I. Задачи преддипломной практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Задачи преддипломной практики



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по прохождению преддипломной практики и

выполнению дипломных работ

 

 

(для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» специализации «Государственные и муниципальные финансы»)

 

 

Улан-Удэ


Печатается по решению редакционно-издательского отдела Восточно-Сибирского государственного технологического университета

 

Составитель: д.э.н., проф. Багинова В.М.

к.э.н., ст. преп. Моглоева Т.В.

 

 

Предназначено для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» специализации «Государственные и муниципальные финансы»

 

(с) Издательство ВСГТУ, 2006


Методические указания предназначены для студентов 5 курса специальности 080105 «Финансы и кредит» /специализации «Государственные и муниципальные финансы»/. Первый раздел содержит программу преддипломной практики. Второй раздел представлен методическими указаниями к выполнению дипломной работы и содержит формы основных документов, используемых при оформлении, порядок выполнения, защиты, руководства и рецензирования дипломных работ.

 

 


 

 

Раздел I

ПРОГРАММА

ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

 

 


I. Задачи преддипломной практики

Преддипломная практика студентов - один из важных завершающих этапов подготовки специалиста с высшим образованием, цель которой - углубить и закрепить на практике теоретические знания, полученные студентами в процессе обучения, привить навыки практической работы в финансовом органе, финансовом управлении (отделе) предприятия, организации и учреждения, овладеть формами и методами финансовой работы.

При прохождении преддипломной практики студент должен ознакомиться с организацией работы и функциями финансового органа, финансового отдела организации, учреждения, их правами, обязанностями, изучить работу специалиста в каждом подразделении, ознакомиться с нормативными актами, инструктивными материалами, организацией учета и отчетности об исполнении бюджета в финоргане, организациях, учреждениях, освоить приемы и методы расчета бюджетных и других финансовых показателей, бюджетного финансирования, контроля за использованием бюджетных средств.

Особое внимание уделяется изучению новых документов в области бюджетного планирования, исполнения бюджетов, межбюджетных отношений, законодательного и инструктивного материала по организации бюджетного процесса, формированию доходной базы бюджетов и внебюджетных фондов, финансированию расходов, организации учета исполнения бюджета и внебюджетных фондов Студент должен освоить основные методы и приемы, используемые финансовыми работниками в своей деятельности, ознакомиться с содержанием и методикой проведения расчетов, проверок, принять активное участие в их выполнении.

В процессе прохождения практики студенты должны включиться в работу финансовых органов, финансовых отделов организаций, учреждений и вместе с их работниками искать пути решения проблем сбалансированности бюджетов, укрепления доходной базы, сокращения расходов бюджета, совершенствования организации межбюджетных отношений, повышения качественного уровня исполнения бюджета, эффективности финансово-хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, обеспечения роста финансовых ресурсов, реализации мер по развитию и регулированию финансового рынка улучшения методов финансового и бюджетного планирования и финансирования совершенствования финансового контроля за целевым использованием средств бюджета и внебюджетных фондов.

В ходе практики студент собирает необходимый материал для написания дипломной работы, подготавливает проект будущей дипломной работы

III. Содержание практики

В процессе прохождения практики на всех базах студенты изучают изменения нормативных правовых актов, анализируют исполнение бюджетов за предыдущие три года.

Практика на рабочих местах должна осуществляться таким образом, чтобы студент сначала под руководством практических работников, а затем самостоятельно выполнял работу специалиста данного подразделения

В первый день практики представитель от администрации финансового органа совместно с руководителем практики от кафедры проводит совещание со студентами, знакомит их со структурой финансового органа, задачами и функциями его подразделения, особенностями организации практики. В последующие дни практика осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планом.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Работы с банками

1. Изучают состояние финансового рынка РБ, действующее законодательство по его регулированию, содержание экономической и контрольной работы финорганов по регулированию рынка ценных бумаг.

2. Осуществляют контроль за соблюдением законодательства участниками финансового рынка.

3. Изучают порядок регистрации выпуска ценных бумаг, условия выпуска и размещения облигационных займов РБ.

4. Участвуют в разработке предложений по организации, функционированию и развитию рынка ценных бумаг в Республике Бурятия.

5. Анализируют состояние государственного внутреннего долга.

6. Принимают участие в разработке мероприятий по совершенствованию структуры внутреннего государственного долга, оптимизации расходов по его обслуживанию.

 

Управление федерального казначейства по РБ

1. Изучают нормативные документы, регламентирующие организацию исполнения бюджета органами Федерального казначейства.

2. Принимают участие в составлении росписи доходов и расходов.

3. Знакомятся с порядком внесения изменений в показатели бюджета, правилами их оформления.

4. Изучают порядок финансирования из федерального бюджета, доведения показателей бюджета до территориальных органов федерального казначейства, оформления платежных документов, расчетов лимитов финансирования расходов федерального бюджета, справок об их исполнении.

5. Участвуют в осуществлении расчетов по трансфертам, проверках правильности оформления бюджетных ссуд, кредитов, дотаций, субвенций.

6. Изучают организацию исполнения доходной части бюджета органами Федерального казначейства.

7. Принимают участие в разработке мер по обеспечению собираемости налогов и платежей в бюджет.

8. Знакомятся с организацией учета поступлений доходов в федеральный бюджет.

9. Изучают работу Федерального казначейства по обслуживанию государственного внутреннего долга и государственных заимствований.

10. Осуществляют оперативный контроль за исполнением федерального бюджета по доходам и расходам территориальными управлениями федерального казначейства, учреждениями ЦБ РФ и уполномоченными банками, ФНС и другими участниками процесса исполнения бюджета.

11. Анализируют исполнение бюджета за отчетный период (месяц, квартал, год), подготавливают заключения по результатам анализа.

 

 

Территориальные внебюджетные фонды

социального назначения

1. Изучают организационно-правовые основы функционирования фондов, знакомятся с законодательной базой, регламентирующей функционирование фондов как самостоятельного финансово-кредитного института,

2. изучают нормативные документы, определяющие порядок формирования и использования средств Пенсионного фонда РФ;

3. знакомятся с особенностями финансовой работы в этих учреждениях, рассматривают взаимоотношения Пенсионного фонда РФ с плательщиками страховых взносов и бюджетами разного уровня (федеральным, субъектов Федерации, местными), а также получателями средств

4. знакомятся с организацией работы в Пенсионном фонде РФ (территориальном отделении фонда), Положениями об их отделах и управлениях, должностными инструкциями сотрудников;

5. изучают основные направления финансовой работы, методики составления плановой и отчетной документации

6. изучают порядок предоставления средств из Пенсионного фонда РФ (направления, формы порядок документального оформления)

7. принимают участие в составлении бюджета Пенсионного фонда РФ (территориального отделения фонда) и отчета об его исполнении

8. рассматривают взаимоотношения территориального подразделения фонда с вышестоящими органами финансовыми органами, территориальными органами социального обеспечения знакомится с перепиской по финансовым вопросам

9. изучают порядок постановки плательщиков страховых взносов на учет в территориальном отделении Пенсионного фонда РФ

10. принимают участие в проверках правильности исчисления полноты и своевременности перечисления страховых взносов конкретными плательщиками взносов в Пенсионный фонд РФ

11. В отчет о прохождении преддипломной производственной практики студент включает в виде приложений бюджет Пенсионного фонда РФ (территориального отделения фонда), отчет об исполнении бюджета за предшествующий период, отчетность фонда (территориального подразделения фонда), акты проверки правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления страховых взносов конкретными плательщиками взносов в Пенсионный фонд РФ

 

IV. Руководство практикой

Преподаватели кафедры руководят преддипломной практикой студентов, консультируют их по вопросам организации практики, выполнения индивидуальных задании, сбора практического материала для написания дипломной работы, ведут научные студенческие кружки При посещении базы практики проверяют дневник, выполнение календарно тематического плана в соответствии с указанными сроками

Финансовые органы и организации, учреждения обеспечивают студентов-практикантов рабочими местами и необходимыми практическими материалами Приказом назначается руководитель практики от финансового органа, организации, учреждения. В его обязанности входит общее руководство практикой, подбор руководителей из квалифицированных специалистов на каждом рабочем месте и наблюдение за их работой с практикантами, распределение студентов по рабочим местам, обеспечение нормальных условий работы студентов их размещение, оказание помощи в получении практического материала организация консультаций и обеспечение надлежащей требовательности к студентам практикантам как в отношении служебной дисциплины, так и в отношении выполнения плана производственной практики, составление краткого отзыва о работе каждого студента. В отзыве отмечается выполнение студентом программы практики, его отношение к работе, трудовая дисциплина овладение навыками практической работы и др.

Руководители практики на рабочих местах проводят инструктаж студентов, осуществляют непосредственное руководство и постоянный контроль за выполняемой ими работой и соблюдением дисциплины

Руководители не должны, как правило, допускать коллективного выполнения студентами одной и той же работы.

Руководители практики от финоргана, организации, учреждения проверяют и визируют соответствующие разделы отчетов по практике

По окончании практики руководители от базы практики пишут отзыв, в котором отражают деловые качества студентов, степень освоения практического материала, дисциплину.

 

V. обязанности студента

1. Студенты обязаны соблюдать действующий на базе практики режим работы, включая табельный учет, самостоятельно выполнять работу на своих рабочих местах, отвечать за нее и ее результаты наравне со штатными работниками, вести дневник по установленной форме, ежедневно представлять его на проверку и подпись руководителю от базы практики, представить на кафедру письменный отчет о результатах практики с отзывом руководителя от финансового органа, организации, учреждения.

2. На студентов практикантов, нарушивших правила внутреннего распорядка, руководители финансовых органов, предприятий могут налагать взыскания, о чем сообщается директору Института экономики и права ВСГТУ и на кафедру «Финансы и кредит» для решения вопроса о возможности их дальнейшего пребывания в университете.

В случае невыполнения программы практики, непредставления отчета о практике, либо получения отрицательного отзыва руководителя практики от финансового органа, организации, учреждения и неудовлетворительной оценки при защите отчета студент может быть отчислен из университета как имеющий академическую задолженность.

Раздел II

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дипломная работа является заключительным этапом подготовки специалистов высшей квалификации по специальности «Финансы и кредит» и должна соответствовать требованиям квалификационной характеристики. Она должна представлять собой самостоятельно выполненное и законченное научное исследование по избранной проблеме, содержать элементы научной новизны, иметь теоретическое в практическое значение.

Целью дипломной работы является закрепление и углубление теоретических и практических навыков, полученных при изучении циклов общепрофессиональных дисциплин, специальных дисциплин, а также дисциплин специализации по специальности. В дипломной работе проявляются уровень фундаментальной и специальной подготовки студента, его способность к анализу и обобщению экономической информации, полученные навыки по решению актуальных практических задач в области финансов. С этой целью в дипломной работе требуется показать знание действующих законодательных, нормативных, методических и инструктивных материалов, важнейших литературных источников, экономико-математических методов и компьютерной техники, а также умение отбирать и использовать необходимую информацию. Дипломная работа дает возможность Государственной аттестационной комиссии наиболее объективно оценить уровень подготовки молодого специалиста к предстоящей практической деятельности.

Написание дипломной работы осуществляется в соответствии с календарным графиком, в котором устанавливаются конкретные сроки выполнения отдельных этапов работы, сроки сдачи готовой работы и ее защиты. Контроль осуществляет научный руководитель дипломной работы. Ход подготовки дипломной работы систематически заслушивается на заседаниях кафедры.

Подготовка дипломной работы состоит из нескольких этапов:

· выбор темы; согласование ее с кафедрой; определение структуры работы и объекта исследования;

· обоснование актуальности избранной темы;

· составление библиографии, ознакомление с законодательными актами, нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме дипломной работы;

· составление плана работы и определение графика ее выполнения; определение характера учебно-методической разработки;

· сбор материала в статистических органах;

· обработка и анализ полученной информации с применением современных математико-статистических методов и вычислительной техники;

· формулировка выводов и разработка рекомендаций;

· оформление дипломной работы в соответствии с установленными требованиями;

· рецензирование дипломной работы;

· защита дипломной работы перед Государственной аттестационной комиссией.

 

Содержание и структура дипломной работы

Структура дипломной работы

Предлагаемые темы охватывают широкий круг вопросов. В связи с этим структура каждой работы может уточняться студентом совместно с руководителем, исходя из научных интересов студента, степени проработанности данной темы в литературе, наличия информации и т.п.

Дипломная работа включает расчетно-пояснительную записку и графическую часть.

Расчетно-пояснительная записка имеет следующую структуру.

Таблица 1

Типовая структура дипломной работы

 

Наименование главы (раздела) дипломной работы Количество страниц
Введение 3-4
Глава 1. Теоретические аспекты организации межбюджетных отношений в РФ 20-25
1.1. Сущность и принципы организации межбюджетных отношений 6-7
1.2. Формы организации межбюджетных отношений в России 7-9
1.3. Cовременные тенденции развития межбюджетных отношений в РФ 7-9
Глава 2. Анализ межбюджетных отношений в период реформирования местного самоуправления (на примере Республики Бурятия) 34-40
2.1. Анализ консолидированного бюджета РБ 4-5
2.2. Анализ межбюджетных отношений в РБ 20-23
2.2.1 Анализ разграничения доходных источников и расходных полномочий между республиканским и местным бюджетами 5-6
2.2.2.Анализ межбюджетных трансфертов предоставляемых местным бюджетам 5-6
Глава 3. Пути совершенствования межбюджетных отношений в РБ 25-30
3.1. Современные проблемы организации и регулирования межбюджетных отношений на региональном уровне 10-12
3.2. Оценка экономической эффективности и целесообразности изменения методики расчета дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности 10-12
   
Заключение 5-6
Список использованных источников информации 1-2
Приложения  
Итого 90-100

 

Исходя из рекомендованной структуры дипломной работы объем расчетно-пояснительной записки (без учета приложений) должен составлять примерно 90-100 страниц машинописного или компьютерного текста.

Пример составления плана дипломной работы приведен в приложении 4.

Содержание дипломной работы

Указанные в таблице основные разделы дипломной работы должны иметь следующее содержание.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы для исследования, характеризуется ее научное и практическое значение для развития современного производства, формулируются цели и задачи дипломной работы, определяется объект, предмет и методы исследования, источники информации для выполнения работы

Иными словами, во введении дается общая характеристика дипломной работы. Это ее визитная карточка, реклама.

В теоретической части рассматриваются теоретические и методологические вопросы государственных и муниципальных финансов. В этом разделе необходимо:

· дать характеристику степени проработанности проблемы в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т.п.) и ее реализации на практике, наметить пути решения проблемы;

· определить сущность исследуемой проблемы, изучив опыт реализации данной проблемы в других субъектах РФ и за рубежом;

· определить состав и краткое содержание принципов и методов реализации изучаемой проблемы на практике;

· выбрать методики проведения анализа исследуемого объекта в соответствии с темой дипломного проекта;

· указать, какое место занимает рассматриваемая проблема в финансовой системе управления финансовых органов, учреждений

· определить отечественный и зарубежный опыт (как положительный, так и негативный) реализации исследуемой проблемы.

Теоретическое освещение вопросов должно быть увязано с практической частью работы и служить базой для разработки предложений и рекомендаций автора дипломной работы.

Аналитическая часть. В краткой характеристике приводится историческая справка, характеризующая объект исследования, рассматриваются основные финансовые показатели его деятельности.

Анализ финансово-экономической системы управления конкретного объекта исследования начинается c анализа целей исследуемого объекта. После этого дается краткий анализ деятельности организации.

Главное внимание должно быть уделено анализу исполнения бюджетов.

Анализируются показатели, оказывающие влияние на реализацию поставленных целей. Показатели могут быть, как количественными, так и качественными и характеризовать степень достижения целей.

При выполнении данного этапа должен быть сказан способ получения информации (или исходных данных для расчета), позволяющей оценить фактическое состояние показателя. Описание способов положения информации должно сопровождаться показом форм и содержания аналитических таблиц, бланков экспертных оценок и т.п. (как в тексте, так и в приложениях) с указанием правил их заполнения.

Если действующие методики анализа не отвечают задачам разработки проекта, студент может предложить свой вариант методики, обосновав целесообразность ее предложения.

Задача автора дипломной работы на данном этапе состоит в том, чтобы не только глубоко изучить действующую практику, но и критически осмыслить происходящие изменения в системе управления государственными и муниципальными финансами, обобщить имеющиеся недостатки и сформулировать необходимость создания определенных предпосылок, способствующих их преодолению и более эффективной организации исполнения бюджетов и управления государственными и муниципальными финансами.

Анализ скрытых недостатков является содержанием третьего подраздела второй части дипломной работы «Причины, мешающие эффективному функционированию рассматриваемого объекта. Выводы по результатам анализа».

Результатом аналитической части дипломной работы и оценки перспектив развития системы управления финансами является формулировка требований к исходной информации для решения задач проектной части. Качество и полнота этих требований непосредственно определяют проектную часть дипломной работы.

Здесь должны быть раскрыты следующие положения:

· цель разработки проекта;

· перечень проектных предложений, направленных на повышение уровня организации управления финансами в части исследуемой проблемы;

· нормативно-методическая база проектирования;

· организация работы проекта: сроки разработки и внедрения проекта, его сметная стоимость, источники финансирования, возможный объем инвестиций, система стимулирования за разработку и внедрение проекта;

· краткое финансово-экономическое обоснование проектных предложений.

Проектная часть представляет собой взаимосвязанный комплекс проектных мероприятий, состав которых определяется темой дипломной работы, результатами проведенного анализа финансового состояния системы организации и требованиями к разработке проектной части.

Проектные мероприятия вытекают, прежде всего, из результатов анализа и должны быть направлены на устранение недостатков, выявленных в аналитической части дипломного проекта.

В данном разделе студент должен дать предложения и рекомендации по совершенствованию, например, исполнения бюджетов. Рекомендации должны быть конкретными и обоснованными. Студент может разработать систему показателей в процессе финансового анализа, формирования финансовой отчетности и т.п.

Все предлагаемые направления совершенствования управления финансами должны быть ориентированы на использование средств вычислительной техники, возможностей автоматизированных рабочих мест финансиста, экономиста, аналитика.

Неотъемлемой частью дипломной работы является оценка финансово-экономической эффективности мероприятия по совершенствованию форм и методов финансового менеджмента на предприятии, в организации.

При написании данного раздела в зависимости от конкретного объекта исследования рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утвержденными Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов).

В мероприятиях по внедрению проекта предлагается состав мероприятий по социально-психологической, профессиональной и материально-технической подготовке коллектива организации, ресурсному обеспечению внедрения проекта, контролю заходом внедрения и стимулированию участвующих во внедрении работников.

Состав намечаемых мероприятий может быть представлен в форме плана с указанием сроков проведения, ответственных.

Вторая и третья части дипломной работы обязательно должны завершаться краткими выводами.

В заключении отражаются основные результаты выполненной работы, важнейшие выводы, рекомендации и предложения по их практическому использованию.

В завершение следует напомнить, что все главы и параграфы работы должны быть логически взаимосвязаны. Это должно быть отражено при переходе от одного параграфа к другому, от одной главы к другой.

Список использованных источников включает все источники информации, изученные и проработанные студентом в процессе выполнения дипломной работы.

 

Оформление дипломной работы

После одобрения дипломной работы научным руководителем, работу (аккуратно и четко перепечатанную) переплетают в твердый переплет.

Дипломная работа должна включать в указанной последовательности:

· титульный лист;

· задание;

· аннотация на русском и иностранном языке;

· содержание (оглавление);

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список литературы;

· приложение.

Аннотация - краткая характеристика дипломной работы с точки зрения содержания, значения, формы и других особенностей.

Аннотация акцентирует внимание на новых сведениях, основной теме, проблеме, рассматриваемых в дипломной работе. Аннотация включает цель работы, ее результаты и определяет целесообразность обращения к ней. Аннотация составляется на русском и иностранном языках.

Заглавием должно служить слово «АННОТАЦИЯ», напечатанное на отдельной строке прописными буквами.

Текст аннотации начинается с изложения существа работы. Описание ранее опубликованных работ и общеизвестные положения в аннотации не приводятся.

Изложение материала в аннотации должно быть кратким и точным. Следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных и технических документов, избегать сложных грамматических оборотов. Объем текста аннотации должен быть не более 1 страницы.

Дипломная работа должна быть выполнена машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги одного формата А4 (210* 297 мм) или близкого к нему формата (208*288 мм -210* 297 мм) по ГОСТу 6656-76 через два межстрочных интервала. Заголовки таблиц допускается печатать через 1 или 1,5 интервала.

При выполнении дипломной работы в машинописном виде текст работы печатается без рамок.

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм; правое - 10 мм; верхнее - 20 мм; нижнее - 25 мм.

Шрифт должен быть четким, только черного цвета, 14 пт, печатать деформированным или загрязненным шрифтом не допускается. Допускается вписывать в текст дипломной работы отдельные слова, формулы, условные знаки (от руки чертежным шрифтом), а также выполнять схемы и рисунки только черными чернилами или тушью.

Поправки (исправления отдельных знаков, букв, слов текста, не изменяющее число строк на странице) допускается впечатывать на пишущей машинке или четко вписывать от руки черными чернилами (пастой) над исправляемыми буквами, знаками, словами. При этом исправляемые буквы, знаки, слова должны быть зачеркнуты. Число таких поправок должно быть не более пяти на одной странице. Допускается также наклеивать на неправильные буквы, знаки и слова поправки, отпечатанные на пишущей машинке или ЭВМ.

Заголовки глав выравниваются по центру текста и печатаются прописными буквами. Заголовки параграфов печатаются с абзаца (15 - 17 мм) строчными буквами (кроме первой прописной). Перенос слов в заголовках не допускается. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчеркивание заголовки не допускается. Расстояние между заголовком и последующим текстом должно быть равно трем межстрочным интервалам (25-30 мм), расстояние между заголовками и последней строкой предыдущего текста (для тех случаев, когда конец одного и начало другого подразделов размещается на одной странице) - четырем межстрочным интервалам (30-40 мм).

Каждую главу следует начинать с новой страницы.

Титульный лист дипломной работы должен оформляться по форме, представленной в приложении 5.

Объем работы и нумерация. Общий объем дипломной работы, как отмечалось выше, должен содержать 90-100 страниц (исключая приложения). Нумерация должна быть сквозной: первой страницей является титульный лист и т.д. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу. На первой странице (титульный лист) номер страницы не ставят.

Графический материал является обязательной частью дипломной работы и должен быть связан с расчетно-пояснительной запиской. Количество иллюстраций, помещенных в работу, должно быть достаточным для того, чтобы придать излагаемому тексту ясность и конкретность. При этом в тексте должны быть сноски на приводимый иллюстрирующий материал и даны объяснения к нему.

Графическими материалами являются схемы динамики основных технико-экономических и финансовых показателей деятельности предприятий, организаций и их подразделений; схемы организационных структур управления; функциональные и информационные матрицы; схемы обработки информации; схемы алгоритмов и программ решения управленческих задач на ЭВМ; графики и таблицы, иллюстрирующие результаты анализа; таблицы эффективности проектных мероприятий и т.п. Все иллюстрации (фотографии, схемы, чертежи и природные ресурсы) именуются рисунками.

Рисунки, таблицы, располагающиеся на отдельных страницах, необходимо включать в общую нумерацию. Рисунки нумеруются последовательно в пределах главы арабскими цифрами.

Номер рисунка должен состоять из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой.

Например: «Рис. 1.2..............».

Рисунки должны размещаться сразу после ссылки на них в тексте. Рисунки следует размещать так, чтобы их можно было рассмотреть без поворота работы. Если такое размещение невозможно, рисунки располагают так, чтобы для их рассматривания надо было повернуть работу по часовой стрелке. Размер формата рисунка не должен превышать размера А4.

Цифровой материал, помещаемый в работу, оформляется в виде таблицы. Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок. Заголовок помещают под словом «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинают с прописной буквы. Подчеркивать заголовок не следует. Таблицу следует размещать после первого упоминания о ней в тексте.

Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием порядкового номера. При ссылке на таблицу указывают ее полный номер и сокращенное слово таблица. (Например, табл. 2).

Математические формулы должны быть напечатаны с использованием встроенного редактора Microsoft Office Microsoft Equation или аналогичного, либо написаны чернилами (пастой) или тушью отчетливо. Знаки, цифры, буквы правильно размещены в соответствии со смысловым значением формулы. Между строчками формулы и линиями дроби сохраняются интервалы. Необходимо сохранять единую систему написания математических формул. Значение символов и числовых коэффициентов должны приводиться непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле.

Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строчку начинают со слова «где», двоеточия после него не ставят. Формулы, на которые имеются ссылки в тексте, должны нумероваться в пределах главы арабскими цифрами.

Например: формула 1.2. (вторая формула первого раздела).

При ссылке пишут «в формуле 1.2.......» и заключают в круглые скобки.

Единицы измерения следует приводить в единицах международной системы (СИ) СТ СЭВ 1052-78.

Приложения, список литературы также включают в сквозную нумерацию. В оглавлении (содержании) последовательно перечисляют заголовки глав, параграфов, пунктов, приложений и указывают номера страниц, на которых они помещены. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в дипломной работе.

Список использованных источников. Книги одного, двух или трех авторов описываются под фамилиями авторов в той последовательности, в какой они приведены в книге. Вместо полного имени автора указываются только его инициалы, которые пишутся всегда после фамилии, в том числе в ссылках. Фамилия автора и инициалы должны быть отделены знаком неразрывный пробел, путем одновременного нажатия клавиш Ctrl + Shift + «пробел».

Например:

1. Алексеев М.Ю. Факторный индексный анализ. - М.: Статистика, 1977. – 167 с.

2. Бакаев А.С., Шнейдман Л.3. Учетная политика предприятия - М.: Финансы и статистика, 1994. – 200 с.

Под заглавием описывают:

1. Книги без указания авторов (сборники статей, сборники официальных материалов, документов и т.д.).

2. Книги, имеющие более трех авторов

Например:

1. Микробиология молока / Фостер Э.М., Нельсон Ф.Ю., Спек М.Л и др. Пер. с англ. Новиковой В.В., Баранова Э.В.; Под ред. Богданова В.М. - М.: Пищепроиздат, 1987. – 534 с.

2. Справочник по химии полимеров / Липатов Ю.С., Нестеров А.Е., Гриценко Т.М., Веселовский Р.А. - Киев: Наука думка, 1981. – 536 с.

Библиографическое описание статей состоит из двух частей. В первой части помещают сведения о статье, во второй - об издании, в котором она опубликована.

Описание статей содержит следующие элементы:

1. Фамилия и инициалы автора (авторов),

2. Заглавие статьи,

3. Сведения об издании, в котором помещена статья.

После заглавия статьи ставится точка и тире (.–).

При описании статей из сборников, перед сведениями об издании после тире приводят «В книге» или «In» - для иностранных работ. В выходных данных книги указывают только место и год издания, опуская некоторые разделительные знаки.

Например:

1. Собельман В.И. О геометрии прошивок ферритовых матриц. - В кн.: Проблемы кибернетики. - М., 1971, вып.6, с. 69-82.

Слова «В книге» опускаются при описании статей из собраний сочинений или избранных произведений.

Например:

2. Эйнштейн А. Об основных электродинамических уравнениях движущегося тела. - Собр. науч. трудов. - М., 1965, т. 1, с. 128-148.

Исключение составляют статьи из собраний сочинений, написанные другими авторами (предисловие, послесловие, комментарии и т.п.).

Например:

3. Фомина В.А. Г.В. Плеханов и его роль в защите и обосновании философии. - В кн.: Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. - М., 1956, т.2, с. 7-48.

При описании статей из тезисов докладов и других материалов конференций и т.п. в заглавии издания делаются общепринятые сокращения слов.

Например:

4. Борщевский Ю.А., Амосов Х.Б., Медведовская Н.И. Изотопный состав кислорода фосфатных минералов. - В кн.: VШ Всесоюз. симпоз. по стабильным изотопам в геохимии. Тез. докл. 23 - 26 окт. 1987 г., Москва. - М., 1987, с. 47 - 48.

В тех случаях, когда название конференции без указания названия учреждения или организации является неполным или незаконченным, после косой черты приводится наименование учреждения или организации, данное в надзаголовке.

Например:

5. Мамонтов С.Ю. Смешанные задачи нелинейного программирования. - В кн.: Материалы научно-практической конф. молодых ученых ун-та (Тез. и докл.) / МГУ, Москва, 1989, с. 82-85.

При описании статей из продолжающихся изданий приводятся следующие сведения об источнике:

· название источника,

· год издания,

· том, выпуск и номер,

· название серии - в тех случаях, когда издание подразделяется на серии и при этом помимо общей нумерации всего издания, имеется нумерация по сериям,

· страницы, на которых опубликована статья.

Коллективный автор пишется за косой чертой (/).

Например:

1. Аврутик С.В. Решение одной смешанной задачи нелинейного программирования.- Тр./ Иркут. ун-т, 1979, т.64. Сер.мат., вып. 4, с. 58 - 68.

При описании



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.132 с.)