РАЗДЕЛ I. Теория и методика обучения детей младшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ I. Теория и методика обучения детей младшего школьного возраста



II.5. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

РАЗДЕЛ I. Теория и методика обучения детей младшего школьного возраста

Тема 1. Противоречия процесса познания.

Задание 1. Подготовить опорный конспект по теме «Зависимость обучения детей от закономерностей познания человеком окружающего мира».

Задание 2. Подготовьте сообщение на тему «Конкретное, чувственное, эмпирическое в познавательной деятельности младшего школьника».

Задание 3. Подготовьте аннотацию на статью Г.И. Щукиной.

Литература:

  1. Дидактика средней школы / Под ред. М.И. Скаткина. – М.: Педагогика, 1982. Гл. 4.
  2. Педагогика / Под ред. П.М. Пидкасистого. – М.: Роспедагенство, 1995. Гл. 6.
  3. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина и др. – М.: Школа-Пресс, 2000. Гл. 12.
  4. Подласый И.Н. Педагогика начального образования. – М.: Владос, 2002.
  5. Щукина Г.И. Педагогика. – М.: Просвещение, 1986.

 

Тема 2. Функции начального образования.

Задание 1. Подготовить опорный конспект-схему «Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения».

Задание 2. Подберите специальную литературу на тему «Соотношение обучения и воспитания».

Задание 3. Подготовьте аннотацию на работу Ш.А. Амонашвили «Размышления о гуманной педагогике». – М., 2002. Гл. IV.

Задание 4. Составьте конспект по книге В.В. Давыдова Психическое Развитие младших школьников. – М., 1990. Гл. IV.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты и акценты теории и практики образования. // Педагогика. – 2000. - № 2. - с. 13-19.

2. Асмолов А.Г. Мир образования //Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Воронеж, 1996.

3. Беспалько В.П. Психологические парадоксы образования // Педагогика – 2000. - № 5. - с. 13-20.

4. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа, 1982.

5. Колесников Л.П., Тургенко В.И., Борисова Д.Г. Эффективность образования - М., 1991.

6. О концепции модернизации образования на период до 2010 года // Вестник образования России. – 2002. - №6. - с.10-40.

7. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого - М., 1995.

8. Педагогика начального образования / Под ред.И.П. Подласова - М., 2002.

9. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина и др. – М., 1999.

10. Розов Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования // Социально- философские проблемы образования. - М., 1992.

11. Философия образования для 20 века. - М., 1992.

12. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. – Ростов н/Д, 1995.

13. Шедровский П.Г. Очерки по философии образования.- М., 1993.

 

Тема 3. Современные концепции и технологии обучения.

Задание 1. Подготовить рефераты по темам (на выбор).

Изучить:

  1. Концепцию развивающего обучения Л.В. Занкова.
  2. Концепцию развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
  3. Концепцию формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
  4. Теорию проблемного обучения (Махмутов, Матюшкин, Лернер, Скаткин).
  5. Культурологическую концепцию образования (Библера, Курганова).
  6. Концепцию личностно-ориетированного образования (Бондаревской).
  7. Концепцию гуманно-личностного ориентированного обучения.

Подготовить сообщение по плану:

  1. Особенности целеполагания данной концепции.
  2. Принципы обучения.
  3. Содержание обучения.
  4. Методы, приемы обучения.
  5. Организационные формы обучения.
  6. Особенности контроля и оценки результатов обучения.

Литература:

  1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика, 1972.
  2. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М.: Педагогика, 1979.
  3. Курганов С.В. Ребенок и взрослый в учебном процессе. – М., 1989.
  4. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории.
  5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.
  6. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. – М., 1996
  7. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 1999
  8. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987, с.377-383.

 

Тема 4. Содержание начального образования.

Задание 1. Подготовить опорный конспект на тему «Содержание начального образования».

Задание 2. Постройте логическую схему:

Образование

Содержание начального образования
Принципы отбора содержания образования Факторы отбора содержания образования Носители содержания образования
1.    
2.    
3.    
4.    

 

Литература:

1. Акутов П.Р. Концепция политического образования в современных условиях // Педагогика – 1999. - № 2. – С. 17-20.

2. Базисный учебный план. Приказ об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательного учреждения Р.Ф. / Народное образование – 1998. - № 3. – С. 210-220.

3. Краевский В.В. Содержание образования – бег на месте. // Педагогика – 2000. - № 5. – С. 3-12.

4. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., Высинус, 1991.

5. Материалы «круглого стола»: Проблемы школьного учебника // Педагогика – 1999. - № 4 – С. 50-57.

6. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М: Школа-пресс, 2000.

7. Педагогика / Под ред. Т.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое общество России, 2000.- гл.8. – С. 208-234.

8. Подласый. Педагогика начального образования. – М.: Владос, 2002.

9. Прогностическая конференция целей и содержания образования. /Под ред. И.Л. Лернера, И.К. Журавлева. – М.: Из ИГТ и МОО РАО, 1994.

10. Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и верн. / Педагогика – 1998. – С. 17-22.

11. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1989.

 

Тема 5. Государственный образовательный стандарт начального образования.

Задание 1. Подготовьте сообщение (на выбор)

а) образовательная область «человек»

б) образовательная область «Общество»

в) оценка выполнения требований стандарта начального образования.

г) особенности составления тестовых заданий и их проведение.

Литература:

  1. Государственный образовательный стандарт начального образования (любое издание).
  2. Подласый И.П. Педагогика начального образования. – М.: Владос, 2002.

 

Тема 7. Формы обучения.

Задание 1. Составьте схему «Традиционные и нетрадиционные формы обучения».

Задание 2. Проанализируйте алгоритм подготовки к уроку, разработанный Ю.Л. Львовой, выскажите свое отношение к нему.

Задание 3. Начало и конец урока довольно сложные по своей организации структурные компоненты. Подберите на ваш взгляд, наиболее эффективные из них обоснуйте ваш выбор (Лещинский В.М., Кульпевич С.В. Учимся управлять собой и детьми – М.: Владос, 1995).

Задание 4. Напишите аннотацию на книгу: культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой – М.: Роспедагенство, 1997.

Литература:

1. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя – М.: Пед. общество России, 2001.

2. Зотов Ю.Б. Организация современного урока – М.: Просвещение, 1984.

3. Опищук В.А. Урок в современной школе. – М.: Просвещение, 1986.

4. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М.: Просвещение, 1992.

5. Якиманская И. и др. Личностно-ориентированный урок, планирование и технология проведения. // Директор школы. – 1998. - № 3.

 

Тема 8. Контроль и оценка результатов обучения.

Задание 1. Составить схему «Виды, формы и методы контроль»

Задание 2. Составьте схему «Критерии оценки результатов учебной деятельности»

Задание 3. Подготовьте сочинение – рассуждение «Безоточное обучение Ш.А. Амонашвили».

Задание 4. Оценка знаний в традиционной и развивающей системах обучения. (Провести сравнительный анализ).

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников – М., 1984.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1986.

3. Бардиан К.В. Как научить детей учиться. – М., 1989.

4. Вантеева Л.Д. Компьютерное тестирование как одна из форм контроля в начальной школе. // Начальная школа – 1999. - № 5.

5. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. // Начальная школа. – 1999. - № 4.

6. Фридман Л.М. и др. Психологическая наука – учителю. – М., 1985.

7. Цукерман Т.А. Оценка без отметки. – Москва – Рига, 1999.

8. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Москва – Рига, 2000.

 

Тема 10. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе.

Задание 1. Проведите сравнительный анализ концепций традиционной системы обучения и развивающих систем обучения Занкова Л.В. и Давыдова В.В.

Ответьте на вопросы:

а) задачи развития учащихся в сравниваемых концепциях

б) решение задач развития в этих концепциях

в) диагностика развития младших школьников в указанных концепциях.

Задание 2. Подобрать методики определяющих обученность, обучаемость, воспитанность – воспитуемость, развитие – развитость младших школьников.

Литература:

1. Ингенками. Педагогическая диагностика. – М.: Педагогика, 1991.

2. Семушкина Л.И. и др. Оценка результатов учебной деятельности учащихся. Методические рекомендации. – Магнитогорск, 1997.

3. Подласый И.П. Педагогика начального образования. – М.: Владос, 2002.

4. Репкин В.В. и др. Оценка сформированности учебной деятельности. – Томск, 1999.

5. Цукерман Г.А. Оценка без отметки – М.: Москва – Рига, 1999.

6. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться. – Москва – Рига, 2000.

Программа самоизучения.

Мировоззрение и идеалы. Какова главная цель в твоей жизни? О чём ты мечтаешь?

Нравственно-волевая воспитанность. Какие качества людей ты считаешь самым ценным? Какие - самыми непростительными? Выпиши слова, означающие положительные и отрицательные качества, в два столбика по значимости. Кто твой любимый герой и киногерой? Кому ты хотел бы подражать? Кто твои друзья? Как ты относишься к людям? Чего в них, по-твоему, больше: положительного или отрицательного?

К какой группе ты отнесёшь себя:

1) всегда доволен собой, гордишься и любуешься собой, на замечания товарищей обижаешься, сверстников считаешь ниже себя по уму и подготовке; 2) восхищаешься многими товарищами по школе, а в себе: видишь только плохое; 3) недоволен собой, но и среди товарищей не видишь достойных уважения, готов признать свои ошибки, но и другим не прощаешь оплошностей; 4) недоволен отдельными своими недостатками, но уважаешь себя за верность слову, силу воли; недостатки товарищей тебя волнуют, и ты ищешь повод, чтобы дать им добрый совет?

Сколько из задуманных тобой дел доведено до конца в течении года, месяца, недели? Выдержан ты или вспыльчив, решителен или нет, скромен или хвастлив, можешь ли ты противостоять дурному влиянию? Умеешь ли без обиды подчиниться товарищу, а также без гордости распорядиться общественными делами и организовывать коллективную работу?

Способности и интересы. Что тебя интересует больше всего: наука, искусство или практическая деятельность? Чем ты овладеваешь наиболее легко? Какие книги ты читаешь?

Отношение к труду. К какой группе ты отнесёшь себя: 1) труд считаешь неприятной обязанностью, радуешься её окончанию, оставляешь рабочее неубранным; 2) продумываешь предстоящий труд, понимаешь, необходимость труда, радуешься результатам труда, следишь за порядком на рабочем месте; 3) работаешь с интересом, заботишься о качестве работы, думаешь, как облегчить труд, работу прекращаешь неохотно?

Задание 3. Продумайте особенности организации самовоспитания со старшеклассниками.

3.1. Объясните ребятам, почему важно научиться управлять собой.

3.2. Разработайте программу самовоспитания для старшеклассников.

3.3. Какие приёмы стимулирования охарактеризованы в текстах?

ТЕКСТ 1. «Я встану в шесть часов и буду бодрым», «Я одолею немецкий язык» и т.д. В нужный момент он повторяется несколько раз.

ТЕКСТ 2. Оглянитесь назад, вспомните свои успехи. Значить, вы многое можете и поэтому должны быть уверены в успехе.

ТЕКСТ 3. Попросить товарища последить за вами и напомнить о принятом решении. Рассказать в классе о своих обязанностях в учебной, трудовой и общественной работе. Выслушать советы товарищей. Подойдите за советом к старшим.

ТЕКСТ 4. Ежедневно подводите итоги работы над собой. Выясните, что удалось и чего не удалось сделать и почему. Подумайте, как устранить помехи. Ведите дневник, где откровенно и искренне пишите все о себе и людях. Начиная свой дневник, Л.Н. Толстой писал: «В дневнике должны находиться таблица правил и в дневнике должны быть определены мои будущие действия».

3.4. Мы знаем, что дневник вели К.Д.Ушинский, Н.Г. Чернышевский, Ч. Дарвин, И.В. Мичурин, Н.Н. Миклухо-Маклай, И.Д. Папанин и многие другие выдающиеся люди. Какая роль дневника?

3.5. Составьте формулу самовнушения, если цель самовоспитания - выработать привычку точно соблюдать режим дня.

3.6. Как правильно сказать при аутотренинге: «Я смел и решителен» или «Я не испытываю страха?» И почему?

Литература.

1. Алякринский Б.С. Беседа о самовоспитании.- М.: 1977.

2. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школьников.- М.: Просвещение, 1975.

3. Леви В.Л. Искусство быть собой.- М.: Знание, 1973.

4. Леви В.Л. Искусство быть другим.- М.: Знание, 1981.

5. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство. Вдохновение.- М.: Просвещение, 1986.

6. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности.- М.: Мысль, 1984.

7. Семёнов В.Д. Быть собой.- Знание. Педагогика и психология. №2, 1989.

Литература

Безрукова В. С. Педагогика. Екатеринбург, 1996.

Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990.

Классному руководителю /Под ред. М. И. Рожкова, М., 2001.

Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика

проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.- метод. пособие. М„ 2001.

Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2001.

Титова Е- В. Если знать как действовать. М., 1993.

Шмаков С. А, Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994.

Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии., 2000

Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М., 2003

 

Литература

1. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей //Педагогика.1998. № 3

2. Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985

3. Д армодехин С. В. Семья и государство // Педагогика. 1999. № 1.

4. Классному руководителю /Под ред. М. И. Рожкова. М., 2001.

5. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Под науч. ред. М. И. Щипицыной. СПб., 2000.

6. Макоренко А. С. Книга для родителей. Пед. соч.: Б 8 т. Т. 5. М., 1 985.

7. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М., 1999.

8. Образование родителей и школа /Под ред. Л. Г. Петряевой. М., 1999

РАЗДЕЛ IV. Социализация личности ребенка в системе начального образования

Тема 1. Понятие о сущности социализации личности младшего школьника.

Задание 1. На основе изучения специальной литературы подготовить словарь терминов – понятий по проблеме социализация личности.

Задание 2. Подготовить реферат на тему «Философские, психологические и педагогические основы социализации.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск., Университетское издание. 1990.

2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. /Педагогика, 1995, № 4.

3. Голованова Н.Ф. Социализация личности младшего школьника. М., 1997.

4. Михайлов Ф.Г. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990.

5. Мудрик А.В. Социализация и «смутное» время. – М.: Знание, 1991.

6. Платонов Ю.Д. Этническая социальная психология «Учебная пособие. СПб. Изд.СПб, ГУ, 1993.

7. Социальные ориентиры обновления: общество и человек /Под общ. ред.Т.И.Заславской – М.: Политиздат 1990.

8. Школьник Г.И. От единого мировоззрения к личностным ценностям. // Педагогика, 1994 № 5.

9. Шевандрин Н.П. Социальная психология в образовании. М.: 1992.

 

Тема 2. Современные концепции социализации личности.

Задание 1. Подготовить реферат на тему (по выбору).

  1. Диалектико-материалистическая теория социализации личности.
  2. Адаптационная концепция социализации.
  3. Ролевая концепция социализация.
  4. Концепция социального научения.
  5. Антропософская концепция социализации.

Литература:

  1. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности: Личность как субъект и объект общественных отношений. М.: Изд. МГУ, 1994.
  2. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания.//Новое педагогическое мышление /Под ред. А.В.Петровского – М.: Педагогика, 1989.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
  4. Голованова Н.Ф. Социализация личности младшего школьника. – М., 1997.
  5. Шевандрин А.П. Социальная психология в образовании. – М.: 1998.

 

Тема 3. Психолого-педагогические основы социализации личности младшего школьника.

Задание 1. Подготовить для учителей начальных классов сообщение. (на выбор)

  1. Особенности социализации личности младших школьников.
  2. Классный коллектив как среда для социализации личности ребенка.
  3. Роль семьи в социализации личности ребенка.

Задание 2. Подобрать литературу для родителей по проблеме. «Детско-родительские отношения и их роль в воспитании ребенка.

Задание 3. Напишите аннотацию на работу Илина Г.Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте психологии образования //Вопросы психологии, 1992, № 3-4.

Литература:

  1. Гордон Л.Ю. Взаимосвязь общественной и природной сущности воспитания. //Советская педагогика., 1991, № 5.
  2. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, Деловая книга, 1995.
  3. Лихачев Б.Г. Воспитание необходимости и свобода. //Педагогика 1994, №2.
  4. Шепель В.М. Поиск новой парадигмы воспитания.//Советская педагогика. 1991, №7

Тема 4. Методики определения социальной активности младших школьников.

 

Задание 1.: Подобрать методики изучения когнитивнно, эмоционального, поведенческого компонентов социализации личности младших школьников.

Литература:

  1. Габай
  2. Рогов Р.В. Настольная книга практического психолога образования. – М.: 1998.
  3. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. – М.: 1995.

 

РАЗДЕЛ V. История воспитания и начального образования в России

Тема Вид деятельности
1. Влияние на характер воспитания детей природных, исторических условий, религии Чтение и реферирование монографий и статей, составление конспектов. Заполнение сравнительной таблицы
2.   Народная педагогика. Воздействие на детей быта, общественного уклада жизни, обычаев, обряда, традиций. Средства народной педагогики. Чтение и реферирование монографий и статей, составление конспектов, подготовка практических образцов дидактических материалов и игр Подготовка к собеседованию по изученной теме
3. История образования, школы и педагогической мысли в Киевской Руси и Русском государстве (до 18 в.). Школьное дело в 13-17 вв., различные типы начального обучения. Чтение статей, составление конспектов. Подготовка сочинений-размышлений, составление кроссвордов, определённых содержанием курса.
4. Школа в 18 в. Особенности домашнего воспитания в дворянских семьях. Типы народных школ. Чтение статей, составление конспектов. Оформление таблиц и схем, определённых содержанием темы. Разработка проблемных и программированных вопросов по изученным разделам темам курса.
5. Школа и педагогика России к.19-нач.20 вв. Типы народных школ. Подготовка учителя народной школы. Подготовка к проведению имитационной деловой игры. Чтение и реферирование монографий и статей, составление конспектов.
6. Выдающиеся деятели народной начальной школы в России. Идеи свободного воспитания в начальном образовании. Реферирование предложенных источников, составление конспектов. Составление опорного конспекта. По проблеме.

 

 

II.5. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

РАЗДЕЛ I. Теория и методика обучения детей младшего школьного возраста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.066 с.)