ТОП 10:

Понятие электронной коммерции



Отличается современная коммерция от традиционной торговли тем, что это не просто обмен ресурсов, совершаемый для удовлетворения текущих потребностей производства или потребления. Это цельный и неразрывный комплекс мероприятий, осуществляемых на разных этапах коммерческого процесса:

ü производственный менеджмент (управление свойствами товаров и услуг);

ü маркетинг (исследование рынка товаров и услуг);

ü логистика (оптимизация товарных потоков и складских запасов);

ü реклама (оповещение рынка о свойствах товаров и услуг);

ü финансовый менеджмент (взаиморасчеты с клиентами и поставщиками);

ü пропаганда (подготовка рынка к использованию заданных свойств товаров и услуг);

ü торговый менеджмент (прием, обработка и исполнение заказов на товары и услуги);

ü сопровождение (послепродажное обслуживание).

 

Электронная коммерция — это торговая деятельность, имеющая основной целью получение прибыли и основанная на комплексной автоматизации коммерческого цикла за счет использования средств вычислительной техники.

Считается, что электронная коммерция включается в электронный бизнес как подмножество.

Например, фирма размещает сайт в Интернете, на котором перечисляются товары и/или услуги, предоставляемые потребителям. Это считается электронным бизнесом. Через некоторое время фирма начинает модифицировать этот сайт с тем, чтобы организовать электронный магазин по продаже товаров и/или услуг. Теперь эту деятельность можно назвать электронной коммерцией. Еще через некоторое время на сайте фирмы появляется аналитическая информация о состоянии дел в данной области деятельности, разнообразная справочная информация, подписка на новости и т.д. Такая деятельность относится к сфере электронного бизнеса, а не к сфере электронной коммерции. Возникает вопрос: "А как теперь все это называть?" В соответствии с последними определениями это, конечно, электронный бизнес, т.к. приведенный пример наглядно демонстрирует возникающие трудности. Вместе с тем существуют ситуации, когда можно четко сказать: это - электронная коммерция, а это - электронный бизнес. Это ключ к классификации: выделяются "чистые модели" электронной коммерции и "чистые модели" электронного бизнеса. Любые "гибриды" чистых моделей, автоматически переходят в класс моделей электронного бизнеса.

Хотя электронная коммерция изначально использовалась для деловых операций между корпорациями, банками и прочими крупными финансовыми институтами, применение Интернет как средства розничной торговли привело к пересмотру сложившегося стереотипа. Сейчас все больше внимания уделяется электронной коммерции, ориентированной на массового потребителя.

Интернет стимулировал развитие электронной коммерции на уровне предприятий. Все чаще мелкие фирмы убеждаются, что могут вести дела в оперативном электронном (on-line) режиме точно так же, как и их значительно более крупные конкуренты. Организации все шире и шире начинают применять Интернет, переводя свои деловые данные в цифровую форму.

Тенденция переводить деловую информацию в цифровую форму не нова. Она возникла больше десятилетия назад и продолжает усиливаться по мере того, как персональные компьютеры становятся стандартным офисным оборудованием. Заметный положительный эффект дает совместное использование деловой информации, компьютеризации делопроизводства и Интернета. Такая интеграция прекрасно иллюстрирует значительные возможности электронной коммерции.

Электронная коммерция включает в себя не только деловые операции, прямо связанные с куплей – продажей товаров и услуг для непосредственного извлечения прибыли. В это понятие входит и поддержка извлечения прибыли:

- создание спроса на товары и услуги;

- предложения послепродажной поддержки и обслуживания;

- облегчение взаимодействия между деловыми партнерами.

Как правило, под «мягкими» и «жесткими» товарами подразумеваются, соответственно, товары кратковременного и долговременного пользования. В приведенной схеме под первыми подразумеваются товары, которые могут быть представлены в электронной форме (информация, программное обеспечение), а под вторыми – все остальные (вещественные товары). Такая трактовка соответствует принятому в компьютерном сообществе толкованию терминов «soft» и «hard».

Цикл электронной коммерции выглядит так, как показано на Рис. № 10

 

 


Рис. 10. Цикл электронной коммерции

 

Оперируя цифровой информацией в компьютерных сетях, электронная коммерция предлагает принципиально новые возможности бизнеса:

· облегчает взаимодействие подразделений внутри компании, улучшает связь с заказчиком, иными словами, позволяет преодолевать время и пространство;

· распространение продукции через Интернет позволяет не тратить средства на содержание магазинов и прилавков, сокращать оборотные фонды;

· оборотные фонды электронных товаров могут быть полностью цифровыми, если вся продукция, например, коммерческое программное обеспечение, может храниться на том же компьютере, который используется для приема заказов через сеть.

Электронная коммерция основана на структуре традиционной коммерции, а использование электронных сетей добавляет ей гибкость (см. Рис. 11).

Можно сравнить действия, которые придется предпринимать при покупке какого – то предмета, например, карточечного шкафа.

Сначала заполняем заявку на шкаф, куда включаются некоторые его характеристики: количество ящиков, наличие замков и т.п., и передаем заявку на утверждение. В утверждении принимают участие один или несколько руководителей, в зависимости от стоимости шкафа. Далее утвержденное требование (заявка) попадает в отдел снабжения, где кто – то должен просмотреть каталоги офисной мебели, чтобы выбрать подходящую модель и поставщика. Может быть, придется просмотреть несколько каталогов и обзвонить поставщиков, чтобы убедиться в наличии конкретной модели шкафа. Когда поставщик выбран, снабженец оформляет заказ и отправляет его поставщику факсом или почтой (заказать по телефону нельзя, т.к. отчетность в фирме ведется на бумаге). После того как поставщик получает заказ, он проверяет кредитоспособность фирмы приславшей заказ, узнает, есть ли у него на складе требуемое, и выясняет, когда перевозчик сможет забрать шкаф со склада и доставить по нужному адресу. Убедившись в том, что товар будет доставлен в требуемые сроки, поставщик оформляет заказ на перевозку, извещает склад и выписывает счет- фактуру на шкаф. Счет – фактура отправляется по почте, шкаф доставляется заказчику, и где-то в середине цепочки ваша фирма оплачивает счет за полученный товар.

 
 

 

 


Рис. 11. Составляющие электронной коммерции

Описанный выше процесс можно упростить с помощью электронной коммерции. Сотрудник, которому нужен картотечный шкаф, посещает WEB-узел дистрибьютера или производителя офисной мебели и выбирает товар, удовлетворяющий требованиям по электронному каталогу.

При наличии специального программного обеспечения вы отдаете специальной программе (мобильному агенту) распоряжение просмотреть электронные каталоги офисной мебели и представить в виде таблицы список отсортированных по цене товаров, соответствующим заданным критериям.

Затем служащий электронной почтой отправляет руководителю на утверждение заявку на шкаф, присоединив к нему WEB-страницу с описанием выбранного товара. Утвердив заказ, руководитель отправляет его по электронной почте в отдел снабжения. Там необходимая информация копируется в базу данных, а заказ направляется поставщику тоже по электронной почте.

Сравнение традиционных способов продажи и современных отражено в таблице 2.

 

Электронная коммерция принесет вашему бизнесу и краткосрочную, и долгосрочную пользу. Она не только откроет новые рынки и поможет найти новых заказчиков, но также облегчит и ускорит ведение дел с постоянными покупателями. Перенос на сетевые системы таких частей делопроизводства как оформление заказов и счетов, уменьшит объем бумажной работы, связанной с деловыми операциями с компаниями- смежниками.

Когда значительная часть информации будет переведена в цифровой вид, вы сможете уделять больше внимания удовлетворению потребностей заказчиков:

- отслеживать их пожелания;

- поддерживать обратную связь;

- предлагать индивидуальные решения.

И это лишь некоторые преимущества электронной коммерции.

 

 

Таблица 2

Новые и старые способы продажи

  Стадии выполнения заказа Традиционная коммерция (применяется несколько носителей информации) Электронная коммерция (применяется только один носитель информации)
Получение информации о товаре Журналы, рекламные брощюры, электронные каталоги WEB – страницы
Оформление заявки Печатный бланк, письмо Электронная почта
Утверждение заявки -------------»»------------- ------------»»-----------
Просмотр каталогов, определение цены Каталоги Электронные каталоги
Проверка наличия товара и подтверждение цены Телефон, факс -------------«»-------------
Оформление заказа Печатный бланк Электронная почта, WEB – страницы
Отправление заказа (покупатель) Факс, почта Электронная почта, технология EDI (electronic data interchange)
Получение заказа (поставщик) ------«»-------- -----------«»---------
Постановка заказа в очередь ---------«»-------- Доступная через WEB база данных
Проверка наличия на складе Печатный бланк, телефон, факс Доступная через WEB база данных, WEB страницы
Внесение в расписание доставки Печатный бланк Электронная почта, электронная база данных
Создание счета- фактуры ----------«»-------- Доступная через WEB база данных
Получение товара (перевозчик) ---------«»-------- Электронная почта
Подтверждение получения ------«»---------- -------«»--------
Отправление счета- фактуры (поставщик) Факс, почта Электронная почта, технология EDI
Получение счета- фактуры (покупатель) --------«»------- ------«»-------
Внесение платежа в расписание Печатный бланк EDI, доступная через WEB база данных
Совершение платежа (покупатель) Почта EDI, EFT(electronic funds transfer)
Получение платежа (поставщик) -----«»----- ------“”------

 

 

Но, в настоящее время, существуют фирмы, живущие только за счет электронной коммерции. Они получают прибыль от использования Интернета следующими методами:

ü создание виртуального магазина, где покупатель может заказать интересующий его товар, оплатив покупку любым для него возможным способом (наличными или кредитной картой) и получив товар с доставкой на дом или по почте;

ü организация виртуальных аукционов, где участники выставляют свои товары на продажу, посетители имеют возможность их купить, а организаторы получают процент с каждой сделки;

ü создание популярного WEB – сайта с целью дальнейшей продажи рекламной площади

ü источники новостей - главная цель этого вида услуг - предоставление пользователям всей необходимой бизнес-информации для успешного ведения бизнеса в данном секторе рынка. Это достигается за счет размещения на сайте источников новостей, отражающих специфические потребности данной отрасли, например, прогноз погоды для производителей товаров широкого назначения или новости, связанные с доставкой товаров, для экспортно-импортных рынков.

ü ссылки на актуальные ресурсы и услуги - создание набора ссылок на другие ресурсы и услуги в Сети, которые могут быть полезны пользователям.

ü лента новостей – информирование о спросе и предложении, предоставление текущей информации о ценах и сделках, а также публикация заголовков новостей в реальном масштабе времени.

ü дискуссионные форумы - предоставление пользователям возможности взаимодействовать друг с другом для обмена опытом и знаниями о сделках, товарах и/или услугах. Подобные форумы часто структурированы по узким тематикам и управляются профессионалами по взаимодействию с клиентами.

ü индустриальные новости - предоставление пользователям ежемесячных аналитических обзоров и наиболее интересных публикаций, а также рассылка по электронной почте специальных сообщений для привлечения их внимания к новой информации.

ü календарь событий - информирование о наиболее значительных событиях, которые произошли или произойдут в данной отрасли промышленности.

ü информация о вакансиях - информирование об открывающихся вакансиях и публикация поступивших резюме.

В дальнейшем мы можем ждать расширение потребительского рынка электронной коммерции, после того как она распространится на некомпьютерные устройства: телевизоры, банкоматы и т.д. Например, идут работы над кабельными модемами, цифровыми абонентскими линиями (DSL), доступом через спутники и режимом асинхронной передачи данных (АТМ) для дома. Потребители будут лучше воспринимать электронную коммерцию, после того как она больше не будет требовать обязательного использования компьютера, а распространится на такие некомпьютерные устройства, как телевизоры, банкоматы, POS – терминалы и др., связанные с обработкой смарт – карт.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.009 с.)