Экскурс: «високосные политические годы» в Псковской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экскурс: «високосные политические годы» в Псковской области



Псковская область отличается весьма напряженной и результативной политической жизнью. Здесь раньше, чем в других субъектах Федерации, избрана вся вертикаль органов государственной власти, давно идет эксперимент по ускоренному внедрению местного самоуправления.

Одна из важных политических особенностей области, относящейся к электоральным циклам, состоит в том, что здесь бывают «високосные» политические годы (термин политолога В. В. Вагина), т. е. отрезки времени длиною примерно в один год, в течение которых избиратели участвуют в избирательных кампаниях федерального, областного и местного уровней.

228

Первый «високосный» политический год пришелся на октябрь 1995— ноябрь 1996 г., когда состоялись четыре крупных избирательных кампании — выборы депутатов Государственной Думы, два тура президентских выборов и два тура губернаторских, избрание депутатов органов местного самоуправления.

Второй политический год такой же интенсивности пришелся на десятимесячный период с декабря 1999 по ноябрь 2000 г., в течение которого состоялись выборы: 19 декабря 1999 г. — депутатов Государственной Думы РФ; в тот же день — глав муниципальных образований — руководителей городов и районов, в том числе мэра г. Пскова (2 тура 27 февраля и 12 марта 2000 г.); 26 марта 2000 г. — Президента РФ; 12 ноября 2000 г. — главы администрации Псковской области.

Иными словами, в Псковской области наблюдаются свои «интенсивные периоды политической социализации», предусмотренные используемой моделью этого сложного процесса

Интенсивный политический процесс протекает здесь на фоне депрессивного состояния экономики в 1990-е — 2000-е гг., ее зависимости от поддержки Центра. По доходам населения область находится в числе последних двадцати регионов России. Среднемесячная заработная плата составляет здесь 2070 руб.,5 в то время как в среднем по России около 4000 руб. Денежный доход в расчете на душу населения значительно ниже, чем в соседних регионах (Псковская обл. — 1620 руб. в месяц, РФ — 2877 руб.). Доля малоимущих в населении составляет здесь 44,5%, в то время как в среднем по стране — 28%. Объем инвестиций в экономику области составляет микроскопические величины. Здесь ярко проявляют себя все негативные факторы исторического периода, характеризующие тяжелую ситуацию в экономике и плохое социальное положение старшего поколения, противоречивое социальное положение молодежи.

Действительно, пенсионеры составляют 30,7% населения этого субъекта федерации (около 40% от числа избирателей), коэффициент смертности составляет 22,5, в то время, как в РФ он равен 15,6. Естественная убыль населения на 65% выше прироста. Это позволяет говорить о демографическом кризисе.

Фактор противоречивых возможностей социальной мобильности молодежи проявляется здесь в основном лишь с негативной стороны. Очень трудно найти работу, не говоря уже о высокооплачиваемых рабочих местах. Выбор профессионального образования невелик: в области всего 4 вуза и несколько филиалов московских. Все это вызывает бегство молодежи из области.

Проблемы данного субъекта Федерации лучше видны при его сравнении хотя бы по двум показателям с соседним регионом — Новгородской областью, которая не отличается от Псковской ни численностью населения, ни национальным составом (97% русские), ни культурой, ни историей, ни территорией, ни природой. Тем не менее, в Новгородской области валовой региональный продукт на душу населения составляет 46 тыс. руб., а в Псковской лишь 15,58 тыс. руб. на фоне среднероссийского показателя в 56,27 тыс. руб. (табл. 22).

С точки зрения адаптации к ухудшению социально-экономических условий население Псковской области можно считать сверхприспособленным, демонстрирующим незаурядные способы выживания в тяжелых условиях. Вместе с тем, эта адаптация носит в основном понижающий характер в социально-статусном отношении и обычно не приносит заметных улучшений в жизни человека. Сопоставление положения с соседним регионом, которое делают не только экономисты и политики, но и сами псковичи

229

в течение последних десятилетий, лишь усиливает негативное социальное настроение местного сообщества. Неудивительно, что ностальгия по советским временам носит здесь искренний и вполне оправданный характер, так как социально-экономическое положение в области в переходный период для большинства явно ухудшилось.

Таблица 22. Некоторые экономические показатели Псковской и Новгородской областей в 2002 г.

Показатель Псковская обл. Новгородская обл. В среднем по РФ
Валовой региональный продукт, в руб. на чел. 15,58 46,00 56,27
Объем внешнеторгового оборота, в долл. США на чел. 249,91   885,50

Источник: Межевич Н. М. Псковская экономика в контексте Северо-Запада и России // Прагматика. Информационно-аналитический бюллетень. 2003. № 4. С. 16—17.

К другим особенностям Псковской земли относятся ее большой культурный и символический капитал, приграничный характер и растущее военное значение. Последнее проявилось в превращении советской межреспубликанской границы с Эстонией в государственную, а затем и в границу с Евросоюзом, блоком НАТО. Чеченская война принесла сюда гибель 28—29 февраля 2000 г. десантников 76-й Черниговской воздушно-десантной дивизии, расквартированной во Пскове.

Тут берут начало полулегендарные истоки российской государственности и важной политической идеологии. Согласно «Повести временных лет» здесь стал править в конце IX в. князь Трувор, варяг, севший на г. Изборск под нынешним Псковом. Здесь после падения Византии старец Фелофей во Псковском Елиазаровском монастыре в первой четверти XVI в. в письме псковскому дьяку Мисюрю Мунехину сформулировал основу русской средневековой политической теории «Москва — Третий Рим», воспринятую в дальнейшем царями Василием III и Иваном Грозным. В своем поезде, стоявшем на Псковском вокзале 2 марта 1917 г., император Николай II отрекся от престола.

Несмотря на большое культурное, историческое и политико-символическое наследие, в области наблюдается так называемая «псковская политическая аномалия». Это понятие сформулировал в 1996 г. В. Вагин: «Она проявилась в слабости традиционной региональной элиты, позволившей захватить власть в области “чужакам”, и в особенностях поведения избирателей. Результатом этих особенностей являлось регулярное голосование большинства псковичей за КПРФ и ЛДПР, что крайне нехарактерно для Северо-Запада России». Далее он заключает: «Сегодня тогдашняя аномалия стала нормой псковской политической жизни».6 Иными словами, отмеченная ранее слабая роль политической элиты в политическом целеполагании здесь проявляется очень ярко.

Избиратели в рассматриваемый период на выборах в Законодательное собрание области 26 марта 1998 г.7 продемонстрировали значительные колебания предпочтений даже на небольших отрезках времени, что подтверждает распространенность здесь неустойчивых, но в основном консервативных и оппозиционных политических взглядов. На выборах в Государственную Думу в 1995 г. в области лидировали КПРФ и ЛДПР, на президентских выборах победил Г. А. Зюганов, а на губернаторских — лидер областной организации ЛДПР, депутат Государственной Думы Е. Э. Михайлов. Однако

230

на выборах депутатов областного Собрания 29 марта 1998 г. среди победителей чисто «партийных» уже не оказалось.8

Если под электоральной неустойчивостью понимать «изменения в субэлекторатах партий, когда партийные предпочтения меняются от выборов к выборам»,9 то она встречается почти во всех регионах, но на Псковщине, судя по результатам последних лет, проявляется ярче, чем в среднем по стране. Поэтому изучение идеалов и партийно-политических ориентаций избирателей на примере этой области имеет большое практическое значение для изучения региональных особенностей политической социализации.

Настоящий экскурс в региональную политическую социализацию иллюстрирует влияние негативных социально-экономических условий исторического периода, воздействие интенсивного политического процесса, слабое влияние местной элиты на формирование идеологических и партийно-политических установок граждан.

В рамках рассматриваемого периода в центре внимания находится опыт, накопленный избирателями к марту 1998 г., когда состоялись выборы депутатов Псковского областного Собрания депутатов и депутатов представительных органов местного самоуправления.10

На материалах эмпирического исследования рассматриваются ожидания к депутатам областного Собрания и партиям, складывающиеся в результате интенсивной политической социализации псковских избирателей, а также некоторые проявления их влияния на дальнейшую политическую социализацию. Респондентами выступает молодежь (18—25 лет), средние возрастные когорты (от 26 лет до пенсионного возраста) и старшее поколение.

Младшее поколение по своему составу всего лишь на одну когорту меньше политического поколения общесистемного кризиса; старшее относится по этому признаку к поколению шестидесятых. Возрастные группы средних лет охватывают представителей поколения перестройки и «застоя», но их, к сожалению, не удается дифференцировать между собой в силу сложившейся практики проведения фокус-групп социологами области.

Эмпирические данные, лежащие в основе нашего анализа, собраны в Пскове, малых городах Опочке, Пустошке и в прилегающей сельской местности незадолго до выборов депутатов Псковского областного собрания в 1998 г. Опрашиваемые рассказывали о политическом опыте, накопленном в результате предшествующих избирательных кампаний.11 Тем самым материалы интервью отвечают ранее сформулированным методологическим требованиям, предъявляемым к исследованию социализации.

Кроме того, в настоящем экскурсе подвергаются вторичному анализу материалы, полученные аналитическим бюро «Социофокус» в августе 2000 г., в ходе интервью с представителями тех же возрастных групп (но при изучении среднего поколения интервьюировались

231

лишь когорты 30—45-летних).12 Сравнение материалов исследований позволяет сделать некоторые выводы о тенденциях идеологической социализации псковичей и проблемах развития партийно-политических установок.

Кроме того, в нашем распоряжении имеется электоральная статистика о выборах в Псковской области за 1990-е и 2000-е гг., в частности, данные о результатах выборов депутатов Псковского областного Собрания третьего созыва 31 марта 2002 г., позволяющая подтвердить некоторые выводы, полученные на основе анализа материалов качественного характера о социализации псковичей.

Прежде всего подчеркнем, что поколение кризиса (молодежь) в ходе интервью говорит о трудностях реализации своих жизненных планов, которые связаны с воздействием негативных факторов периода, отмеченных нами ранее, а также о проблемах трудоустройства, сходных с описанными выше в Петербурге, но более трудными в решении.

Представители средних возрастов отмечают постоянную тревогу не только за сохранение своих рабочих мест, но и за «путевку в жизнь» для детей. Эти когорты получают «повторную» нагрузку на жизненном пути: первая была связана с их скромным социальным положением в молодости в советский период, вторая — с трудностями, выпавшими на их плечи в современных условиях. Вспоминая молодость, многие считают, что они были все-таки счастливее нынешней молодежи, так как имели надежные жизненные перспективы.

Представители старших возрастов, в частности поколения шестидесятых, также озабочены перечисленными проблемами, но жалуются еще и на невнимание властей к их жизни.

Обобщая проблемы повседневной жизни, участники интервью часто указывают на их материальный характер: «Сейчас материальная сторона жизни буквально захлестнула все и вся, перекрыла любые идеологии и политические позиции». Отмечается разрушение уклада повседневной жизни, что вызывает тревогу и пессимизм. «Жить с каждым днем становится хуже, хуже и хуже», — такой лейтмотив присутствует почти во всех интервью как в 1998 г., так и за пределами рассматриваемого периода.13

Все респонденты требуют навести порядок в стране и обществе, обеспечить нормальную жизнь и труд людей, добиться соблюдения законов и реализации прав граждан. При сравнительном анализе этих высказываний обнаруживаются поколенческие различия в иерархии общественных и личных проблем.

Поколение шестидесятых беспокоят в первую очередь проблемы всего общества, затем — области, своего города или деревни, и только после этого оно проявляет озабоченность личными проблемами. Средние поколения, несмотря на большие нагрузки и испытываемые жизненные трудности, тем не менее очень близки к позиции старшего, в то время как у поколения системного кризиса на первом плане — собственные проблемы, а некоторые перечисленные выше проблемы общества для молодежи просто не существуют. Примечательно, что иерархия общественных и личных проблем зависит лишь от принадлежности к поколению и не связана с местом жительства. Для поколений шестидесятых, перестройки и «застоя» актуальна иерархия проблем, близкая к канонической советской идеологии с ее приоритетом общества над личностью.

232

У поколения кризиса уже произошла смена мировоззренческих приоритетов: личные проблемы и ценности оказались на первом плане. Поясняя свою позицию, молодые псковичи демонстрируют политический прагматизм, но, в отличие от петербургских сверстников (исследование Н. Н. Цветаевой), у псковичей он соединяется с чувством ответственности за свой край. «Рассуждения в масштабах страны являются слишком общими, — аргументирует эта группа интервьюируемых. — Ведь мы собрались здесь, в нашем городе. Пусть главное и зависит от политики правительства, но тем не менее наша жизнь, жизнь псковичей, больше зависит от нас самих, от политики в регионе, от нашей власти, которую мы выбираем». В прагматизме, соединенном с ответственностью, проявляется примечательный и важный результат политической социализации псковской молодежи, выросшей в условиях кризиса, но сохранившей ответственность за свою землю.

Представители поколения шестидесятых отметили три ключевых задачи государства, областной власти и местного самоуправления. Важнейшая из них — восстановление сельского хозяйства. «Первое, что должна сделать власть — повернуться лицом к селу», — считают опрошенные. Они помнят, что после войны подъем страны шел через восстановление сельского хозяйства, колхозов. Эти взгляды целиком разделяют представители средних возрастов. Они активно выступают в городах и на селе против аграрной реформы и частной собственности на землю: «Нельзя землю продавать! Ни в коем случае!», — заявляют они, аргументируя это тем, что без колхозов люди не в состоянии ее обработать. Здесь уместно отметить, что данный вопрос является проблемным даже с точки зрения практической жизни, но среди псковских избирателей сомнений по этому поводу не возникало. В этом единодушии обнаруживается уровень политической «естественной установки» (А. Шюц).

Вторая из отмеченных задач — восстановление работы промышленных предприятий — считается очень важной для нормализации повседневной жизни населения. Если решение первой задачи относится к предмету аграрной политики государства, то вторая должна стать заботой областной власти, в частности, ее депутатов: «Пусть депутат организует группу активистов и скажет: — Как хотите, а производство надо запустить! Давайте в этом квартале запустим один завод, чтобы дать людям работу, затем другой». Высказывание получило всеобщее одобрение опрошенных. Старшее и среднее поколения выступают за восстановление прежней командной роли органов власти в экономике, по сути дела отрицая самостоятельность предприятий. В противоположность им представители поколения кризиса (молодежь) ни разу не высказывали подобных требований, а рассуждали о привлечении инвестиций и хороших менеджеров для возрождения работы предприятий.

Третья важнейшая политическая задача — восстановление законности и порядка в стране, в области, в каждом городе и селе, противодействие углубляющемуся кризису. В этой связи представители поколения шестидесятых в сельской местности часто прямо выступают за восстановление органов советской власти, института народных депутатов и даже советской символики. Их обычно поддерживают, за исключением вопроса о государственной символике, средние возрастные группы. Отметим, что память о советском депутате оказывает весьма серьезное влияние на формирование политических ожиданий в отношении депутатов российских представительных органов власти.

Другой важнейший источник формирования таких ожиданий, как показали интервью, — осмысление избирателями своего электорального опыта и мотивов голосования. Например, повсеместно осуждается эмоциональный подход к выборам, увлеченность ораторскими способностями кандидатов: «На выборах в Государственную думу мы голосовали

233

за того, кто красноречивее выступает. Нет, так больше нельзя голосовать!» Очевидно, что после губернаторских выборов 1996 г., в которых принял личное участие председатель ЛДПР В. В. Жириновский и на которых победил его представитель Е. М. Михайлов, очарованность псковичей политическим красноречием улетучилась. Даже городская молодежь, которая редко участвует в выборах, пришла к выводу: «Критерий выбора у нас был очень туманный. Кандидаты сулили всяческие блага. Мы их выбираем, а они не в состоянии выполнить свои обещания. Значит, мы поверили в нереальные обещания».

В ходе дальнейшего анализа обозначились приоритеты среди конкретных требований к депутату областного собрания. Большинство интервьюируемых поставило на первое место его нравственные качества, на второе — уровень образования, профессиональную квалификацию и опыт практической работы, далее следуют возраст и пол, а партийная принадлежность и идеологическая позиция оказались по значимости на последнем месте.

Для горожан и селян всех возрастов вопрос о личных мотивах обращения человека к профессиональной политической деятельности оказался очень важным. Почти все убеждены, что в России, стране небогатой, «власть — это кормушка» и политики, в том числе и депутаты местных органов власти, нередко выбирают эту стезю для удовлетворения личных материальных потребностей. Поэтому считается, что «хождение во власть» (как выразился мэр Петербурга А. Собчак) — это нравственно рискованный выбор жизненного пути. «Власть портит человека», — часто заявляли все интервьюируемые, особенно люди молодого и среднего возраста. Эта установка делает политику похожей на своеобразную «запретную зону», вход в которую чреват для человека большими нравственными издержками, связанными с искушением властью и привилегиями.

Самым важным, даже непреложным общим требованием к депутату оказались нестяжательство и сострадание к людям. «Это должен быть бескорыстный человек, — не устают повторять все участники опросов. — Он должен заботиться о человеке, уметь выслушать и утешить его. Настоящий депутат должен уметь работать с людьми, кто бы к нему ни пришел — человек с бородой или в галстуке, с портфелем или с нищенской сумой», — вот одно из многих пожеланий такого рода. Обобщая нравственный облик идеального депутата, избиратели часто говорят о порядочности — целостной характеристике личности, которая интуитивно постигнута, но трудно выразима в строгой понятийной форме.

Лишь после обсуждения нравственных качеств идеального депутата речь заходит о его образовании, профессиональной квалификации и деловых качествах. Наиболее популярным оказалось мнение, что депутат должен иметь юридическое или экономическое образование, а еще лучше — оба вместе. В таких предпочтениях отчетливо проявляются потребности населения в защищенности (юрист) и в решении материальных проблем повседневной жизни (экономист), ставшие со времен перестройки общими политическими ожиданиями большинства населения страны.

Однако исследование выявило и более дифференцированную картину профессиональных предпочтений избирателей. С точки зрения поколения шестидесятых, депутатом может быть человек любой профессии, например, «толковый колхозник, знающий область, ее сельское хозяйство, промышленность и население», и, главное, имеющий жизненный опыт. Столь же нейтральное отношение к профессиональному статусу свойственно и поколению кризиса, но для него очень важны личные качества кандидата: «Профессия депутата не так важна, он может быть слесарем или электриком, главное

234

— чтобы он работал на результат». В отличие от старшего и младшего, среднее поколение настаивает на необходимости депутатской деятельности на профессиональной основе: эта работа считается им обычной профессией наряду с другими.

В то же время представители старшего и средних поколений высказываются за своего рода «запреты на профессию». Первый «запрет» налагается поколением «шестидесятых» на предпринимателей (негосударственный сектор экономики). Их участие в политике вызывает у людей старшего возраста большое недоверие: «Недавно один желающий баллотироваться в депутаты выступал в телепередаче. Выяснилось, что он — коммерсант, занимается бизнесом. Нам не понятно, кто такие коммерсанты и чем они занимаются». Второй «запрет на профессию» исходит от представителей средних когорт, считающих, что политика — это полноценная профессия наряду с другими, поэтому в ней не место учителям и врачам, весьма далеким от проблем управления территорией, но «по недоразумению» оказавшихся среди фаворитов выборов 1993—1994 гг. в законодательные органы субъектов Федерации, в том числе и в Псковской области. «Наша беда в том, — поясняют интервьюируемые, — что мы выбираем не профессионалов-политиков, а учителей и врачей, которые ничего не смыслят в реальной экономике и не знают, как ее поднимать». Средние когорты также поддерживают «запрет» на депутатский мандат для предпринимателей, так как считают, что эти роли просто не совместимы физически. Видимо, потребуется немало времени, прежде чем бизнесмены приобретут достаточный политический авторитет у населения области. Что касается учителей, то они уже вряд ли смогут изменить свою низкую политическую оценку во мнении всех поколений псковичей, основанном на политическом опыте, накопленном в области. Сказанное не относится к врачам, с которыми, как показали результаты выборов, все еще связаны большие надежды избирателей на улучшение их жизни.

Ожидания избирателей в отношении депутатов областного Собрания по содержанию довольно близки к среднероссийским, но заметно отличаются акцентами даже в пределах Северо-Запада.14 Здесь пользуется популярностью не просто юрист, а «честный юрист» (и, соответственно, «честный экономист»). Не менее популярны комбинации этих профессиональных предпочтений с такими нравственными качествами, как порядочность, доброта, отзывчивость. Среди наиболее активных избирателей идут постоянные поиски практических путей реализации этих запросов. Так, на выборах депутатов Псковской городской Думы в 1996 г. произошло необычное событие — в городе был образован специальный комитет, пытавшийся дать публичную оценку нравственным качествам кандидатов в депутаты.15

Другой вариант решения проблемы — идея возврата к советской практике выдвижения кандидатов в депутаты от трудовых коллективов. При этом в свою очередь депутат должен знать, область, район, проблемы его жителей и производства.

Показательна позиция молодых респондентов: «В качестве депутата нам нужен хороший менеджер, высококвалифицированный профессионал, чтобы не только знал наши проблемы, но и умел управлять людьми, был бы тесно связан с округом. Неважно, что он вырос не здесь».

Размышляя об идеальном депутате, избиратели отдают предпочтение мужчине средних лет и в мягкой форме не советуют женщинам участвовать в профессиональной политике. Они ссылаются на традицию. «У нас в политике на женщин часто не обращают внимания. Избиратели скорее потянутся к мужчинам», — это мнение,

235

чаще всего высказываемое старшим и средним поколениями, как правило, совпадает с позицией молодежи. Так, даже в той группе молодежи, где оказалось большинство девушек, все согласны с тем, что «у женщины много других забот». Предпочтение политику-мужчине отдается даже несмотря на длительный опыт пропорционального представительства мужчин и женщин в выборных органах советской власти. В данном случае проявляются малоизменчивые пласты политической культуры, унаследованные еще от аграрного общества. Исключение в этом отношении составляет молодежь города Пскова, которая высказывается за полноправное участие женщины в политике, против ее консервативного образа: «Женщина не должна замыкаться на кухне. Есть женщины, для которых семья на первом плане, но есть и такие, для которых она на втором, как у мужчин. Это дело личного выбора». Здесь, как и во многих других случаях, наблюдается политико-социализационный эффект поколения.

Избирателей живо интересует партийно-политическая позиция депутата. При этом партийность оказывается скорее негативным фактором. Участие партий в политике часто встречает активные возражения, которые сводятся к трем аргументам.

Во-первых, считается, что депутат от партии не будет отстаивать интересы сторонников другой партии: «Он скорее всего даже будет настроен против тех, кто голосовал за другую партию».

Во-вторых, выдвижение кандидатов от партии влечет за собой сначала бесконтрольность выборов, а в дальнейшем и деятельности депутата. «При выдвижении независимых кандидатов или кандидатов от партий люди даже не знают их. Раньше кандидатов в депутаты выдвигал трудовой коллектив. Там человека хорошо знали, его кандидатура обсуждалась. Следовательно, раньше выдвижение кандидатур было более демократичным».

В-третьих, многопартийность ведет к борьбе партий между собой в ущерб интересам всего народа. «Из-за множества партий и группировок в Государственной думе идет борьба, столкновение политических амбиций, очернение депутатами друг друга в ущерб общему делу, на которое просто не остается времени», — считают псковские избиратели. Отсюда вывод: «Если и на нашем, областном уровне будет такая же картина — то будет мало толку от таких депутатов». «Если бы я была депутатом, — поясняет одна из участниц опроса, — то одна партия склоняла бы меня в одну сторону, а другая — в другую, и я не знала бы, что делать».

Как правило, избиратели понимают под партиями политические группировки, преследующие свои частные интересы в ущерб общим. Их аргументы против участия партий в политике созвучны основанной на коллективизме идее социальной однородности народа и его политических представителей: «Партийность депутата — ни в коем случае! Ведь выборы — это одно из ярчайших проявлений демократии. Депутат от партии будет представлять не волю народа, а волю партии, руководить которой может и Леонид Ильич, и Иосиф Виссарионович». Правда, избирателями делается важная оговорка о том, что выборы депутатов больше не могут быть безальтернативными с заранее предрешенным результатом, а значит, советская политическая традиция все же уже существенно изменилась в результате нового политического опыта. В конечном счете в политическом сознании поколений псковичей депутат должен представлять не партию, не отдельные группировки, а интересы всего народа (или населения области), добиваясь этого права в конкурентной борьбе на выборах. Лишь с учетом этих замечаний можно правильно понять суждение по поводу принципа представительства, звучащее так: «Пусть депутата выбирает большинство, а он отвечает за весь народ».

236

В целом все согласны, что при выборе депутата важна «личность, а не партия», хотя этот принцип может иметь разные смысловые оттенки. Один из них сводится к отрицанию всякого участия партий в политике. Такая позиция поддерживается всеми поколениями, но чаще проявляется в селах, находящихся в наиболее тяжелом экономическом положении. Здесь советское понятие демократии как полноты народовластия даже усиливается за счет наступившего разочарования в КПРФ и ЛДПР — лидировавших на выборах 1993—1996 гг., но не выполнивших своих обещаний. Интересно, что снижение авторитета одних партий не вызывает ни особого роста симпатий к другим, ни соответствующего снижения авторитета их лидеров, что лишний раз подтверждает значимость принципа «личность, а не партия».

Другой смысловой оттенок приоритета личных качеств депутата заключается в нарочитом принижении значимости его партийности. Суть этой позиции можно проиллюстрировать следующим высказыванием: «Если бы мы знали кандидата в депутаты как порядочного человека и были бы уверены в том, что он будет защищать наши интересы и хорошо работать, то неважно, к какой партии он принадлежит». В этой связи показательно высказывание представителя среднего поколения, подчеркнувшего прагматизм своего отношения к партийности: «Мне абсолютно все равно, к какой партии принадлежит депутат. Пусть он является коммунистом, социал-демократом, хоть петлюровцем, лишь бы знал свое дело, выполнял свои задачи».

У городских представителей поколения шестидесятых, располагающих наибольшим опытом участия в политике, принцип «личность, а не партия» постепенно трансформируется в сторону ограниченного признания партийного плюрализма, его допустимости на период избирательной кампании. Однако по ее завершении «депутаты должны работать по единой программе, а не по множеству отдельных программ». Один из представителей этого поколения пояснил: «Я бывший моряк. Если бы у меня на корабле все работали по своим программам, то мы обязательно потерпели бы крушение. Все должны подчиняться одной программе». Высказывается следующая формула политической жизни: «Депутаты конкурируют на выборах за то, чтобы участвовать в работе над единой программой, которая представляет собой обобщение отдельных депутатских программ».

Среди псковских горожан средних поколений иногда встречается и более широкое признание необходимости участия партий в политике, пусть в довольно абстрактном виде. Оно сводится к допущению конкуренции позиций и стоящих за ними отдельных групп депутатов по вопросам местной политики: «Пусть депутаты образуют фракции внутри областного Собрания, но не по партийной принадлежности, а вокруг каких-либо идей». Эта установка стоит ближе всех других к нормам конкурентной многопартийной демократии. Она может сосуществовать как с эмоциональными оценками («Партии нам не нужны!»), так и с признанием возможности представителей разных партий объединяться во фракции в представительных органах власти («Группа депутатов-единомышленников может сложиться на основе любой партии»). Правда, в этом случае понятие партии остается идеологически неопределенным: «Это может быть такая партия, политика которой приведет к заметному улучшению жизни народа, чтобы хоть немного, хоть через полгода было бы заметно, что народу стало лучше жить».

Городские избиратели в целом уделяют больше внимания программе кандидата в депутаты, чем сельские. Они в наибольшей степени готовы признать позитивную роль конкуренции в политике и даже связывать с ней эффективную работу областного собрания. Именно среди этой категории избирателей политический плюрализм

237

скорее всего сложится в устойчивую политическую установку в будущем, несмотря на его сегодняшнее вербальное отклонение. Пока же избиратели широко поддерживают идею объединения депутатов на основе «важнейших нравственных принципов: честности, сострадания, доброты».

Отношение поколения кризиса (молодежи) к плюрализму партий нуждается в отдельной характеристике, поскольку оно резко поляризовано: либо негативное, либо позитивно-прагматичное.

В первом случае молодежь наследует негатив от старших поколений к партиям и даже остроумно иллюстрирует его образом «депутата — слуги двух господ» — партии и избирателей. В таком случае деятельность депутата будет заведомо противоречивой и бесполезной, так как «всем сразу угодить невозможно».

Прагматизм сводится к очевидному предпочтению «партии власти» и отклонению оппозиции как таковой. В молодежной среде считается, что депутат от «партии власти» получит поддержку администрации области, а представитель оппозиции встретит с ее стороны препятствия в работе. Молодежь легко наследует отечественную традицию нетерпимого отношения власти к оппозиции.

Несколько иной тип прагматичного отношения к партиям у псковичей, которым всего 15—17 лет (поколение относительной стабилизации). Их не было в интервьюируемых группах, но, судя по рассказам родителей, они воспринимают партии как обычные организации, где можно подработать распространением партийной литературы и даже сделать карьеру, став руководителем «с личным кабинетом с креслом». В этом поколении есть признаки того, что новая партийно-плюралистическая политическая культура уже воспринимается как привычная, т. е. вошла в «естественную установку» этого поколения.

Итак, среди избирательских ожиданий всех поколений к депутату на первом плане оказались нравственные качества личности — честность, сострадание, порядочность; среди профессиональных критериев — юридическое и экономическое образование, опыт работы, знание области, способность добиваться практических результатов. В социально-ролевом плане наибольшим предпочтением пользуется мужчина средних лет, представляющий интересы всех избирателей и дистанцирующийся от партий.

Сравнение с социальным портретом депутата Государственной думы, полученным в результате исследования в декабре 1995 г., накануне выборов по 12 территориально-экономическим районам России, оттеняет акцент псковских избирателей на нравственные качества депутата и его надпартийность.16

Материалы исследования позволяют выделить из всех возможных сочетаний этих качеств три типа депутатов, идеальных в глазах избирателей.

От политика ожидают прежде всего обычного человеческого сострадания. Причем, такое ожидание относится к политику любого уровня, а не только к депутату областного собрания: «Нужно, чтобы народ верил, что за него кто-то “болеет”. Это главное. Сейчас этого нет, и поэтому большинство людей не верит ни в правительство, ни в политическое руководство». Подчеркнем, что здесь сострадание значит даже больше,

238

чем решение материальных проблем, ожидаемое от депутата, о чем свидетельствует следующее суждение: «Депутат, который болеет за народ, видит, как живет простой человек в районе, в области, в стране, будет пользоваться подлинным авторитетом, получит поддержку, свернет горы». Для такого депутата профессия и партийная принадлежность становятся малозначимыми факторами в глазах избирателей, и поэтому его можно назвать «депутатом-заступником».

Образ депутата-заступника распространен в равной мере среди всех поколений, правда, средние и младшие возрасты поддерживают эти ожидания менее эмоционально, прагматичнее: «Самое главное в работе депутата — провести побольше встреч с людьми, выяснить их больные вопросы и заняться ими в первую очередь». Особенно ценится конкретная помощь человеку. Такое ожидание представлено в характеристике, данной горожанами одной женщине, кандидату в депутаты на выборах в городскую Думу в 1996 г.: «Интеллигентная, добрая, она в то же время пробивная женщина. Вот эти качества и нужны депутату». И далее: «Она многим помогла. Кому-то что-то устроила, где-то что-то “выбила”. Она способна идти в “лобовую атаку”!».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.068 с.)