Западные армяне.Конституционное движение западных армян.Самооборона Зейтуна в 1862 году. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западные армяне.Конституционное движение западных армян.Самооборона Зейтуна в 1862 году.



 

Адрианопольский договор между Россией и Турцией, завершивший русско-турецкуювойну, не внес существенных изменений в положение Западной Армении, Западные армяне остались под гнетом Османской Турции в тяжелейших политических и экономических условиях. Гонения на армян в послевоенные годы усилились. Разрушенные войной города и села в условиях спада экономики не восстанавливались. В то время как в Восточной Армении, присоединенной к России, положение становилось все более стабильным, в Западной Армении продолжалось ухудшение условий жизни.Кризис и падение экономики в условиях отсталости социально-экономическогостроя в Турции особенно сильно затрагивали христианское население Османской Турции — армян, сербов, греков и других.Турецкое правительство, обеспокоенное наступившим кризисом, в целях предотвращения нарастающего освободительного движения порабощенных народов, в 1839 году принимает манифест о реформах — «Танзимат».Согласно «Танзимату», все подданные страны без учета их национальной и религиозной принадлежности должны были получить широкие права, гарантии безопасности жизни и имущества. Налоги должны были распределяться поровну. Улучшалось судопроизводство.Обещанные реформы были с удовлетворением восприняты населением Османской империи. Однако они так и остались на бумаге.Большинство западных армян, проживавших в Турции, были крестьянами, Они занимались земледелием, скотоводством, садоводством, пчеловодством, другими сельскохозяйственными промыслами. Сельское хозяйство было отсталым, основные работы проводились старыми патриархальными методами, в связи с чем производительность труда была крайне низкой.Находившиеся под игом Турции христиане, в том числе и армяне, назывались «райя» — бесправные поданные, Они были лишены элементарных прав на жизнь и имущество. В условиях анархии, царившей в стране, армянский крестьянин мог в один день потерять все нажитое многолетним трудом.Крестьянин был лишен земли и обрабатывал земли богатых и знатных, получая за свой труд мизерное вознаграждение в виде части урожая. Турецкое правительство облагало население различными налогами. Один из основных налогов — «ашар» — взимался зерном и составлял 1/10 часть урожая зерна, хотя взимался часто в еще больших размерах. «Харадж», или подушный налог, взимался со всех совершеннолетних мужчиннемусульман вместо воинской службы. Кроме основных налогов, существовало множество налогов и податей — за скот, пастбища, дороги и т.п.Западной Армении занималось не только сельским хозяйством, но и торговлей и ремеслами. В стране не было заводов, поэтому нужды населения удовлетворялись ремесленниками. Были распространены все виды ремесел. Ремесленники были Сосредоточены в крупных городах — Эрзруме, Ване, Битлисе, Себастии, Муше. Ткачи, портные, кузнецы, столяры, ювелиры и представители других ремесел занимали отдельные улицы или даже кварталы городов. В Эрзруме литейщики меди занимали целую улицу города, в Ване целый квартал принадлежал ювелирам, в Битлисе — ткачам и красильщикам.Произведенные ремесленниками товары выносились на продажу на местные рынки и в соседние районы. Ремесленники объединялись в свои организации — артели (эснафства).Армянские купцы и ремесленники играли ведущую роль в Турции. Торговцы вывозили продукцию в Иран, Россию, Западную Европу. Вывозились: шелк, табак, хлопок, воск, сушеные фрукты. В страну ввозили: сахар, нефть, ситец, мыло, сукно, ткани, металлические орудия и т.п.Турецкое правительство взимало высокие пошлины с купцов, что было выгодно правительству. Однако купцы не были застрахованы от грабежей. Развитию торговли в Турции препятствовали распространенные на дорогах Османской империи грабежи и разбойничьи нападения на торговцев.Во второй половине XIX века в Османской империи активизировалось освободительное движение порабощенных народов — болгар, сербов, греков, арабов. Освободительное движение охватило и армян.Крупные армянские богачи и ростовщики Константинополя, сосредоточив в своих руках руководство армянской общиной и пользуясь поддержкой правительства, угнетали простой народ. Большая часть социальных конфликтов была направлена против господствующего строя в Турции.Главной движущей силой освободительного движения стали трудящиеся массы. Руководителями движения

являлись вдохновленные передовыми европейскими
идеями представители западноармянской интеллиген-
ции — Н. Русинян, Г. Отьян, С. Виченян (Сервиче) и
другие.    

Ими было подготовлено «Положение», касающееся вопросов армянской общественной и религиозной жизни, которое в 1857 году было направлено на утверждение Национального собрания. Руководители Национального собрания отвергли «Положение» на основании того, что оно противоречит интересам государства и нации.В декабре 1859 года конституционная комиссия представила новое доработанное «Положение», которое так же, как и первое, было отвергнуто. Народные массы стали выходить на улицы с требованием принять «Положение». Противостояние по поводу «Положения» предельно накаляло ситуацию. В мае 1860 года Общее Национальное собрание Константинополя рассмотрело и приняло представленное «Положение», которое стало называться «Национальной Конституцией».Султанское правительство Турции, применив тактику проволочек, утвердило «Положение» только в марте 1863 года после внесения в него ряда изменений.Несмотря на то, что «Национальная Конституция» не обеспечивала безопасности жизни и имущества западных армян и не могла отстоять попранные права армянского населения, все-такистала позитивным явлением. Фактически клерикалы и эмиры лишились монопольного права руководства армянской нацией. Кроме того, принятие «Национальной Конституции» создало условия для дальнейшегообщественно-политическогои культурного развития западных армян.60 —70-ыегоды XIX века охарактеризовались новыми выступлениями западных армян против османского ига. Наиболее значительным выступлением стала самооборона зейтунцев.Несмотря на трудности и притеснения со стороны властей, Горная Киликия, где располагался Зейтун, сохранила свой язык и христианскую веру. В 1860-ыегоды в уезде Зейтун насчитывалось около 35 — 40 тысяч армян, из которых около17-титысяч проживало в центральном городе уезда — Зейтуне. Полунезависимое положение зейтунцев в Османской империи постоянно находилось в зоне пристального внимания со стороны властей. В первой половине XIX века турецкое правительство неоднократно пыталось назначить в Зейтуне своего правителя и заставить население исправно платить налоги. Эти попытки, в связи с упорным сопротивлением зейтунцев, окончились безрезультатно.Летом 1860 года правительство Турции задумало решить вопрос военным путем, послав в Зейтун войска. Турецкие войска были разгромлены зейтунцами, после чего в июле 1862 года Азиз-пашас более чем10-тысяч-ной армией осадил Зейтун.Горцы под руководством Мкртыча Ягубяна объединились и заранее подготовились к самообороне. Многочисленной, оснащенной новейшими ружьями и пушками турецкой армии противостояло около 5 — 6 тысяч вооруженных устаревшими ружьями, палками и камнями зейтунцев.2 августа 1862 года Азиз-паша,начав наступление, разграбил несколько армянских деревень. В сражении зейтунцам удалось одержать победу над превосходящими силами противника. Во время боя особенно отличились Маркое Ташчян, Махтеси Григор и другие. Турки обратились в бегство, оставив на поле боя огромное количество оружия и боеприпасов.Султанское правительство отстранило Азиз-пашу,назначив вместо него известного своей жестокостьюАшира-пашу.Одновременно некоторых руководителей зейтунцев обманным путем завлекли в Мараш, где они были арестованы. Зейтун вновь был осажден. Армяне обратились за помощью к Константинопольскому патриарху и французскомуправительству. Франция обещала помощь в обмен на принятие зейтунцами католичества. Зейтунцы вынуждены были согласиться.Опасаясь усиления влияния Франции в Киликии, правительство Турции отменило новый поход на Зейтун, потребовав при этом признание турецкого правителя исправной уплаты налогов и пользования только правом общинного и церковного самоуправления. Зейтунцы вынуждены были согласиться и с этими условиями.Самооборона горцев подняла национальное сознание армянского народа, стимулировала нарастание освободительной борьбы. Население других армянских областей поддержало борьбу зейтунцев. Начался сбор пожертвований для помощи и содействия горцам.Вдохновленные героизмом восставших зейтунцев, армянские писатели, деятели искусств, политические деятели призвали армянский народ к новым подвигам.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.006 с.)