Эмоционально-волевой сферы и общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоционально-волевой сферы и общения



Согласно теории периодизации индивидуального психического развития (В.В. Ковалев 1979) для детского возраста характерен аффективный уровень реагирования. При нормальном психическом развитии на первых этапах наблюдаются приспособительные реакции ребенка к своему окружению и формирование активной избирательной адаптации. Ребенок следит глазами за мимкой говорящего, улыбается в ответ на ласковый голос или улыбку, тянет руки, оживляется, ищет общения. Постепенно у ребенка развивается ориентация на эмоциональную реакцию взрослого на его поведение, в связи с чем мать получает благоприятную возможность для восптания малыша, положительно подкрепляя позитивные формы его поведения и ограничивая негативные. Дальнейшее развитие и совершенствование эмоциональных реакций способствует обогащению и разнообразию поведенческих проявлений при общении малыша со взрослым (Е.М. Мастюкова 1997).

Первый возрастной криз приходится на возраст 3 года. В этот период формируется самосознание, ребенок стремится к самостоятельности и отделяет себя от других, дифференцирует ближайших родственников от посторонних, появляются определенные требования. При запрете или не выполнении родителями того, что хочет ребенок, он проявляет негативизм, упрямство и другие поведенческие расстройства.

Для аффективного уровня реагирования характерно появление страхов, повышенной раздражительности, плаксивости, возбудимости при изменении привычной обстановки, изменения режима дня, расширения круга общения. В зависимости от основного заболевания эти проявления могут дифференцироваться.

Для профилактики эмоциональных и поведенческих реакций необходима спокойная домашняя обстановка, бережное отношение к малышу, использование метода отвлечения.

 

Одной из форм эмоционально психических расстройств является ранний детский аутизм (РДА).

При раннем детском аутизме (РДА) нарушен механизм эмоционально-поведенческой адаптации. Так для детей с аутизмом характерно с раннего детского возраста отсутствие интереса к окружающей обстановке или родным, нет комплекса оживления, нет попытки к сотрудничеству.

На основе уровневого подхода в отечественной психологии разработаны основные направления коррекции эмоциональных расстройств у детей с аутизмом (К.С. Лебединская, О.С. Никольская, 1988, В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг,1990, Е.М. Мастюкова 1997). Психологическая коррекция направлена на преодоление негативизма и установления контакта с аутичным ребенком, преодоление у него сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов. Наряду с этим (родитель, воспитатель), психолог должен снижать интерес к отрицательным аффективным формам поведения (влечению, агрессии).

Вся коррекционная работа должна проводится поэтапно, при этом первостепенной задачей является установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его эмоционального контакта с внешним миром. Контакт устанавливается и поддерживается в рамках интереса и активности самого ребенка, вызывая у него положительные эмоции. Разработаны методы дифференцированной психологической и педагогической работы с аутичными детьми. Учитывая, что дети с аутизмом отличаются низкой произвольной психической активностью, необходимо применение некоторых психолого-педагогических коррекционных приемов, направленных на стимуляцию произвольной психической активности ребенка, в частности использование ярких впечатлений в виде музыки, ритмики, пения. Важное значение в воспитании аутичного ребенка приобретает организация целенаправленного поведения.

Психологи обратили внимание на то, что у детей с аутизмом недостаточно сформирована мелкая моторика и произвольные движения, проявляющиеся в затруднении самообслуживания, умении держать в руке ложку, карандаш, выполнять тонкие двигательные акты. С этой целью воспитатели и педагоги группы могут использовать различные приемы лечебной гимнастики, а также различные игры с включением мелкой моторики и произвольных движений. Подход к обучению аутичного ребенка основывается на принципе стимуляции и поддержки развития сохранных сторон психики и преобладающих интересов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.005 с.)