Вопрос 4. Право гос. собственности на природные ресурсы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Право гос. собственности на природные ресурсы



Следуя законам Природы (Воле Творца) – все природные ресурсы, находящиеся в границах России, за исключением земельных участков, переданных гражданам России в частную родовую собственность, должны принадлежать Российскому Государству. В собственности Российского Государства должны находиться: земля (за исключением земли родовых поместий), минеральные, водные, биологические, атмосферные ресурсы.

Для реализации прав собственности Российского Государства на природные ресурсы, законы России должны предусматривать необходимость создания и периодического обновления кадастров природных ресурсов России. Кадастры должны определять ценность различных видов природных ресурсов, варианты и правила их добычи, стоимость природных ресурсов. Законы России должны предусматривать и гарантировать права Российского Государства в формировании цен на свою собственность: на минеральные, биологические и др. природные ресурсы (нефть, газ, уголь, воду, минералы, морепродукты, древесину и т.д.) и продукты их первичной переработки. Цены на природные ресурсы и продукты их первичной переработки должны рассчитывать и утверждать не добытчики природных ресурсов, а их собственник – Российское Государство.

Цены на природные и, в первую очередь, на энергетические ресурсы должны формироваться Российским Государством исходя из интересов собственников Государства Российского и Его собственности – интересов граждан России. Учитывая суровый климат, огромные расстояния, сравнительно низкий уровень развития инфраструктуры России, цены на энергоресурсы в России должны устанавливаться ниже, чем в странах, имеющих более мягкие климатические условия, меньшие расстояния и более развитую инфраструктуру. Цены должны устанавливаться в пределах, гарантирующих российским гражданам высокий уровень жизни, гарантирующих созидающее развитие экономики, сельского хозяйства России, Её конкурентно способность на внешнем рынке.

С целью защиты права граждан России на свою – государственную (общенародную) собственность, на доходы с нее, законы России должны предоставить Российскому Государству единоличные права на продажу добытых природных ресурсов и продуктов их первичной переработки за границами России. Единственным получателем прибыли от продажи добытых в России природных ресурсов и продуктов их первичной переработки за границами России, должен стать народ России в лице Российского Государства.

Высшее предназначение государства заключается в создании условий, необходимых гражданам для реализации их человеческого предназначения. Проще говоря, государство обязано использовать свою собственность и свои ресурсы для нужд своих граждан. Государство обязано обеспечить своим гражданам человеческие условия жизни! Во исполнение истинного предназначения государства законы России должны предусматривать создание в нашей Стране постоянно действующих государственных механизмов формирования и реализации НОРМ бесплатного потребления гражданами России природных ресурсов, находящихся в собственности Российского Государства. Различные виды природных ресурсов должны нормироваться специальными нормами их бесплатного потребления. Например, нормы потребления: воды, воздуха (двигатели авто и др.), энергоресурсов; нормы: посещения лесов, водоемов, рыбалки, охоты и т.п.
Собственность Государства Российского является общенародной собственностью – собственностью граждан России. Охраняя права граждан на общенародную собственность, государство обязано охранять, восстанавливать и развивать свою собственность. Поэтому, всякое: коммерческое использование природных ресурсов, находящихся в собственности государства, а так же, некоммерческое их использование сверх утвержденных государством норм бесплатного потребления, должно быть платным. Налоги на природные ресурсы должны взиматься государством с пользователей в строгом соответствии с использованными ресурсами, вне зависимости от целей использования ресурсов и прибыльности предприятий. Размеры налогов должны полностью обеспечивать Российское Государство средствами для финансирования мероприятий по восстановлению природных ресурсов, развитию природоохранных и сберегающих технологий.

Реализуя одно из своих предназначений – охрану общенародной собственности, Российское Государство должно создать правовые механизмы, законодательно запрещающие нерациональное использование природных ресурсов и предполагающие ответственность граждан за нарушение законов. Охраняя общенародную собственность и воспитывая в своих гражданах стремления к созидающему творчеству, законы России должны поощрять граждан за рациональное, и карать их за нерациональное использование природных ресурсов.


Вопрос 6. Основания возникновения и прекращения ПС на прир.ресурсы.

Возникновение права собственности означает получение собственником прав владения, пользования и распоряжения соответствующим имуществом, а также переход к нему обязанностей по содержанию этого имущества и риска его случайной гибели и повреждения. Поэтому определение момента, когда возникает право собственности, необходимо для уяснения многих практически важных ситуаций и их правовых последствий. Этот вопрос решается по-разному в отношении недвижимого имущества, подлежащего регистрации, и движимого имущества, которое такой регистрации не требует.

1. Приобретение движимого имущества. Такое имущество не требует регистрации, и право собственности на него чаще всего возникает в трех следующих случаях: имущество создается в результате его изготовления (переработки), приобретается по договору или переходит в порядке наследования Исключением является продажа доли в общей собственности, когда ее приобретатель становится собственником с момента заключения договора (ст. 251 ГК)..

Момент возникновения права собственности при изготовлении (переработке) имущества в нормах ГК прямо не определяется. Надо считать, что в таких случаях право собственности возникает по завершении изготовления (переработки) соответствующего движимого имущества. Это отражается как в принятии созданного имущества во владение, так и в учете его в соответствующей документации, которая ведется юридическим лицом.

Приобретение собственности на движимое имущество по договору представляет правовую картину более сложную, поскольку возможны разные фактические ситуации. Общее правило ГК по этому вопросу таково: право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 223 ГК). Таким образом, право собственности порождает не заключение договора об отчуждении вещи, а факт ее передачи другой стороне.

Согласно п. 1 ст. 224 ГК передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Это означает, что во время доставки вещи приобретатель по общему правилу уже является ее собственником и, следовательно, может ею распоряжаться, однако несет риск повреждения и гибели доставляемого ему имущества.

Однако отчуждение вещи может производиться, как следует из п. 1 ст. 224 ГК, с обязательством ее доставки, когда вещь должна быть передана приобретателю в месте его нахождения или в другом указанном им месте. В этих случаях право собственности переходит к приобретателю только после фактической доставки вещи в названное место.

В современной практике в договорах купли-продажи для упрощенного определения прав и обязанностей сторон часто используются так называемые базисные условия, в том числе понятие франко (свободно). По общему правилу понятие франко обозначает только распределение между продавцом и покупателем расходов по транспортировке товаров, в большинстве случаев их принимает покупатель (они включаются в цену). Однако в зависимости от условий договора термин «франко» может иметь и более широкое значение и определять также момент перехода права собственности на продаваемое имущество Гражданское право / Под ред. д. ю. н., проф. О.Н. Садикова. -- М.: «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006. - Т.1. -- 237 с..

Эти общие положения о моменте перехода права собственности по договору дополняются двумя практически важными правилами, содержащимися в пп. 2 и 3 ст. 224 ГК.

Во-первых, если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находилась во владении приобретателя, вещь признается переданной ему с этого момента, т.е. переход права собственности порождает факт заключения договора. В таких ситуациях данное правило целесообразно и практически удобно.

Во-вторых, к передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товарораспорядительного документа на нее. Таким документом может быть складское свидетельство, выдаваемое товарным складом, принявшим товар на хранение (ст. 912 ГК). Данное правило также целесообразно и облегчает движение товарных ценностей на рынке.

Момент возникновения права собственности при наследовании движимого имущества имеет особенности. В наследственном праве существует институт приобретения наследства (гл. 64 ГК) и установлены его способы, которые зависят от порядка наследования: по завещанию, в силу закона, приобретение имущества государством как выморочного. Эти вопросы решаются в соответствии с нормами наследственного права.

2. Приобретение недвижимого имущества. В отношении момента возникновения права собственности на недвижимое имущество, подлежащее регистрации, в ГК дается прямое указание: право собственности возникает с момента государственной регистрации (ст. 219 и п. 2 ст. 223 ГК). Этому правилу корреспондирует столь же четкая норма п. 1 ст. 2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимость, согласно которой государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и может быть оспорена только в суде. Эти нормы действуют независимо от основания приобретения недвижимого имущества Киселев М.В. Право собственности граждан на недвижимость (жилое помещение): вопросы осуществления //Нотариус. - 2006. - №6. - С. 17-21..

Из приведенного правила, как разъяснено в п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. №8, следует, что до государственной регистрации перехода права собственности покупатель по договору продажи недвижимости, исполненному сторонами, не вправе распоряжаться данным имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом Постановление Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 №8. «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав». Однако и продавец также не вправе распоряжаться имуществом, поскольку оно - предмет договора продажи и покупатель является его законным владельцем.

Порядок и технику регистрации недвижимости подробно определяют нормы Закона о государственной регистрации прав на недвижимость и Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. №219 Постановление Правительства РФ от 18.02.1998 №219 (ред. От 22.11.2006) «Об утверждении единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

. В названном Законе определен также порядок исправления - по заявлению заинтересованных лиц - технических ошибок, допущенных при государственной регистрации собственности (ст. 21 Закона).

Некоторые виды движимого имущества требуют государственной регистрации, направленной на обеспечение их надлежащей и безопасной эксплуатации. Примером являются средства автотранспорта, проходящие обязательную регистрацию в органах автоинспекции. С такой регистрацией переход права собственности не связан, и приобретатель автотранспорта по договору становится его собственником по общим правилам, т.е. в момент передачи имущества (п. 1 ст. 223 ГК).

Охарактеризованные выше производные способы возникновения права собственности одновременно влекут за собой прекращение права предшествующего собственника. Однако многообразие имущества и форм его использования в коммерческом обороте порождает дополнительные ситуации, влекущие прекращение права собственности. Они названы и регламентируются в нормах гл. 15 ГК (ст. 235-243).

Все многочисленные случаи прекращения права собственности подразделяются в гл. 15 ГК на две группы:

- во-первых, прекращение права собственности по воле самого собственника и близкие к этому иные случаи (п. 1 ст. 235),

- во-вторых, принудительное изъятие имущества у собственника, которое допускается только при наличии прямого указания в законе (п. 2 ст. 235).

1. Прекращение права собственности по воле собственника.

К этой группе оснований прекращения права собственности относятся отчуждение собственником его имущества другим лицам, отказ собственника от права собственности, гибель или уничтожение имущества.

Отчуждение собственником своего имущества происходит в силу заключенного им договора и одновременно влечет возникновение права собственности у приобретателя.

Отказ собственника от права собственности возможен в различных формах, которые в ГК называются с определением их правовых последствий. Это в первую очередь бесхозяйные вещи (ст. 225 ГК): они должны приниматься на учет органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимость, и в дальнейшем могут быть признаны судом объектом права муниципальной собственности или возвращены первоначальному собственнику. Кроме того, это вещи, брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них (ст. 226 ГК). При незначительности их стоимости (до 5 МРОТ) они переходят в собственность владельца земельного участка, на котором обнаружены, а при большей стоимости их правовую судьбу определяет суд.

Наконец, в гл. 15 ГК о прекращении права собственности назван еще один случай отказа от собственности: прямое объявление собственником об этом или совершение им действий, определенно свидетельствующих о таком намерении (ст. 236 ГК). Эта норма во многом совпадает с приведенными выше нормами о бесхозяйных и брошенных вещах.

Гибель или уничтожение имущества возможны как в силу естественных причин (износ, использование), так и в результате воздействия внешних факторов (разного рода стихийные явления). В этих случаях прекращение права собственности не ставит правовых вопросов, требующих урегулирования, и ГК такие ситуации только называет (п. 1 ст. 235). Однако если речь идет о прекращении существования регистрируемого недвижимого имущества, об этом должна быть сделана запись в соответствующем государственном реестре Гражданское право / Под ред. д. ю. н., проф. О.Н. Садикова. -- М.: «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006. - Т.1. -- 237 с..

2. Принудительное изъятие собственности. Говоря о принудительном прекращении права собственности, следует, прежде всего, иметь в виду ясные и четкие положения ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которым никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В ст. 235 ГК названы следующие основания принудительного прекращения права собственности:

а) обращение взыскания на собственность должника по его обязательствам, которое производится при наличии решения суда (ст. 237) и осуществляется по правилам исполнительного производства;

б) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка (ст. 239), которое производится за плату, определяемую при возникновении спора судом;

в) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей и домашних животных (ст. 240, 241) с возмещением их стоимости;

г) реквизиция (ст. 242) и конфискация (ст. 243) имущества.

3. Реквизиция используется государством при наступлении обстоятельств чрезвычайного характера (стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.д.) и представляет собой изъятие имущества у собственника по решению государственного органа в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (ст. 242 ГК).

Регулирование ГК по этому практически важному вопросу является чрезмерно кратким и требует расширения. В свое время в РСФСР действовал специальный закон о конфискации и реквизиции имущества 1927 г., формально до настоящего времени не отмененный, и принятие по этому вопросу специального закона было бы желательным.

4. Конфискация определяется в п. 1 ст. 243 ГК как предусматриваемое законом безвозмездное изъятие имущества у собственника по решению суда в виде санкции за совершенное преступление или иное правонарушение. Обычно конфискация - это последствие уголовного преступления. Согласно п. 2 ст. 243 ГК в случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке с правом обжалования такого решения в суде.

Вопрос о допустимости конфискации собственности в административном порядке за последние годы неоднократно становился предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. В определении Суда от 10 января 2002 г. №3-О даются ссылки на его предшествующие решения и в качестве конечного вывода вновь указывается, что «конфискация как мера ответственности за совершение административных (в том числе таможенных) правонарушений может применяться только в судебном порядке» «Конституционный Суд РФ: Постановления. Определения. 2002». - М., 2003. - 268с... Таким образом, редакция п. 2 ст. 243 ГК в части допустимости административной конфискации требует изменений.

Принудительное прекращение права собственности по решению суда возможно и в ряде других случаев, например при ликвидации юридического лица, в случае осуществления им деятельности с грубыми или систематическими нарушениями требований законодательства (п. 2 ст. 61 ГК) Гражданское право / Под ред. д. ю. н., проф. О.Н. Садикова. -- М.: «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006. - Т.1. -- 237 с..



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.10.9 (0.026 с.)