Политическая социализация детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая социализация детей



Для тех, кто подвергся первичной политической социализации в 1990-е гг., плюрализм партий и движений представляется обычной реальностью, которая, согласно социологической теории повседневности, определяет «естественную установку», а значит и ее политический аспект.

Электоральная статистика и социологические исследования дают богатый эмпирический материал по этим вопросам лишь в отношении молодежи и взрослых. Детская политическая социализация изучается редко. Между тем даже обыденные наблюдения показывают, что младшие школьники хорошо знают ведущих политиков своей страны, важнейшие партии, а детский политический мир обладает своей структурой.

В этой связи уместно вспомнить опыт зарубежной социологии, особенно американской и немецкой, где имеются исследования детской политической социализации. Там изучаются процессы усвоения ребенком политических авторитетов, отношений господства и подчинения, механизмов преемственности партийно-политических ориентаций. Анализируется роль важнейших агентов политической социализации — семьи и школы, но анализ влияния выборов на социализацию детей встречается редко. Между тем, изучение детской политической социализации представляет собой неотъемлемую часть систематических исследований предмета. Обратимся к некоторым результатам подобного опыта в России.

В декабре 1999 г. группа преподавателей и студентов факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета провела исследование политико-социализирующего влияния выборов на детей 10—11 лет, находящихся в формативном возрасте первичной политической социализации. Эмпирические данные собраны по серийной выборке в 40 школьных классах Санкт-Петербурга, Кронштадта, Гатчины, Пскова, Петрозаводска в форме рисунков на тему «Выборы».21

245

Целью исследования стало выяснение следующих вопросов: Что знают дети о выборах, голосовании, смысле этих политических процедур? Какие базовые политические установки складывается у них в этой связи и можно ли вообще говорить о детских политических установках? Знают ли дети современную политическую символику, партии, движения, их лидеров, есть ли у них симпатии и антипатии к участникам политического процесса? От чего зависят складывающиеся базовые политические установки детей (при всей условности этого понятия применительно к ним), например, насколько зависят они от влияния школьного класса, пола и места жительства?

Студенты — участники исследования приходили на уроки рисования в школы в один из дней с 13 по 24 декабря 1999 г., напоминали учащимся о выборах в Государственную думу и просили их нарисовать то, что им больше всего запомнилось в этой связи, в том числе предлагали изобразить свои впечатления, полученные в день голосования. Чтобы обеспечить раскованность учащихся при выполнении задания, по договоренности с учителями объявлялось, что оценки за рисунок не ставятся.

Затем данные анализировались с использованием методики исследования детской социализации, разработанной в социальной психологии В. С. Мухиной.22 Методика аналогична нарративному интервью, так как рисунки служат заменой рассказа, что позволяет судить о политическом опыте ребенка. Каких-либо проективных методик не использовалось, так как исследование носило не психологический, а социологический характер и ставило целью отразить влияние на ребенка предвыборной атмосферы.

Изучение рисунков проводилось по специально разработанной анкете методом контент-анализа с учетом опыта небольшого аналогичного исследования «Дети и выборы», выполненного К. Васмундом в ФРГ23. Полученные данные (856 рисунков) обрабатывались с помощью пакета прикладных статистических программ SPSS и интерпретировались на семинаре.

Дискутировались и методологические вопросы, в частности, применимость понятия политической установки в отношении младших школьников. В результате пришли к выводу, что несмотря на большие различия детского и взрослого восприятия политики, интерпретацию можно проводить в общепринятых политических категориях, так как развитие ребенка направлено к взрослению, но с оговорками. Содержание детских политических установок не приравнивается к взрослому пониманию политики. Полученные выводы касаются лишь актуальной структуры политического мира ребенка.

Две трети рисунков было создано в течение предвыборной недели, одна треть — на неделе после них. Результаты исследования являются представительными для Петербурга и городов Северо-Запада России в отношении детей 10—11 лет на момент исследования. Случайные отклонения в возрасте детей из-за того, что в Петербурге и в Пскове иногда собирались рисунки в классах, где дети были на год старше или младше указанного возраста, не имеют существенного значения, так как касаются лишь 45 рисунков.24

246

Украшением исследования стало участие в нем воспитанников Кронштадского морского кадетского корпуса (КМКК), предоставивших 108 наиболее содержательных картин. Воспитанники корпуса заметно отличаются от остальных респондентов, они выросли и растут в семьях военнослужащих и ориентированы на карьеру военного, дисциплинированы и патриотичны. Стенами своего учебного заведения они защищены от довольно стихийного информационного потока, который получает обычный школьник через телевидение и другие СМИ. Поэтому воспитанники КМКК рассматривались в данном исследовании в качестве контрольной группы.

Согласно используемой методике, о детском отношении к объекту можно довольно определенно судить по выразительным средствам рисунка: в случае положительного отношения объекты изображаются, как правило, аккуратно, яркими красками, чистыми цветами. В случае отрицательного отношения рисунок бывает выполнен небрежно, дети смешивают краски, получая грязные оттенки, для которых трудно подобрать название.25

Конечно, лишь по выразительным средствам рисунка невозможно делать надежные обобщения, так как на практике большую роль играют другие факторы: умение рисовать, дисциплинированность, настроение ребенка, что сказывается на качестве рисунка. Так, встречаются яркие, аккуратные картины, на которых негативное отношение к объекту передано лишь подписями или карикатурой (например, часто воспроизводится символика партии «Яблоко» в виде червивого фрукта).

Тем не менее использованные выразительные средства говорят о заинтересованном, неравнодушном отношении детей к выборам (табл. 24). Среди рисунков чаще всего встречаются аккуратные, многоцветные с достоверной, выразительной гаммой цветов — таких оказалось более 70%. Лишь около 10—15% рисунков имеют нереалистичную раскраску объектов, выполненную в темных, грязных тонах. Если отвлечься от цветовой гаммы, то доля аккуратных и небрежно выполненных рисунков составляет 77:23%. Все это подтверждает наличие у детей как позитивного, так и негативного настроя в отношении выборов.

Таблица 24. Особенности детских рисунков, посвященных выборам в Государственную думу РФ 19 декабря 1999 г. (в % от общего количества рисунков)

Художественные приемы Мальчики Девочки Всего
Аккуратное исполнение 41,4 58,6  
Симметрия 54,5 45,5  
Орнамент 55,2 44,8  
Мультипликация 77,1 22,9  
Образные сюжеты, гиперболы, метафоры 58,5 41,5  
Карикатура, ирония 82,8 17,2  
Источник: Головин Н. А., Сибирев В. А. Дети и выборы в Государственную думу: о формировании базовых политических установок // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. № 4. С. 116—134. — Это относится и к последующим таблицам.

247

Дети широко использовали сложные художественные средства и приемы, несомненно, выражающие их отношение к объекту: симметрию (34% рисунков), гиперболы, метафоры и образные сюжеты (26%), мультипликацию (20%), реже — карикатуру и иронию (15%). При этом рисунки воспитанников КМКК оказались наиболее аккуратными, красочными, с большим смысловым содержанием и хорошим знанием политической символики.

Мальчики предоставили в целом более выразительные рисунки, чем девочки. У них на 8—10% чаще встречается симметрия, орнамент, образные сюжеты. Они в 3,5 раза чаще девочек используют мультипликацию, в 4 раза — карикатуру и иронию (табл. 24.) Более широкое использование мальчиками этих выразительных средств, особенно карикатуры и иронии, говорит, вероятно, об их более заинтересованном отношении к политике уже на ранней фазе социализации, о попытке сформулировать свое личное отношение к политическому явлению, дать ему эмоциональную оценку доступными художественными средствами. Однако девочки рисуют аккуратнее мальчиков.

Таким образом, судя по использованным художественным приемам и выразительным средствам, у детей уже в 10—11-летнем возрасте имеется интерес к выборам, складывается в целом позитивное отношение к политике, которое тем не менее уже дифференцировано. Чтобы более детально показать характер этой дифференциации, обратимся к панораме сюжетов рисунков.

При систематизации сюжетов и оценке смысла рисунка использовался понятийный аппарат политической теории.26 При исследовании детского возраста речь идет в первую очередь о формировании эмоционального, аффективного аспекта установки, затем — о ее когнитивном плане, и пока нет достаточных оснований говорить о ее поведенческом аспекте, если воспользоваться классическим понятием социальной установки с трехкомпонентной структурой.

В табл. 25 приводятся данные о сюжетах рисунков и оценка их политического содержания. В подзаголовках 1—6 указано отношение к выборам и политическая установка ребенка, судя по рисунку в целом. Проценты в подзаголовках рассчитаны без учета 223 рисунков из 856, в которых вообще не просматривалось надежных признаков какой-либо политической установки. В столбце 2 указана частота отдельных сюжетов, в столбце 3— доля рисунков, содержащих данный сюжет.

Как видно из табл. 25, на одном рисунке может быть в среднем по 3—4 сюжета. Наиболее распространенными оказались статичные изображения выборов как события политической жизни. Их идентификация в качестве такового встречается на 20—40% рисунков. Динамичные сюжеты, отражающие процессуальную сторону политики, в том числе изображения политического конфликта и постановки политических проблем в ходе предвыборной кампании (прагматичное понимание политики) распространены мало (4% и менее). Между указанными полюсами простирается спектр сюжетов, свидетельствующий о большом внимании представителей подрастающего поколения к политике, о неплохом знании ими политических явлений, хотя бы с их внешней стороны.

Рассмотрим полученные данные подробнее, причем, когда речь идет о политической установке автора, судя по рисунку в целом, мы пользуемся данными, содержащимися в подзаголовках 1—6 табл. 25, когда же касаемся ее структуры — то опираемся на количественный анализ отдельных сюжетов (столбцы 2, 3). Напомним, что именно в школе

248

Таблица 25. Сюжеты рисунков и основные политические установки респондентов

Отношение к выборам и базовые политические установки Колич., ед. Доля, %
1. Политическая идентификация (статичные сюжеты) (42%)    
Избирательная урна крупным планом   41,4
Слово «Выборы» с указанием или без указания даты, политическая символика   31,5
Партийная символика крупным планом   31,2
Отдельный политик (кандидат в депутаты)   26,8
Государственная символика крупным планом   20,8
Рейтинг партии, политика (кандидата)   3,6
Всего  
2. Демократическая установка (20%)    
Отдельный избиратель с заинтересованным отношением к выборам   27,1
Целенаправленная политическая листовка, лозунг, плакат, реклама   26,7
Агитационный плакат «за» (собственной разработки)   17,9
Избирательный бюллетень крупным планом с ясной отметкой, в том числе опускаемый в урну для голосования   9,3
Выдвижение кандидата в депутаты    
Уличная агитация (пикеты, агитационные автомобили, самолеты, дирижабли, воздушные шары)   6,5
Дискуссии нескольких лиц или групп   6,3
Массовые демонстрации, собрания, митинги с политическими лозунгами    
Открытые (теле)дебаты между политиками (кандидатами в депутаты)   4,6
Агитационный плакат «против» (собственной разработки)   3,7
Предвыборное состязание партий   3,3
Всего  
3. Процедурное понимание выборов (19%)    
Общая картина голосования на избирательном участке   24,1
Бюллетень крупным планом без ясной отметки о выборе   15,6
Подсчет голосов избирательной комиссией   3,4
Здание избирательного участка с прилегающей территорией   3,4
Всего  
4. Обыденная установка (7%)    
Оскорбительное изображение политиков, кандидатов в депутаты    
Коррупция политиков, подкуп избирателей   2,9
Явно лживые обещания политиков, обман избирателей   1,4
Ошибочные политические сюжеты (например, выборы Президента РФ 2000 г.)   9,6
Неадекватное понимание задачи, неполитические сюжеты   3,8
Всего  
5. Конфликтная установка (7%)    
Противоборство, конфликт лиц или групп с применением насилия   3,6
Агрессивное поведение отдельных политиков   2,9
Агрессивное поведение представителей партий    
Сцена политического протеста с элементами насилия   1,5
Всего  
6. Прагматичная установка (5%)    
Требование избирателей решить социальную проблему   1,7
Обещания политиков решить социальную проблему   1,5
Всего  
Итого  

249

и во многом благодаря ей складываются поколения,27 а судя по данным исследования, возникают предпосылки образования политических поколений.

1. Политическая идентификация (42%). Сюжеты, посвященные идентификации выборов как политического события распространены больше всего. Они обычно статичны. Наиболее часто это избирательная урна крупным планом (иногда с подписью «Выборы-99»), которая встречается на 41% рисунков, партийная символика (31,5% рисунков), популярность которой даже опережает государственную (20,8%), изображение отдельного политика (кандидата в депутаты), воспроизводство рейтингов партии или политика из предвыборных телепередач. Примером политической идентификации может служить рис. 15.

Рис. 15. Пример политической идентификации. Рис. Алины Р., школа № 111 Санкт-Петербурга.

Статические идентификационные сюжеты, конечно, не выражают какой-либо направленной политической установки ребенка. Их высокая доля, видимо, представляет собой отражение активного процесса общей ориентации в мире политики в период интенсивной первичной политической социализации.

Среди средств политической идентификации следует отметить усвоение политической символики и внимание к определенным видам политических действий. Государственный флаг и герб присутствует на 21% рисунков, причем флаг почти всегда изображается с правильным расположением цветов. Государственный герб тоже хорошо знаком детям, но рисуют они его гораздо реже, потому что это трудно. Дети хорошо знают символику политических партий.

2. Демократическая установка (20%). В данном исследовании под демократической установкой ребенка понимается усвоение представления об ответственном выборе из нескольких политических альтернатив в условиях политического плюрализма,

250

а не приверженность принципам советской демократии, сводящей выборы к голосованию, и не симпатии к Либерально-демократической партии России и ее лидеру.

О понимании и усвоении принципа состязательности демократических выборов говорят следующие сюжеты: отдельный избиратель, демонстрирующий свой интерес к выборам (27%), политическая листовка, лозунг, реклама, плакат, часто собственной разработки с ясным обозначением симпатий автора рисунка (например, рис. 16), в том числе и к ЛДПР (27%), бюллетень крупным планом с ясной отметкой напротив фамилии кандидата, в том числе опускаемый в урну для голосования (9%).

Надписи на плакатах: «ЛДПР», «Голосуй за Жириновского», «ЛДПР. Голосуй за нас, мы — правильный выбор», «Голосуй за ЛДПР», «Яблоко — правильный выбор», «Союз Правых Сил — мы лучше».
Рис. 16. Пример демократической установки. Рис. Даши М., школа № 18 Петрозаводска.

Вместе с тем выдвижение кандидата в депутаты, уличная агитация и ее формы, дискуссии нескольких лиц или групп, массовые политические демонстрации, собрания, митинги, открытые (теле)дебаты между политиками, предвыборная полемика лидеров партий встречаются на рисунках гораздо реже — менее чем в 10% случаев. Отсюда следует, что динамичная сторона политики и ее сложные, процедурные компоненты (например, выдвижение кандидата в депутаты) мало доступны в возрасте первичной политической социализации. Детский демократизм, конечно, нельзя преувеличивать, он выглядит довольно упрощенно.

Тем не менее рассматриваемые сюжеты, особенно агитационные плакаты собственной разработки, говорят об осмысленном личном отношении детей к выборам. Они подтверждают, что базовые политические установки и ориентации активно формируются в процессе первичной социализации под влиянием всей социальной среды и текущего политического процесса, таких ярких событий, как выборы. Подтверждением служат случаи, когда в ходе выполнения рисунков в классе между детьми стихийно разгорались споры о политиках, за которых следует голосовать, раскалывающие класс на два «лагеря».

251

3. Процедурное понимание выборов (19%), сводит их к голосованию и подсчету голосов. Дети хорошо знают эту технику из телепередач, бывая на избирательном участке вместе с родителями, которые часто дают им опустить бюллетень в урну. Голосование у детей часто отождествляется с выборами в целом: достаточно сказать, что картина голосования на избирательном участке (203 сюжета) в 70% случаев была нарисована еще до дня голосования. Иллюстрацией процедурного понимания выборов может служить рис. 17.

Рис. 17. Голосование на избирательном участке. Рис. без подписи, школа № 387 Санкт-Петербурга.

Так как голосование — не только техническая процедура, но и важнейшая часть демократического волеизъявления граждан, возникает основание считать, что 19% авторов таких рисунков можно прибавить к числу приверженцев демократической установки.

4. Обыденная установка (свыше 7%) в отношении политики представляет собой неучастие в политической жизни, абсентеизм (уклонение от голосования). Политика считается «грязным делом», она якобы «портит человека». Такая установка широко распространена у взрослых и становится одной из проблем современной демократии. Поэтому важно оценить, насколько часто и в каких формах она передается детям. Судя по рисункам, обыденная установка проявляется у нового поколения в оскорбительных, карикатурных изображениях кандидатов в депутаты, сцен коррупции, подкупа избирателей. Обычно это кучи денег, долларовый дождь, проливающийся на избирателя и т. п. (см. рис. 18). Сюда же относятся и ошибочные сюжеты, рисунки на другие темы, свидетельствующие об отсутствии интереса к заданию и, видимо, к выборам и политике вообще.

5. Конфликтная установка (7%) распространена мало, но все-таки отражена в 44 рисунках из 856. Она проявляется в сюжетах с элементами насилия: ссоры, драки, перестрелки между участниками политики, другие проявления агрессии, например, сцены политического протеста. Изображения конфликтов отличаются большой художественной выразительностью. На них обычно дается множество деталей и подробностей, они эмоционально насыщены, изобилуют карикатурами, оскорбительными подписями

252

Рис. 18. Пример сюжета с признаками обыденной установки (сплошной подкуп избирателей). Рис. В. Б., гимназия № 610 Санкт-Петербурга.
Рис. 19. Конфликтная установка. Рис. Вани Т., Кронштадт. Морской Кадетский корпус.

253

в адрес героев сюжета, перебранками, помещенными в традиционные для детского рисунка «воздушные пузыри», выходящие из уст героев (рис. 19).

6. Прагматичная установка (5%) означает понимание политики и выборов как средства решения социальных проблем. Она нашла отражение лишь в 27 рисунках, что говорит о сложности понимания в этом возрасте конструктивной функции политики. Отдельные сюжеты, посвященные реалистическим обещаниям политиков и обоснованным требованиям избирателей, встречаются одинаково часто, обычно вместе на одном рисунке (рис. 20). Быть может, малое число прагматиков среди детей отражает особенность переходного периода, когда внимание общественности в период выборов сосредоточивается не на программах партий, а на их лидерах. Ведь и взрослый избиратель, как видно из предшествующего анализа, часто голосует не за партию, а за лидера.

Надписи на бюллетенях: «Достойный депутат», «За экономию», «За низкие цены», «За повышенную зарплату», «За хорошее жилище», «За достойную жизнь», «Зарплата учителей», «За сильную Россию», «За спокойную жизнь», «За оборону страны», «За бесплатное обучение».
Рис. 20. Прагматичная установка. Рис. Лены Б., школа № 387 Санкт-Петербурга.

Учитывая, что мы пока не можем опираться на другие исследования детской политической социализации в России из-за дефицита последних, здесь уместно еще раз оговорить, в каком смысле можно вести речь о базовых политических установках пятиклассников. Не секрет, что детские пристрастия весьма изменчивы, а установка, согласно определению этого понятия — некий устойчивый феномен. Связь между политической установкой и выразительными средствами рисунка позволяет раскрыть значение ее эмоциональной составляющей.

Судя по данным табл. 26 цветовое исполнение рисунка подтверждает, что у детей имеется разное эмоциональное наполнение политических установок, например, демократической

254

и обыденной. Идентификационные статичные сюжеты чаще всего исполняются в ярких, чистых цветах с достоверной раскраской объектов. Еще сильнее эти средства выражения позитивного отношения к объекту проявляются в изображении процедуры голосования. Следовательно, дети воспринимают выборы не только как само собой разумеющуюся повседневность плюралистичного политического мира, но и, судя по эмоциональной нагрузке, как своего рода праздник, а голосование — как кульминацию праздничного действия. Видимо, через такие эмоциональные каналы происходит латентное формирование отношения к явлению, которое входит затем в полноценную политическую установку.

Таблица 26. Отношение к выборам, базовые политические установки 10—11-летних кольников и выразительные средства рисунков (% рисунков с данным признаком)

Выразительные средства Установка
Идентификация Демократическая Процедурное понимание выборов Обыденная Конфликтная Прагматичная
Количество цветов рисунка
Черно-белый 20,1 27,9 24,4 38,3 34,9 29,2
Два цвета 7,5 5,7 2,5 17,0 7,0 4,2
Три цвета и более 72,4 66,4 73,1 44,7 58,1 66,7
Всего            
Цветовая гамма
Яркие 57,2 63,2 68,9 38,3 56,8 58,1
Темные 10,6 10,4 5,9 17,0 18,2 12,9
Смешанные 19,3 10,4 12,6 12,8 9,1 16,1
Неопределенные 12,9 16,0 12,6 31,9 15,9 12,9
Всего            
Достоверность расцветки
Реалистичная 43,0 43,2 60,5 23,4 40,9 25,8
Нереальная 12,1 12,0 10,1 19,1 22,7 9,7
Не играет роли 44,9 44,8 29,4 57,4 36,4 64,5
Всего            
Художественные приемы
Симметрия 40,0 29,8 41,9 9,3 24,4 72,7
Мультипликация 12,1 20,2 35,5 9,3 14,6 4,5
Метафоры 32,1 32,7 16,1 30,2 39,0 22,7
Карикатура, ирония 10,8 10,6 4,3 51,2 22,0
Аккуратность рисунка
Аккуратный 79,3 72,9 82,1 63,0 60,5 77,8
Не аккуратный 20,7 27,1 17,9 37,0 39,5 22,2
Всего            

Вывод о возможности ранней (но не неизменной) дифференциации респондентов по политическим установкам можно подтвердить анализом применения ими других художественных приемов. Как известно, дети часто выражают свое хорошее отношение к изображаемому объекту с помощью симметрии и мультипликации, что достаточно часто наблюдается в идентификационных и процедурных сюжетах и в случае демократической установки. (Необычайно высокая доля симметрии в случае прагматичного отношения к выборам, по-видимому, случайность.)

Карикатура и ирония, как правило, — средства выражения негативного отношения к объекту. В данном случае они чаще применяются в сочетании с обыденной и конфликтной установками. Интересно, что мультипликация, популярный у детей вид искусства,

255

чаще всего используется при технически-процедурном понимании выборов, затем — в случае демократической установки, подтверждая еще раз, что эта установка пока не обременена у детей глубоким содержанием.

Анализ выразительных средств и художественных приемов, использованных при создании рисунков, подтверждает уместность изучения политических установок уже у пятиклассников. При этом можно предположить влияние на них давления школьного класса как одного из факторов формирования установок в этом возрасте.

Таблица 27. Распределение базовых политических установок в школьном классе (в %)

№ класса по списку Установка Колич. доминирующих установок
Идентификация Демократическая Процедурное понимание выборов Обыденная Конфликтная Прагматичная  
всего из них идентификация
Санкт-Петербург
  37,5 50,0 8,3 4,2    
       
  20,0 30,0 10,0 20,0 16,7 3,3
  25,0 18,8 18,8 6,3 18,8 12,5
  71,4 19,0 9,5    
  13,0 30,4 34,8 13,0 8,7  
  52,0 12,0 36,0    
  23,1 30,8 30,8 15,4  
  82,8 3,4 6,9 6,9    
  77,8 7,4 3,7 3,7 7,4    
  45,0 5,0 10,0 15,0 15,0 10,0    
  19,0 42,9 28,6 9,5  
  33,3 19,0 14,3 14,3 19,0
  26,3 21,1 31,6 21,1
  60,0 6,7 20,0 6,7 6,7    
  39,1 4,3 39,1 8,7 8,7    
  30,8 7,7 11,5 38,5 11,5    
  62,5 25,0 8,3 4,2    
Кронштадт
       
  38,5 15,4 7,7 38,5  
  9,5 90,5  
  80,0 20,0  
  96,4 3,6    
Гатчина
  58,8 11,8 17,6 11,8    
  17,6 70,6 11,8  
  35,7 7,1 14,3 21,4 21,4
  21,4 21,4 21,4 14,3 21,4
Петрозаводск
  13,3 66,7 13,3 6,7  
  19,0 42,9 33,3 4,8  
  18,2 63,6 18,2  
Псков
       
     
  69,6 8,7 8,7 13,0    
  50,0 15,0 35,0    

256

Воспользуемся табл. 27, из которой видно, что установки респондента демонстрируют связь со структурой лидерства в классе. Так, в 17 классах из 34 проанализированных в этой связи28 явно доминирует лишь одна установка: в 12 случаях — это политическая идентификация, в остальных 5 случаях — другие установки. Таким образом, в 12 классах можно уверенно констатировать влияние «эффекта класса», особенно если все дети в нем (100%) демонстрируют практически одну и ту же установку, как, например, в половине школьных классов в Кронштадте и в Пскове (табл. 27).

Однако не всегда давление класса столь велико. В 10 случаях класс распадается на две большие группы примерно по 1/3 учеников с разными установками (это как раз те стихийные спорящие «лагеря» в классе, о которых рассказывали студенты, проводившие исследование). В половине таких классов одна из установок представляла собой идентификацию, другие были представлены достаточно разнообразно. Наблюдается следование учеников за лидером класса, хотя и не во всех случаях. В 6 классах политические установки распределены довольно равномерно, признаков влияния лидеров не видно. Ученики свободно выбирают сюжеты своих рисунков.

Не жесткая связь между политической установкой ребенка и распределением неформального авторитета в классе все-таки позволяет утверждать, что детские политические установки, о которых здесь идет речь, часто представляют собой ситуативную групповую позицию, а не индивидуальную установку. Иными словами, выборы для этого возраста — не только первый урок вхождения в политику, но и вероятный импульс для возникновения точек кристаллизации политического поколения, пребывающего пока в школьных классах страны.

Рассмотрим некоторые другие факторы: пол ребенка и его место жительства. Оказалось, что политические установки детей мало зависят от гендерного параметра. У мальчиков и девочек значимые различия возникают лишь в случае конфликтной установки и процедурного понимания выборов: у мальчиков конфликтная установка встречается на 9% чаще, чем у девочек, а в случае процедурного понимания имеет место обратное соотношение. Это различие незначительное.

Рассмотрим воздействие региональной составляющей на формирование базовых политических установок (табл. 28).

Таблица 28. Региональное распределение детских политических установок (в %)

Место жительства Установка
  Идентификация Демократическая Процедурное понимание выборов Обыденная Конфликтная Прагматичная
Санкт-Петербург, центр 37,0 30,4 10,9 5,4 6,5 9,8
Санкт-Петербург, окраины 45,2 17,3 6,5 2,4 18,5 10,1
Санкт-Петербург, ближайшие пригороды 40,4 9,6 11,5 3,8 28,8 5,8
Кронштадт 53,3 5,4 8,7 7,6 23,9 1,1
Гатчина 31,3 12,5 3,2 3,1 35,4 14,6
Петрозаводск 17,0 55,3 2,1 2,1 23,4
Псков 51,9 22,2 5,6 13,0 3,7 3,7

257

На фоне повсеместной распространенности идентификационных сюжетов, процедурного понимания выборов и дефицита прагматичного понимания политики, демократическая установка в Санкт-Петербурге заметно сильнее. Она ослабляется в направлении окраин и пригородов (Стрельна, Красное Село, Кронштадт), затем опять усиливается в городах (Гатчина, Псков, Петрозаводск). При этом региональное распределение установок выдвигает немало интересных вопросов, которые остались за рамками данного исследования, например, о роли городской среды в формировании демократизма.

Рассмотренные базовые политические установки представляют собой мировоззренческий уровень отношения к политике, который у детей еще не имеет реальной связи с конкретными партийно-политическими предпочтениями. Этот разрыв легко обнаружить по тому факту, что несмотря на демократическую установку, обнаруженную у части детей, самыми популярными политиками у них на момент исследования были В. Жириновский и Б. Ельцин, а партиями — «Яблоко» и ЛДПР.

Возникает вопрос, можно ли на основе проведенного исследования говорить о формировании у 5-классников основ «избирательной культуры» и политической культуры вообще? Не претендуя на окончательный ответ, отметим, что дети в этом возрасте активно знакомятся с политикой, идентифицируют ее по видимым признакам, в данном случае — по событиям вокруг выборов, и воспринимают политические явления как целостность (42% респондентов). С точки зрения исторической социологии это означает, что наши респонденты не только сыновья и дочери своих родителей, но и дети своего времени, в том числе его политических событий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.15 с.)