Нормативные правовые акты, регулирующие продолжительность и особенности режима рабочего времени 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативные правовые акты, регулирующие продолжительность и особенности режима рабочего времени



КОММЕНТАРИЙ

к нормативным правовым актам, регулирующим продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения случаи установления верхнего предела учебной нагрузки, а также особенности режима их рабочего времени

Нормативные правовые акты, регулирующие продолжительность и особенности режима рабочего времени

Отличия оплаты труда педагогических работников на основе ставок заработной платы от оплаты труда по должностным окладам

 

Оплата труда педагогических работников на основе

ставок заработной платы

Приложение 1 к приказу № 1601 по должностям педагогических работников, по которым установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, содержит в примечаниях ряд существенных уточнений.

Так, следует учесть, что в соответствии с пунктом 1 примечания перечисленные в нем виды педагогической работы включаются в рабочее время не всех педагогических работников без исключения, а в зависимости от занимаемой должности, что определяется должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом.

Поскольку должностные обязанности педагогических работников определены квалификационными характеристиками, то их конкретизация в отношении каждого педагогического работника осуществляется трудовыми договорами или должностными инструкциями.

В пункте 2 примечаний содержатся уточнения, определяющие, что нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы для всех педагогических работников устанавливаются в астрономических часах, включающих по должностям педагогических работников, предусмотренным пунктом 2.8 приложения 1 к приказу № 1601, короткие перерывы (перемены), а также динамическую паузу.

В примечаниях содержится также механизм исчисления заработной платы в месяц за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическими работниками с их письменного согласия сверх норм часов, установленных за ставку заработной платы, либо ниже таких норм.

Так, примечанием 3, прежде всего, установлено, что нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы и нормы часов учебной (преподавательской) работы являются расчетными величинами, которые применяются для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

В соответствии с положением, предусмотренным в примечании 4 к приложению 1 к приказу № 1601, за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическими работниками сверх установленной за ставку заработной платы нормы часов либо ниже такой нормы, оплату педагогических работников следует производить из установленных им в месяц размеров ставок заработной платы пропорционально фактически определенным объемам педагогической работы или учебной (преподавательской) работы.

Механизм исчисления размера заработной платы педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, в зависимости от фактического объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы и установленного педагогическому работнику размера ставки заработной платы, именуемый традиционно тарификацией, приводится в следующих примерах.

Примеры.

1. Учителю при тарификации на новый учебный год с его письменного согласия установлен объем учебной (преподавательской) работы 27 часов в неделю. Месячный заработок этого учителя за учебную (преподавательскую) работу должен быть рассчитан путем умножения установленного ему размера ставки заработной платы на 27 (фактический недельный объем учебной нагрузки) и деления полученного результата на 18 (норма часов учебной (преподавательской) работы в неделю, за которую выплачивается ставка заработной платы).

2. Воспитатель организации, реализующей дошкольную образовательную программу, согласился на постоянной основе работать один с детьми в группе общеразвивающей направленности, функционирующей при пятидневной рабочей неделе по 10,5 часов в день. В неделю фактический объем педагогической работы составит 52,5 часа. Месячный заработок этого воспитателя за педагогическую работу должен быть рассчитан путем умножения установленного ему размера ставки заработной платы на 52,5 (фактический недельный объем педагогической работы) и деления полученного результата на 36 (норма часов педагогической работы в неделю, за которую воспитателям выплачивается ставка заработной платы).

Исключением для воспитателей являются случаи, когда выполнение ими работы за пределами рабочего времени (смены) осуществляется по инициативе работодателя, которая квалифицируется как сверхурочная работа и относится к выполнению работ в условиях, отклоняющихся от нормальных условий. К такой работе, к примеру, могут быть отнесены случаи привлечения работодателем воспитателей дошкольных групп к работе сверх установленного рабочего времени (смены) при неявке сменяющего работника или родителей, т.е. когда работник не может оставить рабочее место и выполняет педагогическую работу без перерыва после окончания смены. Такая работа компенсируется в порядке, предусмотренном статьей 152 ТК РФ, т.е. оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере.

3. Музыкальный руководитель работает с 8 группами детей в организации, реализующей дошкольную образовательную программу. На каждую группу детей организация предусматривает по 0,25 единицы должности музыкального руководителя, поскольку применяет штатный норматив, предусмотренный Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады), утвержденными постановлением Минтруда РФ от 21 апреля 1993 г. № 88).

Исходя из того, что 1 должность музыкального руководителя согласно указанным нормативам будет устанавливаться на каждые 4 группы, то общий объем педагогической работы для музыкальных руководителей на 8 групп составит 48 часов в неделю (24 ч. /норма часов за ставку заработной платы музыкального руководителя в неделю/: на 4 группы /что составит по 6 ч. работы музыкального руководителя с каждой группой/ х на 8 /кол-во групп в организации/).

Если музыкальный руководитель с его согласия работает один со всеми 8-ю группами, то месячный заработок этого музыкального руководителя за педагогическую работу должен быть рассчитан путем умножения установленного ему размера ставки заработной платы на 48 (фактический недельный объем педагогической работы) и деления полученного результата на 24 (норма часов педагогической работы в неделю, за которую музыкальному руководителю выплачивается ставка заработной платы).

4. Преподавателю образовательного учреждения, реализующего образовательную программу среднего профессионального образования, при норме часов педагогической работы 720 часов в год за ставку заработной платы установлен годовой объем учебной (преподавательской) работы, составляющий 1200 часов. Заработная плата такого преподавателя за учебную (преподавательскую) работу определяется на начало учебного года в виде средней месячной заработной платы путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему фактический объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев. Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки, составляющей 72 часа.

Исчисленная таким образом заработная плата преподавателя за учебную (преподавательскую) работу выплачивается ежемесячно независимо от ее объема в каждом учебном месяце.

 

Оплата труда на основе должностных окладов

 

Должностные оклады (оклады) - это фиксированные размеры оплаты труда работников за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

На основе должностных окладов осуществляется оплата труда педагогических работников, для которых установлены не нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, а продолжительность рабочего времени.

Понятие «должностной оклад» не применяется для исчисления заработной платы педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, в зависимости от объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы.

Если же педагогическим работникам выплачиваются должностные оклады за установленную продолжительность рабочего времени, составляющую 30 или 36 часов в неделю (должности педагогических работников, поименованные в пунктах 2.1.и 2.2 приложения 1 к приказу № 1601), то при привлечении их по инициативе работодателей для выполнения работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени (ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период), такая работа квалифицируется как сверхурочная и компенсируется:

либо в виде оплаты в повышенном размере в порядке, установленном за сверхурочную работу (ст. 152 ТК РФ);

либо путем предоставлениядополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, если работник включен в перечень работников с ненормированным рабочим днем.

По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

В соответствии со статьей 99 ТК РФ сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

 

Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре

 

Приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 в соответствии со статьей 333 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ) утвержден также порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения и случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников (далее – Порядок).

Порядок регулирования указанных вопросов определен в приложении 2 к приказу № 1601, структурирован по семи главам, в которых по должностям педагогических работников или группе должностей в зависимости от особенностей их труда определяются правила определения и изменения учебной нагрузки, особенности ее регулирования, а также случаи установления верхних ее пределов, основанные на нормах, содержащихся ранее в типовых положениях о соответствующих типах образовательных учреждений.

В главе I содержатся общие принципы, применяемые при определении учебной нагрузки педагогических работников, основания для ее изменения по инициативе работодателя либо по соглашению сторон.

За учебную нагрузку педагогических работников принимается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) (далее – учебный год) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.1.3. приложения 2 к приказу № 1601).

Установленный объем учебной (преподавательской) работы, т.е. учебной нагрузки, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 1.4. приложения 2 к указанному приказу).

Учебная нагрузка является количественной обязательной составляющей трудовой функции учителя, преподавателя, педагога и старшего педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя и старшего тренера-преподавателя, поэтому объем учебной нагрузки относится к обязательным условиям трудового договора с вытекающими отсюда правовыми последствиями (изменение только по соглашению сторон трудового договора, за исключением перечисленных ниже случаев).

Педагогических работников

Главой 7 приложения 2 к приказу № 1601 для отдельных педагогических работников предусмотрены случаи установления верхних пределов учебной нагрузки.

Комментарии, связанные с применением в таких случаях верхних пределов учебной нагрузки, даются непосредственно в соответствующих главах приложения 2 к приказу № 1601, определяющих особенности определения и изменения учебной нагрузки педагогических работников, к которым применяются верхние пределы учебной нагрузки.

Для педагогических работников, в отношении которых случаи установления верхних пределов учебной нагрузки главой 7 приложения 2 к приказу № 1601 не установлены, они не могут вводиться для педагогических работников со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Выходных дней

При решении вопроса о продолжительности работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней необходимо руководствоваться статьей 95 ТК РФ, в соответствии с которой продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. Следует учесть, что данная норма распространяется на всех работников, в том числе и на педагогических работников, для которых установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

В то же время, принимая во внимание, что режим рабочего времени отдельных категорий педагогических работников имеет свои особенности, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2015 г. № 1601 рабочее время учителей, преподавателей образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, педагогов и старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей, состоит из нормируемой части (18 часов в неделю либо 720 часов в год) и части рабочего времени, не имеющей четких границ.

Нормируемой частью рабочего времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, является установленный им объем учебной нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, в кружках, секциях, клубах и др.

Другая часть педагогической работы указанных работников, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника (выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой и др.).

Учитывая эту особенность рабочего времени учителей, преподавателей организаций, реализующих соответствующие образовательные программы среднего профессионального образования, педагогов и старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей, вряд ли возможно накануне нерабочих праздничных дней применять сокращение на один час к части их рабочего времени, связанной с преподавательской работой. По всей видимости, накануне праздничных дней следует ограничить привлечение указанных работников к другой части их педагогической работы, которая может увеличить их рабочее время по сравнению с учебной нагрузкой, предусмотренной расписанием занятий.

В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в нерабочий предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.

Статьей 95 ТК РФ установлено также, что накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать пяти часов.

__________________________________________________________

Комментарий подготовлен экспертом ЦС Профсоюза В.Н. Понкратовой.

 


[1] См. сноски 3-6 к настоящему Информационному бюллетеню по применению приказа № 69) (примеч.автора).

 

[2] См. сноску 7 по применению указанного постановления (примеч.автора)

[3] См. сноску 3 по применению указанного приказа.

[4] См. сноску № 3 к настоящему Информационному бюллетеню

[5] См. сноску 3

КОММЕНТАРИЙ

к нормативным правовым актам, регулирующим продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения случаи установления верхнего предела учебной нагрузки, а также особенности режима их рабочего времени

Нормативные правовые акты, регулирующие продолжительность и особенности режима рабочего времени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.005 с.)