Государственное регулирование в сфере занятости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование в сфере занятости.



К важнейшим макроэкономических показателям и условиям, характеризующим уровень и качество жизни, относится занятость. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу.

Проблема занятости населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Согласно новому российскому законодательству о занятости населения безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы. То есть безработными счи­таются трудоспособные граждане, не достигшие пенсионного возраста, по независящим от них причинам лишившиеся заработка. Причем, лишь те из них, кому служба занятости не предоставила работу.

Безработица (будь то фрикционная, структурная или циклическая) характеризуется как численность взрослого трудоспособного населе­ния, которое не имеет работы и находится в поисках ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу. В ра­бочую силу включают всех, кто может трудиться и трудится, кто занимается домашним хозяйством, кто ведет самостоятельное дело, кто ищет работу. Сюда не входят, разумеется, те лица, которые не вошли в производство (или в трудовую деятельность) по возрасту — дети, или уже вышли из него по возрасту — пенсионеры, а также обучающаяся молодежь (школьники, студенты), инвалиды и военнослужащие. Одним словом, те, кто не мог и не должен был работать, а также те, кто не искал работу.

Отсюда следует вывод: добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. В США например, 1/5 всей рабочей силы меняет работу каждый год.

Занятость остается полной при отсутствии циклической безра­ботицы: для достижения полной занятости в расчет не принимается фрикционная и структурная безработица.

Итак, полная занятость не означает отсутствия безработицы.

Не случайно, как принято в западной литературе, естественный уровень безработицы при полной занятости равен сумме фрикционной и структурной безработицы.

Для исчисления безработицы используются различные показатели, но общепринятым, в том числе и в Международной организации труда, является норма безработицы. Она определяется как отношение обще­го количества безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах. Экономисты Запада считают вполне нормальным и неиз­бежным явлением естественный уровень безработицы в пределах до 5—6 %. Если занятость рабочей силы составляет 94—95 %, то это и есть достижение полной занятости трудоспособного населения.

Что касается проблемы занятости в нашей стране, то государст­во сняло с себя обязанность каждому гарантировать рабочее место. В порядке компенсации определен статус безработного, открыта регистрация безработных, начата выплата пособий, организуется переобучение.

В России среди безработных более половины имеют высшее и среднее специальное образование. В общей численности безработных свыше 70 % женщин, 30 % молодежь в возрасте 16—29 лет. Около 1 млн. человек не желают работать и добывают средства к существо­ванию незарегистрированной коммерческой деятельностью или иными способами. При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на проблему занятости. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязан­ностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения свободного выбора формы и вида занятости, т.е. каждый человек вправе свободно избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решения об участии в ней.

Законодательством о занятости в РФ предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы, т.е. провозглашается демократический принцип добровольности труда. Запре­щается административное принуждение людей к труду. В настоящее время легализованы как законные общественно признанные формы трудовой деятельности: работы на дому, в домашнем хозяйстве, вос­питание детей, уход за престарелыми людьми и инвалидами и т.д.

Основными направлениями политики содействия занятости населе­ния являются:

- преодоление неблагоприятных тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объема производства, инфляцией;

- сдерживание массового высвобождения работающих граждан, прежде всего на градообразующих предприятиях;

- создание условий для развития занятости в альтернативных негосударственных секторах экономики;

- обеспечение целевой поддержки и защиты граждан, находящихся под риском увольнения;

- осуществление дополнительных мер содействия занятости слабо­защищенных категорий населения на рынке труда;

- смягчение последствий длительной безработицы.

В целях смягчения ситуации на рынке труда совместными дейст­виями социальных партнеров (органы государственной власти, мест­ного самоуправления, различные фонды поддержки предприниматель­ства, службы занятости, агентства Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий, торгово-про­мышленные палаты, ассоциации и конфедерации предприятий и пред­принимателей, базовые учебные заведения) должны осуществляться следующие меры:

1. Определение приоритетов по созданию и сохранению рабочих мест по отраслям и территориям.

2. Разработка предложений по созданию и сохранению рабочих мест в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

3. Организация и проведение социальной экспертизы разрабаты­ваемых целевых инвестиционных программ по вопросам их влияния на создание и сохранение рабочих мест.

4. Подготовка предложений в законодательные органы по вопро­сам предоставления налоговых льгот предприятиям, сохраняющим и создающим экономически целесообразные рабочие места.

44. Государственное планирование и его функции в рыночной экономике.

Один из основоположников теории современной рыночной экономики Адам Смит считал, что для наилучшего функционирования её необходимо исключить все формы вмешательства государства. Полная свобода предпринимательства обеспечит экономическое процветание, а хаос и неразбериха исключены, благодаря, как говорил Адам Смит «невидимой руке Провидения». Под «невидимой рукой Провидения» Адам Смит имел виду вполне определенные экономические силы, которые называются спросом и предложением.

И действительно, практика индустриальных западных государств показала, что рыночная система отлично функционирует, благодаря индивидуальным, децентрализованным решениям, а не централизованным решениям правительства. И напротив, жесткое, командно-административное управление способно блокировать развитие даже достаточно богатого сырьевыми ресурсами государства. Но в любом государстве, в том числе и с самой свободной рыночной системой, существуют помимо товарно-денежных, еще и иерархические (административные) механизмы регулирования экономики. К сфере административного (государственного) воздействия можно отнести:

- определение и выбор основных стратегических направлений развития экономики;

- выражение выбранных направлений в определенных планах;

- госзаказы или контракты на поставку каких-либо видов продукции;

- нормативы качества продукции;

- государственные запреты и ограничения на выпуск каких-либо отдельных видов продукции и др.

Так что рыночные отношения в современном постиндустриальном обществе регулируются при помощи государственного законодательства. А примеры административного планирования развития экономики в Японии, Корее, Франции показывают интереснейшие примеры рационального и грамотного подхода к регулированию государством рыночной экономики. Например, основой для индикативного плана экономики во Франции служит обмен информацией между частным бизнесом и государством. На этой основе выбирается общая, взаимоприемлемая стратегия экономического роста. С ходом времени могли изменяться приоритеты, способы достижения экономических целей, менялась и сама концепция плана. Но оставалось неизменным главное: при принятии индикативных планов все субъекты имели и имеют равные права и все в равной степени заинтересованы в их реализации. А показатели плана не являются для всех обязательными, они всего лишь ориентиры при организации экономической деятельности предприятий и фирм.

45. Прогнозирование экономического и социального развития иРФ.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации – документ, содержащий систему научно-обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития Российской Федерации на прогнозируемый период (среднесрочный или долгосрочный).

Прогноз разрабатывается по вариантам, отражающим изменения внешних и внутренних условий, постановку среднесрочных и долгосрочных целей и ориентиров развития страны, основных направлений их достижения.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации содержит оценку уровня социально-экономического развития, характеристику условий социально-экономического развития, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей природной среды и природных ресурсов; основные показатели развития мировой экономики; оценку факторов и ограничений социально-экономического развития; оценку макроэкономического эффекта от реализации долгосрочных целевых программ; определение показателей базового и целевого вариантов прогноза; основные показатели развития по отдельным секторам экономики, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры в прогнозируемом периоде; основные направления территориального развития в перспективе.

В России накоплен уникальный опыт государственного планирования социально-экономического развития. Планирование в СССР базировалось на принципах директивности, сочетания пропорциональности и выделения основного звена (приоритетов), интересов государства и предприятий, комплексности. При переходе к рынку одни принципы перестали действовать, другие подверглись модификации, а третьи пробивают себе дорогу, отражая специфику иных экономических условий.

Социально-экономические прогнозы целесообразно разделить на 2 группы: «социальные», «экономические».

«Социальные»:

- прогноз занятости населения;

- прогноз ЖКХ и быта;

- прогноз здравоохранения;

- прогноз образования;

- прогноз культуры и искусства;

«Экономические»:

- прогнозирование экономического роста;

- прогноз совокупного спроса;

- прогноз отраслевой структуры национальной экономики;

- прогноз уровня инфляции.

Все это в совокупности дает концепцию социально-экономического развития страны, что представляет собой пакет представлений о стратегических целях, задачах, приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлений реализации намеченных целей.

Прогнозные данные макроэкономических показателей, полученных в результате статистических разработок, используются в дальнейшем для разработки программ различной временной продолжительности. Затем разрабатываются способы реализации разных программ, выделяя основные препятствия, способные этому помешать.

Программно-целевое планирование является одним из методов государственного планирования. Оно применяется для решения как народно-хозяйственных, так и локальных производственных, технических, экономических и других задач. Необходимость программно-целевого планирования обусловлена ростом и усложнением межотраслевых и межрегиональных связей. Программно-целевой метод в современных условиях становится одним из основных методов планирования, а целевая комплексная программа - основным плановым документом, содержащим увязанный по ресурсам, срокам, исполнителям комплекс мероприятий для обеспечения эффективного решения поставленных задач. В тесной взаимосвязи с балансовым и другими методами планирования он позволяет рационально сочетать интересы отраслей и территорий с целями развития всей социально-экономической системы.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную думу. Анализ выполнения среднесрочной программы является составной частью ежегодного послания Президента Федеральному собранию России. Главная цель среднесрочной программы состоит в преодолении кризисных явлений, обеспечении возможностей возобновления экономического роста, создании реальных условий для повышения благосостояния граждан.

Краткосрочный (годовой) прогноз является наиболее развернутым и детальным в системе прогнозных документов. Он представляется Федеральным Правительством в Государственную думу РФ одновременно с материалами, характеризующими итоги социально-экономического развития за прошедший период текущего года, проектом федерального государственного бюджета на предстоящий год, перечнем федеральных целевых программ, намеченных к финансированию, проектировками развития государственного сектора экономики, заданиями по объему поставок продукции для государственных нужд и другими документами.

При правильно спрогнозированной тенденции развития социально-экономической системы, а также правильно выбранных мероприятиях по стимулированию развития страны в целом, можно добиться долгосрочного роста всех основных экономических показателей, а так же улучшения уровня и качества жизни ее населения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.167.52.238 (0.028 с.)