Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расстройства эмоционально-волевой сферы
Воля – это сознательная целенаправленная психическая активность. Волевая сфера тесно связана с инстинктами (врожденными рефлексами) и влечениями. Инстинкты – это врожденные рефлексы: пищевой, оборонительный, половой, родительский. Человек может регулировать свои инстинкты и подавлять их. Мотив – это акт осмысления, т.е. критического отношения к желанию в соответствии с реальными возможностями. В результате борьбы мотивов человек принимает определенное решение. Воля, волевое действие, – это одна из сторон психики, которая, как всякая психическая деятельность, причинно обусловлена, подчинена законам существующего мира. Волевая деятельность – это действие, направленное на реализацию сознательно поставленной цели, целенаправленная психическая деятельность. Волевые действия могут проявляться в соответствии законам данной окружающей среды и тогда говорят о правильном воспитании и поведении человека. В расстройствах волевой сферы можно различать повышение или понижение психической активности, извращение волевых действий. Волевые процессы могут нарушаться в различных видах и характеризоваться разнообразными проявлениями. У больных с маниакально-депрессивным синдромом отмечается повышение волевой активности, проявляющейся в повышенной деятельности, неутомимости, многоречивости, повышенно хорошим настроением. Понижение волевой активности сопровождается бездеятельностью, апатией, резким снижением двигательной активности и наблюдается при некоторых психических расстройствах (реактивных и эндогенных психозах). Эмоционально-волевые и двигательно-волевые действия формируются в процессе жизни, отклонения их могут проявляться в определенном возрасте и при некоторых психоневрологических расстройствах. Влечения – это филогенетически старые, унаследованные, сложные безусловно-рефлекторные (инстинктивные) жизненно важные реакции, направленные на сохранение рода и продление вида. Они свойственны человеку и животному. Влечения человека, в отличие от животных, подчинены социально-трудовой деятельности. Обучение и воспитание способствуют торможению влечений. При некоторых поражениях коры головного мозга, ущербности возможно растормаживание влечений.
Расстройства инстинктов и влечений могут проявляться в их усилении, уменьшении, исчезновении или качественном извращении.
1) Нарушение пищевого инстинкта. Влечения к пище, которые наблюдаются в виде усиления пищевого инстинкта (прожорливость, жадность) называются булимией. Стойкий отказ от употребления пищи – анорексия. Симптом пика – поедание несъедобных предметов. Копрофагия – поедание кала. В ряде случаев анорексия является защитным физиологическим механизмом, с помощью которого организм приспосабливается к новым условиям внешней и внутренней среды. В первые часы после рождения проявляет себя пищевой рефлекс, являющийся врожденным. Нормально родившийся ребенок с хорошим весом причмокивает губами и ищет сосок, высасывает достаточное количество молока. Дети, родившиеся слабыми, с малым весом или перенесшие родовую черепно-мозговую травму, отличаются слабым пищевым рефлексом, мало и плохо едят, срыгивают, у них часто возникают диспептические (нарушение функции желудочно-кишечного тракта) явления. В последующем они едят мало, избирательно. У них часто проявляется полидипсия (повышенное потребление жидкости) По физическому развитию эти дети пониженного питания, часто болеют, у них легко проявляют себя различные невротические реакции. При усилении пищевого рефлекса дети с раннего возраста обращают на себя внимание повышенным аппетитом, хорошей жировой упитанностью. С возрастом они едят много, особенно мучную и углеводную пищу. Они быстро набирают в росте и весе и обращают на себя внимание повышенной жировой упитанностью (эндокринопатия). У детей наблюдается булимия, полифагия, акория (ненасыщаемость). Наряду с ослаблением или усилением пищевого рефлекса может наблюдаться извращение влечений при определенных состояниях: беременности, у больных, перенесших сотрясения мозга, некоторых психозах. Извращение пищевого рефлекса проявляется в желании употреблять одну пищу, иногда несъедобную и/или отказываться от другой. 2) Нарушение защитного (оборонительного) рефлекса. Наблюдается у детей легко возбудимых, конфликтных, с аффективными реакциями. У подростков эти состояния обостряются под влиянием алкоголя, наркотиков, асоциальных условий.
Несформированность оборонительного рефлекса наблюдается у физически ослабленных детей. Они обидчивы, плаксивы и не могут защитить себя.
3)Расстройство влечения к самосохранению может проявляться в виде обострения влечения к самосохранению (недоверие ко всему новому, переменам, незнакомым объектам, приверженности к стереотипному порядку), ослабления влечения к самосохранению (отсутствие защитных реакций, безразличное отношение к окружающим), извращения влечения к самосохранению (аутоагрессия). Влечение к самоубийству (суицидомания) обычно связано с психическими расстройствами и наблюдается у подростков и молодых людей при реактивных психозах, наркомании, алкоголизме. Близко к влечению лишить себя жизни стоит влечение к самоувечью. Часто данные влечения происходят на фоне бредовых и галлюцинаторных переживаний. 4) нарушения полового влечения: повышенная или пониженная половая возбудимость, сексуальные извращения, которые могут наблюдаться при различных психических заболеваниях и состояниях. Повышенная половая возбудимость – гиперсексуальность, выражающаяся у подростков в виде частых и длительных эрекций, эротических фантазий, мастурбации. Наблюдаются такие состояния при резком увеличении секреции андрогенов из-за ускоренного пубертатного развития, под влиянием эндокринных расстройств или органических поражений гипоталамо-лимбической области. Гипосексуальность – понижение полового влечения, проявляющееся у подростков отсутствием интереса к противоположному полу. Эти расстройства возникают при задержке психосексуального развития. Гомосексуализм - влечение к людям одноименного пола. Трансветизм - патологическое влечение к переодеванию в одежду противоположного пола, а также интерес к вещам противоположного пола. Объектом полового влечения могут быть также маленькие дети (педофилия), половые сношения с животными (зоофилия), влечение к статуям (пигмалион) и др. Издавна известны такие отклонения как садизм и мазохизм. Садизм – характеризуется стремлением причинять боль другому человеку с целью достижения сексуального удовлетворения. Мазохизм – получение сексуального удовлетворения или удовольствия от причиняемой боли или унижения, доставляемого партнером. Учитывая, что половой инстинкт формируется в детском возрасте, задачей родителей и воспитателей является привитие детям правильного понимания взаимоотношений мальчиков и девочек, уважения к ним. 5) Родительский инстинкт формируется с детского возраста в процессе совместной жизни ребенка с родителями и выражается в правильном воспитании ребенка. Различные отклонения могут наблюдаться в виде гиперопеки или гипоопеки, что проявляется в усилении или ослаблении родительского инстинкта.
Влечения формируются на базе инстинктов. Однако влечение – более широкое понятие, которое не только подразумевает определенные формы поведения, но и обозначает также переживания определенной биологической потребности. Таким образом, влечение – это состояние, побуждающее искать или избегать тех жизненно важных ситуаций, в которых оно могло бы разрешиться инстинктивным движением. Влечения формируются в процессе жизни, но могут изменяться под влиянием окружающей среды. Влечения периодически возникают и исчезают, меняется их интенсивность. Формы проявления влечений бывают разными и нередко зависят от их удовлетворения или волевого действия.
В психиатрии описывают большое количество импульсивных влечений: влечение к бродяжничеству (дромомания), поджогам (пиромания), воровству (клептомания). Большинство импульсивных влечений представляют сложные образования и в генетическом, и в структурном отношении. В отличие от навязчивых состояний импульсивные влечения представляют собой остро возникающие побуждения и стремления, подчиняющие себе все сознание и поведение больного. Импульсивные действия возникают при более глубоком нарушении психической деятельности по сравнению с импульсивными влечениями. Они характеризуются бессмысленностью и возникают без всякого повода. Больной может импульсивно совершать агрессивный поступок или нанести себе повреждение вплоть до самоубийства (А.А. Портнов). Такие состояния наблюдаются при шизофрении и психопатиях. Патофизиологические механизмы эмоционально-волевых расстройств многообразны и имеют генетические и социальные корни, наблюдаются при многих психических и невротических болезненных состояниях.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.006 с.) |