Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кумулятивный метод оценки премии за риск
При использовании кумулятивного метода в величине премии за риск в общем случае учитываются три типа рисков, связанных с реализацией инвестиционного проекта: • страновой риск (роИНса! ггзк); 420 Часть I. Теоретические, основы оценки инвестиционных проектов • риск ненадежности участников проекта (гик о/рагТпегз ипгеНаЫШу); • риск неполучения предусмотренных проектом доходов (п$к о/по1 гесеШщ ехресХей гпсоте) (по другой терминологии — несистематический, т. е. относящийся именно к данному проекту, риск). 1. Страновой риск (политический риск). Страновой риск обычно усматривается в возможности: • конфискации имущества либо утери прав собственности при выкупе их по цене ниже рыночной или предусмотренной проектом; • непредвиденного изменения законодательства, ухудшающего финансовые показатели проекта (повышение налогов, ужесточение требований к производству или производимой продукции по сравнению с предусмотренными в проекте); • несвоевременного или неполного погашения иностранных займов, предоставленных государству или под государственную гарантию, а также действий государства, препятствующих погашению иностранных займов участниками проекта (например, введение ограничений по конвертации иностранной валюты); • смены персонала в органах государственного управления, трактующих законодательство непрямого действия. Действительно, при осуществлении инвестиций в России инвестор, естественно, будет опасаться каких-то непрогнозируемых неблагоприятных изменений внешней среды, в том числе связанных с изменением государственной инвестиционной, налоговой, таможенной и финансовой политики. Такой риск характерен для всех видов инвестиций и, вообще говоря, не связан непосредственно с проектом1. Кстати, различие в степени политических рисков в России и в западных странах объясняет и значительные различия в нормах дисконта, которыми руководствуются российские и западные инвесторы при оценке эффективности однотипных проектов. С этих позиций меры по совершенствованию законодательства, стимулированию иностранных инвесторов, различного рода межгосударственные соглашения следует рассматривать и как меры по снижению политического риска. Уро-
1 Укажем важное исключение из этого правила. Допустим, что большинство иностранных инвесторов Оценивают премию за политический риск инвестиций в России на уровне 5%. Однако некоторый инвестор решает вложить свои средства в проект разработки нефтяного месторождения, осуществляемый на основе соглашения о разделе продукции. Такое соглашение предусматривает определенные гарантии со стороны государства в части стабильности налогообложения и прав собственности. В этом случае рассматриваемый инвестор, естественно, должен использовать существенно меньший размер премии за данный вид риска. Глава 11 Неопределенность и риск' общие понятия вень странового риска во многом определяет ее инвестиционный климат, и необходимость его учета при оценке эффективности инвестиционных проектов отмечается многими специалистами (см., например, [59, 62]). Рейтинги стран мира по уровню странового риска инвестирования в них публикуются специализированной рейтинговой фирмой ВЕЕ1 (Германия), Ассоциацией швейцарских банков, аудиторской корпорацией Ет$1 апй Уоищ Премия за страновой риск оценивается экспертно по данным этих рейтингов и согласно мировой статистике может составлять до 200% нормы дисконта, исчисленной с учетом всех остальных, кроме странового риска, факторов. При более точной оценке страновой риск подразделяется на социально-экономический, внутриэкономический и внешнеэкономический. Каждый из этих видов риска оценивается в баллах пофакторно. Однако переход от балльных оценок риска к количественной оценке премии за соответствующий риск производится, как правило, экспертно (см. ниже). Размер премии за страновой риск снижается в условиях предоставления проекту федеральной (и в меньшей степени региональной) поддержки, а также когда проект реализуется на условиях соглашения о разделе продукции (см. раздел 16.6). При оценке региональной (прежде всего народнохозяйственной) и бюджетной эффективности проекта страновой риск не учитывается. В расчетах общественной и коммерческой эффективности страновой риск учитывается только по проектам, осуществляемым за рубежом или с иностранным участием. В расчетах эффективности участия предприятий в проекте и эффективности инвестирования в акции предприятия учет странового риска необходим.
В ряде случаев страновой риск дифференцируется внутри страны по регионам — при этом говорят об инвестиционной привлекательности или об "инвестиционном климате" региона. В то же время имеются различные подходы к оценке инвестиционной привлекательности регионов, приводящие к разным оценкам. Так, по классификации, разработанной на базе методики Австрийского банка, инвестиционный климат в Западной Сибири характеризуется как "не очень благоприятный, при котором каждый проект должен тщательно анализироваться", а в Восточной Сибири — как "очень неблагоприятный, при котором инвестиции не рекомендуются". По методике, разработанной в СОПСиЭС, Западная Сибирь относится к районам с инвестиционной привлекательностью, переходящей от средней к относительно высокой (третья позиция), а Восточная Сибирь — к районам со средней привлекательностью (четвертая позиция). Часть I. Теоретические основы оценки инвестиционных проектов При оценке конкретного проекта страновой риск нельзя рассматривать как какую-то постоянную величину. Обратим внимание, что реальные долгосрочные процентные ставки обычно оказываются более высокими, чем краткосрочные. Это означает, что в отдаленной перспективе кредиторы усматривают больший риск, чем в ближайшей. Поэтому было бы правильным предусматривать в расчетах эффективности возрастающую во времени премию за страновой риск. Примечание. Данный вывод не противоречит положению, выдвинутому в разделе 7 4, что норма дисконта в перспективе имеет тенденцию к снижению, поскольку это положение относилось к беэрисковой норме дисконта. Иными словами, в общем случае норма дисконта включает две составляющие: беэрисковую норму, имеющую в перспективе тенденцию к снижению, и премию за риск, имеющую (в части странового риска) тенденцию к повышению. 2. Риск ненадежности участников проекта. Этот тип риска обычно усматривается в возможности непредвиденного прекращения реализации проекта, обусловленного: • нецелевым, расходованием заемных средств; • финансовой неустойчивостью фирмы, реализующей проект (недостаток собственных оборотных средств, отсутствие достаточных активов для имущественного обеспечения кредитов и т. п.); • недобросовестностью, неплатежеспособностью, юридической недееспособностью других участников проекта (например, строительных организаций, поставщиков сырья или потребителей продукции), их ликвидацией или банкротством. Этот риск наиболее существен по отношению к малым предприятиям. Размер премии за риск ненадежности участников проекта определяется каждым конкретным участником проекта с учетом своих функций и принятых обязательств, а также обязательств других участников перед ним. Обычно премия за этот вид риска составляет не более 75% безрисковой нормы дисконта, однако ее величина существенно зависит от того, насколько детально проработан организационно-экономический механизм реализации проекта, насколько учтены в нем опасения участников проекта. В частности, размер премии: • уменьшается, если один из участников предоставляет другому имущественные гарантии выполнения своих обязательств; • увеличивается, если независимо от характера проекта данный участник не располагает проверенной информацией о платежеспособности и надежности других участников проекта, которые должны оплачивать производимые им работы (продукцию, услуги) или совместно участвовать в финансировании проекта.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.53.34 (0.068 с.) |