Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дифференциально-диагностические признаки некоторых видов стафилококковСтр 1 из 13Следующая ⇒
Специальная бактериология
Бактериальные инфекции продолжают оставаться актуальными и в настоящее время. Инфекционные заболевания, вызванные патогенными бактериями, широко распространены во всем мире. Разнообразие патогенных бактерий обусловлено их биологическими особенностями, факторами патогенности и антигенной структурой. От вида возбудителя зависит специфичность инфекционного процесса и иммунный ответ макроорганизма. Знание факторов патогенности бактерий и патогенеза заболевания приводит к пониманию клинических проявлений в виде специфических симптомов или синдромов. Неснижающаяся заболеваемость бактериальными инфекциями диктует необходимость их дальнейшего изучения, тщательного лабораторного исследования, применения этиотропной и специфической терапии в их лечении, использование мер неспецифической и специфической профилактики бактериальных заболеваний.
Студент должен знать: 1. Особенности морфологии изучаемых возбудителей, их культуральные, антигенные и биохимические свойства. 2. Факторы патогенности изучаемых возбудителей и особенности патогенеза заболеваний, вызванных ими. 3. Основные и специфические клинические симптомы заболевания. 4. Методы лабораторной диагностики, направленные на выделение из исследуемого материала возбудителя или его антигенов, экспресс-методы. 5. Серологический метод лабораторной диагностики для выявления антител к данному возбудителю заболевания. 6. Аллергологический метод диагностики. 7. Генетический метод. 8.Направленность лечения при бактериальных заболеваниях (этиотроп-ное/антибактериальное, антитоксическое, иммунотерапия). 9. Методы неспецифической и специфической профилактики.
Студент должен уметь: 1. Выделить основные симптомы заболевания, обусловленные факторами патогенности возбудителя и периодами развития заболевания. 2. Правильно выбрать биологический материал для проведения лабораторного исследования, исходя из локализации предполагаемого возбудителя на определённом этапе болезни. 3. Идентифицировать выделенные культуры микроорганизмов по морфологическим, тинкториальным, культуральным, биохимическим и антигенным свойствам, чувствительности к фагам;
4. Оценить результаты определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам. 5. Интерпретировать результаты серологических реакций (РА, РП, РСК, РИФ, ИФА, ИБ); 6. Оценить результаты постановки ПЦР, МГ.
Дата__________________ Занятие 1
Тема: Патогенные грамотрицательные кокки: менингококки и гонококки. Лабораторная диагностика гонореи, бленнореи и менингококковой инфекции. СРС: Гемофильные бактерии, их свойства. Патогенез заболеваний, вызванных ими. Лабораторная диагностика заболеваний, вызываемых Н. influenzae.
Вопросы для обсуждения: 1. Морфологические и тинкториальные свойства гонококков и менингококков. 2. Факторы патогенности гонококков и патогенез гонореи и бленнореи. 3. Лабораторная диагностика острой и хронической гонореи. 4. Антигенная структура менингококков. 5. Факторы патогенности менингококков и патогенез менингококковой инфекции, ее клинические формы. 6. Лабораторная диагностика менингококковой инфекции. 7. Специфическая профилактика менингококковой инфекции.
Практические задания: 1. Бактериоскопическое исследование: Окрасить по Граму, Леффлеру и промикроскопировать мазки, приготовленные из отделяемого уретры больного гонореей, препарат зарисовать.
2. Бактериологическое исследование: 1) изучить рост менингококка на сывороточной среде с ристомицином; 2) определить цитохромоксидазную активность менингококка с помощью свежеприготовленного реактива: 1% раствор солянокислого парадиэтилфенилендиамина; 3) учесть ферментативные свойства нейссерий в средах Гисса, сравнить их с данными таблицы и зарисовать.
Таблица Основные дифференциально-диагностические признаки некоторых видов нейссерий
3. Серологическое исследование: произвести учет РСК с парными сыворотками крови больного с подозрением на хроническую гонорею, зарисовать.
Вывод:___________________________________________________________
4. Перечислить факторы патогенности: менингококка гонококка _______________________________|___________________________________________________________________|___________________________________________________________________|___________________________________________________________________|___________________________________________________________________|___________________________________________________________________|____________________________________
5. Дорисовать схему лабораторной диагностики менингококковой инфекции
6. Дорисовать схему лабораторной диагностики гонококковой инфекции.
7. Изучить лечебные, профилактические и диагностические препараты (антибиотики, продигиозан, вакцины, диагностические менингококковые сыворотки, диагностические тест-системы для ИФА).
8. Дать характеристику менингококковой вакцине ________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Тема реферата: Haemophilus influenzae как этиологический фактор пневмонии, менингитов, эпиглотита, септицемий у детей. Подпись преподавателя _________________
Дата__________________ Занятие 2
Тема: Патогенные стафилококки и стрептококки. Лабораторная диагностика стафилококковой и стрептококковой инфекций. Вопросы для обсуждения: 1. Морфологические особенности стафилококков и стрептококков в чистой культуре и в мазках из гноя. 2. Факторы патогенности стафилококков и патогенез заболеваний стафилококковой этиологии. 3. Лабораторная диагностика стафилококковой инфекции. 4. Роль стрептококков в этиологии нагноительных и ненагноительных (ревматизм, скарлатина и др.) заболеваний. Антигенная структура стрептококков. 5. Факторы патогенности стрептококков 6. Иммунитет при стрептококковых заболеваниях. 6. Лабораторная диагностика стрептококковой инфекций. 7. Дифференциальные признаки, позволяющие определить видовую принадлежность стафилококка и стрептококка. Практические задания: I. Бактериоскопическое и бактериологическое исследование гноя.
1. Промикроскопировать окрашенные по Граму мазки, приготовленные из гноя, и сравнить с препаратом из чистой культуры Staphylococcus aureus.
2. Изучить колонии стафилококка на кровяном агаре.
3. Произвести идентификацию выделенной на скошенном мясо-пептонном агаре чистой культуры стафилококка: а) изучить ферментативные свойства, сравнить полученные результаты с данными таблицы 1.
Таблица 1 Таблица 2 Занятие 3
Тема: Эшерихии. Патогенные группы. Лабораторная диагностика эшерихиозов. Шигеллы. Лабораторная диагностика дизентерии.
Вопросы для обсуждения: 1. Характеристика семейства энтеробактерий. 2. Дифференциально-диагностические среды для энтеробактерий: Эндо, Плоскирева, Олькеницкого и др. 3. Характеристика свойств эшерихий. 4. Патогенные группы эшерихий: факторы патогенности и вызываемые ими заболевания. 5. Ключевые признаки, применяемые при идентификации эшерихий. 6. Классификация шигелл. 7. Факторы патогенности шигелл и патогенез дизентерии. 8. Ключевые признаки в определении вида шигелл. 9. Профилактика дизентерии и эшерихиозов.
Практические задания: А. Изучить дифференциально-диагностические среды для бактерий кишечной группы: Эндо, Плоскирева, Олькеницкого. Среда Эндо - _________________________________________________________ Среда Плоскирева - ___________________________________________________ ______________________________________________________________________ Среда Олькеницкого - _________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________ Б. Лабораторная диагностика колиэнтеритов и дизентерии.
I. Бактериологическое исследование испражнений больного колиэнтеритом. 1. Изучить колонии эшерихий на среде Эндо, сделать вывод.
2. Поставить реакцию агглютинации на стекле отобранных колоний эшерихий со смесью ОК(ОВ) коли-сывороток (О26:В6; О55:В5; О86:В7; О111:В4).
3. Изучить биохимические свойства на среде Олькеницкого культуры эшерихий, полученной из колонии, агглютинирующейся смесью диагностических сывороток, дать предварительное заключение.
4. Поставить реакцию агглютинации на стекле с выделенной культурой эшерихий с каждой из сывороток, входящих в состав смеси (О26:В6; О55:В5; О86:В7; О111:В4). Полученные результаты записать. __________________ ___________________ __________________
5. Произвести учёт развёрнутой реакции агглютинации живой и кипяченой исследуемой культуры с ОК-сывороткой, отобранной исходя из полученных результатов реакции агглютинации на стекле (пункт 4). Полученные результаты записать.
Вывод: ____________________________________________________________ Заключение: из испражнений больного выделена E. сoli О______: К _____ Определить по табл. 1 к какой диареегенной группе эшерихий относится выделенная из испражнений больного культура. Таблица 1 Серовары E. сoli, вызывающие кишечные и внекишечные заболевания
6. Демонстрация результатов колицинотипирования и колициногенотипирования эшерихий.
7. Дорисовать схему лабораторной диагностики эшерихиозов. Исследуемый материал:
8. Перечислить факторы патогенности следующих групп эшерихий: ЭПКП(ЕРЕС): ___________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ЭТКП(ETEC): ____________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ЭИКП(EIEC): ____________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ЭГКП(EHEC): ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ЭАКП(ЕАЕС):________________________________________________________
II. Бактериологическое исследование испражнений больного дизентерией. 1. Выявить лактозоотрицательные колонии на среде Плоскирева, образовавшиеся после посева испражнений. 2. Определить биохимические свойства выделенной культуры на среде Олькеницкого, дать предварительное заключение.
3. Изучить биохимические свойства шигелл в средах Гисса (демонстрация) и выделенной из испражнений больного культуры, сравнить их с данными таблицы 2, дать предварительное заключение. Таблица 2 Таблица 3 Занятие 4
Тема: Сальмонеллы брюшного тифа, паратифов и гастроэнтеритов. Лабораторная диагностика сальмонеллезов.
Вопросы для обсуждения: 1. Классификация сальмонелл. Ключевые признаки в идентификации сальмонелл. 2. Факторы патогенности сальмонелл брюшного тифа и патогенез болезни. 3. Этапность лабораторной диагностики брюшного тифа в динамике болезни. 4. Факторы патогенности сальмонелл – возбудителей гастроэнтерита. 5. Лабораторная диагностика сальмонеллезных гастроэнтеритов. 6. Профилактика брюшного тифа, паратифов и сальмонеллезных гастроэнтеритов.
Практические задания: I. Бактериологическое исследование крови больного. 1. Изучить результат культивирования посева крови в 10% желчном бульоне, отметить изменения в среде.
2. Произвести учет роста гемокультуры на среде Эндо, дать характеристику колониям.
3. Определить ферментативные свойства выделенной гемокультуры в среде Олькеницкого, дать предварительное заключение.
4. Изучить биохимические свойства сальмонелл в средах Гисса (демонстрация) и сравнить их с представленными данными в таблице 1.
Таблица 1 Таблица 2 Занятие 5
Тема: Возбудители некоторых особо опасных бактериальных инфекций (чума, холера, сибирская язва). СРС: Франциселлы. Возбудитель туляремии. Патогенез заболевания. Лабораторная диагностика. Профилактика. Бруцеллы. Характеристика их свойств. Патогенез бруцеллеза. Лабораторная диагностика. Профилактика.
Вопросы для обсуждения: 1. Понятие об особо опасных инфекциях (ООИ). 2. Микроорганизмы как биологически патогенные агенты, которые могут быть потенциально применены в террористических целях. 3. Морфология, культуральные и биохимические свойства, антигенная структура Y. pestis. 4. Факторы патогенности Y. рestis. 5. Патогенез и клинические формы чумы. Особенности эпидемиологии чумы. 6. Лабораторная диагностика чумы. 7. Мероприятия, проводимые при неспецифической профилактике чумы. Специфическая профилактика чумы. 8. Классификация вибрионов. 9. Характеристика свойств Vibrio cholerae O1 и Vibrio cholerae O139. 10. Факторы патогенности холерного вибриона и патогенез холеры. 11. Ключевые признаки в идентификации вида, биовара, серовара холерного вибриона. 12. Патогенетическая и этиотропная терапия холеры. 13. Профилактика холеры. 14. Морфология возбудителя сибирской язвы. 15. Культуральные, ферментативные и антигенные свойства Bacillus anthracis. 16. Факторы патогенности возбудителя сибирской язвы и патогенез заболевания. 17. Лабораторная диагностика сибирской язвы. Использование реакции преципитации по Асколи. 18. Специфическая терапия и профилактика сибирской язвы.
Практические задания: 1. Изучить требования биологической безопасности при работе с микроорганизмами I-II групп патогенности – возбудителями особо опасных инфекций, правила одевания и снятия защитного костюма, применяемого при работе в очагах особо опасных инфекций. 2. Ознакомиться с правилами взятия, доставки и проведения исследований материала, подозрительного на содержание возбудителей особо опасных инфекций. 3. Изучить методы и этапы проведения исследования материала, подозрительного на содержание возбудителя чумы, и дополнить схему лабораторной диагностики чумы
4. Промикроскопировать и зарисовать демонстрационные препараты, приготовленные из чистой культуры Y. рestis, выделенной из пунктата бубона, и окрашенные: а) по Граму; б) метиленовым синим по Леффлеру.
5. Перечиcлить факторы патогенности возбудителя чумы: ____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Изучить препараты, используемые в диагностике, лечении и профилактике чумы (диагностические иммунные сыворотки и иммуноглобулин, чумной фаг, противочумный иммуноглобулин, вакцина ЕV, стрептомицин и другие антибиотики).
7. Дать характеристику чумной вакцине. Вакцина EV _____________________________________________________ ______________________________________________________________________
8. Изучить методы экспресс-индикации холерных вибрионов (РИФ, реакция иммобилизации вибрионов, РНГА, ПЦР) и экспресс-диагностики холеры (реакция агглютинации с пленкой на поверхности пептонной воды), проба с диагностическими фагами).
9. Изучить методы и этапы бактериологического исследования материала от больного c подозрением на холеру. 1) Учесть результаты посева испражнений и рвотных масс больного в 1% пептонной воде; описать и зарисовать характер роста вибрионов.
2) Изучить культуральные свойства вибрионов на щелочном питательном агаре, ТСВS-агаре.
3) Произвести учет ферментативных свойств выделенной культуры на лактозо-сахарозной среде.
4) Поставить реакцию агглютинации на стекле выделенной культуры с О1, О139, RO-холерными сыворотками, записать и зарисовать результат.
5) Сравнить биохимические свойства холерных вибрионов в средах «пестрого ряда», сопоставить с данными, указанными в таблице.
Таблица Экспресс-методы
13. Изучить препараты, используемые для диагностики, лечения и профилактики холеры (диагностические сыворотки, холерные фаги, антибиотики, холерные вакцины.
14. Дать характеристику холерным вакцинам: Анатоксин –холероген ______________________________________________ ____________________________________________________________________ Комбинированная вакцина: О-Аг холерного вибриона + холероген-анатоксин ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ *Таблетированная форма холерной химической бивалентной вакцины: протективные О-антигены V.cholerae сероваров Инаба и Огава +различные ферменты разработана в России, включена в национальный календарь прививок по эпидемическим показаниям. 15. Промикроскопировать фиксированный препарат из чистой культуры вакцинного штамма Bacillus anthracis, окрашенный по Граму («бамбуковая трость»), и зарисовать.
16. Изучить и зарисовать культуральные свойства B. anthracis на МПА и в МПБ.
17. Промикроскопировать демонстрационный препарат, приготовленный из культуры B. anthracis на МПА, с добавлением пенициллина, и выявить образование протопластов (тест «жемчужное ожерелье»). Препарат зарисовать.
18. Поставить реакцию термопреципитации по Асколи, учесть результаты реакции и зарисовать, дать заключение.
а б в Рис. 3. Реакция термопреципитации по Асколи: а – опыт (преципитирующая сибереязвенная сыворотка + исследуемый экстракт); б – контроль АТ (преципитирующая сибереязвенная сыворотка + 0,85% раствор NaCl); с – контроль АГ (нормальная сыворотка + исследуемый экстракт). Заключение: в исследуемом экстракте сибиреязвенный АГ ________________
19. Изучить по таблице ключевые признаки, используемые при идентификации B. anthracis. Таблица Занятие 6
Занятие 7
Тема: Патогенные клостридии. Лабораторная диагностика ботулизма. СРС: Анаэробные бактерии, не образующие споры (Bacteroides, Porphyromonas, Prevоtella), их роль в патологии. Вопросы для обсуждения: 1. Общая характеристика патогенных клостридий. 2. Механизм молекулярного действия тетаноспазмина и клинические проявления столбняка. 3. Специфическая терапия и специфическая профилактика столбняка. 4. Механизм молекулярного действия ботулотоксина. Патогенез и клинические проявления ботулизма. 5. Лабораторная диагностика ботулизма. Определение типа токсина клостридий ботулизма. 6. Специфическая терапия ботулизма и его профилактика. 7. Клостридии анаэробной раневой инфекции (травматического клостридиоза): виды, характеристика. Факторы патогенности клостридий и патогенез травматического клостридиоза. 8. Специфическая терапия и методы профилактики травматического клостридиоза. 9. Роль Clostridium perfringens в возникновении пищевой токсикоинфекции. Характеристика его энтеротоксина. 10. Clostridium difficile – возбудитель псевдомембранозного энтероколита.
Практические задания: 1. Учесть наличие роста анаэробных бактерий в среде Китта-Тароцци.
2. Промикроскопировать приготовленные и окрашенные по Граму и Пешкову мазки из культуры анаэробных бактерий в среде Китта-Тароцци. Препараты зарисовать.
3. Пересеять культуру бактерий со среды Китта-Тароцци в высокие столбики с сахарным МПА методом последовательных разведений для получения изолированных колоний. 4. Изучить культуральные свойства клостридий в столбиках с сахарным агаром и в среде Вильсон-Блера.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.224 с.) |