Проблемы квалификации легализации («отмывания») материальных ценностей, приобретённых преступным путём 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы квалификации легализации («отмывания») материальных ценностей, приобретённых преступным путём



 

Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, является преступлением, относящимся к трудно доказуемым. Это подтверждается тем фактом, что статистические данные о количестве выявленных преступлениях против порядка осуществления экономической деятельности, не содержат сведений о выявлении легализации («отмывании») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, на официальном сайте МВД Республики Беларусь.

Ежегодно фиксируется около десяти фактов легализации («отмывании») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, и только малая часть из которых направляется в суд.

Это объясняется некоторыми обстоятельствами:

1. легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, как и все экономические преступления, является латентным преступлениям;

2. трудно доказуемость данного преступления, в следствии наличия особенностей в составе преступления;

3. некомпетентность работников правоохранительных органов по выявлению и расследованию данного преступления.

Далее будут отмечены некоторые особенности квалификации легализации («отмывания») материальных ценностей, приобретенных преступным путём и указаны отличия рассматриваемого преступления от других преступлений.

Привлечение лица к уголовной ответственности за легализацию материальных ценностей, приобретенных преступным путем, может иметь место только при условии, что приговором суда будет призна­но, что указанное имущество приобретено преступным путем. Только после судеб­ного признания приобретения такого имущества преступным путем появляется предмет преступления, предусмотренного статьей 235 УК Республики Беларусь.

При легализации материальных ценностей через предпринимательскую деятельность, она должна осуществляться в установленном законом порядке. В противном случае, если предпринимательская деятельность осуществляется в нарушение установленного порядка, они подлежат уголовной ответственности в соответствии со статьями 233 (Незаконная предпринимательская деятельность) или статьёй 236 (Приобретение либо сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем) УК Республики Беларусь.

Материальные ценности, имеющие законное происхождение, но вводимые в хозяйственный оборот в нарушение установленных правил, не могут являться предметом данного преступления.

Субъект преступления должен четко осознавать преступность происхождения материальных ценностей. Если лицо узнало о преступном происхождении материальных ценностей уже после их легализации и продолжает пользоваться ими, то ответственность по статье 235 УК Республики Беларусь исключается.

При безразличном отношении к преступности происхождения материальных ценностей субъект не может быть привлечен к ответственности за легализацию материальных ценностей, приобретенных преступным путем, поскольку у него отсутствует требуемое законом знание о преступности добычи соответствующих ценностей.

Если субъект считал, что материальные ценности добыты преступным путем, хотя в действительности эти ценности имеют законное происхождение, то ответственность должна наступать за покушение на легализацию материальных ценностей, приобретенных преступным путем.

Если же субъект считал, что вводит в официальный оборот материальные ценности, приобретенные легальным путем, хотя в действительности эти ценности имеют криминальное прошлое, то ответственность по статье 235 УК Республики Беларусь исключается.

Лицо легализирует материальные ценности с целью сокрытия истинного происхождения материальных ценностей как приобретенных преступным путем, а также придание им официального статуса. Если лицо совершает сделку или иные действия с имуществом, приобретенным преступным путем, без цели его легализации, то комментируемая статья не применяется и лицо подлежит ответственности по статье 236 (Приобретение либо сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем) УК Республики Беларусь.

Если денежные средства, полученные в качестве дохода от преступления, предусмотренного статьёй 233 УК Республики Беларусь, продолжают использоваться для дальнейшего занятия незаконной предпринимательской деятельностью, то дополнительно такие действия квалифицировать по статье 235 УК Республики Беларусь не требуется. Напротив же, если с полученным от незаконной предпринимательской деятельности доходом совершаются различные сделки или иные финансовые операции, направленные на придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению им, то содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных статьями 233 Республики Беларусь и 235 УК Республики Беларусь.

Немаловажным является и вопрос о квалификации легализации материальных ценностей, приобретенных преступным путем, в совокупности с хищением. Рядом специалистов по этому поводу отмечается, что корыстная цель является обязательным признаком любого хищения и сделки с чужим имуществом полностью охватываются различными формами хищений, поскольку представляют собой акт распоряжения похищенным имуществом как своим собственным. Так, Н.А.Бабий по этому вопросу прямо указывает, что не является легализацией материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершение сделок или финансовых операций, результатом которых является похищение денег или иного имущества (например, должностное лицо присваивает денежные средства путем их перечисления на личный счет).

Сбыт имущества, которое было получено в результате совершения преступления (например, хищения) иными лицами, не образует состава легализации ("отмывания") материальных ценностей, приобретенных преступным путем, если такому имуществу не придается видимость правомерно приобретенного. В зависимости от конкретных обстоятельств дела указанные действия могут содержать признаки состава преступления, предусматривающего ответственность за хищение (в форме пособничества), либо состава преступления, предусмотренного статьёй 236 УК Республики Беларусь.

Подводя итого рассмотренному вопросу следует сделать следующие выводы. Рассматриваемое преступление является трудно доказуемым по причине наличия некоторых особенностей в указанных законодателем в диспозиции статьи, латентности преступления, неподготовленности правоохранительных органов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль и назначение законов, предусматривающих ответственность за «отмывание» денег, высоко оценивают германские специалисты Харальд-Хане Кернер и Эберхард Дах, полагая, что эти законы «призваны не допустить утаивания или сокрытия истинной природы, происхождения, состояния, местонахождения или движения имущественных объектов или прав, а также их обладателей и распорядителей; не допустить запуска незаконных, полученных преступным путем прибылей влегальный финансовый оборот, то есть воспрепятствовать подрыву экономической системы организованной преступностью, для чего требуется изоляция и самого лица, совершившего уголовно наказуемое деяние, и его «грязных денег». «Грязные деньги» должны быть лишены возможности поступить в обращение с тем, чтобы преступления утратили для преступников всякий смысл»[5].

Под легализацией материальных средств приобретенным путем подразумевается совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем, а равно использование указанных материальных ценностей либо полученного от них дохода для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности с целью утаивания или искажения природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных материальных ценностей или соотносимых с ними прав.

Данное преступление наносит непоправимый ущерб экономике любого государства, так как осуществляет неконтролируемое влияние денежных средств, способствует развитию коррупционных преступлений и, в некоторых государствах, спонсирует террористическую деятельность.

Рассматриваемое преступление является трудно доказуемым по причине наличия некоторых особенностей в указанных законодателем в диспозиции статьи, латентности преступления, неподготовленности правоохранительных органов.

Преступление признается оконченным с момента совершения любой сделки с материальными ценностями, приобретенными преступным путем, либо использования их для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности, но прежде должен быть установлен факт, что материальные ценности были добыты лицом именно преступным, то есть незаконным, путем.

Внешне легализация преступных доходов может выражаться, например, во внесении денежных средств в банк как полученных якобы от продажи билетов на зрелищные мероприятия, за якобы оказанные услуги и т.п.; в передаче денежных средств от преступной деятельности в виде псевдоставок в казино и получении их обратно в виде псевдовыигрыша; в переработке похищенного сырья в процессе производства продукции; в использовании в производстве контрабандных комплектующих, приборов, инструментов, оборудования и т.п.; в продаже похищенных товаров через предприятия торговли с внесением вырученных средств на расчетный счет; в использовании похищенных строительных материалов для возведения объекта с последующей его государственной регистрацией и т.д. В действительности процесс легализации может быть весьма сложным и длительным, состоять из целого ряда опосредствующих сделок с созданием и закрытием лжепредприятий (фирм-однодневок) и т.п.

Субъективная сторона легализации материальных ценностей, приобретенных преступным путем, характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла и специальной целью: утаивания или искажения природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых с ними прав. Субъект преступления должен осознавать, что совершает действия по легализации, с материальными ценностями, добытыми именно преступным путем. Исходя из этого, правоохранительные органы должны проводить комплекс оперативно-розыскных и следственных действий по установлению источника происхождения материальных ценностей и осведомленности об этом субъекта преступления. Выводы о наличии такого знания должны делаться на основе тщательного анализа всех конкретных обстоятельств дела, но если таких обстоятельств окажется недостаточно, то не следует забывать о том, что все сомнения трактуются в пользу обвиняемого.

Квалифицирующие признаки состава преступления позволяют определить степень общественной опасности данного преступления и меру наказания для преступника в каждом конкретном случае. Статья 235 УК Республики Беларусь предусматривает повторность, совершение действий должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, особо крупный размер и совершение преступления организованной группой.

 

 

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

(вставить фабулу задачи)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.186.170 (0.062 с.)