах оценки других специфических характеристик будет сказано в следующем разделе.
  6. Разборчивость речи. Ее можно охарактеризовать в процентах при чтении вслух специального списка слов и предложений.
  7. Отдельные речевые звуки. Для оценки ларингеального тона и резонанса записывают трехкратное произнесение звуков (каждый раз в течение 5 с). Обычно наблюдается увеличение спектрального шума при произнесении ребенком гласных начиная с к и кончая э.
  8. Слова и предложения. Для оценки того или иного нарушения используют специальные слова и предложения.
  9. Ларингеальный тон. Цель состоит в том, чтобы записать образцы ларингеального тока от чистого до грубого и образцы резонанса от неадекватного до адекватного. Ребенок сначала считает от 1 до 10 с различными громкостью, высотой тона и темпом. Каждую цифру нужно произносить полностью и четко. Ребенок сначала считает в нормальном темпе, затем очень медленно и наконец с максимальной скоростью. При проверке громкости ребенка просят читать с нормальной громкостью, очень тихо, но не шепотом, очень громко, но не переходя на крик. Записывают смех, откашливание и реверсивную фонацию при произнесении звуков и, а и э.
  10. Способность к улучшению голоса. В этом пункте записывают голос больного в процессе выполнения инструкции по коррекции голоса.

 

 

Приложение 11

Приложение 12

Обследование голосовой функции

 

Карта «Голосовой скрининг»

Для обследования состояния голоса больших групп населения логопед может использовать карту «Голосовой скрининг». В ее основу положена карта, разработанная Boone (1973, 1977). В карте использована пятибалльная шкала тяжести нарушений, принятая в системе Баффало III. В первых четырех пунктах приведены основные параметры голоса и их нарушения, выраженность которых отмечают, очерчивая кружком соответствующую цифру — от 0 до 5, а пятый пункт — общая оценка голоса. В карте есть место для внесения дополнительных замечаний. Исследователь должен также обвести кружком слово «да» или «нет», означающее необходимость (или ее отсутствие) проведения контрольных обследований, указать примерные даты.

При голосовом скрининге желательно использовать следующие тесты:

1. Счет от 1 до 10;

2. Связная речь в течение 1 мин;

3. Чтение в течение 1 мин;

4. Протяжное произнесение гласных и, ю, а, э в течение 5 с.

Если по одному из пунктов поставлен балл 2 или выше, то такого ребенка необходимо через некоторое время повторно обследовать, для того, чтобы установить, насколько стойкий характер носит это изменение и следует ли принимать меры для его исправления.

 

Карта «Голосовой скрининг»

 

Фамилия и имя ребенка_____ Дата рождения__________
Возраст___________________ Пол______________
Эксперт_________________ Дата__________________
Время дня________________ Место__________________

 

Оценка тяжести нарушения

 

  норма легкое умеренное тяжелое Очень тяжелое
Ларингеальный тон Придыхательный Резкий Хриплый
Тон Слишком высокий Слишком низкий
Громкость Чрезмерная Недостаточная
Носовой резонанс Гиперназальный Гипоназальный
Общая оценка

 

Примечания:

Контрольные обследования: Да Нет Если да, то указать даты

 

 

Приложение 4

Карта «Групповое поведение»

 

Необходимо получить образцы голоса в различных условиях. По мнению Milisen (1971), образцы должны быть получены в двух ситуациях: когда человек знает и когда он не знает, что его голос проверяют. Наблюдения следует проводить во время неформального общения небольших групп в классе и при большом скоплении людей [Irwin, 1965]. При непосредственном общении один на один ребенка и взрослого многие аспекты голосового поведения могут не проявиться. Хорошие образцы использования голоса ребенком можно получить при наблюдении за непринужденной, но тщательно спланированной игровой ситуацией. В одних случаях ребенку можно сказать, что его проверяют, в других— сделать это незаметно для него. Такой вид проверки называется наблюдением за групповым поведением. В школе наблюдение может проводить учитель. При использовании непрофессиональных наблюдателей их необходимо предварительно научить методике наблюдения. Наблюдателю не обязательно принимать непосредственное участие в групповых действиях. Однако желательно, чтобы он по возможности участвовал в них. Это позволит ему направлять действия детей, поощряя их к разговору, изучать различные параметры использования голоса.

В школах и клиниках можно легко проводить наблюдение за групповым поведением. Для этого вполне достаточно 45 мин. Группы формируют по возрастному принципу. Детей поощряют к активному участию как в спокойных играх, так и в шумных действиях. Для наблюдения за группой из 3—6 детей достаточно относительно небольшой комнаты. Наблюдение за большими группами можно проводить в просторных помещениях, спортивных залах или на открытом воздухе.

Каждый показатель оценивается по пятибалльной шкале, где 1 означает норму, 5 — тяжелые нарушения, а 2, 3, 4 — переходные состояния от нормы к тяжелой патологии. Поведение маленького ребенка мы предпочитаем оценивать без родителей и вне класса, а где-нибудь в игровой комнате или в спортивном зале. Пункт 1 включает описание поведения в начальный период обследования. С ребенком, который уверен в себе, наблюдатель легко находит общий язык в отсутствие родителей и учителя. Застенчивый ребенок труднее идет на контакт с незнакомым человеком. В пункте 2 описываются различная деятельность ребенка в течение определенного периода, игры в игрушки и обращение с различными предметами, его потребность в помощи, наличие или отсутствие тенденции к разрушительным действиям. В пункте 3 описывают его отношения со взрослыми и другими детьми. Для правильного заполнения пункта 4 наблюдатель должен тщательно вслушиваться в голос ребенка. Необходимо дать ответы на следующие вопросы. Соответствует ли высота голоса возрасту и полу, как она изменяется при увеличении громкости? Изменяется ли она соответственно увеличению громкости? Каков средний уровень громкости? Какой у ребенка голос: с придыханием, резкий, хриплый? Есть ли гипер- или гипоназальность? При выявлении отклонений от нормы в высоте тона, громкости, тембре или резонансе наблюдатель должен выяснить, как эти отклонения проявляются в различных условиях. Например, что происходит с хриплым голосом при повышении громкости, ухудшается ли он или становится более чистым. Отмечают любые провалы высоты тона и монотонность голоса в групповой ситуации.

Пункт 5 — перенапряжение голоса — особенно важен при оценке группового поведения. Отмечают различные формы перенапряжения голоса: крик, вопль, визг, радостные восклицания, громкий разговор, чрезмерная болтливость, громкий шепот, напряженная вокализация, взрывная вокализация, твердая голосовая атака, реверсивная фонация, покашливание и кашель.

Пункт 6 касается фонетической стороны речи ребенка. Необходимо тщательно отмечать следующие моменты: как много ребенок говорит, разборчивость речи, общая аккуратность артикуляции, ритм речи. В пункте 7 наблюдатель отмечает состояние слуха ребенка, т. е. его реакцию на шум и речь. В пункте 8 описывают уровень развития речи, т. е. указывают, насколько хорошо ребенок понимает, что ему говорят, может ли он выразить, мысли соответственно своему возрасту, правильна ли его речь в- грамматическом отношении, использует ли он жестикуляцию для общения. В пункте 9 описывают действия ребенка, которые отражают его способность к учебе. В пункте 10 отмечают координацию движений — грубых, например, ходьбу, бег, прыжки, удары ногами и более тонких, как-то: хватание, строительство сооружений из кубиков, рисование, вырезание, письмо. В пункте 11 наблюдатель отмечает общее впечатление о ребенке и описывает те аспекты поведения, которые были оценены по шкале тяжести- в 2 балла и выше. В пункте 12 наблюдатель дает рекомендации по дополнительному обследованию ребенка.

 

 

Карта «Групповое поведение»

 

Фамилия и имя ребенка_____ Дата рождения_____
Возраст__________________ Пол______________
Эксперт__________________ Дата_______________
Время дня______________ Место______________

 

Оценка тяжести нарушения

  норма легкое умеренное тяжелое Очень тяже лое
Предшествующее поведение
Деятельность Использование предметов и игрушек Потребность в помощи Склонность к разрушительным действиям
Взаимоотношения Со взрослыми С детьми
Использование голоса Ларингеальный тон, высота тона, провалы высоты тона, громкость, резонанс, монотонность Изменяются ли эти параметры в различных условиях?
Перенапряжение голоса Крик, вопль, визг, приветственные восклицания, чрезмерная разговорчивость громкий шепот, напряженная или взрывная вокализация; твердая голосовая атака, реверсивнаяфонация, кашель, откашливание
Особенности речи Разборчивость, артикуляция, ритм
Слух Реакция на шум Реакция на речь
Уровень развития речи Понимание, способность выражения, грамматика, использование жестов
Способность к учебе Уровень развития навыков
Координация движений Грубая и тонкая: ходьба, бег, прыжки, удары, хватание, игра в кубики, рисование, вырезание, почерк
Общее впечатление Голос, речь, разборчивость, описание параметров, оцененных в 2 балла и выше
Рекомендации

 

Приложение 5

Карта «Голос»

В карте «Голос» используются пятибалльные шкалы с равными интервалами, где 1 означает норму, а 5 — очень тяжелое нарушение. Карта состоит из 12 основных пунктов: ларингеальный тон, высота тона, громкость, носовой резонанс, ротовой резонанс, дыхательный объем, состояние мышц, перенапряжение голоса, темп речи, речевое напряжение, разборчивость речи, общая оценка голоса. Если данный критерий не отклоняется от нормы, то обводят 1. Если есть отклонения от нормы, то логопед обводит соответствующий описательный термин (они указаны) под большинством пунктов. Например, тон может быть определен как слишком высокий, тогда на шкале высоты логопед обводит цифру 2 или большую. Отметки нельзя ставить между цифрами. Аналогичная процедура применяется в отношении всех 12 пунктов. В конце карты отмечают три адекватные параметра голоса и три параметра, требующие улучшения.

Замечание относительно пункта 11 — разборчивости речи: цифра 1 означает полную (100%) разборчивость речи. Цифра 2 — речь разборчива на 75%, и только немногие слова или фразы непонятны. Цифра 3 — понятно 50% речи, но с большим трудом, сущность короткой фразы можно понять только на основании 2—3 разборчивых слов. Цифра 4 — понятно 25% речи за счет отдельных разборчивых слов и фраз. Цифра 5 — речь совершенно неразборчива, понять ее невозможно (0%).

 

 

Примечания

Адекватные параметры Параметры требующие улучшения

 

Карта «Голос»

Фамилия и имя ребенка_____ Дата рождения__________
Возраст___________________ Пол______________
Эксперт_________________ Дата__________________
Время дня________________ Место__________________

Оценка тяжести нарушения

  Норма Легкое Умеренное Тяжелое Очень тяжелое
Ларингеальный тон Придыхательный Резкий Хриплый
Тон Повышен Снижен
Громкость Чрезмерная Недостаточная
Носовой резонанс Гиперназальный Гипоназальный
Ротовой резонанс Глоточный оттенок
Дыхательная поддержка Объем
Мышцы Гипертензия Гипотензия
Перенапряжение голоса Выраженность
Темп речи Слишком быстрый Слишком медленный
Речевое напряжение выраженность
Разборчивость речи
Общая оценка голоса 100% 75% 50% 25% 0%

Приложение 6







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.02 с.)