Конституционно-правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без



Гражданства в РФ

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству

иностранного государства.

Выделяются три категории иностранных граждан: постоянно проживающие, временно проживающие и временно пребывающие в Российской Федерации. В их статусе имеются определенные различия.

Иностранные граждане в Российской Федерации равны перед законом независимо от каких бы то ни было условий. Использование ими прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам граждан Российской Федерации и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Они имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, собственность жилого дома и иного имущества, на образование, пользование достижениями культуры. Наравне с гражданами Российской Федерации иностранным гражданам гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности и жилища. Они могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами. Иностранные граждане в Российской Федерации не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародном голосовании. Они не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Допускается передвижение иностранных граждан по территории Российской Федерации и выбор места жительства в порядке, установленном законодательством, а также соответствующими международными договорами Российской Федерации. Однако в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка могут устанавливаться ограничения в передвижении и выборе ими места жительства. При соблюдении установленных законом правил, иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее.

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в Российской Федерации.

Изложенные выше положения распространяются и на лиц без гражданства в Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. Однако они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В ст. 63 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция Российской Федерации исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента от 26 июля 1995 г. утверждено «Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации». В нем определены основные условия, связанные с реализацией этого института, и статус лиц, которым предоставлено убежище. Вопрос о предоставлении права политического убежища решается Президентом Российской Федерации.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия, не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. Конституционные положения в настоящее время развиты в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

 

42. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое количество граждан бывшего СССР оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, бывших в прошлом союзными республиками.

Массовый характер переселенческих процессов вызвал необходимость установления правового статуса этих лиц. 19 февраля 1993 г. были приняты Законы Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Эти законы определяют статус беженца и вынужденного переселенца, устанавливают порядок обращения с ходатайством о признании за ними такого статуса, права и обязанности обратившихся с таким ходатайством лиц, порядок признания лица беженцем или

вынужденным переселенцем, его права и обязанности в таком качестве и решают другие вопросы.

Беженец - прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или наличию политических убеждений.

В отличие от беженца понятие вынужденного переселенца относится, как правило, к гражданам Российской Федерации, которые были вынуждены или имеют намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации по тем же основаниям, что и беженец. Вынужденным переселенцем может быть признано также не имеющее гражданство Российской Федерации лицо, покинувшее место постоянного жительства на территории Российской Федерации, а также гражданин бывшего ССР, проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, прибывший на территорию Российской Федерации по тем же основаниям.

Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган по месту своего пребывания в любом из субъектов Российской Федерации. Ходатайство подается незамедлительно по прибытии и рассматривается в течение 5 дней. После регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение, и ему в установленном порядке обеспечивается право проезда и провоза багажа к месту временного поселения, где предоставляются необходимые для поддержания жизни условия - питание по установленным нормам, медицинская помощь, единовременное пособие и др.

Закон устанавливает и обязанности ходатайствующих: по получении направления на временное поселение отбыть в указанное место в течение месяца, соблюдать установленный порядок проживания, проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения.

Отказ в регистрации ходатайства может быть обжалован в вышестоящий орган или в суд в течение месяца. Решение о признании беженцем принимается соответствующим органом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев. Лицу, признанному беженцем или вынужденным переселенцем, выдается удостоверение установленного образца.

При отказе лицу вручается письменное уведомление с указанием его причин. Отрицательное решение может быть обжаловано в том же порядке, как и отказ в принятии ходатайства.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут обязанности гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Они вправе в течение трех месяцев избрать место своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом министерства либо населенный пункт, в котором проживают родственники.

Установлены льготные условия для приобретения ими российского гражданства. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем устройства на новом месте жительства.

Вначале вопросами беженцев и переселенцев занималась Федеральная миграционная служба России, но в мае 2000 г. ее полномочия были переданы Министерству по делам Федерации национальной и миграционной политики, которое было затем в октябре 2001 г. расформировано. Его полномочия внутри страны обеспечивает МВД РФ, а финансовое обеспечение программ возложено на Министерство экономического развития и торговли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.62.124 (0.027 с.)