Тема 4. Структура и этапы научных исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Структура и этапы научных исследований



 

Общая логика исследовательской деятельности — основные этапы. Стратегия исследования определение темы, определение степени её актуальности, выявление противоречия, выявление и формулировка проблемы, постановка целей выявление проблемы. Тактика научного исследования — объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, определение задач, отбор источников и базы исследования, выбор методов, разбивка на этапы выполнения. Основные показатели качества исследовательской деятельности: актуальность, теоретическая новизна и практическая значимость, обоснованность и достоверность результатов, уровень внедрения, рекомендации по использованию результатов.

Параметры описания объектов и субъектов, включенных в опытно-поисковую деятельность: социальная характеристика, общая статистическая характеристика (по возрасту, уровню образования, социальному положению и пр.). Общий вывод об исходном состоянии предмета (объекта) исследования, определение направлений преобразований. Организация опытной работы по теме исследования.

Используемая литература: [1-20]

 

Тема 5. Интерпретация, апробация, способы представления

и оформление результатов научных исследований

 

Проблемы интерпретации полученных результатов. Апробация работы. Основные требования, предъявляемые к оформлению результатов исследования: объем, шрифт, заголовки и т.д. Цитирование (прямое и контекстное). Виды сносок; «плюсы» и «минусы» подстрочной сноски, сноски «в квадратных скобках». Требования к списку литературы. Требования к оформлению схем и таблиц (название, ясность и краткость изложения, сквозная нумерация и пр.). Семантическое построение темы исследования. Стили изложения (учебно-педагогический, научно-популярный, научный).

Используемая литература: [1-20]

 

Учебно-методическое обеспечение

самостоятельной работы обучающихся

 

Одной из форм обучения, предусмотренной тематическим планом по учебной дисциплине «Методология и организация исследовательской деятельности», является самостоятельная работа обучающихся. Несомненно, важная роль самостоятельной подготовки заключается в специфике учебной дисциплины как необходимого элемента подготовки специалистов для практической работы.

Трудности усвоения этой учебной дисциплины связаны с обилием нормативных актов, регламентирующих договорную работу, детальное рассмотрение которых невозможно в ходе проведения аудиторных занятий. Самостоятельное изучение тем учебной дисциплины способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных в ходе аудиторных занятий; углублению и расширению знаний по отдельным вопросам и темам дисциплины; освоению умений прикладного и практического использования полученных знаний; освоению умений проведения исследования; освоению умений самопознания и саморазвития.

Самостоятельная работа как вид учебной работы может использоваться на лекциях, семинарских и практических занятиях, а также иметь самостоятельное значение – внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – при подготовке к лекциям, семинарам и практическим занятиям, написании рефератов, докладов, подготовке к зачету.

Основными видами самостоятельной работы по дисциплине являются: составление опорного конспекта (графической схемы с текстовыми пояснениями); доработка конспекта лекции с применением учебника, методической и дополнительной литературы; изучение и конспектирование первоисточников; подготовка сообщения, доклада, реферата, эссе на заданную тему; самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем курса, просмотр видеоматериалов, анализ судебной практики и статистики.

При подготовке к семинарским занятиям обучающиеся в ходе самостоятельной работы должны усвоить лекционный материал, а также изучить рекомендованную литературу и нормативные правовые акты. Для решения этих задач обучающимся предлагаются к прочтению и содержательному анализу нормативные правовые акты, работы ученых-цивилистов, учебная литература, материалы судебной практики. Результаты работы с текстами и документами обсуждаются на семинарских и практических занятиях.

Основное внимание при подготовке к семинарским занятиям должно уделяться уяснению сущности и запоминанию основных определений, классификаций, принципов, законов и закономерностей, встречающихся при изложении материала. Большим подспорьем в этом должно служить уверенное владение обучаемыми знаниями по ранее изученным учебным дисциплинам.

Навыки планирования деятельности, работы с информационными источниками, принятия управленческих решений и организации их исполнения, а также разработки процессуальных документов вырабатываются на практических занятиях (в том числе деловых играх), для подготовки к которым обучающимся рекомендуется для изучения нормативный материал, основная и дополнительная литература, образцы документов.

Затраты времени на самостоятельную работу

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов (о/з) Обоснование затрат времени на самостоятельную работу Самостоятельная работа (о/з)
1. Организация научно-исследовательской работы 10/10 Изучение основных дидактических единиц по теме занятия. Доработка конспекта лекции (конспектирование основных положений с применением учебника, методической и дополнительной литературы, других источников) 3/3
Подготовка ответов на контрольные вопросы, выполнение заданий по теме занятия 3/3
Подготовка к решению практических ситуаций (задач) и научной дискуссии 4/4
2. Наука и научное исследование 12/12 Изучение основных дидактических единиц по теме занятия (конспектирование основных положений с применением учебника, методической и дополнительной литературы, данных судебной статистики и других источников) 4/4
Подготовка к решению практических ситуаций (задач). Подготовка докладов по теме 4/4
Подготовка ответов на контрольные вопросы, выполнение заданий по теме занятия и подготовка к научной дискуссии 4/4
3. Методология научных исследований 12/10 Изучение основных дидактических единиц по теме занятия (конспектирование основных положений с применением учебника, методической и дополнительной литературы, других источников) 4/3
Подготовка ответов на контрольные вопросы, выполнение заданий по теме занятия 4/3
Подготовка к научной дискуссии 4/4
4. Структура и этапы научных исследований 10/12 Изучение основных дидактических единиц по теме занятия. Доработка конспекта лекции (конспектирование основных положений с применением учебника, методической и дополнительной литературы, других источников) 3/4
Подготовка к научной дискуссии   3/4
Подготовка ответов на контрольные вопросы, выполнение заданий по теме занятия 4/4
5. Интерпретация, апробация, способы представления и оформление результатов научных исследований 10/14 Изучение основных дидактических единиц по теме занятия. Доработка конспекта лекции (конспектирование основных положений с применением учебника, методической и дополнительной литературы, других источников) 3/4
Подготовка ответов на контрольные вопросы, выполнение заданий по теме занятия   3/4
Подготовка к научной дискуссии     4/6
Всего по курсу 54/58   54/58  

 

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

Самостоятельное изучение тем дисциплины начинается с четкого усвоения лекционного материала и уяснения направлений дальнейшего углубленного изучения предложенного материала. Основными функциями самостоятельной работы являются: закрепление полученных знаний, умений и навыков, углубление и расширение знаний по отдельным вопросам и темам дисциплины; освоение умений прикладного и практического использования полученных знаний; освоение умений самопознания и саморазвития. Изучения курса характеризуется необходимостью приобретения навыков анализа судебной статистики, судебной практики, а также умения составления документов.

При работе с литературой основное внимание должно уделяться уяснению сущности и запоминанию основных определений, классификаций, принципов, встречающихся при изложении материала.

Целесообразно на основе изученного материала (монографий, учебных пособий, научных статей и т.п.) составить конспект и «понятийный словарь». Исходным пунктом изучения учебного материала является первичное получение информации в виде лекционных конспектов. Лекционный материал предоставляет систематизированные основы теоретических знаний по дисциплине, акцентирует внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы. При этом лекционный материал не должен рассматриваться как исчерпывающая информация по той или иной теме. Информация конспекта призвана лишь сориентировать обучающихся в той или иной теме, и, в дальнейшем, стимулировать их активную познавательную деятельность, способствовать формированию у них твердых знаний по дисциплине.

При реализации программы учебной дисциплины используются различные образовательные технологии – аудиторные занятия проводятся в форме лекций, семинарские занятия организуются с использованием проблемных вопросов и анализа конкретных ситуаций. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности) используются интерактивные формы работы.

 

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Фонд оценочных средств – это совокупность учебно-методических материалов (контрольных заданий, описаний форм и процедур), предназначенных для оценки качества освоения обучающимися дисциплины как части основной образовательной программы.

Цель – оценить соответствие знаний, умений и уровня приобретенной общекультурной компетенции обучающихся целям и требованиям основной образовательной программы в ходе проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.

Основная задача – обеспечить оценку уровня сформированности компетенций, приобретаемых обучающимися в соответствии с этими требованиями.

Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости проводится с целью определения степени усвоения учебного материала, своевременного выявления и устранения недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по совершенствованию методики преподавания учебной дисциплины (модуля), организации работы обучающихся в ходе учебных занятий и оказания им индивидуальной помощи.

К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

на занятиях;

по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий (рефератов, эссе и др.);

по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

по результатам коллоквиумов и выполнения практических заданий;

по результатам выполнения тестовых заданий;

по итогам научных дискуссии.

Обязательными видами текущего контроля успеваемости являются тестирование остаточных знаний, промежуточный контроль текущей успеваемости, тестирование перед зачетом.

При оценивании (определении) результатов освоения дисциплины применяется система оценки знаний – на зачете (зачтено, не зачтено).

Предварительный текущий контроль успеваемости обучающихся проводится преподавателем в целях подведения анализа состояния учебной работы обучающихся, выявления неуспевающих, оперативной ликвидации задолженностей.

Форма проведения зачета – устный ответ по вопросам. По итогам зачета проставляются в ведомости «зачтено» или «не зачтено». Неявка на зачет в ведомости отмечается «не явился», при неявке по неуважительной причине – «не зачтено».

В промежуточную аттестацию для слушателей заочной формы обучения дополнительно включается защита контрольной работы

Оценка «зачтено» ставится, если обучающийся освоил программный материал всех разделов, знает отдельные детали, последователен в изложении программного материала, владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.

Оценка «не зачтено» ставится, если обучающийся не знает отдельных разделов программного материала, непоследователен в его изложении, не в полной мере владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

№ п/п     Контролируемые дидактические единицы Контро-лируемые компе-тенции Количество тестовых заданий Другие оценочные средства
вид количество
1. Организация научно-исследовательской работы ОК-5   Контрольные вопросы, темы рефератов, научная дискуссия  
2. Наука и научное исследование ОК-5   Контрольные вопросы, темы рефератов, научная дискуссия  
3. Методология научных исследований ОК-5   Контрольные вопросы, темы рефератов, научная дискуссия  
4. Структура и этапы научных исследований ОК-5   Контрольные вопросы, темы рефератов, научная дискуссия  
5. Интерпретация, апробация, способы представления и оформление результатов научных исследований ОК-5   Контрольные вопросы, темы рефератов, научная дискуссия  
Всего          

Тематика рефератов

1. Источники информационных материалов. Техника работы с источниками информации.

2. Изучение достигнутого уровня решения исследуемой проблемы.

3. Понятие науки и классификация наук.

4. Понятие научного исследования и классификация научных исследований.

5. Этапы научно-исследовательской работы.

6. Понятие методологии и метода научных исследований.

7. Место методологии научных исследований в правовом мышлении.

8. Виды и формы научно-исследовательской деятельности.

9. Система методов правовых исследований.

10. Категории и понятия научной работы.

11. Философские и общенаучные методы научного исследования.

12. Частные и специальные методы научного исследования.

13. Правила выбора темы научного исследования.

14. Планирование научно-исследовательской работы.

15. Системы классификации научных исследований.

16. Магистерская диссертация как вид научного произведения.

17. Объект и предмет исследования.

18. Цель и задачи исследования.

19. Актуальность научного исследования.

20. Научная новизна исследования.

21. Информация: обзорная; релевантная; реферативная; сигнальная, вторичная.

22. Виды научных документов.

 

Перечень вопросов к зачету

1. Понятие методологии.

2. Охарактеризуйте содержание конкретно-научного уровня методологического анализа.

3. Охарактеризуйте содержание общенаучного уровня методологического анализа.

4. Укажите содержательные аспекты методологии.

5. Укажите формальные аспекты методологии.

6. Охарактеризуйте науковедение как отрасль науки.

7. Значение методологических знаний для профессиональной деятельности магистра.

8. Назовите отличия методологии от теории познания в целом.

9. Покажите три основные позиции рассмотрения науки как общественного явления.

10. Значение фундаментальных научных исследований.

11. Объясните сущность стиля мышления в научном познании.

12. Раскройте значение в научном познании объективных законов.

13. Назовите и охарактеризуйте критерии научности знания.

14. Назовите способы обоснования полученного знания на эмпирическом и теоретическом уровне.

15. Объясните значение определения в науке, приведите требования к нему.

16. Дайте определение суждения и умозаключения как формы мышления.

17. Укажите условия, необходимые для правильной постановки проблемы.

18. Охарактеризуйте гипотезу как форму научного знания. Укажите условия состоятельности гипотезы.

19. Охарактеризуйте научную идею как форму научного знания.

20. Назовите три основных типа научных теорий.

21. Покажите отличительные особенности описательных, математизированных, дедуктивных теоретических систем как научных теорий.

22. Раскройте сущность гипотетико-дедуктивных, конструктивных и аксиоматических теорий.

23. Объясните суть эксперимента как метода научного познания.

24. Расскажите о роли модели в модельном эксперименте. Приведите

25. пример модельного эксперимента в вашей научной специальности.

26. Определите анализ как метод познания.

27. Определите синтез как метод исследования.

28. Назовите основные общенаучные подходы.

29. Характеристика принципа объективности в научных исследованиях.

30. Характеристика принципа сущностного анализа в научных исследованиях.

31. Характеристика принципов единства логического и исторического, концептуального и целостности в научных исследованиях.

32. Понятие и предназначение методов исследования. Взаимосвязь предмета и метода.

33. Классификация методов исследования.

34. Понятие и предназначение методов теоретического исследования, их связь с эмпирическими методами.

35. Характеристика методов теоретического исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, моделирование).

36. Основные требования к содержанию научного труда.

37. Этапы комплексного исследования.

38. Документы, определяющие содержание, направленность и методику исследовательского поиска.

 

Литература

Базовый учебник

1. Аверченко В.И., Малахов Ю.А. Основы научного творчества: учебное пособие. М.: Флинта, 2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/116367.

 

Основная литература

2. Новиков А. М. Методология научного исследования: учеб.-метод. пособие для вузов. М.: URSS, 2010.

3. Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: учебное пособие. М.: Флинта, 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/57914.

4. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. М.: Норма, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=319423.

 

Дополнительная литература

5. Антощенко-Оленева О.И. Проблемы методологии научных исследований в сфере интеллектуальных прав // Право интеллектуальной собственности. 2011. № 1.

6. Балаховский А.А., Петрий П.В. Методологическое содержание диссертационного исследования: проблемы определения и основные требования // Право и образование. 2012. № 11.

7. Бондаренко М.В. Проблема методологического многообразия исследования сущности правопорядка в его ценностном измерении // История государства и права. 2012. № 20.

8. Брик А.Д. Система права и систематизация законодательства: методология исследования // Философия права. 2011. № 6.

9. Занковский С.С. О методологии в диссертационных исследованиях // Предпринимательское право. 2011. № 2.

10. Иванов С.А. О критериях научности юридической теории // История государства и права. 2012. № 11.

11. Клейменов И.М. Методология сравнительно-правового исследования // Вестник Омского университета. 2011. № 1 (26).

12. Кузьмина А.В. Теоретико-методологические предпосылки исследования современных правоприменительных интересов // Государство и право. 2011. № 2.

13. Куницын А.С. Вопросы методологии научных исследований в российской юридической классике // Журнал российского права. 2011. № 12.

14. Макеева О.А. Значимость научных исследований в сфере гражданского права и проблемы их методологии // Научные труды РАЮН. Вып. 11. В 2 т. 2011. Т. 2.

15. Мещерякова М.А., Нанба С.Б. Проведение сравнительно-правовых исследований: проблемы методологии // Журнал российского права. 2012. № 2.

16. Михайлов Н.И. Характеристика отдельных элементов методологии научно-правовых исследований отношений, складывающихся в процессе создания и деятельности корпоративных объединений // Предпринимательское право. 2011. № 1.

17. Сафин З.Ф., Челышев М.Ю. О методологии цивилистических исследований // Вестник Саратовской государственной академии права. 2011. № 6 (82).

18. Сидоренко Э.Л. Уголовно-правовое регулирование: методологические основы исследования // Юристъ-Правоведъ. 2011. № 6.

19. Суслова С.И. Жилищное правоотношение: методология исследования // Семейное и жилищное право. 2011. № 3.

20. Шарнина Л.А. Вопросы методологии конституционно-правовых исследований // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 4.

 

Периодические издания

21. Журнал «Арбитражный и гражданский процесс».

22. Журнал «Гражданское право».

23. Журнал «Государство и право».

24. Журнал «Российский судья».

25. Журнал «Российская юстиция».

26. Журнал «Юрист».

27. Российская газета.

28. Собрание законодательства РФ.

 

Интернет ресурсы

29. СПС «Консультант Плюс» // http: // www.consultant.ru;

30. СПС «Гарант» // http: // www.garant.ru;

31. ПС «Кодекс» // http: // www.kodeks.ru;

32. ИПС «Законодательство России» // http: // www.pravo.gov.ru;

33. Сайт Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации // http:// www.advpalata.ru;

34. Сайт Верховного Суда РФ // http:// www.supcourt.ru;

35. Сайт Европейского Суда по правам человека // http:// www.espch.ru;

36. Библиотека Президента России // http: // www/prlib.ru;

37. Научная электронная библиотека // http: //eLibrary.ru/defaultx.asp;

38. Юридическая научная библиотека издательства «Спарк» // http: // lawlibrary.ru (каталог публикаций);

39. Электронная юридическая библиотека «ЮристЛиб» // http: //juristlib.ru;

40. Юридическая электронная библиотека «Все о праве» // http: //allpravo.ru;

41. Электронная библиотека РГБ // http: // www.elibrary.rsl.ru;

42. Электронная библиотека «Правотека» // http: // www.pravoteka.ru

43. Электронная библиотечная система ИНФРА-М // http: // www.infra-m.ru.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.082 с.)