Е) Расстройства мышления в детском возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е) Расстройства мышления в детском возрасте



Мышление представляет собой высший этап познавательной деятельности, в основе которого лежит переработка полученной информации (ощущения и восприятия), их анализ и синтез. Работами Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и других педагогов и психологов доказана тесная связь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, развивающихся постепенно и последовательно в детском и подростковом возрасте.

Основным механизмом мышления является операция с понятиями, которые подвергаются обработке, т.е. выделению ведущих признаков, их абстрагированию и отделению существенных признаков от второстепенных. Мышление понятиями называется абстрактным. Слово, являясь выразителем мысли и средством общения, содержит в себе элементы абстракции.

Так возникают новые, более сложные звенья познавательной деятельности – суждения и умозаключения. Суждение – мысль, в которой утверждается что-либо или отрицается, устанавливаются отношения между предметами и явлениями действительности на основании восприятий, представлений и понятий. Степень самостоятельности суждений, умение высказать свои, а не чужие суждения определяется наличием необходимых знаний. Психически больным и детям с отклонениями в умственном развитии свойственна недостаточная критичность суждений. У здорового человека мысль предшествует действию, регулирует поступки. У людей с отклонениями в психической деятельности регулирующее свойство мысли является недостаточным.

Умозаключение представляет собой такую форму мышления, при которой из содержания нескольких суждений двух посылок выводится новое суждение в форме умозаключения. Различают два основных вида умозаключений: индуктивный, идущий от частного к общему, и дедуктивный – от общего к частному.

В своей физиологической основе суждения и умозаключения являются результатом коркового анализа и синтеза. Описанные ступени познавательной деятельности, сам процесс переработки полученных ощущений, восприятий и представлений, т.е. мышление, составляют единый процесс, формирующийся рефлекторным путем по принципу динамического стереотипа.

С мышлением тесно связано понятие интеллекта, являющегося способностью разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. «Человек, обладающий интеллектом, – это тот, кто правильно судит, понимает и размышляет и кто, благодаря своему здравому смыслу и инициативности, может приспособиться к обстоятельствам жизни» (А. Бине, Т. Симон 1905)» (цит. по Д.Н. Исаеву, 2001).

Предпосылками интеллекта являются все психические процессы, их активность, упражняемость, утомляемость. Различают конкретный (практический) и абстрактный уровень интеллектуальной деятельности. Происхождение интеллекта связывают с наследственной базой и влиянием внешней среды.

Нарушение мыслительного процесса может быть в основном в двух видах: количественном и качественном.

Количественные расстройства мышления, проявляющиеся в форме ограничения умственной деятельности или его недоразвития при задержке психического развития (ЗПР) или умственной отсталости (олигофрении). У подростков и взрослых распад психической деятельности – деменция, наблюдается при хронически текущих психических процессах.

Качественные расстройства мыслительной деятельности наблюдаются при различных неврозах и психозах и проявляются в расстройстве темпа мыслительной деятельности, навязчивости и бреде.

Нарушение темпа мыслительной деятельности обусловлено преобладанием возбуждения или торможения в коре головного мозга.

Ускоренное течение мыслей так называемая «скачка идей» вплоть до разорванности мышления. В этих случаях образование и смена ассоциаций ускорена, один образ сменяется другим, возникает наплыв мыслей. Поток новых представлений опережает образование ассоциативных связей, вследствие чего нарушается их последовательность. В тяжелых случаях нарастает утрата логических связей между частями предложений. Основная идея в высказывании больного полностью утрачивается. Поэтому весь процесс мышления характеризуется беспорядочностью, а высказывания становятся непонятными, абсурдными. Ускоренный темп мышления сочетается с возбужденным поведением, что укладывается в определенный маниакальный синдром.

Замедленное течение мыслительного процесса наблюдается при преобладании торможения в коре головного мозга. Больные жалуются на отсутствие мысли, «одна мысль ушла, другая не пришла, в голове какая-то пустота». Такие состояния объясняются преобладанием тормозного процесса, появлением инертности, тугоподвижности мышления. Замедление темпа мыслительной деятельности наблюдается при депрессивных состояниях.

Другой формой расстройств является обстоятельность мышления, детализация, при которой больной уходит от заданной темы, подробно говорит, повторяется и не может переключиться к продолжению основной темы. Излишне обстоятельное мышление, застреваемость и плохая переключаемость, вязкость мышления свойственны детям и взрослым с органическими поражениями центральной нервной системы (эпилепсии, психоорганическом дефекте).

Резонерство - дна из форм нарушения мышления, при котором больной на заданный вопрос не отвечает, а начинает рассуждать, поучать собеседника. Словесная продукция больного при этом бывает пространной и отдаленной от сути вопроса (пустословие, выхолощенное резонерство). Такие особенности речевого высказывания могут наблюдаться при психозах, при гидроцефалии.

Персеверации и стереотипии - расстройства мыслительной деятельности, которые характеризуются повторением ответа на первый заданный вопрос. При этом имеют место длительное доминирование какой-либо одной мысли, одного представления, в основе которых лежит застревание ассоциаций. В речи больные отвечают на первый заданный вопрос.

Бессвязное, разорванное мышление характерно для ряда инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой, а также у больных шизофренией. При этом мысли не объединяются между собой, а представляют отдельные фрагменты, в которых отсутствует анализ и синтез, отсутствует способность к обобщению, речь бессмысленная.

Аутистическое мышлени е характеризуется отгороженностью субъекта от внешнего мира, его замкнутостью, погруженностью в собственные переживания, недостаточно соответствующие реальности.

К расстройствам мышления относятся навязчивые мысли (обсессивный синдром). Это мысли, от которых больной не может освободиться, хотя и понимает их ненужность. Навязчивые мысли могут возникнуть у практически здоровых людей, у невротиков и у психически больных.

У психически здоровых людей навязчивые мысли вызывают критичное отношение к ним.

Навязчивые мысли у невротиков носят более сложный и стойкий характер. Больной критически относится к своему состоянию, но освободиться от своих переживаний не может. Навязчивые мысли у невротиков могут иметь различный характер и проявляться в виде непреодолимых желаний (считать ступеньки на лестнице, окна, фонари и т. д.), влечений и страхов.

Навязчивые страхи, или фобии, разнообразны и трудно преодолимы. Может возникнуть мысль, а с нею и страх, перед выполнением какого-то задания или действия, особенно в обстановке волнения, напряжения, например: логофобия (страх речи).

 

Сверхценные идеи наблюдаются в подростковом возрасте и характеризуются определенными особенностями. Эти мысли не носят нелепого характера, но больной придает им такое большое значение, которого они объективно не имеют. Весь строй мыслей и чувств подчинен одной идее, созвучен с ней (любовь – ненависть).

Бред и бредовые идеи возникают в результате болезни головного мозга. Бред может возникнуть на фоне расстроенного сознания при инфекции или интоксикации, на высоте болезненного состояния (высокой температуры или алкогольного отравления), когда больные произносят отдельные слова или короткие фразы, не относящиеся к окружающей обстановке.

Бредовые идеи – это неправильные, не соответствующие действительности суждения, умозаключения, неподдающиеся разубеждению. Больные находятся под влиянием возникших у них мыслей, идей, изменяющих их поведение. Бредовые идеи систематизированы, произносятся на фоне сохранного сознания, сопровождают психическое расстройство, могут наблюдаться в течение длительного времени, могут сочетаться с галлюцинациями. Бредовые идеи различаются по содержанию: идеи отношения, преследования, отравления, ревности, величия и обогащения, изобретательства, реформаторства, сутяжничества и другие.

Ипохондрический бред характеризуется необоснованными убеждениями и высказываниями больного в том, что у него неизлечимая болезнь и он должен скоро умереть.

Наряду с первичным бредом возможно выделение чувственного (образного) бреда, который характеризуется расстройством чувственного познания, развивается на фоне других нарушений психики, носит наглядный характер с множеством образов, воспринимаемых фрагментарно, складывающихся в образы, догадки, фантазии, чем объясняется его бессвязность и нелепость. Выделяют различные формы чувственного бреда: самообвинения, воздействия, преследования, самоуничижения, ущерба, нигилистический, экспансивный, фантастический, религиозный, эротический, ревности, космического воздействия и др.

Несистематизированный бред, именуемый параноидным, носит бессвязный характер, основан на догадках и предположениях.

 

Особенности расстройств мышления в детском возрасте

Рассматривая навязчивые мысли и бредовые идеи как формы расстройств мышления, необходимо подчеркнуть, что в детском возрасте навязчивые страхи, мысли и действия наблюдаются довольно часто и связаны с невротическими реакциями, обусловленными возрастным аспектом, ограниченностью опыта, повышенной внушаемостью и внешними условиями. Бредовые идеи, как правило, в детском возрасте не отмечаются. Они появляются избирательно в младшем школьном возрасте и характеризуют определенное психическое расстройство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.011 с.)