Государственное прогнозирование: понятие, классификация, функции и методы. Структурные элементы и этапы разработки комплексных социально-экономических прогнозов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное прогнозирование: понятие, классификация, функции и методы. Структурные элементы и этапы разработки комплексных социально-экономических прогнозов.



Государственное прогнозирование – система научно-обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В методологическом плане различаются экстраполяционный (генетический) и нормативный подходы к прогнозированию. Генетический прогноз допускает, что образ будущего строится на базе анализа сложившихся связей, тенденций и закономерностей развития объекта исследования и учета критических, пороговых индикаторов экономики и общества в целом, нарушение которых влечет за собой сползание с траектории устойчивого развития. В основе нормативного прогноза лежит идея некоторого нормативного состояния экономики, определенного системой априори заданных стандартов и приоритетов. В этом случае задается желательное состояние прогнозируемой системы, а сам прогноз, в конечном счете, сводится к поиску наилучших вариантов его достижения. По своим последствиям прогнозы принято подразделять на пассивные и активные. Пассивные прогнозы не оказывают воздействия на ход развития объекта прогнозирования, активные наоборот.. Взяв за основание объектный признак, различают прогнозы мирохозяйственные, макроэкономические и микроэкономические. Мирохозяйственные прогнозы имеют дело с расчетами будущего состояния мировой экономики в целом. К макроэкономическим относят прогнозы национального продукта, совокупного спроса и его компонентов, уровень занятости, доходы и сбережения населения, показатели безработицы. Микроэкономические прогнозы предполагают расчеты емкости рынка конкретных видов продукции и уровня насыщенности спроса, себестоимости и цен товаров, ресурсных ограничений, краткосрочного и долгосрочного предвидения конкурентной среды, вариантов поведения конкурентов на отдельных сегментах рынка. Следуя этому признаку, имеет смысл выделить самостоятельные виды прогнозов: дальнесрочные(от 10 лет), долгосрочные(5-10), среднесрочные(3-5), краткосрочные(1-3) и конъюнктурные (оперативные) прогнозы(1). В зависимости от характера получаемых результатов различаются так называемые точечные и интервальные прогнозы. Точечные прогнозы одной переменной дают решение в виде временной последовательности значений этого параметра. В отличие от точечных решений, интервальные прогнозы позволяют при заданной вероятности получать область возможных значений прогнозируемого показателя для каждой точки (периода) времени.

Методы прогнозирования:

· Экстраполяция (проекция в будущее). Суть данного метода состоит в автоматическом перенесении существовавших в прошлом тенденций развития организации (напр. темпов и направленности роста производства, доли на рынке, рентабельности, численности работающих).

· ^ Математическое моделирование процессов применяется если в будущем условия деятельности организации ожидаются не очень стабильными, но при этом связи между событиями все же просматриваются.

· ^ Опрос экспертов – основывается на сопоставлении по интересующему вопросу мнений специалистов в соответствующих областях (например, учителя, медики, психологи, наблюдая за задатками ребенка в 4-5 классах, могут определить, как он закончит школу).

· ^ Метод сценариев - средство, объединяющее качественный и количественный подход, который разрабатывается в 3 вариантах – оптимистичном, реалистичном, пессимистичном.

Можно выделить три основные функции, которые выполняет прогнозирование в системе экономического управления.

1. Предвидение тенденций развития и взаимосвязей прогнозируемого объекта.

2. Прогнозное обоснование принимаемых решений.

3. Прогнозное сопровождение выполнения решения.

В свою очередь, к структурным характеристикам социально-экономического прогноза можно отнести и содержательные этапы, составляющие процесс разработки прогноза.

Исходным пунктом и неотъемлемым элементом процесса разработки прогнозов социально-экономического развития является содержательный экономический анализ текущего состояния ключевых параметров воспроизводственного процесса в народном хозяйстве. На этом этапе формируется позиция исследователя по таким вопросам, как:

- объективная оценка общеэкономической ситуации;

- наиболее значимые позитивные и негативные тенденции во всех сферах хозяйственного и социального развития, сложившиеся к началу разработки прогноза;

- наиболее вероятные «узкие места» и потенциально возможные «точки роста» в перспективном хозяйственном развитии;

- конструктивные и деструктивные эффекты предшествующих управляющих воздействий и их причины;

- наиболее устойчивые и важные взаимосвязи, сложившиеся в экономике, и другие подобные аспекты.

На следующем этапе происходит формулировка и обоснование целей и ориентиров, которые могут быть выдвинуты для достижения в прогнозной перспективе.

Основное место в прикладных прогнозно-аналитических исследованиях уделяется вопросам обоснования путей достижения целей и ориентиров, выдвигаемых на перспективу. На этом этапе, как правило, рассматриваются следующие вопросы:

- оценка состояния социально-экономической системы к концу прогнозного периода при сохранении сложившихся тенденций и процессов и его соответствие выдвигаемым на перспективу целям;

- обоснование потенциально возможных качественных альтернатив перехода хозяйства из исходного состояния к желаемому в случае неудовлетворительных итогов инерционного развития;

- исследование вариантов развития с позиций меры согласованности ресурсных возможностей экономики и корректировка в случае необходимости;

- оценка и сопоставление основных количественных и качественных параметров рассматриваемых вариантов;

- обоснование согласованного комплекса мер по основным направлениям экономической политики, обеспечивающего развитие социально-экономических процессов в желаемом направлении и обеспечивающего достижение поставленных целей.

9. Государственное планирование: сущность, функции, виды, модели.

Общегосударственное планирование определяет основные направления развития социально-экономических систем и одновременно устанавливает конкретные задачи и мероприятия по достижению долгосрочных целей. Планирование — ведущий элемент системы управления, важный инструмент реализации социально- экономической политики государства. В рыночной экономике общегосударственное планирование представлено бюджетным планированием, государственными социально-экономическими программами, государственными заказами, целевыми комплексными программами, планированием раз вития государственного сектора экономики. Без планирования невозможно увязать интересы государства, отдельных регионов и хозяйствующих субъектов, часто не совпадающие или даже противоречащие друг другу. Рыночная система обладает способностью к саморегулированию на основе рыночных цен, соотношения спроса и предложения, конкуренции. Однако во многих сферах саморегулирование действует недостаточно, например, в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Так, рынок может вызвать рост эко логически грязных производств, если они являются прибыльны ми. Рыночная система обеспечить комплексное развитие экономики всех регионов, а не только обладающих наиболее благоприятными условиям не может. Рынок усугубляет региональные диспропорции, так как способствует перераспределению инвестиционных, финансовых, трудовых и других ресурсов в пользу регионов с развитой инфраструктурой, с высоким производственным потенциалом. Свободный рынок не может обеспечить макроэкономическую устойчивость экономики. Все эти проблемы может решать только государственное регулирование на основе планирования. Обеспечение безопасности. Планирование должно учитывать фактор риска, чтобы избежать или уменьшить его.

Оптимизация. В соответствии с данной функцией планирова­ние должно обеспечить выбор допустимых и наилучших с точки зрения ограничений альтернатив использования ресурсов.

Функция координации и интеграции. Планирование должно объединять людей как в процессе разработки плана, так и его реа­лизации, предотвращать конфликты и учитывать интеграцию раз­личных сфер деятельности предприятия

Функция упорядочения. С помощью планирования создается единый порядок действий всех работников предприятия.

Функция контроля. Планирование позволяет наладить эффек­тивную систему контроля за производственно-хозяйственной дея­тельностью, анализ работы всех подразделений предприятия.

Функция документирования. Планирование обеспечивает до­кументированное представление хода производственно-хозяй­ственной деятельности.

Функция воспитания и обучения. Планирование оказывает вос­питательный эффект посредством образцов рациональных дей­ствий и позволяет учиться на ошибках.

Мотивация. С помощью процесса планирования должно ини­циироваться эффективное использование материального и интел­лектуального потенциала предприятия.

Уменьшение сложности. Важнейшей функцией планирования является преодоление реально существующей сложности планируемых объектов и процессов.

По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным, стратегическим.

Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспечения их выполнения. Планы, имеющие силу юридического закона, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица по закону за невыполнение заданий плана несут ответственность. Наиболее распространенной во всем мире формой государственного планирования социально-экономического развития страны является индикативное планирование.

Индикативное планирование является средством реализации социально-экономической политики государства, основным методом его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднено. Стратегическое планирование — это особый вид планирования, ориентированного, как правило, на долгосрочную перспективу и определяющего стратегические цели социально-экономического развития страны и направления их достижения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.01 с.)