Что входит в состав отдельных видов экономических ресурсов? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что входит в состав отдельных видов экономических ресурсов?



Что входит в состав отдельных видов экономических ресурсов?

Виды ресурсов Состав ресурсов
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы; сокращенно – земля
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ люди с их способностью производить товары и услуги; сокращенно – труд
КАПИТАЛ в форме денег и ценных бумаг, т.е. финансовый капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ способности людей к организации производства товаров и услуг; сокращенно – предпринимательство
ЗНАНИЕ знания, необходимые для хозяйственной жизни (вырабатываются прежде всего наукой и распространяются, главным образом, через образование)

 

Ответьте на следующие вопросы:

Почему экономические ресурсы ограничены, а экономические потребности

Безграничны?

В жизни мы часто сталкиваемся с тем, что экономические ресурсы ограничены, в то же время экономические потребности безграничны. Это сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций – безграничность потребностей и ограниченность ресурсов – образует основу всей экономики. В сущности, это наука, «изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить», или, говоря по-другому, она «исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека»

 

В чем заключается сущность взаимопереплетения экономических ресурсов?

Ресурсы теснейшим образом взаимосвязаны. Например, такой экономический ресурс, как знания, задействуется, когда стремятся использовать природные ресурсы более рационально на

основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса,

как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию

работников, которая зависит прежде всего от полученных ими в ходе образования знаний. Знания

(прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования,

т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы подвижны, они могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно).

Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса: капитал (особенно денежный) и знания.

Взаимосвязанность ресурсов и мобильность отчасти отражают их другое свойство –

взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна,

то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные

природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).

Капиталом?

Трудовые ресурсы – один из пяти выделяемых экономической теорией экономических ресурсов. Он, так же как и прочие ресурсы, подчиняется законам спроса и предложения на соответствующем рынке, рынке труда. Вместе с тем этому ресурсу, как, впрочем, и механизму рынка труда, присущи некоторые существенные особенности. В частности, предпринимательство и труд являются не только объектами, но и субъектами хозяйственной деятельности. Так, работник: может активно и существенно влиять на рынок труда (например, через профсоюзное движение, через стачечную борьбу, через переговорный процесс с работодателями). Это обусловливает серьезные особенности функционирования рынка труда по сравнению с остальными рынками. Личностный, субъективный характер трудовых ресурсов во многом определяет и более заметное влияние государства на этот рынок.

Важным понятием, тесно связанным с трудовыми ресурсами, является человеческий капитал. В экономической теории под ним понимается накопленная стоимость всех видов расходов на образование и культуру, здоровье, подготовку и переподготовку трудовых ресурсов, т.е. на поддержание их интеллектуального и физического состояния на уровне современных требований производства. В отличие от доминировавших ранее представлений, что такого рода расходы являются издержками, в условиях научно-технической революции они рассматриваются как ключевые инвестиции в экономический рост. Инвестиции в человеческий капитал – это аналоги инвестиций в машины и оборудование.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Земельных?

Понятие земных ресурсов шире, чем понятие почвенных ресурсов, т.к. включает наряду с ведением сельского хозяйства и ряд других возможных форм использования. Соответственно, к числу важнейших характеристик земельных ресурсов, наряду с плодородием почв, относятся также характер рельефа (абсолютные и относительные отметки, уклоны), литология поверхностных отложений, растительный покров и др. При этом каждая характеристика

может оцениваться с разных точек зрения: для сельского хозяйства наиболее

благоприятны выровненные, низменные территории, с поверхности сложенные

плодородными почвами, для строительства важны другие характеристики:

просадочность, закарстованность, подверженность другим экзогенным процессам, для рекреационных целей может быть более благоприятен горный рельеф.

Земельные ресурсы являются практически невозобновимыми: площадь суши

достаточно стабильна (вековые старания голландцев – лишь исключение, подтверждающее это правило). Эрозия и другие деструктивные процессы, не уменьшая общую площадь, сокращают площади территорий, пригодных для тех или иных целей.

Плодородие почв, т.е. способность обеспечивать растения необходимым количеством питательных веществ, воды и воздуха, может быть легко утрачено за счет эрозии, застройки, замусоривания территории, а восстановление требует очень больших усилий и времени, несопоставимого с продолжительностью жизни человека.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4

1. Что имел ввиду английский ученый средневековья Роджер Бэкон, говоря:

«Знания – сила»?

Знаменитый английский ученый срёдневековья Роджер Бэкон (1214–1294), подчеркивая, что знания увеличивают власть человека над природой и приносят ему практическую пользу, изрек афоризм: «Знания – сила». По мнению Бэкона, получение знаний возможно прежде всего через науку

Что такое информация?

Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5

Что входит в состав отдельных видов экономических ресурсов?

Виды ресурсов Состав ресурсов
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы; сокращенно – земля
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ люди с их способностью производить товары и услуги; сокращенно – труд
КАПИТАЛ в форме денег и ценных бумаг, т.е. финансовый капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ способности людей к организации производства товаров и услуг; сокращенно – предпринимательство
ЗНАНИЕ знания, необходимые для хозяйственной жизни (вырабатываются прежде всего наукой и распространяются, главным образом, через образование)

 

Ответьте на следующие вопросы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.008 с.)