Тема 6. Семья в системе воспитания младшего школьника. Методы и формы организации работы учителя начальных классов с родителями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Семья в системе воспитания младшего школьника. Методы и формы организации работы учителя начальных классов с родителями.



Вопросы к осмыслению:

♦ В чем состоит цель и каковы задачи семейного воспитания?

♦ Задумались ли Вы над сложностью педагогической профессии "родитель"? Что необходимо знать, чему научиться, чтобы овладеть ею?

♦ Как осуществляется взаимосвязь школы, семьи, общества по воспитанию детей в период отказа от школоцентризма в фор­мировании личности?

♦ Каким должно быть взаимодействие семьи, школы и об­щества для полноценного развития и становления личности ребенка?

♦ Вспомните, как вы себя чувствовали, будучи школьником, когда ваши родители отправлялись навстречу с педагогом? Какие кор­рективы вы привнесли бы сейчас, чтобы сохранить ребенку доб­рое самочувствие в данной ситуации?

♦ Как вы понимаете слово «альянс»? Назовите случаи употребле­ния этого понятия. Каков существенный признак альянса как со­юза двух субъектов?

♦ Каковы предполагаемые последствия разрыва взаимодействия школы и семьи?

♦ Предвидите ли вы осложнения работы педагога с родителями де­тей, если у педагога нет собственной семьи?

♦ Какие формы реализации принципов взаимодействия школы и семьи вам знакомы?

♦ Возникновение конфликта между школой и семьей знаменует пренебрежение одним из принципов. Назовите, игнорирование какого из них, немедленно порождает конфликтную ситуацию?

♦ Расцените с воспитательной точки зрения аннулирование обра­щения «мама» и «папа» из лексикона детей и замена их именами матери и отца. Как вы себя чувствуете, когда дети свою маму на­зывают «Зина» или «Катя», отца «Ваня», а дедушку «Саша»?

 

Задания для самостоятельной работы студентов

  • Составьте советы родителям по созданию благоприятной атмосферы в семье.
  • Разработайте план подготовки и проведения первого родительского со­брания.
  • Составьте перечень возможных поручений, форм участия родителей в учебно-воспитательной работе школы.
  • Составьте план подготовки и проведения родительского собрания по ре­шению конкретной проблемы.
  • Составьте план подготовки и проведения тематического занятия с родите­лями с использованием активных способов их деятельности.
  • Составьте перечень методик для изучения семьи ребенка.
  • Подготовьте анкету для родителей с целью ознакомления с семьей (взаи­моотношений родителей и детей).
  • Составьте примерный план работы с родительским активом на учебный год.
  • Составьте план подготовки и проведения одного из совместных дел роди­телей и детей.
  • Решите педагогические ситуации

1. Родители жалуются на сына, что он груб. Найдите аргументы в пользу тезиса о любви к этому мальчику.

2. Представьте, что к вам на встречу пришел отец ученика — вы за­мечаете, что отец в алкогольном опьянении. Как поведете себя?

3. Если бы «здесь и теперь» вам предстояло дать консультацию се­мье по организации активного отдыха, что вы могли бы предло­жить?

4. Мать делится с вами своей озабоченностью: дочь мечтает о соба­ке, но мать предвидит, какие сложности ожидают семью с приоб­ретением собаки. Что вы, как педагог, советуете?

5. Вашапервая встреча с родителями ваших воспитанников. Про­изнесите первые слова - что и как предполагаете говорить? Пусть группа даст анализ вашим первым действиям.

 

Литература

1. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей //Педагогика.1998. № 3

2. Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985

3. Д армодехин С. В. Семья и государство // Педагогика. 1999. № 1.

4. Классному руководителю /Под ред. М. И. Рожкова. М., 2001.

5. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Под науч. ред. М. И. Щипицыной. СПб., 2000.

6. Макоренко А. С. Книга для родителей. Пед. соч.: Б 8 т. Т. 5. М., 1 985.

7. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М., 1999.

8. Образование родителей и школа /Под ред. Л. Г. Петряевой. М., 1999

РАЗДЕЛ IV. Социализация личности ребенка в системе начального образования

Тема 1. Понятие о сущности социализации личности младшего школьника.

Задание 1. На основе изучения специальной литературы подготовить словарь терминов – понятий по проблеме социализация личности.

Задание 2. Подготовить реферат на тему «Философские, психологические и педагогические основы социализации.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск., Университетское издание. 1990.

2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. /Педагогика, 1995, № 4.

3. Голованова Н.Ф. Социализация личности младшего школьника. М., 1997.

4. Михайлов Ф.Г. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990.

5. Мудрик А.В. Социализация и «смутное» время. – М.: Знание, 1991.

6. Платонов Ю.Д. Этническая социальная психология «Учебная пособие. СПб. Изд.СПб, ГУ, 1993.

7. Социальные ориентиры обновления: общество и человек /Под общ. ред.Т.И.Заславской – М.: Политиздат 1990.

8. Школьник Г.И. От единого мировоззрения к личностным ценностям. // Педагогика, 1994 № 5.

9. Шевандрин Н.П. Социальная психология в образовании. М.: 1992.

 

Тема 2. Современные концепции социализации личности.

Задание 1. Подготовить реферат на тему (по выбору).

  1. Диалектико-материалистическая теория социализации личности.
  2. Адаптационная концепция социализации.
  3. Ролевая концепция социализация.
  4. Концепция социального научения.
  5. Антропософская концепция социализации.

Литература:

  1. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности: Личность как субъект и объект общественных отношений. М.: Изд. МГУ, 1994.
  2. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания.//Новое педагогическое мышление /Под ред. А.В.Петровского – М.: Педагогика, 1989.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
  4. Голованова Н.Ф. Социализация личности младшего школьника. – М., 1997.
  5. Шевандрин А.П. Социальная психология в образовании. – М.: 1998.

 

Тема 3. Психолого-педагогические основы социализации личности младшего школьника.

Задание 1. Подготовить для учителей начальных классов сообщение. (на выбор)

  1. Особенности социализации личности младших школьников.
  2. Классный коллектив как среда для социализации личности ребенка.
  3. Роль семьи в социализации личности ребенка.

Задание 2. Подобрать литературу для родителей по проблеме. «Детско-родительские отношения и их роль в воспитании ребенка.

Задание 3. Напишите аннотацию на работу Илина Г.Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте психологии образования //Вопросы психологии, 1992, № 3-4.

Литература:

  1. Гордон Л.Ю. Взаимосвязь общественной и природной сущности воспитания. //Советская педагогика., 1991, № 5.
  2. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, Деловая книга, 1995.
  3. Лихачев Б.Г. Воспитание необходимости и свобода. //Педагогика 1994, №2.
  4. Шепель В.М. Поиск новой парадигмы воспитания.//Советская педагогика. 1991, №7

Тема 4. Методики определения социальной активности младших школьников.

 

Задание 1.: Подобрать методики изучения когнитивнно, эмоционального, поведенческого компонентов социализации личности младших школьников.

Литература:

  1. Габай
  2. Рогов Р.В. Настольная книга практического психолога образования. – М.: 1998.
  3. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. – М.: 1995.

 

РАЗДЕЛ V. История воспитания и начального образования в России

Тема Вид деятельности
1. Влияние на характер воспитания детей природных, исторических условий, религии Чтение и реферирование монографий и статей, составление конспектов. Заполнение сравнительной таблицы
2.   Народная педагогика. Воздействие на детей быта, общественного уклада жизни, обычаев, обряда, традиций. Средства народной педагогики. Чтение и реферирование монографий и статей, составление конспектов, подготовка практических образцов дидактических материалов и игр Подготовка к собеседованию по изученной теме
3. История образования, школы и педагогической мысли в Киевской Руси и Русском государстве (до 18 в.). Школьное дело в 13-17 вв., различные типы начального обучения. Чтение статей, составление конспектов. Подготовка сочинений-размышлений, составление кроссвордов, определённых содержанием курса.
4. Школа в 18 в. Особенности домашнего воспитания в дворянских семьях. Типы народных школ. Чтение статей, составление конспектов. Оформление таблиц и схем, определённых содержанием темы. Разработка проблемных и программированных вопросов по изученным разделам темам курса.
5. Школа и педагогика России к.19-нач.20 вв. Типы народных школ. Подготовка учителя народной школы. Подготовка к проведению имитационной деловой игры. Чтение и реферирование монографий и статей, составление конспектов.
6. Выдающиеся деятели народной начальной школы в России. Идеи свободного воспитания в начальном образовании. Реферирование предложенных источников, составление конспектов. Составление опорного конспекта. По проблеме.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.008 с.)