Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сопутствующие внешнеэкономические преступления
Итак, обозначив группу из пяти таможенных преступлений (точнее сказать - статей УК РФ) как единый комплекс, основанный на уголовно-правовом и уголовно-процессуальном критерии, можно было бы предположить, что эта группа удовлетворяет целям криминалистической классификации преступлений и соответственно может служить единственным и достаточным основанием формирования комплекса методических криминалистических рекомендаций по расследованию преступлений в сфере ВЭД. Но этот вывод был бы преждевременным, не основанным на учете современных закономерностей преступной деятельности в сфере ВЭД, с одной стороны, и нынешнего состояния практики раскрытия и расследования этих преступлений - с другой стороны. Напомним, что важнейшей особенностью преступности в сфере ВЭД является ее организованный, профессиональный и комплексный характер. Таможенные преступления в практике практически всегда сопряжены с совершением нескольких сопутствующих экономических, служебных и иных преступлений. Так, следователь по особо важным делам Волго-Вятской транспортной прокуратуры И.Ю. Смотраков, обобщая собственный богатый опыт расследования дел о "торговой" контрабанде (нефтепродуктов, металла и др.), справедливо отметил, что наиболее масштабные контрабандные операции невозможны без участия в них целых организованных преступных групп, в которые могут входить руководители и работники добывающих предприятий, заводов-переработчиков, железной дороги и других предприятий транспорта, торговых организаций, банков и т.п. Сверхдоходы контрабандистов тратятся не только "на красивую жизнь", но и используются для подкупа служащих различных ведомств и уровней, без которых зачастую сама эта противозаконная деятельность просто невозможна. Тем самым контрабанда в торговом обороте - один из мощнейших источников коррупции - этого бича современной России.
Преобладающими в таких совокупностях являются сочетания (связи) таможенных преступлений с тремя группами сопутствующих: - преступления в сфере экономики: § хищения (ст. ст. 158 - 160, 163 - 164 и др.), § налоговые преступления (ст. 198, 199 УК РФ), § в сфере предпринимательства (ст. ст. 171 - 175 УК РФ), § против интересов кредиторов (176 - 177, 195 - 197),
§ преступления, нарушающие установленный порядок обращения денег и ценных бумаг (185 - 187), § связанные с проявлениями монополизма и недобросовестной конкуренции (178 - 180, 182 - 184); - служебные преступления, то есть должностные преступления (гл. 30 УК РФ): § преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ), § должностные преступления в сфере предпринимательства (ст. 169 - 170, п. "в" ч. 2 ст. 174, п. "в" ч. 2 ст. 174.1 УК РФ и др.);
- иные сопутствующие. Вторая группа не случайно обозначена нами как "служебные преступления". Этот термин, предложенный уголовно-правовой наукой, наиболее полно обозначает соответствующий перечень преступных деяний, чего нельзя сказать о некоторых смежных понятиях, например: "должностные" или "коррупционные" преступления. Под должностными в уголовно-правовой литературе по сложившейся традиции принято понимать только деяния, предусмотренные гл. 30 УК РФ "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". В криминологической литературе коррупционные преступления характеризуют подкупом - продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.
Термин же "служебные преступления" применяется в ряде научных работ для объединения в единую группу должностных преступлений и преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ).
Практическим работникам хорошо известно, что корыстная заинтересованность далеко не всегда имеет место по делам о служебных преступлениях, а если и присутствует, то трудно доказуема. Соответственно "иная личная заинтересованность" часто вменяется в вину субъектам этих преступлений как "альтернативный мотив".
Аналогичная проблема имеет место и по делам о должностной халатности (ст. 293 УК РФ), состав которой также не относится к категории "коррупционных". Но в практике борьбы с экономической преступностью уголовные дела с квалификацией по этой статье УК РФ весьма распространены. Часто такие дела - лишь неумелое прикрытие беспомощности следствия в доказывании умысла и корыстного мотива должностного преступника.
Однако и термин "служебные преступления" следует понимать в более широком значении, нежели только перечень преступлений, предусмотренных главами 23 и 30 УК РФ. Для целей криминалистической методики расследования к служебным преступлениям необходимо относить, например, § привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ), § незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ), § невыплату заработной платы (ст. 145.1 УК РФ), § воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ) § и ряд других основных, а часто - квалифицированных составов преступлений, предусмотренных различными главами УК РФ, где субъектом их совершения является должностное лицо либо управленец предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности. Кроме изложенного, правоприменительная практика показывает, что к числу часто встречающихся в идеальных и реальных совокупностях по делам о таможенных преступлениях относятся и иные, кроме перечисленных, посягательства: § в сфере незаконного оборота наркотиков (ст. 228 - 234 УК РФ), § оружия и боеприпасов (ст. ст. 222 - 226 УК РФ), § другие группы преступлений. Учет этих совокупностей также, на наш взгляд, крайне необходим при формировании методики расследования преступлений в сфере ВЭД. Суммируя изложенное, приходим к выводу, что к числу преступлений в сфере ВЭД, исходя из уголовно-правового основания формирования данной межвидовой (комплексной) группы, относятся: - таможенные преступления;
(Далее, для краткости, они будут обозначаться как "основная группа", "преступление из основной группы", "основной состав").
- сопутствующие экономические; - сопутствующие служебные; - иные сопутствующие.
В свою очередь, каждая группа сопутствующих преступлений может быть классифицирована как по уголовно-правовым, так и по криминалистическим критериям, причем не по одной, а, при необходимости, по нескольким ступеням конкретизации. Так, сопутствующие экономические могут быть подразделены на: сопутствующие в сфере предпринимательства, сопутствующие налоговые, сопутствующие против интересов кредиторов и др.
Среди сопутствующих должностных прежде всего мы особо выделяем должностные преступления в таможенных органах, как наиболее часто встречающуюся, организованную и общественно опасную форму служебной преступности в сфере ВЭД. Другими сопутствующими служебными могут быть: § сопутствующие должностные преступления в иных органах, регулирующих ВЭД (в службе ВЭК России, в органах Центробанка РФ и др.); § в иных правоохранительных органах (в органах МВД, ФСНП и др.); § служебные преступления управленцев коммерческих и иных организаций, функционирующих в сфере ВЭД). Среди иных сопутствующих необходимо особо выделить: - сопутствующие преступления, связанные с предметами, оборот которых в сфере ВЭД запрещен или ограничен;
- и преступления, не связанные с такими предметами. Как известно, одним из особо опасных видов контрабанды, преобразующим ее в квалифицированный, "тяжкий" состав преступления (ч. 2 ст. 188 УК РФ), является контрабанда наркотических средств и психотропных веществ, радиоактивных или взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, ядерного, химического и биологического оружия и др. Уже только приобретение, хранение, перевозка, сбыт и иные деяния, связанные с данными предметами, помимо их перемещения через таможенную границу, образуют самостоятельные составы преступления (ст. 228 - 231, 234, 220 - 226 УК РФ и др.), большинство из которых расположены в разделе IX УК РФ "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
Обстоятельствами, подлежащими доказыванию при расследовании контрабанды наркотических средств и психотропных веществ (ч. 2 ст. 188 УК РФ), являются не только факты их перемещения через таможенную границу, но и все события, связанные с предварительным незаконным завладением ими, в том числе изготовление, хищение, культивирование наркосодержащих растений и др. (ст. ст. 228, 229 и 231 УК РФ, так как ответственность за эти деяния наступает по совокупности с одним или несколькими из перечисленных составов преступлений.
К этому же перечню следует отнести, например, преступление, предусмотренное ст. 238 УК РФ, где "запрещенными предметами" являются товары и продукция, работы и услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, а равно неправомерно выданные официальные документы, удостоверяющие соответствие перечисленного требованиям безопасности (ч. 1 ст. 238 УК РФ). Многие практические работники недооценивают, а порой просто не распознают эти порой не столь "заметные" на фоне контрабанды, прочих "основных" составов, но крайне опасные преступления, не дают им должную оценку, не используют данные о них в ходе расследования. Значение выявления и расследования сопутствующих преступлений по уголовным делам о преступлениях в сфере ВЭД просто невозможно переоценить. Основная группа преступлений и три сопутствующих находятся в специфической взаимосвязи. Преступная деятельность в сфере ВЭД практически всегда связана с совершением одного или нескольких преступлений основной группы. Чаще всего это контрабанда (ст. 188 УК РФ) и/или уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ). Эти же преступления в практике чаще всего совершаются в совокупности между собой.
К основному преступлению (группе преступлений) практически по любому уголовному делу "примыкает" одно или несколько преступлений из "сопутствующих" групп, образуя при уголовно-правовой квалификации очень сложные и взаимосвязанные совокупности преступлений, имеющие важное тактическое и стратегическое значение для выбора средств, приемов и методов расследования преступлений по конкретному уголовному делу. Например, контрабандный экспорт крупной партии нефтепродуктов железнодорожным транспортом практически всегда сопряжен с уклонением от уплаты таможенных и налоговых платежей со стороны участника ВЭД, чаще всего сопряжен с лжепредпринимательством либо хищением, отмыванием денег и др. (сопутствующие экономические преступления), практически невозможен без соучастия таможенника (злоупотребления, взяточничество, служебный подлог, то есть сопутствующие служебные преступления), совершается с использованием поддельных документов (ст. 327 УК РФ), часто бандой, преступным сообществом (ст. ст. 209, 210 УК РФ) (иные сопутствующие преступления) и т.д. Знание следователем этих особенностей предопределяет специфику: предмета доказывания (ст. 73 УПК РФ), выдвижения версий, первоначальных и последующих следственных действий, проведения обязательных тактических операций, тактику допросов, задержания и т.д. Например, если в ходе расследования либо проведения ОРМ до возбуждения уголовного дела выявлен факт контрабанды нефтепродуктов, то обязательной проверке подлежит версия о соучастии в преступлении должностного лица таможенного органа, версия о незаконном происхождении (приобретении) предмета перемещения (хищение нефтепродуктов, лжепредпринимательство и т.д.), версия об уклонении от уплаты таможенных и налоговых платежей, другие версии. Соответственно к числу обязательных тактических операций следует отнести операцию по выявлению сопутствующего служебного преступления и т.д. Из перечней и схемы видно, что объединить столь разнородные преступления в рамках единой классификационной группы для создания методики расследования было бы невозможно, да и нецелесообразно, если бы не применение специфического криминалистического признака, свойства, критерия. Единство, взаимозависимость и взаимообусловленность основной группы преступлений (таможенные) с сопутствующими преступлениями, в целях разработки комплексной криминалистической методики, подтверждается специфическим криминалистическим критерием общности - сферы внешнеэкономической деятельности, к рассмотрению которой мы и переходим.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.016 с.) |